СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест 8-22 русский язык ЕГЭ 2022 года

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест 8-22 для проверки готовности к ЕГЭ по русскому языку 2022 года

Просмотр содержимого документа
«Тест 8-22 русский язык ЕГЭ 2022 года»

ВАРИАНТ 8-22

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Философским камнем, а также камнем мудрости, алхимики Средневековья назвали вещество, обладающее способностью трансформировать металлы неблагородные в благороднейший из металлов — золото. Ученые мужи на протяжении столетий были одержимы идеей создания этого божественного эликсира, смог бы исцелять от болезней и даровать людям бессмертие.

Алхимики свято верили, что магическое вещество можно создать, добавляя и смешивая компоненты, встречающиеся в природе, преимущественно использовались сера и ртуть. Благодаря постоянным усилиям алхимиков, направленным на создание философского камня, родилась современная наука химия. Алхимики верили, что в золоте присутствует «здоровая» сера красного цвета, а в серебре —белая сера. При соприкосновении испорченной красной серы с серебром получалась медь, а черная сера могла «зачать» свинец. Таким образом, виды серы влияли на получаемый в результате вариант металла. Чтобы помочь металлу достичь нужной кондиции, проводилась тщательная обработка элемента. В результате таких экспериментов алхимикам удавалось делать новые научные открытия. Иногда их признавали колдунами и преследовали. В те смутные времена ученых даже сжигали на кострах.

Обычных людей интересует вопрос, возможно ли создать философский камень. Ни один металл не превращается в другой металл из-за воздействия на него серой. Можно много времени посвящать науке и проводить химические опыты, однако ответ будет один — «нет». При этом можно провести оригинальные эксперименты дома и почувствовать себя настоящим алхимиком.


1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) В тексте присутствует много терминов и изобилуют научные факты.

2) Использование эпитетов (божественного эликсира, магическое вещество, оригинальные эксперименты), метафор (Благодаря постоянным усилиям алхимиков, направленным на создание философского камня, родилась современная наука химия; черная сера могла «зачать» свинец) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.

3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.

4) Основной функционально-смысловой тип речи – рассуждение, которое автор использует для развития и подтверждения мысли, объяснения явлений (свойств предмета) и выражения собственного мнения.

5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.


2. Самостоятельно подберите относительное местоимение (союзное слово), которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это местоимение (союзное слово).


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в предпоследнем абзаце. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СМУТНЫЙ, -ая, -ое, -ые

1) Полный смут, беспорядков, мятежей; мятежей. Была та смутная пора…. Пушкин, Полтава. Десять лет назад в Москве были смутные дни. Костылев, Иван Грозный.

2) Полный смятения, волнения; тревожный, беспокойный. Санин возвратился в гостиницу в довольно смутном настроении духа. Тургенев, Вешние воды.

3) Неясный, неотчетливый, неопределенный. На правом берегу показались смутные очертания высокой горы. Куприн, Одиночество.


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

подкрАлась новорождЁнный по средАм нефтепрОвод донЕльзя


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На КАМЕННЫХ стенах горели факелы, потолок терялся где-то вверху, а красивая мраморная лестница вела на верхние этажи.

Рон удивленно смотрел, как Гарри возвращается на свое место и сваливает покупки на СОСЕДНЕЕ сиденье.

Гарри не заметил, как пролетели ЦЕЛЫХ два месяца с тех пор, как он приехал в Хогвартс.

Проснувшись утром в канун Хэллоуина, ребята почувствовали ВОСХИЩЁННЫЙ запах запечённой тыквы.

Когда Гарри вцепился в шею тролля, ОБХВАТИВ её сзади обеими руками, зажатая в правой руке волшебная палочка воткнулась гиганту глубоко в ноздрю.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

«Мне просто надо сесть на скоростной экспресс, который отходит в одиннадцать часов утра от платформы номер девять и три четверти», — произнёс Гарри Поттер, оторвав глаза от билета.


7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

снять КРОССОВКУ золотые КУПОЛЫ пачка ХЛОПЬЕВ ПОЕЗЖАЙТЕ направо нет ШЕСТИСОТ коров


8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ош9

66++ибки

Предложения

А. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б. ошибка в построении сложного предложения

В. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д. нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Мистер Дурсль что-то напевал себе под нос, завязывая самый отвратительный из своих галстуков.

2) В отличие от мистера Дурсля, находившиеся люди на улице отлично видели этих сов, стремительно пролетающих мимо них одна за другой.

3) Если честно, он совершенно не рассчитывал, что сразу по приезду сюда его ждет нечто подобное.

4) Студенты шли вслед за профессором Мак Гонагалл по вымощенному булыжником полу.

5) Все, кто хотели бы играть за сборные своих факультетов, должны обратиться к мадам Трюк.

6) Хагрид вскочил в седло мопеда, резким движением завел мотор, с ревом поднялся в небо и исчез в ночи.

7) Ветер, налетевший на Тисовую улицу, шевелил аккуратно подстриженные кусты, ухоженная улица тихо спит под чернильным небом.

8) До Гарри доносились голоса, скрип тяжелых чемоданов и недовольное уханье переговаривавшихся друг с другом сов.

9) Гарри показалось то, что сейчас мячи пытаются подпрыгивать, растягивая держащие их ленты.


9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) разочарованный, достижение, потрясти 2) голубка, жасмин, степной 3) обновлённый, загляденье, фантазия 4) настроение, укротить, властелин 5) частотность, зарница, матрос


10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..спешник, пр..тензия, пр..скорбный 2) ни..ходить, ра..секретить, и..пугать

3) дез..нформация, сверх..зысканный, небез..звестный 4) п..едестал, шампин..он, ар..ергард

5) пр..ключение, пр..усадебное, Пр..уралье


11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вещ..вой, сирен..ватый 2) расчётл..вый, потч..вать 3) досыт.., влев.. 4) кирпич..к, книж..ца

5) соч..нский, сестр..нский


12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда

пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) услыш..нный, празднов..вший 2) изран..нный, ненавид..ть 3) бре..щий, завис..щий

4) постро..шь, маш..шь 5) движ..мый, узнава..мый


13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Когда вызвали Невилла Долгопупса, тот умудрился споткнуться и упасть, даже (НЕ)ДОЙДЯ до табурета.

Мистер Дурсль глубоко заблуждался, но пока (НЕ)ЗНАЛ об этом. (НЕ)ПРОШЕДШИХ отбор первокурсников оставалось все меньше.

Гермиона Грэйнджер, как и Гарри, выросшая в семье маглов, в ожидании предстоящих полетов нервничала (НЕ)МЕНЬШЕ Невилла.

Мистер Дурсль уже забыл о людях в мантиях и не вспоминал о них, пока не столкнулся с группкой странных типов (НЕ)ПОДАЛЕКУ от булочной.

Не успели Фред и Джордж исчезнуть, как к столу подошел тот, кому они были совсем (НЕ)РАДЫ.


14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Это странно, ПОТОМУ(ЧТО) обычно он объясняет, почему нам нельзя ходить КУДА(ЛИБО).

(В)ПОСЛЕДСТВИИ Гарри говорил себе, что начало дня было чересчур хорошим для того, ЧТО(БЫ) таким же оказался и его конец.

Я хочу, ЧТО(БЫ) мы остановились ГДЕ(НИБУДЬ), где есть телевизор.

(ИЗ)ЗА вас мы потеряем призовые очки, которые я получила от профессора Мак Гонагалл ЗА(ТО), что знала несколько заклинаний, необходимых для трансфигурации.

(В)ОБЩЕМ, Гарри был одинок на этом свете, и, похоже, ему предстояло оставаться ТАКИМ(ЖЕ) одиноким еще долгие годы.


15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.

Со(1)ое солнце вставало над теми же ухоже(2)ыми садиками и освещало ту же самую бронзовую четверку на входной двери дома Дурслей; оно пробиралось в гости(3)ую, оставшуюся почти неизме(4)ой с того вечера, когда мистер Дурсль смотрел по телевизору пророческий выпуск новостей.


16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Зазвонил телефон и тетя Петунья метнулась к аппарату.

2) Гарри уже вылил на сковородку яйца и готовил яичницу с беконом.

3) И Пирс и Деннис и Малкольм и Гордон — все они были здоровыми и безмозглыми.

4) Ледяные брызги и капли дождя забирались за шиворот а арктический ветер хлестал в лицо.

5) Послышался хлопок и в воздухе появился маленький человечек с неприятными глазками и большим ртом.


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Они на цыпочках неслись по коридорам (1) расчерченным на квадраты (2) полосками света (3) падающего из высоких окон.


18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Не извиняйтесь (1) мой дорогой господин (2) даже если бы вы меня уронили, сегодня меня бы это совсем не огорчило. Ликуйте, потому что Вы-Знаете-Кто (3) наконец (4) исчез!

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Гарри и Рон решили (1) что встреча с трёхголовым псом была отличным приключением (2) и (3) они бы не отказались от ещё одного в том же духе.


20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В руках он держал длинный сверток (1) и (2) когда тетя Петунья спросила (3) что это он там купил (4) он ничего не ответил.


21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Как только стемнело, начался обещанный шторм. (2) Брызги высоких волн стучали в стены домика, а усиливающийся ветер неистово ломился в грязные окна. (3) Тетя Петунья нашла в углу одной из комнат покрытые плесенью одеяла и устроила Дадли постель на изъеденной молью софе. (4) Они с дядей Верноном ушли во вторую комнату, где стояла огромная продавленная кровать. (5) Гарри пришлось улечься на пол. (6)Ураган крепчал и становился все яростнее, а Гарри не мог заснуть. (7) Он поеживался от холода и переворачивался с боку на бок, стараясь устроиться поудобнее. (8) В животе у него урчало от голода. (9) Дадли захрапел, но его храп заглушали низкие раскаты грома.


Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1) Профессор МакГонагалл сверлила взглядом Гарри и Рона. (2) Гарри никогда не видел её настолько разозлённой. (3) Гарри надеялся, что за победу над троллем им дадут пятьдесят призовых очков, но сейчас приятная мысль быстро улетучилась из его головы.

(4) - О чём, позвольте вас спросить, вы думали? - в голосе профессора МакГонагалл была холодная ярость. (5) - Вам просто повезло, что вы остались живы. (6) Почему вы не в спальне?

(7) - Профессор МакГонагалл, они оказались здесь, потому что искали меня. (8) - Гермионе каким-то чудом удалось встать на ноги.

(9) - Я пошла искать тролля, потому что… (10) Потому что я подумала, что сама смогу с ним справиться… (11) Потому что я прочитала о троллях всё, что есть в библиотеке, и всё о них знаю…

(12) Рон от неожиданности уронил палочку. (13) Гарри его понимал. (14) Кто бы мог поверить, что Гермиона Грэйнджер - подумать только, Гермиона Грэйнджер -врёт в лицо преподавателю?!(15)Даже если бы Гарри не знал, кто такая Гермиона, ему бы всё равно не пришло в голову, что она может врать, - настолько правдиво звучал её голос(16) - Если бы они меня не нашли, скорее всего, я была бы уже мертва, - продолжила Гермиона, - У Гарри и Рона просто не было времени, чтобы позвать кого-нибудь из профессоров. (17) Когда они появились, тролль уже собирался меня прикончить.

(18) Гарри и Рон пытались придать своим лицам такое выражение, словно эта история их совсем не удивила - словно всё произошло именно так, как описывала Гермиона.

(19) - Ну что ж, в таком случае… - задумчиво произнесла профессор МакГонагалл, оглядев всех троих. (20) Мисс Грэйнджер, глупая вы девочка, как вам могло прийти в голову, что вы сами сможете усмирить разъярённого тролля?!

(21) Гермиона опустила голову. (22) Гарри был настолько поражён, что, кажется, снова потерял дар речи. (23) Уж кто-кто, а Гермиона никогда бы не нарушила школьные правила, но сейчас она представила всё так, словно сознательно пошла на серьёзное нарушение. (24) И всё это для того, чтобы вытащить их с Роном из беды.

(25) - Мисс Грэйнджер, по вашей вине на счёт Гриффиндора записываются пять штрафных очков! - сухо произнесла профессор МакГонагалл. (26) - Я была о вас очень высокого мнения и весьма разочарована вашим проступком. (27) - Если с вами всёв порядке, вам лучше вернуться в башню Гриффиндора.

(28) Гермиона вышла из комнаты, а Профессор МакГонагалл повернулась к Гарри и Рону.

(29) - Что ж, даже выслушав историю, рассказанную мисс Грэйнджер, я всё ещё утверждаю, что вам просто повезло. (30) Но тем не менее далеко не каждый первокурсник способен справиться со взрослым горным троллем. (31) Каждый из вас получает по пять призовых очков…

(32) - Могла бы дать нам больше чем десять очков, - проворчал Рон. (33) - Ты хотел сказать - пять, - поправил его Гарри. (34) - Не забывай,

что она на пять очков наказала Гермиону.

(35) - Она молодец,что вытащила насиз беды, - признал Рон.(36) -Хотя мы ведь на самом деле её спасли.

(37) - Возможно, нам не пришлось бы её спасать, если бы мы не заперли тролля в туалете, - напомнил Гарри.

(38) Вернувшись в башню Гриффиндора, мальчики увидели, что все студенты дружно компенсировали упущенное на банкете, поглощая принесённую наверх еду. (39) Все, кроме Гермионы, стоявшей в стороне и поджидавшей их. (40) Гарри и Рон подошли к ней и замерли, не зная, что сказать. (41) А затем вдруг каждый из них произнёс: «Спасибо». (42) И они поспешили к столу.

(43) С этого момента Гермиона Грэйнджер стала их другом. (44) Есть события, пережив которые, нельзя не проникнуться друг к другу симпатией. (45) И победа над четырёхметровым горным троллем, несомненно, относится к таким событиям. (По Дж. К. Роулинг)

Джоан Роулинг (род в 1965 г.) – британская писательница.


22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Гарри и Рон не ожидали, что Гермиона придёт им на помощь, сказав профессору МакГонагалл неправду.

2) Профессор МакГонагалл отметила, что не каждый первокурсник способен справиться со взрослым троллем.

3) Профессор МакГонагалл оштрафовала ребят на пять призовых очков за победу над троллем.

4) После произошедшего Гермиона стала другом Гарри и Рона.

5) При возвращении в башню Гриффиндора мальчики застали Гермиону за поглощением блюд на банкете.


23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 13-15 представлено рассуждение.

2) Содержание предложения 22 противопоставлено содержанию предложения 21.

3) В предложениях 35-37 представлено описание.

4) В предложениях 38-40 представлено повествование.

5) Предложение 45 содержит вывод из рассуждения в предложении 44.


24. Из предложений 21-23 выпишите фразеологизм.


25. Среди предложений 12-15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


26. Первая книга Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» -это начало приключений с виду обычного мальчика, который оказывается настоящим волшебником. Гарри е его одноклассники столкнулись с горным троллем в школьном туалете Хогвартса. Опасность встречи с этим существом передаёт троп: А)________ («холодная ярость» в предложении 4, «разъярённого тролля» в предложении 20). А также синтаксическое средство (Б)________ (предложения 16, 37, 45). Автор повествует о зарождающейся дружбе между Гарри, Роном и Гермионой. Смелость девочки, которая защитила одноклассников, демонстрирует следующий приём: (В)________ (предложения 10,11). Гарри и Рон оценили поступок Гермионы. Писательница передала отношение героев к нему с помощью (Г) ______ (предложения 32-37).

Список терминов: 1) диалог 2) ряд однородных членов 3) анафора 4) восклицательные предложения

5) вводные слова и конструкции 6) риторический вопрос 7) антонимы 8) разговорная лексика 9) эпитеты


27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ВАРИАНТ 8 -22

1 234

2 который

3 1

4 НЕФТЕПРОВОД

5 восхитительное

6 скоростной

7 купола

8 59237

9 14 41

10 245 любая последовательность этих цифр

11 145 любая последовательность этих цифр

12 1221

13 неподалёку

14 впоследствиичтобычтобывпоследствии

15 124

16 145 любая последовательность этих цифр

17 1331

18 1221

19 1

20 1234 любая последовательность этих цифр

21 14 41 ИЛИ 269 любая последовательность этих цифр

22 124любая последовательность этих цифр

23 145любая последовательность этих цифр

24 потерялдарречипотерятьдарречи

25 13

26 9531


Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Роль дружбы в жизни человека (Какова роль дружбы в жизни каждого человека?)

1. Дружба играет важную роль в жизни человека. Друзей мы не выбираем, они просто появляются в нашей жизни.

2. Особенности взаимовыручки. ( В чём важность взаимовыручки?)

2.

Взаимовыручка очень важна в


жизни конкретного человека и всего общества. Действуя сообща и помогая своим товарищам, проще решить любую самую сложную задачу.

3. Проблема проявления мужества (В какие моменты проявляется мужество?)

3. Мужество проявляется в минуты отчаяния, в самый критичный момент. Это качество может быть присуще даже тому человеку, от которого не ожидаешь способности на решительные поступки.



Примерный круг проблем Авторская позиция

1. Роль дружбы в жизни человека (Какова роль дружбы в жизни каждого человека?) 1. Дружба играет важную роль в жизни человека. Друзей мы не выбираем, они просто появляются в нашей жизни.

2. Особенности взаимовыручки. ( В чём важность взаимовыручки?) 2. Взаимовыручка очень важна в

жизни конкретного человека и всего общества. Действуя сообща и помогая своим товарищам, проще решить любую самую сложную задачу.

3. Проблема проявления мужества (В какие моменты проявляется мужество?) 3. Мужество проявляется в минуты отчаяния, в самый критичный момент. Это качество может быть присуще даже тому человеку, от которого не ожидаешь способности на решительные поступки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!