Тест: «Занятость и безработица». Вариант 1.
1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «безработица». 1) рынок труда 2) занятость 3) фондовая биржа 4) трудовые ресурсы 5) пособие 6) коммерческий банк Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
2. Выберите в приведённом списке верные суждения о безработице и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Безработица может представлять макроэкономическую проблему. 2) К экономически активному населению относятся домохозяйки. 3) Фрикционная безработица означает краткие периоды незанятости, необходимые для поиска места службы, соответствующего квалификации работника. 4) Уровень безработицы определяется как удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения. 5) К экономически активному населению относятся пенсионеры.
3. Установите соответствие между характеристиками и видами безработицы:
Примеры | Виды безработицы |
А) выпускники творческих вузов долго ищут работу по специальности, не соглашаясь ни на какую другую | 1) сезонная |
Б) в связи с экономическим кризисом фирмы сократили численность персонал | 2) структурная |
В) в связи с изменением спроса на энергоресурсы многие шахты закрылись, а шахтёры остались без работы | 3) фрикционная |
Г) полгода жители городка на морском побережье обслуживают туристов, а в остальное время большинство из них не могут найти себе работу | 4) циклическая |
Д) в службе занятости безработные отказываются от рабочих вакансий и просят подобрать работу менеджеров | |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
4. Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие проявление фрикционной безработицы на рынке труда.
1) Гражданка М., квалифицированный экономист, два года не работала, ухаживая за больной матерью, приступив к поискам работы, не смогла найти место по специальности, отказавшись пойти на работу курьером. 2) В связи с длительной рецессией, предприятие вынуждено было сократить около трети своего персонала, а часть сотрудников отпустить в бессрочный отпуск без сохранения содержания. 3) В связи с запретом на игорный бизнес, закрылись все городские казино и их персонал потерял работу, бывшим крупье необходимо переквалифицироваться. 4) Врач-педиатр переехал по семейным обстоятельствам в другой город, пока он не смог найти работу по специальности и получает пособие по безработице. 5) Бывший банковский юрист, имеющий опыт работы, ищет работу по своему профилю, предложенные ему вакансии его не устроили из-за слишком низкого жалования.
5. Выберите верные суждения о безработице и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Безработицей называют социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения, желающего трудиться, не может найти себе работу. 2) Сезонная безработица характерна для периода экономического кризиса и является следствием спада производства. 3) Массовая безработица приводит к снижению уровня жизни части населения. 4) Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации порождает циклическую безработицу. 5) Неосведомлённость безработных о подходящих им вакансиях может быть причиной фрикционной безработицы.
Тест: «Занятость и безработица». Вариант 2.
1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют рынок труда.
1) безработица 2) квалификация 3) прожиточный минимум 4) валюта 5) занятость
6) бюджет. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
2. Выберите в приведённом списке верные суждения о рынке труда и безработице запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Безработица - это такое экономическое состояние, при котором ищущие работу не могут её найти при существующей ставке заработной платы. 2) Структурная безработица может быть вызвана колебаниями в потребительском спросе и обновлением технологий.
3) К социальным издержкам безработицы относятся потеря квалификации и самоуважения безработными, упадок моральных устоев. 4) К числу безработных относятся пенсионеры и домохозяйки. 5) На стадии циклического подъёма экономики спрос на рабочую силу падает.
3. Установите соответствие между особенностями безработицы и ее видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Особенности безработицы | Виды безработицы |
А) связана с поиском работы специалистом, впервые появившимся на рынке труда | 1. фрикционная |
Б) вызвана добровольным решением найти более интересное применение профессиональных умений | 2. циклическая |
В) возникает из-за увольнения | |
Г) вызвана экономическим спадом и закрытием предприятий | |
Д) проявляется в высвобождении части рабочей силы в период депрессии | |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
4. Выберите верные суждения о безработице и запишите номера, под которыми они указаны. 1) Безработицей называют преобладание спроса на рабочую силу над её предложением. 2) По характеру причин безработица делится на галопирующую, фрикционную и циклическую. 3) Структурная безработица связана с изменением спроса на труд в отдельных отраслях и регионах вследствие научно-технического прогресса. 4) Естественным называют средний уровень безработицы, вокруг которого на протяжении многих лет колеблется занятость населения. 5) Циклическая безработица возникает в период экономического подъёма.
5. В государстве Б довольно высокий уровень безработицы. Какие категории населения могут быть отнесены к фрикционным безработным? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) уволившиеся по собственному желанию 2) нашедшие работу, но не приступившие к ней 3) уволенные в связи с падением спроса на их услуги 4) вновь появившиеся на рынке труда и имеющие требуемую квалификацию 5) уволенные в условиях общего спада производства в стране 6) занятые неполный рабочий день
6. Предприниматель решил по‚ обстоятельствам личного характера, не связанным с экономической ситуацией в городе, регионе, стране, закрыть принадлежащую ему швейную фабрику. В результате 250 человек остались без работы. Городская служба занятости предлагала им различные варианты переобучения с последующим трудоустройством, но никто не согласился. Работники продолжают поиск работы по своей специальности. Найдите в приведённом списке характеристики безработицы данного типа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сезонная 3) фрикционная 5) открытая
2) скрытая 4) циклическая 6) прогрессивная
Одной из важнейших проблем современной экономики России является проблема безработицы. Актуальность темы заключается в том, что проблема занятости и безработицы в наши дни становится неотъемлемым элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Также безработица неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве. Она как сложное и противоречивое макроэкономическое явление остается в центре внимания и населения, и научной общественности.
Думается, сказанному трудно возразить, так как безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит психологическую травму. Поэтому многие политики для общей оценки состояния экономики используют так называемый “индекс нищеты”, представляющий собой сумму уровней безработицы и инфляции как двух основных показателей макроэкономической нестабильности.
Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Будучи напрямую связанной с процессами производства, распределения трудовых ресурсов, уровнем социально-экономического развития общества, безработица неминуемо влечет за собой такие экономические последствия как: снижение объема ВВП, которое приводит к снижению налогов, поступающих государству, увеличение расходов государства по мере своего роста, утрата квалификации, сокращение производства, снижение жизненного уровня.
Следует отметить, что проблемы социального характера, вызванные безработицей - это очень важная проблема. Для каждого человека безработица заключается в потере постоянно получаемого дохода, усилении социальной напряженности, снижении трудовой активности, увеличении социальной дифференциации, обострении криминогенной ситуации. Очевидно, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускники учебных заведений, не имеющие опыта работы.
Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему и выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство должно предпринимать меры для борьбы с ней. Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости.
7. Влияет ли, по мнению автора, безработица на человека? Укажите один пример подобного влияния, указанных автором в тексте.
8. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
- укажите не менее трёх основных признаков понятия «безработный»;
- объясните, как связана безработица и социально-экономическая обстановка в стране (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
6. Выберите верные суждения о видах безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) При определении естественного уровня безработицы учитываются фрикционная и структурная безработица. 2) В условиях циклической безработицы граждане теряют работу в связи с недостаточной квалификацией. 3) Фрикционная безработица является добровольной. 4) Потеря работы в отраслях с сезонным характером труда является причиной структурной безработицы. 5) Нетрудоспособные граждане представляют циклическую безработицу.
Специальное и профессиональное образование... это форма инвестиций в человеческий капитал, абсолютно аналогичная вкладыванию денег в оборудование, здания и прочие неодушевлённые формы капитала. Функция такой инвестиции заключается в том, чтобы повысить экономическую продуктивность человека. Если инвестиция достигает этого результата, общество свободного предпринимательства вознаграждает человека более высокой оплатой его услуг. Это различие в выручке является экономическим стимулом для инвестиций капитала в форме машины или в форме человека. В обоих случаях дополнительная выручка должна соизмеряться с затратами, понесёнными для её получения. Когда речь идёт о специальном образовании, главные затраты состоят в доходе, упущенном в период обучения, в процентах на прибыль, упущенных в связи с откладыванием заработка, и в специфических расходах на приобретение образования, таких как плата за обучение и затраты на учебники и оборудование...
Инвестиции в человеческий капитал нельзя финансировать на тех же условиях и с такой же лёгкостью, как инвестиции в капитал физический. Нетрудно понять, почему так происходит. Когда даётся долгосрочная ссуда на финансирование инвестиций в физический капитал, кредитор способен заручиться обеспечением в виде недвижимого имущества или оставшейся части требований на сами материальные активы и в случае неуплаты может рассчитывать на реализацию хотя бы части своих капиталовложений путём продажи материальных активов. Если он даёт аналогичную ссуду на увеличение доходности человека, ему, очевидно, невозможно заручиться аналогичным обеспечением... Такие инвестиции неизбежно связаны с большим риском. Средняя ожидаемая прибыль может быть высока, но отклонения от средней величины бывают весьма велики. Одна очевидная причина отклонений - это смерть или утрата трудоспособности, но куда важнее, видимо, различия в способностях, энергичности и удачливости. Вследствие этого, если предоставлять долгосрочные ссуды, обеспечением которых будет один лишь ожидаемый будущий заработок, значительная пропорция их не будет возвращена... Какие бы ни были тому причины, изъяны рынка привели к недостатку инвестиций в человеческий капитал. Поэтому государственное вмешательство можно обосновать как «технической монополией» (поскольку распространение таких капиталовложений наталкивается на административные расходы), так и необходимостью выправить ситуацию на рынке (поскольку рынок в данном случае не выказал гибкости).
7. Какая функция профессионального образования названа автором? Что является экономическим стимулом для инвестиций в профессиональное образование?
8. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
- укажите не менее трёх основных признаков понятия «безработный»;
- объясните, как связаны профессиональное образование и уровень безработицы в стране (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Ключ к тесту «Занятость и безработица»
№ | Вариант 1 | Вариант 2 | балл |
1 | 36 | 46 | 1 |
2 | 134 | 123 | 2 |
3 | 3 4 2 1 3 | 1 1 1 2 2 | 2 |
4 | 1 4 5 | 3 4 | 2 |
5 | 1 3 5 | 1 2 4 | 2 |
6 | 1 3 | 3 5 | 2 |
7 | 1) Функция: повысить экономическую продуктивность человека. 2) Экономический стимул: общество вознаграждает человека более высокой оплатой его услуг. | 1) Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека. 2) - для каждого человека безработица заключается в потере постоянно получаемого дохода; - для каждого человека безработица заключается в усилении социальной напряженности; - для каждого человека безработица заключается в снижении трудовой активности; - увеличение социальной дифференциации; - обострение криминогенной ситуации; | 2 |
8 | 1) основные признаки понятия «безработный», например: - трудоспособный возраст; - отсутствие постоянного заработка в течение некоторого времени; - стремление найти работу (обращался в службу занятости). 2) Как показывают статистические данные, чем выше уровень образования, тем ниже уровень безработицы. В меньшей степени от безработицы страдают лица с высшим профессиональным образованием. | 1) основные признаки понятия «безработный», например: - трудоспособный возраст; - отсутствие постоянного заработка в течение некоторого времени; - стремление найти работу (обращался в службу занятости). 2) проблема занятости и безработицы в наши дни становится неотъемлемым элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. | 2 |
«5» - 14 - 15 баллов
«4» - 11 - 13 баллов
«3» - 8 - 10 баллов
«2» - 7 и менее баллов