СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест №9 «Занятость и безработица»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый КИМ поможет учащимся не только обобщить и систематизировать полученные знания по разделу "Экономика", но и приобрести практические навыки выполнения заданий и записи ответов, а также оценить свой уровень подготовки к предстоящему экзамену. Формат КИМа полностью соответствует демо-версии 2025 ЕГЭ "Обществознание.

Просмотр содержимого документа
«Тест №9 «Занятость и безработица»»

Тест: «Занятость и безработица». Вариант 1.


1. Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «без­ра­бо­ти­ца». 1) рынок труда 2) за­ня­тость 3) фон­до­вая биржа 4) тру­до­вые ре­сур­сы 5) по­со­бие 6) ком­мер­че­ский банк Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

2. Выберите в приведённом списке верные суждения о безработице и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Безработица может представлять макроэкономическую проблему. 2) К экономически активному населению относятся домохозяйки. 3) Фрикционная безработица означает краткие периоды незанятости, необходимые для поиска места службы, соответствующего квалификации работника. 4) Уровень безработицы определяется как удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения. 5) К экономически активному населению относятся пенсионеры.


3. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и видами безработицы:

Примеры

Виды безработицы

А) вы­пуск­ни­ки твор­че­ских вузов долго ищут ра­бо­ту по спе­ци­аль­но­сти, не со­гла­ша­ясь ни на какую дру­гую

1) се­зон­ная

Б) в связи с эко­но­ми­че­ским кри­зи­сом фирмы со­кра­ти­ли чис­лен­ность пер­со­на­л

2) струк­тур­ная

В) в связи с из­ме­не­ни­ем спро­са на энер­го­ре­сур­сы мно­гие шахты за­кры­лись, а шахтёры оста­лись без ра­бо­ты

3) фрик­ци­он­ная

Г) пол­го­да жи­те­ли го­род­ка на мор­ском по­бе­ре­жье об­слу­жи­ва­ют ту­ри­стов, а в осталь­ное время боль­шин­ство из них не могут найти себе ра­бо­ту

4) цик­ли­че­ская

Д) в служ­бе за­ня­то­сти без­ра­бот­ные от­ка­зы­ва­ют­ся от ра­бо­чих ва­кан­сий и про­сят по­до­брать ра­бо­ту ме­не­дже­ров


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д






4. Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке при­ме­ры, ил­лю­стри­ру­ю­щие про­яв­ле­ние фрик­ци­он­ной без­ра­бо­ти­цы на рынке труда.

1) Граж­дан­ка М., ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный эко­но­мист, два года не ра­бо­та­ла, уха­жи­вая за боль­ной ма­те­рью, при­сту­пив к по­ис­кам ра­бо­ты, не смог­ла найти место по спе­ци­аль­но­сти, от­ка­зав­шись пойти на ра­бо­ту ку­рье­ром. 2) В связи с дли­тель­ной ре­цес­си­ей, пред­при­я­тие вы­нуж­де­но было со­кра­тить около трети сво­е­го пер­со­на­ла, а часть со­труд­ни­ков от­пу­стить в бес­сроч­ный от­пуск без со­хра­не­ния со­дер­жа­ния. 3) В связи с за­пре­том на игор­ный биз­нес, за­кры­лись все го­род­ские ка­зи­но и их пер­со­нал по­те­рял ра­бо­ту, быв­шим кру­пье не­об­хо­ди­мо пе­ре­кв­а­ли­фи­ци­ро­вать­ся. 4) Врач-пе­ди­атр пе­ре­ехал по се­мей­ным об­сто­я­тель­ствам в дру­гой город, пока он не смог найти ра­бо­ту по спе­ци­аль­но­сти и по­лу­ча­ет по­со­бие по без­ра­бо­ти­це. 5) Быв­ший бан­ков­ский юрист, име­ю­щий опыт ра­бо­ты, ищет ра­бо­ту по сво­е­му про­фи­лю, пред­ло­жен­ные ему ва­кан­сии его не устро­и­ли из-за слиш­ком низ­ко­го жа­ло­ва­ния.


5. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о без­ра­бо­ти­це и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. 1) Без­ра­бо­ти­цей на­зы­ва­ют со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ское яв­ле­ние, при ко­то­ром часть тру­до­спо­соб­но­го на­се­ле­ния, же­ла­ю­ще­го тру­дить­ся, не может найти себе ра­бо­ту. 2) Се­зон­ная без­ра­бо­ти­ца ха­рак­тер­на для пе­ри­о­да эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са и яв­ля­ет­ся след­стви­ем спада про­из­вод­ства. 3) Мас­со­вая без­ра­бо­ти­ца при­во­дит к сни­же­нию уров­ня жизни части на­се­ле­ния. 4) Не­воз­мож­ность тру­до­устрой­ства из-за раз­ли­чий в струк­ту­ре спро­са и пред­ло­же­ния ра­бо­чей силы раз­ной ква­ли­фи­ка­ции по­рож­да­ет цик­ли­че­скую без­ра­бо­ти­цу. 5) Не­осве­домлённость без­ра­бот­ных о под­хо­дя­щих им ва­кан­си­ях может быть при­чи­ной фрик­ци­он­ной без­ра­бо­ти­цы.

Тест: «Занятость и безработица». Вариант 2.

1. Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют рынок труда.

1) без­ра­бо­ти­ца 2) ква­ли­фи­ка­ция 3) про­жи­точ­ный ми­ни­мум 4) ва­лю­та 5) за­ня­тость

6) бюд­жет. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


2. Выберите в приведённом списке верные суждения о рынке труда и безработице запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Безработица - это такое экономическое состояние, при котором ищущие работу не могут её найти при существующей ставке заработной платы. 2) Структурная безработица может быть вызвана колебаниями в потребительском спросе и обновлением технологий.

3) К социальным издержкам безработицы относятся потеря квалификации и самоуважения безработными, упадок моральных устоев. 4) К числу безработных относятся пенсионеры и домохозяйки. 5) На стадии циклического подъёма экономики спрос на рабочую силу падает.

3. Установите соответствие между особенностями безрабо­тицы и ее видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второ­го столбца.

Особенности безработицы

Виды безработицы

А) связана с поиском работы специалистом, впервые появившимся на рынке труда

1. фрикционная

Б) вызвана добровольным ре­шением найти более инте­ресное применение профес­сиональных умений

2. циклическая

В) возникает из-за увольнения


Г) вызвана экономическим

спадом и закрытием пред­приятий


Д) проявляется в высвобожде­нии части рабочей силы в период депрессии


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д






4. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о без­ра­бо­ти­це и за­пи­ши­те но­ме­ра, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. 1) Без­ра­бо­ти­цей на­зы­ва­ют пре­об­ла­да­ние спро­са на ра­бо­чую силу над её пред­ло­же­ни­ем. 2) По ха­рак­те­ру при­чин без­ра­бо­ти­ца де­лит­ся на га­ло­пи­ру­ю­щую, фрик­ци­он­ную и цик­ли­че­скую. 3) Струк­тур­ная без­ра­бо­ти­ца свя­за­на с из­ме­не­ни­ем спро­са на труд в от­дель­ных от­рас­лях и ре­ги­о­нах вслед­ствие на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са. 4) Есте­ствен­ным на­зы­ва­ют сред­ний уро­вень без­ра­бо­ти­цы, во­круг ко­то­ро­го на про­тя­же­нии мно­гих лет ко­леб­лет­ся за­ня­тость на­се­ле­ния. 5) Цик­ли­че­ская без­ра­бо­ти­ца воз­ни­ка­ет в пе­ри­од эко­но­ми­че­ско­го подъёма.

