МОУ «Школа №123 города Донецка»
Урок в 8 классе по биологии в форме эвристической беседы на тему:
Учитель-разработчик:
Терещенко Светлана Анатольевна,
учитель биологии
МОУ «Школа №123 города Донецка»
Донецк
2021
Цель урока:
углубить представления обучающихся об иммунитете, познакомить с теориями иммунитета, с достижениями современной медицины в борьбе с инфекциями;
развивать воображение, мыслительные способности обучающихся;
убедить в необходимости соблюдать санитарно-гигиенические нормы.
Оборудование: таблицы «Строение и формы бактерий», «Формы и виды иммунитета», презентации обучающихся «Инфекционные заболевания».
Тип урока: урок изучения нового материала в форме эвристической беседы.
Девиз: «Всякому действию тела на другое всегда соответствует равное и противоположно направленное действие второго тела на первое».
Третий закон Ньютона.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Блиц-опрос по крови.
Мотивация учебной деятельности.
Каждый день,встречаясь с людьми,мы говорим: «Здравствуйте!» Это волшебное слово, которое на Руси означало пожелание здоровья. А для человека здоровье –это главная ценность.Сейчас у нас очень тяжелая эпидемическая обстановка. Мир охватила жестокая пандемия Тысячи людей умирают ежедневно.Почему одни люди болеют ,а другие нет?( Иммунитет,закаленность,питание ,зож ) Как не заболеть в этих условиях? Что такое иммунитет и как уберечься от тяжелых инфекций? Давайте разберемся на сегодняшнем уроке.Человечество сталкивалось с о смертельно опасными инфекционными болезнями с незапамятных времен.
В течение многих веков от таких болезней как чума, холера, чёрная оспа, проказа люди гибли десятками тысяч. Они не знали, как спастись от массовых заразных заболеваний – эпидемий. Казалось невозможным остановить распространение эпидемий, которые охватывали быстро большие территории, перебрасывались из страны в страну.
Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 миллионов человек. В XIV веке в Европе погибла одна четверть населения – 10 миллионов. Чуму называли чёрной смертью.
Не менее опасна оспа. В XVIII веке в Западной Европе ежегодно умирало от оспы 400 тысяч человек. Особой приметой считалось «Знаков оспы не имеет». Люди с гладкой кожей без оспенных рубцов, считались редкостью. Оспы называли красной смертью.
Белый мор сопровождает человека с самых древних времён. На египетских мумиях находят признаки туберкулёза. Гиппократ хорошо знал туберкулёз, а в XVIII веке от туберкулёза умирал каждый седьмой житель Европы.
Задачи урока.
Как объяснить эпидемии?
Почему не все люди болеют во время эпидемий?
Почему после перенесенных некоторых заболеваний люди больше ими не болеют?
Что такое прививки и иммунитет?
Попытаться пройти исторический путь научного знания – путь тяжёлой героической борьбы, усеянный ошибками и успехами.
Объяснение нового материала.
О
тправной точкой нашего пути будет 1680 год – год, когда впервые Антони ван Левенгук впервые увидел живую клетку. Его микроскоп стал волшебной дверью, которая открыла перед человечеством доселе невиданную страну… Какую? (Страну невидимок.) Мы с полной уверенностью можем сказать, что Земля – планета … Кого? (Ответ обучающихся: Микроорганизмов, так как они есть везде, всё кишит ими. Они сопровождают человека от рождения до смерти.)
Кто же является виновником страшный эпидемий? (Ответ обучающихся: Бактерии, вирусы, простейшие. Враги, которые не видимы, а потому бороться с ними крайне тяжело).
Но как бы Вы доказали, что именно микробы, вирусы вызывают ту или иную болезнь? (Ответ обучающихся: Взять с больного органа, ткани и заразить здоровое подопытное животное, если признаки болезни проявятся, значит, именно этот возбудитель вызывает болезнь:
сибирскую язву – палочка;
ч
уму – чумная палочка;
туберкулёз – палочка Коха;
грипп, оспу – вирусы
холеру – холерный вибрион;
столбняк – столбнячная палочка;
проказу (лепру) - микобактерия.
