Маршрут «Маленький ученый»
Цель: расширить представление о явлениях неживой природы-ветер.
Задачи:
Образовательные задачи:
-познакомить детей с причиной возникновения ветра;
-расширить представления о свойствах воздуха; горячий поднимается вверх (легкий, холодный опускается вниз (тяжелый).
-закрепить правила безопасного поведения с огнем.
Развивающие задачи:
-развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,
-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира,
-вызывать радость открытий, полученных из опытов,
-воспитывать умение работать в коллективе.
-умение воспринимать природу через музыку.
Материал:
Младший возраст: тазы с водой, бумажные кораблики, (веера), мелки, рассказ К.Д.Ушинского «Ветер и солнце»
Старший возраст: стеклянная бутылочка, разноцветные воздушные шарики, емкости с горячей и холодной водой, мелки, красная и синяя ленточка (для подвижной игры), рассказ К.Д.Ушинского «Ветер и солнце»
Ход маршрута.
Маршрут начинается с входа групп 6,8..
Воспитатель встречает детей в роли Мери Поппинс:
Я сегодня Мери Поппинс,
Прилетела в гости к вам.
Ветер теплый меня подхватил и сюда
С зонтом волшебным,
Так легко принес.
Дети вот вам вопрос.
Почему и отчего
Происходит это так,
Что вокруг все летит и над нами кружит
Хороводом листьев?
Он собрал все в круг,
Это ветер- наш друг!
-Я очень рада вас видеть.
Кто не ведает границ?
Он летит быстрее птиц,
Он то грозен, то мятежен,
То как, пух весенний нежен,
Кто свободней всех на свете?
Догадались? Это. (ветер)
-А вы ребята знаете, что такое ветер?
-Вы хотите узнать все о ветре?
-Для этого я ребята и прилетела к вам рассказать и показать, что такое ветер.
МЕТЕОСТАНЦИЯ
Воздух находится в непрерывном движении, и это движение называется ветром.
- Как можно узнать, дует ли на улице ветер?
Ответы детей: Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, ветер есть. На улицу можно взять с собой султанчики и вертушки. Если султанчики гнутся, а вертушки крутятся, значит, ветер дует. Можно открыть форточку: сильный ветер заставит занавески качаться, может сдуть бумажки со стола…
-Ребята а вы бы хотели узнать откуда появляется ветер?
В помещении тёплый воздух, он легкий, любит путешествовать и летать. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый, поэтому любит находиться у земли, внизу.
Воздух теплый, движется вверх, а на встречу ему, внизу, ползет другой- холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер.
- А как можно определить направление ветра?
Определить направление ветра очень просто, мы ведь его чувствуем. - Прибор, с помощью которого можно определить направление ветра гораздо точнее, чем с помощью подброшенной пыли, называется флюгером .
- Флюгеры бывают разные. Общим в их устройстве является свободно вращающийся на оси указатель, который устанавливается строго по направлению ветра. Прикрепляется на высоту-8-10 м.
- Ветер может дуть с разных сторон. Его называют по той стороне горизонта, откуда он дует. Например, если ветер дует с юга, то он называется южным, если с юго- востока, то юго – восточным и т.д.
Дидактическое упражнение в стихах «Установи причину и следствие»
Задача: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, составлять сложноподчиненное предложение.
* * *
Воспитатель читает стихотворение и задает по его содержанию вопросы.
Вчера был очень сильный ветер,
Он поломал большие ветви.
Они дорожки перекрыли,
Все утром ветки обходили.
♦ Почему утром люди не могли пройти по дороге?
♦ Что людям нужно сделать, чтобы можно было свободно передвигаться?
В песочнице играли дети.
Поднялся очень сильный ветер,
Запорошил глаза песком,
Игрушки разбросал кругом.
♦ Почему песок попал детям в глаза?
♦ Почему игрушки оказались разбросанными?
♦ Какие правила игры в песок нужно соблюдать?
Облака на небе спали
И по небу не гуляли.
Ветер дунул свысока,
Передвинул их слегка.
Дунул ветер посильней,
Они уплыли прочь быстрей.
♦ Почему облака стояли в небе на месте?
♦ Почему после появления ветра они медленно поплыли?
♦ Почему облака быстро уплыли?
Одуванчики созрели,
На лугу от солнца млели.
Ветер с ними поиграл,
Семена все разбросал.
♦ Почему одуванчики из желтых стали белыми?
♦ Почему белые семена одуванчика разлетелись во все стороны?
♦ Почему без ветра одуванчик не может переместить свои семена на расстояние?
Значение ветра.
- Какое значение для природы и человека имеет ветер?
(ответы детей)
Ветер великий в природе работник.
ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью.
Еще ветер очищает воздух.
Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.
Вырабатывает электроэнергию.
Полярники используют ветряные движители для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин
-Я приглашаю вас провести интересные и удивительные опыты.
ЛАБОРАТОРИЯ
Опыт (младшая группа)
Дети вместе с воспитателем опускают в тазики с водой бумажные кораблики.
Опустите парусные кораблики на воду. А теперь тихонько подуйте на них. Что с ними произошло? кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (все это дети могут продемонстрировать)
Также можно использовать веера. Дети машут веером над водой.
Опыт (старшая группа)
Воспитатель достает из чемоданчика разноцветные воздушные шарики - Какие шарики вы видите (воздушные, какого цвета они (разноцветные?
- А теперь на бутылочку наденем шарик и поставим ее в емкость с горячей водой. (обратить внимание на безопасность опыта с горячей водой)
-Что мы видим? (шарик надувается)
-А теперь Данила поставит бутылочку в емкость с холодной водой.