5. В го­су­дар­стве Б до­воль­но вы­со­кий уро­вень без­ра­бо­ти­цы. Какие ка­те­го­рии на­се­ле­ния могут быть от­не­се­ны к фрик­ци­он­ным без­ра­бот­ным? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. 1) уво­лив­ши­е­ся по соб­ствен­но­му же­ла­нию 2) на­шед­шие ра­бо­ту, но не при­сту­пив­шие к ней 3) уво­лен­ные в связи с па­де­ни­ем спро­са на их услу­ги 4) вновь по­явив­ши­е­ся на рынке труда и име­ю­щие тре­бу­е­мую ква­ли­фи­ка­цию 5) уво­лен­ные в усло­ви­ях об­ще­го спада про­из­вод­ства в стра­не 6) за­ня­тые не­пол­ный ра­бо­чий день

6. Пред­при­ни­ма­тель решил по‚ об­сто­я­тель­ствам лич­но­го ха­рак­те­ра, не свя­зан­ным с эко­но­ми­че­ской си­ту­а­ци­ей в го­ро­де, ре­ги­о­не, стра­не, за­крыть при­над­ле­жа­щую ему швей­ную фаб­ри­ку. В ре­зуль­та­те 250 че­ло­век оста­лись без ра­бо­ты. Го­род­ская служ­ба за­ня­то­сти пред­ла­га­ла им раз­лич­ные ва­ри­ан­ты пе­ре­обу­че­ния с по­сле­ду­ю­щим тру­до­устрой­ством, но никто не со­гла­сил­ся. Ра­бот­ни­ки про­дол­жа­ют поиск ра­бо­ты по своей спе­ци­аль­но­сти. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки без­ра­бо­ти­цы дан­но­го типа и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) се­зон­ная 3) фрик­ци­он­ная 5) от­кры­тая

2) скры­тая 4) цик­ли­че­ская 6) про­грес­сив­ная


Одной из важнейших проблем современной экономики России является проблема безработицы. Актуальность темы заключается в том, что проблема занятости и безработицы в наши дни становится неотъемлемым элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Также безработица неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве. Она как сложное и противоречивое макроэкономическое явление остается в центре внимания и населения, и научной общественности.

Думается, сказанному трудно возразить, так как безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит психологическую травму. Поэтому многие политики для общей оценки состояния экономики используют так называемый “индекс нищеты”, представляющий собой сумму уровней безработицы и инфляции как двух основных показателей макроэкономической нестабильности.

Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Будучи напрямую связанной с процессами производства, распределения трудовых ресурсов, уровнем социально-экономического развития общества, безработица неминуемо влечет за собой такие экономические последствия как: снижение объема ВВП, которое приводит к снижению налогов, поступающих государству, увеличение расходов государства по мере своего роста, утрата квалификации, сокращение производства, снижение жизненного уровня.

Следует отметить, что проблемы социального характера, вызванные безработицей - это очень важная проблема. Для каждого человека безработица заключается в потере постоянно получаемого дохода, усилении социальной напряженности, снижении трудовой активности, увеличении социальной дифференциации, обострении криминогенной ситуации. Очевидно, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускники учебных заведений, не имеющие опыта работы.

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему и выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство должно предпринимать меры для борьбы с ней. Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости.

7. Влияет ли, по мнению автора, безработица на человека? Укажите один пример подобного влияния, указанных автором в тексте.

8. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,

- укажите не менее трёх основных признаков понятия «безработный»;

- объясните, как связана безработица и социально-экономическая обстановка в стране (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

6. Выберите верные суждения о видах безработицы и за­пишите цифры, под которыми они указаны. 1) При определении естественного уровня безработицы учитываются фрикционная и структурная безрабо­тица. 2) В условиях циклической безработицы граждане те­ряют работу в связи с недостаточной квалификаци­ей. 3) Фрикционная безработица является добровольной. 4) Потеря работы в отраслях с сезонным характером труда является причиной структурной безработицы. 5) Нетрудоспособные граждане представляют цикличе­скую безработицу.