Врага узнали – как с ним бороться? Бактерии погибают от кипячения, действия спирта, дезинфекции, но погибнет и человек.
Как это произошло, расскажет группа историков-биологов:
Спасение нашёл молодой сельский доктор Эдвард Дженнер – англичанин. Однажды к нему на приём пришла больная крестьянка. После осмотра он сказал ей, что, по-видимому, у неё натуральная оспа. Она уверенно возразила, что этого быть не может.
- Но почему?
- Потому, что я недавно переболела коровьей оспой. А после неё, как утверждает молва, человеческая оспа не пристает.
Её слова произвели на врача глубокое впечатление. Он подумал: «Коровья оспа протекает несравненно легче натуральной. А что если коровьей оспой заразить здорового человека тем самым обезопасить его от натуральной.»
Но это предположение надо было проверить. Дженнер втирал людям жидкость из оспенных пузырьков через надрезы кожи.
В 1796 году Э. Дженнер перед собранием врачей привил здоровому ребёнку – восьмилетнему мальчику коровью оспу, а через шесть недель заразил натуральной. Мальчик не заболел. С тех пор прививочный материал – убитые или ослабленные микробы, вирусы - используемый для выработки невосприимчивости к инфекциям, принято называть вакциной. (От латинского vacca – корова, хотя современные вакцины отношения к коровам не имеют. Это слово прочно закрепилось в словаре медиков.)
А как быть с болезнями, которыми болеют и животные, и люди одинаково тяжело? Например, сибирская язва, бешенство. Нужно как-то ослабить возбудителей, но как? (Многократным высушиванием, действием неблагоприятных условий)
Об истории этого открытия расскажет группа «микробиологов»:
История этого открытия принадлежит замечательному французскому микробиологу Луи Пастеру. Случайно, работая со старой, завалявшейся культурой куриной холеры, он увидел, что куры, заражённые ей, не заболели тяжело, а перенесли её легко.
Так Луи Пастер избавил человечество от сибирской язвы при t = 42С в течение 12-20 дней, бактерии слабели. Потом он объявил войну вирусу бешенства. Бешенство передавалось через укусы бешеных животных. Спасения от бешенства не было – умирали все без исключения. При бешенстве поражается нервная система, появляются судороги, параличи, спазмы глоточной и дыхательной мускулатур. Даже при виде воды, при попытке проглотить слюну – спазмы (водобоязнь).
Для получения вакцины он высушивал мозг больного 14 дней, потом заражал здоровых собак, те оставались живы. Но это были опыты на собаках.
В 1885 г. Л. Пастеру привезли мальчика, искусанного бешеной собакой. Он был обречён. Пастер решился сделать ему прививку. Мальчик был спасён.
Что же происходит в организме после введения в него ослабленных микробов?
Рассказ группы «иммунологов»:
А эту тайну открыл для людей в 1883 г. наш замечательный микробиолог, зоолог И.И. Мечников, работая с прозрачными личинками морских звёзд. Он обратил внимание на клетки амёбовидные, которые блуждали по телу, захватывали частички краски, которые вводил учёный. Он стоял на пороге открытия.
Своё открытие он проверил следующим образом. Сорвал несколько шипов розы, загнал их под кожу личинок морских звёзд, а утром увидел, что заноза окружена подвижными клетками - пожирателями микробов точно также, как в теле человека. Эти клетки он назвал фагоцитами – белые клетки крови лейкоциты. Это защитники человека. Они борются не только с вторженцами, а и с собственными отмирающими клетками. (У головастиков лягушек есть хвост. Куда он девается? – Он переваривается фагоцитами.) Это вторая линия обороны организма. А первая – неповреждённая кожа человека. Это клеточная теория иммунитета.
Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекциям и сохранение генетического постоянства клеток, защита организма от всего чужеродного.
Однако, как показали исследования Пауля Эрлиха, немецкого бактериолога, сыворотка, взятая у привитых животных, прекрасно убивает возбудителей болезни. Почему? Ведь в сыворотке нет фагоцитов, нет эритроцитов? – Значит в крови привитого животного появляются вещества, способные убивать микробов. Их назвали – антитела, а чужеродные химические вещества и живые организмы, вызывающие образование антител – антигенами. Это третий заслон на пути микробов. Обоим учёным присуждены Нобелевские премии.
