СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест №14 "Семья как малая группа" для подготовки к ОГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по теме "Семья как малая группа" для подготовки к ОГЭ по обществознанию включает теорию и практику

Просмотр содержимого документа
«Тест №14 "Семья как малая группа" для подготовки к ОГЭ по обществознанию»

Плетнева Лариса Владимировна

учитель МБОУ лицея №1 г.Морозовск Ростовской области


Тест №14 по теме «Семья как малая социальная группа»

п/п

Проблема

Содержание

1

Понятие семьи

основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества и тем самым осу­ществляющих воспроизводство населения, преем­ственность семейных поколений, социали­зацию детей, поддержание существования членов семьи

2

Особенности семьи как малой группы и социального института

Семья является одновременно и социальным инс­титутом, и малой группой. Под малой группой в социологии понимается малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объеди­нены общей деятельностью и находятся в непосред­ственном личном общении с друг другом, что явля­ется основой для возникновения, как эмоциональ­ных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Как социальный институт

  • семья удовлетворяет важнейшую потребность людей в воспроизведении рода

Как малая группа

  • играет огромную роль в воспитании и становлении личности, ее социализа­ции, является проводником тех ценностей и норм по­ведения, которые приняты в обществе.

3

Типы семейных структур

В зависимости от характера супружества, особен­ностей родительства и родства выделяют следующие типы семейных структур:

  1. моногамное супружество и полигамию. Моно­гамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия — брак од­ного супруга с несколькими. Полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчи­ны с несколькими женщинами и полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами;

  2. патриархальные. матриархальные семьи, партнерские В патриархальных семьях главой является отец, в матриархальных — наивысшим авторитетом и вли­янием пользуется мать; в партнерской семье супруги обладают равными правами и обязанностями

  3. малодетные (1—2 ребенка), среднедетные (3—4 ребенка) и многодетные семьи (5 и более детей).

  4. нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их де­тей, т. е. из двух поколений.

  5. традиционные семьи – совместное проживание многих поколений

  6. по типу воспитания

  • авторитарная (основывается на авторитете родителей)

  • либеральная (строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек)

  • демократическая (характеризует постепенное привитие ребенку таких черт, как сопричастность к судьбам других людей)

4

Функции семьи


  • репродуктивная

  • вос­питательная

  • хозяйственно-экономическая

  • рек­реационная (снятие стрессовых ситуаций)

  • досуговая

  • статусная

5

Понятие брак

В юридиче­ском смысле брак представляет собой юридически оформленный добровольный и свободный союз жен­щины, и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имуще­ственные права и обязанности супругов.


Тренинг по теме «Семья»

п/п

Задание


1

Добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, зарегистрированный органом ЗАГСа, называется

1) семьёй 2) браком 3) родством 4) свойством

2

Группа людей разного возраста проживает вместе и ведёт совместное хозяйство. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что данная группа является семьёй? Эти люди

1) связаны кровным родством 2) имеют общую собственность

3) часто проводят время вместе 4) имеют общие интересы

3

Т. и В. про­жи­ва­ют вме­сте, вос­пи­ты­ва­ют об­ще­го ребёнка. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит сде­лать вывод о том, что этот союз с юри­ди­че­ской точки зре­ния яв­ля­ет­ся семьёй?

1) От­но­ше­ния Т. и В. за­ре­ги­стри­ро­ва­ны в ор­га­нах ЗАГС.

2) Т. и В. стали жить вме­сте после до­сти­же­ния воз­рас­та 18 лет.

3) У них общий биз­нес по предо­став­ле­нию ту­ри­сти­че­ских услуг.

4) Они сов­мест­но вла­де­ют квар­ти­рой.

4

Какой признак отличает семью от других малых групп?

1) общий быт 2) общие цели 3) наличие норм поведения 4) совместная деятельность

5

Что отличает семью от других малых групп?

1) единые предпочтения в одежде 2) непосредственные личные контакты

3) организация совместного быта 4) совместное проведение досуга

6

Семью как со­ци­аль­ную груп­пу от­ли­ча­ет от дру­гих со­ци­аль­ных групп

1) об­ще­ствен­ная ак­тив­ность жен­щи­ны 3) со­ци­а­ли­за­ция под­рас­та­ю­ще­го по­ко­ле­ния

2) вы­пол­не­ние ре­про­дук­тив­ной функ­ции 4) осу­ществ­ле­ние со­ци­аль­но­го кон­тро­ля

7

И семья, и коллектив сотрудников фирмы являются

1) этнической общностью 2) малой группой 3) социальным слоем 4) организацией

8

Ксения живёт с родителями и сестрой. Она учится в 5 классе. Сравните две малые группы: семью и школьный класс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

 


Черты

сходства

Черты

различия





1) наличие особых норм поведения

2) личные контакты членов группы

3) отношения родства

4) общий быт

9

В приведённом списке указаны черты сходства и отличия семьи и других малых групп. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт отличия.

Черты сходства

Черты различия





1) прямые личные контакты 3) общность интересов

2) ведение совместного хозяйства 4) кровнородственная связь

10

Верны ли следующие суждения о семье?

А. По структуре различают семьи нуклеарные и расширенные.

Б. Формами моногамного брака является полигиния и полиандрия.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

11

Эта семья вклю­ча­ет не­сколь­ко сов­мест­но про­жи­ва­ю­щих по­ко­ле­ний род­ствен­ни­ков. Млад­шие здесь бес­пре­ко­слов­но под­чи­ня­ют­ся стар­шим. Дан­ную семью можно от­не­сти к

 1) тра­ди­ци­он­ной 2) парт­нер­ской 3) су­пру­же­ской 4) нук­ле­ар­ной

12

От­ли­чи­тель­ным при­зна­ком парт­нер­ской семьи яв­ля­ет­ся

1) вы­пол­не­ние функ­ции со­ци­а­ли­за­ции детей

2) гла­вен­ству­ю­щая роль отца се­мей­ства

3) от­сут­ствие от­но­ше­ний гос­под­ства и под­чи­не­ния

4) ре­гу­ли­ро­ва­ние по­ве­де­ния своих чле­нов

13

Что ха­рак­те­ри­зу­ет де­мо­кра­ти­че­скую (партнёрскую) семью?

 1) сов­мест­ное про­жи­ва­ние не­сколь­ких по­ко­ле­ний род­ствен­ни­ков

2) доб­ро­воль­ное рас­пре­де­ле­ние обя­зан­но­стей между чле­на­ми семьи

3) огра­ни­че­ние роли жен­щи­ны ве­де­ни­ем до­маш­не­го хо­зяй­ства

4) бес­пре­ко­слов­ное под­чи­не­ние млад­ших стар­шим

14

В семье Н. вме­сте про­жи­ва­ют ро­ди­те­ли, трое детей и ба­буш­ка. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит утвер­ждать, что дан­ная семья от­но­сит­ся к се­мьям пат­ри­ар­халь­но­го типа?

1) вос­пи­та­ни­ем детей су­пру­ги за­ни­ма­ют­ся в рав­ной сте­пе­ни

2) жена эко­но­ми­че­ски не­за­ви­си­ма от мужа

3) ос­нов­ная часть до­маш­них обя­зан­но­стей лежит на жен­щи­нах

4) при за­клю­че­нии брака жена взяла фа­ми­лию мужа

15

Семья К. со­сто­ит из пяти че­ло­век. Муж за­ни­ма­ет­ся биз­не­сом, жена -вос­пи­та­ни­ем детей. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит сде­лать вывод о том, что это семья пат­ри­ар­халь­но­го (тра­ди­ци­он­но­го) типа?

1) К. — вла­де­лец фирмы по про­да­же цве­тов.

2) К. — го­сте­при­им­ные хо­зя­е­ва, в их за­го­род­ном доме часто оста­нав­ли­ва­ют­ся род­ствен­ни­ки.

3) Семья К. со­сто­ит из мужа, жены, двух дочек и ма­те­ри мужа.

4) Муж ре­ша­ет во­про­сы со­став­ле­ния и ис­поль­зо­ва­ния се­мей­но­го бюд­же­та.

16

Де­мо­кра­ти­че­ская (партнёрская) семья, в от­ли­чие от тра­ди­ци­он­ной (пат­ри­ар­халь­ной), ха­рак­те­ри­зу­ет­ся

1) сов­мест­ным про­жи­ва­ни­ем не­сколь­ких по­ко­ле­ний

2) чётким раз­де­ле­ни­ем муж­ских и жен­ских обя­зан­но­стей

3) при­ня­ти­ем ре­ше­ний всеми чле­на­ми семьи

4) эко­но­ми­че­ской за­ви­си­мо­стью жен­щи­ны от муж­чи­ны

17

Маша и Олег живут с родителями, бабушкой и прабабушкой. Их семья является

1) патриархальной 2) многодетной 3) неполной 4) расширенной

18

Семья Сидоровых состоит из четырёх человек: родители, сын и дочь. Приведённые данные позволяют сделать вывод, что семья Петровых является

1) патриархальной 2) расширенной 3) традиционной 4) нуклеарной

19

Верны ли следующие суждения о типах семьи?

А. Для индустриального общества типичной становится многопоколенная семья.

Б. Малая (нуклеарная) семья преобладает в условиях традиционного общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

20

Взрос­лый сын ока­зы­ва­ет ма­те­ри­аль­ную под­держ­ку своим ро­ди­те­лям. Какая из функ­ций семьи про­яв­ля­ет­ся в этой си­ту­а­ции?

1) эко­но­ми­че­ская 2) ре­про­дук­тив­ная 3) эмо­ци­о­наль­но-пси­хо­ло­ги­че­ская 4) со­ци­аль­но-ста­тус­ная

21

Ро­ди­те­ли сов­мест­но с детьми про­во­дят вы­ход­ные, вме­сте гу­ля­ют в парке, по­се­ща­ют за­ня­тия в фит­нес-клу­бах, ходят в те­ат­ры, в музеи, на кон­цер­ты. Какую функ­цию семьи можно про­ил­лю­стри­ро­вать при­ве­ден­ным при­ме­ром?

 1) со­ци­аль­но-ста­тус­ную 2) ре­про­дук­тив­ную 3) хо­зяй­ствен­ную 4) до­су­го­вую

22

Граж­дан­ка Н. по­вздо­ри­ла на ра­бо­те с со­слу­жив­ца­ми. Толь­ко придя домой, по­об­щав­шись с близ­ки­ми, по­лу­чив от них мо­раль­ную под­держ­ку, она успо­ко­и­лась, при­ш­ла в доб­ро­же­ла­тель­ное рас­по­ло­же­ние духа. Какую функ­цию семьи можно про­ил­лю­стри­ро­вать при­ведённым при­ме­ром?

1) со­ци­аль­но­го кон­тро­ля 3) эмо­ци­о­наль­но-пси­хо­ло­ги­че­скую

2) со­ци­аль­но-ста­тус­ную 4) ре­кре­а­ци­он­ную

23

 К числу функ­ций, вы­пол­ня­е­мых семьёй в жизни че­ло­ве­ка, от­но­сит­ся ре­кре­а­ци­он­ная (до­су­го­вая). Какой при­мер ил­лю­стри­ру­ет дан­ную функ­цию?

1) взрос­лый сын ока­зы­ва­ет фи­нан­со­вую по­мощь ро­ди­те­лям

2) отец и сын каж­дые вы­ход­ные вме­сте ходят в парк ка­тать­ся на ро­ли­ко­вых конь­ках

3) дядя по­со­дей­ство­вал пле­мян­ни­ку в при­об­ре­те­нии путёвки на ку­рорт

4) ро­ди­те­ли объ­яс­ни­ли ма­лень­кой до­че­ри, как себя вести в го­стях

24

За­бо­та о со­блю­де­нии чле­на­ми семьи со­ци­аль­ных норм - при­мер про­яв­ле­ния функ­ции семьи

1) со­ци­аль­но­го кон­тро­ля 3) со­ци­аль­но-ста­тус­ной

2) эмо­ци­о­наль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской 4) эко­но­ми­че­ской

25

Что характеризует эмоциональную функцию семьи?

1) формирование личности ребенка

2) рациональная организация досуга

3) удовлетворение потребности в личном счастье

4) осуществление моральной регламентации поступков

26

Что относится к основным функциям семьи в современном обществе?

1) создание материальных благ 2) развитие системы образования

3) поддержание общественного порядка 4) воспитание детей и подростков

27

Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья осуществляет биологическое воспроизводство новых поколений.

Б. Семья осуществляет социализацию новых поколений.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

28

Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

А. Основной функцией семьи в современном обществе является производственно-экономическая.

Б. В семье осуществляется первичная социализация детей.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

29

Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

А. В современном обществе производственная функция остается основной функцией семьи.

Б. Репродуктивная (биологическое воспроизводство) функция семьи сохраняет свое значение в обществах любого типа.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

30

Верны ли следующие суждения о семье как социальном институте?

А. Семья - один из наиболее древних институтов общества.

В. Важнейшей функцией семьи является первичная социализация детей.

1) верно только А 2) верно только В 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

31

Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья — это малая группа.

Б. Семья возникла раньше, чем государство.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

32

Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья оказывает психологическую поддержку членам семьи.

Б. Члены семьи связаны общностью быта, кровным родством и совместным производством товаров и услуг.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

33

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о семье?

А. Семья от­но­сит­ся к малой со­ци­аль­ной группе.

Б. По­ве­де­ние членов семьи никак не за­ви­сит друг от друга.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

34

Верны ли следующие суждения о правах и об обязанностях родителей?

А. Забота о детях, их воспитание — и право, и обязанность родителей.

Б. Родители представляют интересы своих детей и выступают в защиту их прав, в том числе в судах.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

35

К тенденциям развития семьи в современном обществе можно отнести:

  1. уменьшение количества разводов;

  2. увеличение рождаемости;

  3. уменьшение количества гражданских браков;

  4. увеличение числа одиноких людей, не вступающих в брак.

36

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми семьи и их про­яв­ле­ни­я­ми

Проявления функции семьи

Функции семьи

А) рас­пре­де­ле­ние се­мей­ных обя­зан­но­стей

Б) сов­мест­ное про­ве­де­ние до­су­га

В) пла­ни­ро­ва­ние се­мей­но­го бюд­же­та

Г) пе­ре­да­ча тра­ди­ций и цен­но­стей

Д) сня­тие пси­хо­ло­ги­че­ских на­гру­зок

1) ре­кре­а­ци­он­ная

2) хо­зяй­ствен­но-эко­но­ми­че­ская

3) вос­пи­та­тель­ная

А

Б

В

Г

Д








37

Установите соответствие между примерами и направлениями деятельности семьи:

Примеры


Направлениями деятельности семьи

А) семейный выезд в лес на пикник в выходной день

Б) разделение домашних обязанностей между супругами

В) планирование расходов и доходов семьи

Г) обучение детей рисованию и лепке из пластилина

Д) совместный отдых в детском развлекательном центре

1) хозяйственная деятельность

2) организация досуга

3) воспитательная деятельность

А

Б

В

Г

Д