Специальное и профессиональное образование... это форма инвестиций в человеческий капитал, абсолютно аналогичная вкладыванию денег в оборудование, здания и прочие неодушевлённые формы капитала. Функция такой инвестиции заключается в том, чтобы повысить экономическую продуктивность человека. Если инвестиция достигает этого результата, общество свободного предпринимательства вознаграждает человека более высокой оплатой его услуг. Это различие в выручке является экономическим стимулом для инвестиций капитала в форме машины или в форме человека. В обоих случаях дополнительная выручка должна соизмеряться с затратами, понесёнными для её получения. Когда речь идёт о специальном образовании, главные затраты состоят в доходе, упущенном в период обучения, в процентах на прибыль, упущенных в связи с откладыванием заработка, и в специфических расходах на приобретение образования, таких как плата за обучение и затраты на учебники и оборудование...

Инвестиции в человеческий капитал нельзя финансировать на тех же условиях и с такой же лёгкостью, как инвестиции в капитал физический. Нетрудно понять, почему так происходит. Когда даётся долгосрочная ссуда на финансирование инвестиций в физический капитал, кредитор способен заручиться обеспечением в виде недвижимого имущества или оставшейся части требований на сами материальные активы и в случае неуплаты может рассчитывать на реализацию хотя бы части своих капиталовложений путём продажи материальных активов. Если он даёт аналогичную ссуду на увеличение доходности человека, ему, очевидно, невозможно заручиться аналогичным обеспечением... Такие инвестиции неизбежно связаны с большим риском. Средняя ожидаемая прибыль может быть высока, но отклонения от средней величины бывают весьма велики. Одна очевидная причина отклонений - это смерть или утрата трудоспособности, но куда важнее, видимо, различия в способностях, энергичности и удачливости. Вследствие этого, если предоставлять долгосрочные ссуды, обеспечением которых будет один лишь ожидаемый будущий заработок, значительная пропорция их не будет возвращена... Какие бы ни были тому причины, изъяны рынка привели к недостатку инвестиций в человеческий капитал. Поэтому государственное вмешательство можно обосновать как «технической монополией» (поскольку распространение таких капиталовложений наталкивается на административные расходы), так и необходимостью выправить ситуацию на рынке (поскольку рынок в данном случае не выказал гибкости).


7. Какая функция профессионального образования названа автором? Что является экономическим стимулом для инвестиций в профессиональное образование?

8. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,

- укажите не менее трёх основных признаков понятия «безработный»;

- объясните, как связаны профессиональное образование и уровень безработицы в стране (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)




Ключ к тесту «Занятость и безработица»


Вариант 1

Вариант 2

балл

1

36

46

1

2

134

123

2

3

3 4 2 1 3

1 1 1 2 2

2

4

1 4 5

3 4

2

5

1 3 5

1 2 4

2

6

1 3

3 5

2

7

1) Функция: повысить экономическую продуктивность человека.

2) Экономический стимул: общество вознаграждает человека более высокой оплатой его услуг.


1) Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека.

2) - для каждого человека безработица заключается в потере постоянно получаемого дохода;

- для каждого человека безработица заключается в усилении социальной напряженности;

- для каждого человека безработица заключается в снижении трудовой активности;

- увеличение социальной дифференциации;

- обострение криминогенной ситуации;

2

8

1) основные признаки понятия «безработный», например:

- трудоспособный возраст;

- отсутствие постоянного заработка в течение некоторого времени;

- стремление найти работу (обращался в службу занятости).

2) Как показывают статистические данные, чем выше уровень образования, тем ниже уровень безработицы. В меньшей степени от безработицы страдают лица с высшим профессиональным образованием.

1) основные признаки понятия «безработный», например:

- трудоспособный возраст;

- отсутствие постоянного заработка в течение некоторого времени;

- стремление найти работу (обращался в службу занятости).

2) проблема занятости и безработицы в наши дни становится неотъемлемым элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране.

2

«5» - 14 - 15 баллов

«4» - 11 - 13 баллов

«3» - 8 - 10 баллов

«2» - 7 и менее баллов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс