СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Территориальная организация и диагностика развития розничной торговли в республике мордовия

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Территориальная организация и диагностика развития розничной торговли в республике мордовия»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА МАГИСТРА по теме: ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ Обозначение магистерской диссертации МД–02069964–05.04.02–05–21 Автор магистерской диссертации Завьялов М. В. Саранск 2021

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА МАГИСТРА

по теме:

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Обозначение магистерской диссертации МД–02069964–05.04.02–05–21

Автор магистерской диссертации Завьялов М. В.

Саранск 2021

Объектом исследования является территориальные системы обслуживания населения Республики Мордовия. Предметом исследования являются территориальная организация и диагностика развития розничной торговли в Республике Мордовия. Задачи: – изучение теоретико-методологических аспектов исследования третичного сектора экономики – проведение анализа розничной торговли в Республике Мордовия – исследование потребительского рынка Республики Мордовия – проведение анализа территориальной организации розничной торговли в Республике Мордовия – проведение диагностики развития розничной торговли Республики Мордовия – выведение проблем и перспектив развития розничной торговли Республики Мордовия

Объектом исследования является территориальные системы обслуживания населения Республики Мордовия.

Предметом исследования являются территориальная организация и диагностика развития розничной торговли в Республике Мордовия.

Задачи:

– изучение теоретико-методологических аспектов исследования третичного сектора экономики

– проведение анализа розничной торговли в Республике Мордовия

– исследование потребительского рынка Республики Мордовия

– проведение анализа территориальной организации розничной торговли в Республике Мордовия

– проведение диагностики развития розничной торговли Республики Мордовия

– выведение проблем и перспектив развития розничной торговли Республики Мордовия

Цель работы – изучение территориальной организации и диагностики развития розничной торговли в Республике Мордовия.

В процессе исследования изучены теоретико-методологические аспекты исследования третичного сектора экономики; основы территориальной системы обслуживания населения: их понятие и основные направления исследований; теоретико-методические основы географического исследования розничной торговли; рассмотрены методические подходы к изучению развития розничных торговых сетей, а также методика комплексной сравнительной оценки экономического состояния организаций розничной торговли

Методы исследования – статистический, анализа и синтеза, картографический, опрос.

Степень внедрения – частичная.

Область применения – данные будут полезны девелоперам Республики Мордовия; предпринимателям, создающим на территории Республики условия развития розничной торговли; в преподавательской деятельности (в дисциплине «сфера услуг»); данные полезны при проведении экономических операций, приводящиеся на территории Республике Мордовия в рамках третичного сектора экономике.

Эффективность – повышение уровня знаний студентов по географии сферы услуг.

Актуальность работы обусловлена необходимостью исследования третичного сектора экономики как основы территориальной системы обслуживания населения.

Особой целью проводимой работы являлась диагностика развития розничной торговли, изучая данную проблему, был диагностирован проблемный географический район в лице Республики Мордовия, ассоциируя республику с человеческим телом, у которого врачу необходимо выявить проблемные зоны для последующего лечения, приводящего к необходимо правильному функционированию сложной системы.

Информационную основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов по исследуемой теме, публикации в периодической печати, статистическая информация Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия (Мордовиястат)

Практическая значимость исследования заключается в том, что данные будут полезны девелоперам Республики Мордовия; предпринимателям, создающим на территории Республики условия развития розничной торговли; в преподавательской деятельности (в дисциплине «сфера услуг»); данные полезны при проведении экономических операций, приводящиеся на территории Республике Мордовия в рамках третичного сектора экономике.

Модель «центральных мест» Вальтера Кристаллера

Модель «центральных мест» Вальтера

Кристаллера

РQ – показывающие размер спроса в центре рыночной зоны; PF – направление понижения спроса и роста цен; FQ – расстояние до центрального места Конус спроса с шестиугольным основанием (по Августу Лешу)

РQ – показывающие размер спроса в центре рыночной зоны;

PF – направление понижения спроса и роста цен;

FQ – расстояние до центрального места

Конус спроса с шестиугольным основанием

(по Августу Лешу)

Функции розничной торговли заключаются в следующем: – исследование конъюнктуры товарного рынка, определение спроса и предложения на отдельные виды товаров; – участие в сортировочных процессах, собирать ассортимент товаров и услуг у поставщиков и предлагать их к продаже; – осуществление расчетов за товары, полученные от поставщиков; – предоставление рекламы, витрин, персонала, вывесок и информации потребителям; – проведение различных операций с товарами: хранение, установление цен, размещение в торговых помещениях и др. – завершение сделок товаров, по средствам выгодного расположения магазинов, времени работы, кредитов и т. д.

Функции розничной торговли заключаются в следующем:

– исследование конъюнктуры товарного рынка, определение спроса и предложения на отдельные виды товаров;

– участие в сортировочных процессах, собирать ассортимент товаров и услуг у поставщиков и предлагать их к продаже;

– осуществление расчетов за товары, полученные от поставщиков;

– предоставление рекламы, витрин, персонала, вывесок и информации потребителям;

– проведение различных операций с товарами: хранение, установление цен, размещение в торговых помещениях и др.

– завершение сделок товаров, по средствам выгодного расположения магазинов, времени работы, кредитов и т. д.

Классификация предприятий розничной торговли осуществляется следующим образом: В зависимости от формы собственности – в который входят все независимые частные предприятия, товарищества и общества; корпоративные сети с кооперативами, торговые объединения и др. По уровню цен продаваемых товаров магазины делятся на следующие группы: – с самым высоким уровнем цен; – со средними ценами; – с низкими ценами. К малым магазинам в городах относятся магазины с торговой площадью до 250 м 2 , в сельской местности – до 100 м 2 . К средним магазинам в городах относятся магазины с торговой площадью 251–1000 м 2 , в сельской местности – 101–400 м 2 . Крупные магазины в городах – это магазины с торговой площадью не менее 1001–3500 м 2 , а в сельской местности – 401–1000 м 2 . Это позволяет создавать розничные предприятия комплексного спроса и универсальные продовольственные и непродовольственные магазины. Очень крупные магазины в городах-торговая площадь которых составляет более 3500 м 2 , в сельской местности – более 1000 м 2 .

Классификация предприятий розничной торговли осуществляется следующим образом:

В зависимости от формы собственности – в который входят все независимые частные предприятия, товарищества и общества; корпоративные сети с кооперативами, торговые объединения и др.

По уровню цен продаваемых товаров магазины делятся на следующие группы:

– с самым высоким уровнем цен;

– со средними ценами;

– с низкими ценами.

К малым магазинам в городах относятся магазины с торговой площадью до 250 м 2 , в сельской местности – до 100 м 2 .

К средним магазинам в городах относятся магазины с торговой площадью 251–1000 м 2 , в

сельской местности – 101–400 м 2 .

Крупные магазины в городах – это магазины с торговой площадью не менее 1001–3500 м 2 , а в сельской местности – 401–1000 м 2 . Это позволяет создавать розничные предприятия комплексного спроса и универсальные продовольственные и непродовольственные магазины.

Очень крупные магазины в городах-торговая площадь которых составляет более 3500 м 2 , в сельской местности – более 1000 м 2 .

Факторы территориальной организации сетевой розничной торговли [3]

Факторы территориальной организации сетевой розничной торговли [3]

 П = А × В × С,   где П – перспективность развития сетевой розничной торговли в регионе; А – уровень развития розничной (сетевой розничной) торговли на данный момент; В – хозяйственное развитие региона; С – значимые для развития сетевой розничной торговли особенности населения [19].  

П = А × В × С,  

где П – перспективность развития сетевой розничной торговли в регионе;

А – уровень развития розничной (сетевой розничной) торговли на данный момент;

В – хозяйственное развитие региона;

С – значимые для развития сетевой розничной торговли особенности населения [19].

 

Общая характеристика розничной торговли и развития торгово-развлекательных комплексов в городах Приволжского федерального округа   Приволжский федеральный округ расположен в центре Европейской части Российской Федерации. Территория Приволжского федерального округа составляет 7,27 % от территории Российской Федерации. На его территории проживает многонациональное население – 22,1 % от общего числа населения России. Приволжский федеральный округ является вторым по численности населения федеральным округом после Центрального.

Общая характеристика розничной торговли и развития торгово-развлекательных комплексов в городах Приволжского федерального округа

 

Приволжский федеральный округ расположен в центре Европейской части Российской Федерации. Территория Приволжского федерального округа составляет 7,27 % от территории Российской Федерации. На его территории проживает многонациональное население – 22,1 % от общего числа населения России. Приволжский федеральный округ является вторым по численности населения федеральным округом после Центрального.

Итоговая балльная оценка особенностей территориальной организации и перспективности развития сетевой розничной торговли на территории Приволжского федерального округа 2019 года

Итоговая балльная

оценка особенностей территориальной организации и перспективности развития сетевой розничной торговли на территории Приволжского федерального округа

2019 года

Количество торгово-развлекательных и торговых комплексов, гипермаркетов, универмагов в Приволжском федеральном округе

Количество торгово-развлекательных и торговых комплексов, гипермаркетов, универмагов в Приволжском федеральном округе

Ранжирование городов России по потенциалу развития торговых центров в 2019 г.

Ранжирование городов России

по потенциалу развития торговых центров в 2019 г.

Индексы физического объема оборота розничной торговли за январь–октябрь 2020 году, в процентах к предыдущему году

Индексы физического объема оборота розничной

торговли за январь–октябрь 2020 году, в процентах к

предыдущему году

Оборот розничной торговли по регионам Приволжского федерального округа в 2020 году, в процентах к предыдущему году

Оборот розничной торговли по регионам

Приволжского федерального округа в 2020 году, в процентах к предыдущему году

Оборот общественного питания в 2020 году

Оборот общественного питания в 2020 году

Структура оборота общественного питания по хозяйствующим субъектам в 2020 году в процентах  к итогу, в фактически действовавших ценах

Структура оборота общественного питания по

хозяйствующим субъектам в 2020 году в процентах к итогу, в фактически действовавших ценах

Потребительский рейтинг бедных городов России в 2019 году

Потребительский рейтинг бедных городов России в 2019 году

Необходимая сумма для нормального проживания в России определенных категорий семей по данным Росстата, в рублях

Необходимая сумма для нормального проживания в России определенных категорий семей по данным Росстата, в рублях

Территориальная организация предприятий общественного питания в Республике Мордовия По данным отдела развития потребительского рынка администрации г. Саранска, большая часть прироста доли окраин в общегородском числе предприятий питания обеспечена торговыми центрами с фуд-кортами и ресторанными двориками. Центральный район г. Саранска является самым привлекательным из-за большой проходимости, наибольшей концентрации, туристов. Наибольшее количество предприятий общественного питания встречаются в центральном районе г. Саранска. В Мордовии довольно высока конкуренция предприятий общественного питания. Часто встречается так, что вытеснение одного предприятия другим объясняется перераспределением клиентов. С одной стороны, это показывает, что рынок довольно насыщен, но с другой стороны это свидетельствует о невнимательности ресторанов к вопросу стратегического развития предприятий, а также обеспечения уровня качества услуг ожидаемого клиентами.

Территориальная организация предприятий общественного питания в Республике Мордовия

По данным отдела развития потребительского рынка администрации г. Саранска, большая часть прироста доли окраин в общегородском числе предприятий питания обеспечена торговыми центрами с фуд-кортами и ресторанными двориками.

Центральный район г. Саранска является самым привлекательным из-за большой проходимости, наибольшей концентрации, туристов. Наибольшее количество предприятий общественного питания встречаются в центральном районе г. Саранска.

В Мордовии довольно высока конкуренция предприятий общественного питания. Часто встречается так, что вытеснение одного предприятия другим объясняется перераспределением клиентов. С одной стороны, это показывает, что рынок довольно насыщен, но с другой стороны это свидетельствует о невнимательности ресторанов к вопросу стратегического развития предприятий, а также обеспечения уровня качества услуг ожидаемого клиентами.

Сальдированный финансовый результат деятельности малых предприятий по оптовой и розничной торговле; ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, в фактически действовавших ценах; миллионов рублей Оборот малых предприятий оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в процентах к итогу

Сальдированный финансовый результат деятельности малых предприятий по оптовой и розничной торговле; ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, в фактически действовавших ценах; миллионов рублей

Оборот малых предприятий оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в процентах к итогу

Удельный вес прибыльных малых предприятий  и сумма прибыли по оптовой и розничной торговле;  ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых  изделий и предметов личного пользования в процентах

Удельный вес прибыльных малых предприятий

и сумма прибыли по оптовой и розничной торговле;

ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в процентах

Объем всех продовольственных товаров, реализованных за 2019 финансовый год, по муниципальным районам и городским округам в Республике Мордовия, тысяч р у бл е й

Объем всех продовольственных товаров, реализованных за 2019 финансовый год, по муниципальным районам и городским округам в Республике Мордовия, тысяч р у бл е й

