№ п/п | Проблема | Содержание |
1 | Понятие семьи | основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества и тем самым осуществляющих воспроизводство населения, преемственность семейных поколений, социализацию детей, поддержание существования членов семьи |
2 | Особенности семьи как малой группы и социального института | Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой. Под малой группой в социологии понимается малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении с друг другом, что является основой для возникновения, как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Как социальный институт Как малая группа играет огромную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе. |
3 | Типы семейных структур | В зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства выделяют следующие типы семейных структур: моногамное супружество и полигамию. Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия — брак одного супруга с несколькими. Полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами; патриархальные. матриархальные семьи, партнерские В патриархальных семьях главой является отец, в матриархальных — наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать; в партнерской семье супруги обладают равными правами и обязанностями малодетные (1—2 ребенка), среднедетные (3—4 ребенка) и многодетные семьи (5 и более детей). нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений. традиционные семьи – совместное проживание многих поколений по типу воспитания авторитарная (основывается на авторитете родителей) либеральная (строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек) демократическая (характеризует постепенное привитие ребенку таких черт, как сопричастность к судьбам других людей) |
4 | Функции семьи | репродуктивная воспитательная хозяйственно-экономическая рекреационная (снятие стрессовых ситуаций) досуговая статусная |
5 | Понятие брак | В юридическом смысле брак представляет собой юридически оформленный добровольный и свободный союз женщины, и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов. |
№ п/п | Задание |
1 | Добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, зарегистрированный органом ЗАГСа, называется 1) семьёй 2) браком 3) родством 4) свойством |
2 | Группа людей разного возраста проживает вместе и ведёт совместное хозяйство. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что данная группа является семьёй? Эти люди 1) связаны кровным родством 2) имеют общую собственность 3) часто проводят время вместе 4) имеют общие интересы |
3 | Т. и В. проживают вместе, воспитывают общего ребёнка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьёй? 1) Отношения Т. и В. зарегистрированы в органах ЗАГС. 2) Т. и В. стали жить вместе после достижения возраста 18 лет. 3) У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг. 4) Они совместно владеют квартирой. |
4 | Какой признак отличает семью от других малых групп? 1) общий быт 2) общие цели 3) наличие норм поведения 4) совместная деятельность |
5 | Что отличает семью от других малых групп? 1) единые предпочтения в одежде 2) непосредственные личные контакты 3) организация совместного быта 4) совместное проведение досуга |
6 | Семью как социальную группу отличает от других социальных групп 1) общественная активность женщины 3) социализация подрастающего поколения 2) выполнение репродуктивной функции 4) осуществление социального контроля |
7 | И семья, и коллектив сотрудников фирмы являются 1) этнической общностью 2) малой группой 3) социальным слоем 4) организацией |
8 | Ксения живёт с родителями и сестрой. Она учится в 5 классе. Сравните две малые группы: семью и школьный класс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия: | Черты сходства | Черты различия | | | | | 1) наличие особых норм поведения 2) личные контакты членов группы 3) отношения родства 4) общий быт |
9 | В приведённом списке указаны черты сходства и отличия семьи и других малых групп. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт отличия. Черты сходства | Черты различия | | | | | 1) прямые личные контакты 3) общность интересов 2) ведение совместного хозяйства 4) кровнородственная связь |
10 | Верны ли следующие суждения о семье? А. По структуре различают семьи нуклеарные и расширенные. Б. Формами моногамного брака является полигиния и полиандрия. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
11 | Эта семья включает несколько совместно проживающих поколений родственников. Младшие здесь беспрекословно подчиняются старшим. Данную семью можно отнести к 1) традиционной 2) партнерской 3) супружеской 4) нуклеарной |
12 | Отличительным признаком партнерской семьи является 1) выполнение функции социализации детей 2) главенствующая роль отца семейства 3) отсутствие отношений господства и подчинения 4) регулирование поведения своих членов |
13 | Что характеризует демократическую (партнёрскую) семью? 1) совместное проживание нескольких поколений родственников 2) добровольное распределение обязанностей между членами семьи 3) ограничение роли женщины ведением домашнего хозяйства 4) беспрекословное подчинение младших старшим |
14 | В семье Н. вместе проживают родители, трое детей и бабушка. Какая дополнительная информация позволит утверждать, что данная семья относится к семьям патриархального типа? 1) воспитанием детей супруги занимаются в равной степени 2) жена экономически независима от мужа 3) основная часть домашних обязанностей лежит на женщинах 4) при заключении брака жена взяла фамилию мужа |
15 | Семья К. состоит из пяти человек. Муж занимается бизнесом, жена -воспитанием детей. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что это семья патриархального (традиционного) типа? 1) К. — владелец фирмы по продаже цветов. 2) К. — гостеприимные хозяева, в их загородном доме часто останавливаются родственники. 3) Семья К. состоит из мужа, жены, двух дочек и матери мужа. 4) Муж решает вопросы составления и использования семейного бюджета. |