-Что теперь мы видим? (шарик сдулся.)
Вывод:
-Почему шарик надулся? (воздух нагрелся и поднялся вверх, шарик надулся)
-Правильно.
А почему шарик сдулся? (воздух остыл, стал тяжелым и опустился вниз, шарик сдулся.)
ОГОРОД.(рассказ воспитателя)
Роль ветра в жизни растений очень велика. В-первую очередь ветер обеспечивает приток кислорода и углекислого газа к растению; способствует опылению цветков многих растений; разносит на дальние расстояния семена, плоды, споры растений, содействуя их распространению. Сильные ветры часто ломают деревья, выворачивают их с корнем. Постоянно дующие в одну сторону ветры вызывают различные деформации роста деревьев: наклон стволов, однобокость кроны
РУССКОЕ ПОДВОРЬЕ.(рассказ воспитателя)
Животные без ветра вполне могут обойтись, хотя многие именно за счет легкого ветерка улавливают запах врага или добычи. В жару ветер остужает, в холод морозит, но также приводит к смене погоды, от которой зависит жизнь любого животного или растения.
Одним из эффектов ветра на животных является влияние на температурный режим, в частности увеличение уязвимости от холода. Коровы и овцы могут замерзнуть по условиям комбинации ветра и низких температур, поскольку ветер скоростью свыше 11 м / с делает их мех неэффективным для защиты от холода.
Птицы способны бороться с ветром, но также используют его во время миграций для уменьшения затрат энергии. Многие крупные птицы также используют встречный ветер для набора необходимой скорости относительно воздуха и взлета с поверхности земли или воды.
ИГРЫ НА АСФАЛЬТЕ.
Воспитатель читает стихотворение. Дети должны найти однокоренные слова, определяющие разную силу ветра.
* * *
Ветерочек, ветерок,
Поиграй со мной, дружок!
Будет ветреной игра.
Не играли мы вчера.
Можешь ты ветрищем стать,
По деревьям погулять.
Можешь флаги потрепать.
Не пристало ветру спать.
Рисование символов, отражающих разную силу ветра
Дети делятся на две команды. Первая команда (каждый ребенок) рисует «ВЕТЕРОК», а вторая рисует «ВЕТРИЩЕ»
ИГРОВАЯ ПЛОЩАДКА.
Северный и южный ветер (старший возраст)
Какой характер у южного ветра? Правильно, он сердитый, холодный, ледяной, ураганный, порывистый. Как мы называем такой ветер? – ветрище, буря, ураган, шторм.
А какой южный ветер? Приятный, ласковый, легкий, теплый, мягкий, ласковый, добрый, нежный. Как мы называем южный ветер? – Ветерок, ветерочек.
В этой игре будут соревноваться друг с другом южный и северный ветер – кто сильнее?
Выбираются два водящих. Один из них южный ветер, и ему на руку привязывают красную ленточку. Другой – северный ветер, и ему на руку привязывают синюю ленточку.
Игроки свободно ходят или бегают по площадке (нужно заранее оговорить, до какой линии можно бегать, т.е. каковы размеры площадки для игры). По команде «Ветер» на площадку выбегает северный ветер и пытается задеть (коснуться рукой) – «заморозить» как можно большее число игроков. «Замороженные» им игроки замирают и не двигаются. Южный ветер пытается «разморозить» их, коснувшись рукой и сказав: «Свободный». Задача игроков – остаться в игре и не быть замороженными. Южный и северный ветер соревнуются, кто сильнее – сможет ли Южный ветер разморозить всех игроков. По сигналу игра заканчивается и повторяется с новыми водящими в роли ветра.
«Флюгер и ветер» (для детей с 6 -7 лет ).
Дети изображают флюгера. Ведущий говорит: «Ветер дует с севера», и игроки поворачиваются на север. Затем ведущий называет «Ветер дует с юга», и флюгера поворачиваются лицом на юг. Когда ведущий говорит «Буря» игроки кружатся на месте, а когда звучит команда «Штиль» замирают и не двигаются до следующей команды. Тот, кто пошевелился, выходит из игры. Также из игры выбывают игроки, которые допускали ошибки. Побеждает тот, кто дольше всех продержался в игре без ошибок.
«Как ветер растениям помогает?» Для детей младшего дошкольного возраста.
Педагог изображает дерево, дети – летающие семена. Сначала дети-семена растут на дереве — стоят рядом с педагогом. Затем налетел ветер (звучит шум ветра), семена падают, летят. Дети машут руками, разбегаются в стороны. Затем летающие семена падают на землю – ребята приседают, закрыв голову руками. Приходит весна, светит солнышко, идет дождик (звучит шум дождя). Из семян вырастают маленькие деревца: дети медленно поднимаются, руками-ветками тянутся к солнцу, вырастают. В ответ дерево-мама, приветствуя их, тоже машет руками. Педагог комментирует происходящее.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой.
Представьте себе, что вы остановились на ночлег в дремучем лесу, и вдруг откуда-то потянуло гарью, и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность. Никакие упражнения не вернут вашим ноздрям естественной подвижности, свойственной первобытному охотнику и утраченной человеком городским за ненадобностью, однако стремиться к этому нужно.
ПОЛЯНА СКАЗОК
Чтение рассказа «Ветер и солнце» Ушинский К. Д.
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
— Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал, — и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
Заключительная часть:
-Ну вот, наш маршрут окончен. Что нового вы узнали?
-Что такое ветер?
-Как передвигается теплый и холодный воздух?
-До новых встреч, до свидания!