Частота размещения на территории Саранска и активность пользования населением услугами торговых Комплексов [составлено автором] Территориальное расположение торговых комплексов в городе Саранске [составлено автором]

Частота размещения на территории Саранска и активность пользования населением услугами торговых

Комплексов [составлено автором]

Территориальное расположение торговых

комплексов в городе Саранске [составлено автором]

Оборот розничной торговли по районам  республики в фактически действовавших ценах; тысяч рублей в 2019 году

Оборот розничной торговли по районам

республики в фактически действовавших ценах;

тысяч рублей в 2019 году

Картосхема оборота розничной торговли по  районам республики в 2019 году, в фактически действовавших  ценах; тысяч рублей [составлено автором] Индексы физического объема оборота розничной торговли по районам Республики Мордовия в 2019 году,  в процентах к предыдущему году

Картосхема оборота розничной торговли по

районам республики в 2019 году, в фактически действовавших

ценах; тысяч рублей

[составлено автором]

Индексы физического объема оборота розничной торговли по районам Республики Мордовия в 2019 году,

в процентах к предыдущему году

Индексы физического объема оборота розничной торговли по районам Республики Мордовия, в процентах к предыдущему году

Индексы физического объема оборота розничной торговли по районам Республики Мордовия,

в процентах к предыдущему году

Объем всех продовольственных товаров, реализованных за 2019 год в Республике Мордовия (без учета города Саранск), в фактически  действовавших ценах

Объем всех продовольственных товаров,

реализованных за 2019 год в Республике Мордовия

(без учета города Саранск), в фактически

действовавших ценах

Проблемы – довольно низкие значения показателей оборота розничной торговли, а также обеспеченности современными торговыми площадями в расчете на душу населения в сравнении с другими регионами; – довольно низкий уровень проникновения в республику федеральных торговых сетей; – нехватка современных форматов торговли в районах республики; – неравномерность размещения объектов торговли по районам; – недостаточная физическая и ценовая доступность товаров и услуг в республике; – низкий уровень обслуживания потребителей даже в соответствии с государственными стандартами; – недостаточное использование новых технологий в сфере розничной торговли; – высокая изношенность материально-технической базы розничной торговли.

Проблемы

– довольно низкие значения показателей оборота розничной торговли, а также обеспеченности современными торговыми площадями в расчете на душу населения в сравнении с другими регионами;

– довольно низкий уровень проникновения в республику федеральных торговых сетей;

– нехватка современных форматов торговли в районах республики;

– неравномерность размещения объектов торговли по районам;

– недостаточная физическая и ценовая доступность товаров и услуг в республике;

– низкий уровень обслуживания потребителей даже в соответствии с государственными стандартами;

– недостаточное использование новых технологий в сфере розничной торговли;

– высокая изношенность материально-технической базы розничной торговли.

Итоговые результаты оценки и достигнутый уровень по трем группам факторов, влияющих на территориальную организацию сетевой розничной торговли в 2019 году

Итоговые результаты оценки и достигнутый уровень по трем группам факторов, влияющих на территориальную организацию сетевой розничной торговли в 2019 году

Перспективы и предложения – формирование конкурентной среды в сфере розничной торговли региона с целью увеличения общего количества субъектов; – осуществление  общих экономических мер по снижению необоснованно завышенных цен на товары и услуги; – обеспечение безопасности и качества потребительских товаров и услуг, оказание помощи потребителям в оценке безопасности реализуемой продукции, проведение ее идентификации и оценки качества; – развитие  республиканских, районных, городских розничных ярмарок, выставок-ярмарок, а также товарных бирж, аукционов, розничных продовольственных рынков, как на временной, так и на постоянной основе; – восстановление и расширение организаций общественного питания на основе специализированных производственных комплексов питания.

Перспективы и предложения

– формирование конкурентной среды в сфере розничной торговли региона с целью увеличения общего количества субъектов;

– осуществление общих экономических мер по снижению необоснованно завышенных цен на товары и услуги;

– обеспечение безопасности и качества потребительских товаров и услуг, оказание помощи потребителям в оценке безопасности реализуемой продукции, проведение ее идентификации и оценки качества;

– развитие республиканских, районных, городских розничных ярмарок, выставок-ярмарок, а также товарных бирж, аукционов, розничных продовольственных рынков, как на временной, так и на постоянной основе;

– восстановление и расширение организаций общественного питания на основе специализированных производственных комплексов питания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!