16 | Демократическая (партнёрская) семья, в отличие от традиционной (патриархальной), характеризуется 1) совместным проживанием нескольких поколений 2) чётким разделением мужских и женских обязанностей 3) принятием решений всеми членами семьи 4) экономической зависимостью женщины от мужчины |
17 | Маша и Олег живут с родителями, бабушкой и прабабушкой. Их семья является 1) патриархальной 2) многодетной 3) неполной 4) расширенной |
18 | Семья Сидоровых состоит из четырёх человек: родители, сын и дочь. Приведённые данные позволяют сделать вывод, что семья Петровых является 1) патриархальной 2) расширенной 3) традиционной 4) нуклеарной |
19 | Верны ли следующие суждения о типах семьи? А. Для индустриального общества типичной становится многопоколенная семья. Б. Малая (нуклеарная) семья преобладает в условиях традиционного общества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
20 | Взрослый сын оказывает материальную поддержку своим родителям. Какая из функций семьи проявляется в этой ситуации? 1) экономическая 2) репродуктивная 3) эмоционально-психологическая 4) социально-статусная |
21 | Родители совместно с детьми проводят выходные, вместе гуляют в парке, посещают занятия в фитнес-клубах, ходят в театры, в музеи, на концерты. Какую функцию семьи можно проиллюстрировать приведенным примером? 1) социально-статусную 2) репродуктивную 3) хозяйственную 4) досуговую |
22 | Гражданка Н. повздорила на работе с сослуживцами. Только придя домой, пообщавшись с близкими, получив от них моральную поддержку, она успокоилась, пришла в доброжелательное расположение духа. Какую функцию семьи можно проиллюстрировать приведённым примером? 1) социального контроля 3) эмоционально-психологическую 2) социально-статусную 4) рекреационную |
23 | К числу функций, выполняемых семьёй в жизни человека, относится рекреационная (досуговая). Какой пример иллюстрирует данную функцию? 1) взрослый сын оказывает финансовую помощь родителям 2) отец и сын каждые выходные вместе ходят в парк кататься на роликовых коньках 3) дядя посодействовал племяннику в приобретении путёвки на курорт 4) родители объяснили маленькой дочери, как себя вести в гостях |
24 | Забота о соблюдении членами семьи социальных норм - пример проявления функции семьи 1) социального контроля 3) социально-статусной 2) эмоционально-психологической 4) экономической |
25 | Что характеризует эмоциональную функцию семьи? 1) формирование личности ребенка 2) рациональная организация досуга 3) удовлетворение потребности в личном счастье 4) осуществление моральной регламентации поступков |
26 | Что относится к основным функциям семьи в современном обществе? 1) создание материальных благ 2) развитие системы образования 3) поддержание общественного порядка 4) воспитание детей и подростков |
27 | Верны ли следующие суждения о семье? А. Семья осуществляет биологическое воспроизводство новых поколений. Б. Семья осуществляет социализацию новых поколений. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
28 | Верны ли следующие суждения о функциях семьи? А. Основной функцией семьи в современном обществе является производственно-экономическая. Б. В семье осуществляется первичная социализация детей. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
29 | Верны ли следующие суждения о функциях семьи? А. В современном обществе производственная функция остается основной функцией семьи. Б. Репродуктивная (биологическое воспроизводство) функция семьи сохраняет свое значение в обществах любого типа. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
30 | Верны ли следующие суждения о семье как социальном институте? А. Семья - один из наиболее древних институтов общества. В. Важнейшей функцией семьи является первичная социализация детей. 1) верно только А 2) верно только В 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
31 | Верны ли следующие суждения о семье? А. Семья — это малая группа. Б. Семья возникла раньше, чем государство. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
32 | Верны ли следующие суждения о семье? А. Семья оказывает психологическую поддержку членам семьи. Б. Члены семьи связаны общностью быта, кровным родством и совместным производством товаров и услуг. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
33 | Верны ли следующие суждения о семье? А. Семья относится к малой социальной группе. Б. Поведение членов семьи никак не зависит друг от друга. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
34 | Верны ли следующие суждения о правах и об обязанностях родителей? А. Забота о детях, их воспитание — и право, и обязанность родителей. Б. Родители представляют интересы своих детей и выступают в защиту их прав, в том числе в судах. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
35 | К тенденциям развития семьи в современном обществе можно отнести: уменьшение количества разводов; увеличение рождаемости; уменьшение количества гражданских браков; увеличение числа одиноких людей, не вступающих в брак. |
36 | Установите соответствие между функциями семьи и их проявлениями Проявления функции семьи | Функции семьи | А) распределение семейных обязанностей Б) совместное проведение досуга В) планирование семейного бюджета Г) передача традиций и ценностей Д) снятие психологических нагрузок | 1) рекреационная 2) хозяйственно-экономическая 3) воспитательная | |
37 | Установите соответствие между примерами и направлениями деятельности семьи: Примеры | Направлениями деятельности семьи | А) семейный выезд в лес на пикник в выходной день Б) разделение домашних обязанностей между супругами В) планирование расходов и доходов семьи Г) обучение детей рисованию и лепке из пластилина Д) совместный отдых в детском развлекательном центре | 1) хозяйственная деятельность 2) организация досуга 3) воспитательная деятельность | |