А теперь запишем схему классификации иммунитета (пытаются по книге самостоятельно, а потом сверить с обратной стороной доски)
И
ммунитет
Естественный Искусственный
врождённый приобретённый активный пассивный
(от матери) (после болезни) (прививка) (сыворотка, когда
нужна немедленная помощь)
Механизм иммунитета
Работа с терминами.
Как же помочь своему организмуми. в борьбе с инфекциями? Ответят наши фитотерапевты
Фитотерапия-это лечение растениями. Растения богаты витаминами и другими биологически активными веществами,которые повышают иммунитет:
1.Алоэ.
Богато ферментами.Сок используется для повышения иммунитета и при воспалении кожи и горла.
2.Лимон.
Богат витамином Си В эфирными маслами.Используют для повышения иммунитета Сок растения и кору используют при заболеваниях горла
3.Лук.
Содержит эфирные масла,которые убивают бактерии,а также вит.С и В. Повышает иммунитет,используется для профилактики простуды.
4.Чеснок.
Богат фитонцидами.Его сок повышает иммунитет.
5.Малина ,мята,черная смородина,липа,петрушка ,укроп,шиповник,морковь.
Повышают иммунитет.Используют и как противовоспалительное средство
Группа иммунологов даст нам свои рекомендации
1Витамины.
2.Спорт.
3Хорошее настроение..
4.Свежий воздух.
5.Сон.
6.Солнце.
7.Вода.
Это лучшие друзья иммунитета.
В условиях эпидемии необходимо:
.соблюдать масочный режим,дистанцирование,вакцинация,соблюдение санитарно-гигиенических норм,полноценное питание,избегать посещение мест массового скопления людей- соблюдать карантин.
Закрепление (мозговой штурм)
В 1346г. татары окружили город Танаис (Азов). Население бежало в крепость Каффу (Феодосия). Во время осады в татарских войсках вспыхнула чума. Как этот неблагоприятный фактр использовали татары? (Как биологический способ борьбы с неприятелем. При помощи военных орудий-катапульт они забрасывали за крепостные стены погибших от чумы мертвецов. Так распространилась чума по всей Европе – население бежало: часть в Стамбул, Италию, остальная часть – умерли).
Гостей, которые прибывали в средние века в богатый торговый город Венецию, 40 дней держали на острове, прилежащем к Венеции. Зачем? (Чтобы не занесли чуму.)
Кто виноват при инфекционных болезнях?
Как это доказать?
Как помочь организму?
Что такое иммунитет, его виды?
Как борется организм?
Кто виноват в трагедии жизни прокажённых? (Чтение отрывка из хрестоматии)
Назовите выдающихся микробиологов, которые спасли человечество от страшных болезней.
Назовите теории иммунитета.
Каких организмов на Земле больше всех?
Зачем в конце XVIII века на площади рядом с врачами, делавшими прививки от оспы, находился в телеге телёнок? (Для получения струпьев коровьей оспы.)
Если в пробирку с микробами дифтерии внести сыворотку крови человека, который переболел этой болезнью, то колонии микробов склеятся и выпадут в осадок. Почему микроорганизмы погибли, ведь в сыворотке нет защитных клеток крови – лейкоцитов?
14.В семье Натальи брат заболел пневмонией .Что делать?
Рефлексия.
Что узнали нового?
Что запомнилось больше всего?
Пригодятся ли вам знания урока?
Понравился ли урок?
Итоги урока.
Сегодня на уроке вы узнали много нового. Теперь знаете, что такое эпидемия, пандемия, прививка, профилактика заболеваний, познакомились с работами учёных. Побывали в роли специалистов. Вы очень хорошо поработали, использовали много литературы, готовясь к выступлениям. Я вас всех благодарю. Урок окончен.
Желаю вам всем крепкого здоровья!
Домашнее задание: изучить § 16 учебника, подготовить памятку «Как укрепить иммунитет» или сообщение «Какие опасности подстерегают микробов в путешествии по организму человека.»
11