СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Терминологический литературоведческий словарь"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведены все необходимые определения, которые могут понадобиться в тестовых заданиях и в написании всех сочинений.

Просмотр содержимого документа
«"Терминологический литературоведческий словарь"»


Словарь литературоведческих терминов



  1. Аллего́рия – абстрактное понятие через конкретный образ

  2. Аллитера́ция – повторение одинаковых согласных звуков

  3. Ассона́нс – повторение одинаковых гласных звуков

  4. Ана́фора – повтор одинаковых слов в начале каждого предложения/строфы

  5. Антите́за - противопоставление

  6. Антагони́зм – явление, когда персонаж (антагонист) или группа)) активно противодействует протагонисту

  7. Автоло́гия – художественный прием образного выражения посредством бытового языка

  8. Антифра́зис – использование слов или выражений в противоположном ему смысле (не путать с иронией/сарказмом!)

  9. Бе́лый сти́х – нерифмованный прием стихосложения

  10. Варвари́зм – слово/оборот речи, заимствованный из чужого языка

  11. Верли́бр – современная система стихосложения – граница между стихотворением и прозой, характеризуется отсутствием рифмы и четкой стилистики (использовал Маяковский)

  12. Вульгари́зм – аналогия просторечию, грубые и неприемлемые в поэтической речи слова (использовал Маяковский)

  13. Града́ция – стилистический прием расположения слов/выражений по возрастающей значимости

  14. Гроте́ск -смешение в образе реального и фантастического, трагического и комического; используется для выражения творческого замысла

  15. Гипе́рбола - средство художественной выразительности, основанное на сильном преувеличении

  16. Диалекти́зм – слово, заимствованное из местного говора

  17. Зву́копись или звукоподражание – прием усиления текста путем звукового построения фраз, стихострок, которые соответствовали бы изображаемому явлению

  18. Завя́зка – один из компонентов композиционного целого; событие, определяющее возникновение основной точки сюжета (конфликта)

  19. Интерпрета́ция – индивидуальное видение автором проблемы

  20. Инве́рсия – стилистический прием нарушения грамматической последовательности слов, перестановка частей речи

  21. Истори́зм – способность литературы передавать живой облик исторической эпохи через конкретные человеческие образы/события

  22. Коллизи́я – явление, порождающее конфликт, противоречия характеров героев

  23. Кульмина́ция – наивысшая точка конфликта

  24. Лито́та - средство художественной выразительности, основанное на сильном преуменьшении

  25. Лейтмоти́в – ведущий мотив, конкретный образ, многократно повторяющийся и проходящий через все творчество

  26. Мета́фора – художественный прием, заключающийся в скрытом сравнении одного явления с другим на основании их внутреннего или внешнего сходства; в просторечии определяется как переносное значение

  27. Метони́мия – художественный прием, основанный на замене одного слова на другое, имеющего причинную связь с первым

  28. Моти́в – сущностный для понимания авторской концепции элемент/деталь

  29. Наро́дность – отражение в литературе народной жизни

  30. Неологи́зм – новообразованное слово

  31. Оксюморо́н – художественный прием, основанный на сочетании противоположных по значению слов

  32. Оне́гинская строфа – уникальная строфа, созданная А. С. Пушкиным и нашедшая отражение в его одноименном романе – 14 строк 4-х-стопного ямба

  33. Олицетворе́ние – художественный прием, основанный на приписывании неодушевленному предмету живого

  34. Психологи́зм – средство создания психологического портрета героя; совокупность средств в литературе, используемых в целях передач внутреннего мира героев

  35. Плеона́зм – стилистический прием многословия

  36. Подте́кст – «второй» смысл, вытекающий из текста, а не прямо указывающий на него

  37. Прототи́п – реальный человек, послуживший автору создать героя

  38. Параллели́зм – композиционный прием, основанный на сближении явлений по сходству

  39. Парцелля́ция – стилистический прием, когда единая фраза делится на слова, преимущественно восклицательными и вопросительными знаками

  40. Развя́зка – завершающая часть сюжета

  41. Реминисце́нция – использование выражений из других источников

  42. Сати́ра – композиционный прием, основанный на комичности, подразумевающей осмеивание социальных пороков в целях исправить нравы

  43. Сине́кдоха – художественный прием замещения слова через его часть (разновидность метонимии)

  44. Тавтоло́гия – повторение одних и тех же слов, близких по звучанию/смыслу

  45. Фа́була – череда событий, служащих основой, аналогично сюжету

  46. Эпи́фора – повторение слов в конце строки

  47. Эпило́г – заключение, сделанное после изложения главной мысли

  48. Эпи́тет – художественный прием, образное и красочное определение, подчеркивающие яркие и отличительные черты

  49. Э́ллипсис – пропуск слова, значение которого легко восстанавливается из контекста

  50. Экспози́ция - часть сюжета перед завязкой