Тест-акция «ПРОВЕРЬ СВОЮ ГРАМОТНОСТЬ»
к Международному дню грамотности
Перечень проверяемых умений:
Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка
Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка
Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка
Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка
Умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка
Умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексического богатства языка
На данную работу отводится 15 минут.
Ключи к тестам и нормы оценок.
1 вариант
1 - 1 , 2 - 3, 3 - 3, 4 - 1, 5 - 1, 6 - 3.
2 вариант
1 - 2, 2 - 4, 3 - 3, 4 - 4, 5 - 2, 6 - 3.
3 вариант
1 - 4, 2 - 3, 3 - 4, 4 - 2, 5 - 4, 6 - 1.
4 вариант
1 - 4, 2 - 4, 3 - 2, 4 - 3, 5 - 3, 6 - 3.
«5» - 6 заданий.
«4» - 5 заданий.
«3» - 4-3 задания.
Тест-акция «ПРОВЕРЬ СВОЮ ГРАМОТНОСТЬ»
к Международному дню грамотности
1вариант
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
создалАсь
дОлжностей
изогнУтый
звОнит
2. В каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно употребить ЗЛОСТНЫЙ?
Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где всё уснуло по чарам и колдовству ЗЛОЙ феи.
Не по ЗЛОЙ воле он допускал промахи и ошибки.
Имейте в виду, что ЗЛЫЕ браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.
Человек он был ЗЛОЙ: ему непременно нужно было кого-то мучить.
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
килограмм яблок
будущие выборы
до двух тысяч второго года
ошиблась
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Называя одним и тем же словом в чём-то сходные предметы,
мы отвлекаемся от несущественных деталей.
несущественные детали не принимаются во внимание.
происходит обобщение признаков.
учитываются самые существенные признаки.
5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт.
Многие из тех, кто знал Чехова, вспоминали о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству.
Одним из русских обычаев, ценившимся многими старыми москвичами, было устное рассказывание.
О своём отношении к классической музыке В.П.Астафьев написал в очерке «Постскриптум».
6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
При подлёте к комете космический аппарат напоминал готового к сражению рыцаря, который закован в прочные латы.
Из холма, который природа склеила из громадных уродливых камней, сквозь трубочку тонкой струйкой бежала вода.
Получение продуктов питания из воды и минеральных солей, которые можно научиться извлекать из земли, навсегда решит проблему голода.
Утром за всполохом ромашек не видно ни телёнка, который пасётся на лугу, ни гусей.
Тест-акция «ПРОВЕРЬ СВОЮ ГРАМОТНОСТЬ»
к Международному дню грамотности
2 вариант
1.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
катАлог
щавЕль
докУмент
отогнАла
2. В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить ЖИТЕЙСКИЙ?
ЖИЗНЕННЫЙ путь этого человека отражает идеалы эпохи.
для одного искусство лишь средство стать знаменитым и известным, для другого – ЖИЗНЕННАЯ необходимость.
основные персонажи пьесы оказались недостаточно ЖИЗНЕННЫМИ.
ЖИЗНЕННЫЕ привычки приобретаются с опытом.
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
в две тысячи первом году
не машите руками
у грузинов
небольшие транзисторы
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Расположившись на земляной насыпи,
зрителям был виден весь стадион.
игры проходили под одобрительные или возмущённые крики зрителей.
у зрителей был прекрасный обзор всего поля.
можно было наблюдать за ходом соревнований.
5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
Многие из тех, кто приезжал в Ялту, побывали в доме-музее Чехова.
Одним из интеллигентнейших людей, обладающими уважением к культуре прошлого, терпимостью к чужому мнению, был Д.С.Лихачёв.
Только по предъявлении доверенности можно одному человеку действовать от имени другого.
Об истории создания Третьяковской галереи рассказывает Л.Волконский в книге «Лицо времени».
6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
«Курские песни» стали звеном в цепи сокровищ русского искусства, которая начинается с «Камаринской» Глинки.
Джазовая классика и композиция, которая построена на основе фольклора Курской области, - главная репертуарная линия Л.В.Винцкевича.
Сейчас очень актуальны вопросы нравственной среды человеческого обитания, о которой следует беспокоиться так же, как о чистоте земли и воздуха.
Проблема обратной связи является главной для каждого художника, который адресует свои произведения людям.
Тест-акция «ПРОВЕРЬ СВОЮ ГРАМОТНОСТЬ»
к Международному дню грамотности
3 вариант
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
квАртал
прОстыня
местностЕй
оцененА
2. В каком предложении вместо слова нужно употребить ГУМАННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ?
Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.
ГУМАННОЕ отношение к детям означает понимание духовных усилий ребёнка, уважительное отношение к этим исканиям.
между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.
ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
эмалированные вёдра
худший вариант
семисот шестидесяти семи птиц
килограмм вафлей
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Побывав в Москве 18 века,
у иностранных послов и купцов возникали ассоциации с Иерусалимом.
иностранные послы писали о ней как об одном из красивейших городов мира.
в записках иностранных послов остались интересные для нас описания.
она сравнивалась с Иерусалимом и другими красивейшими городами мира.
5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
Одним из известнейших драматургов, показавшим в своих пьесах мир купеческой Москвы, был А.Н. Островский.
Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов 19 века.
Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката.
Среди научных трудов Ф.И.Буслаева следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка»
6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
За курского соловья, в трелях которого насчитывали более сорока переливов, в прежние времена купцы платили до двух тысяч рублей золотом.
Недаром в былые годы из «яблоневого» города Курска возили в Европу мочёную антоновку, которая получила на ярмарках во Франции золотые медали.
в конце 19 века имение приобрёл курский купец первой гильдии Г.А.Новосильцев, который был последним владельцем Лебяжьего.
Учебно-игрушечная мастерская в Сергиевом Посаде, которую организовало Московское земство в 1891 году, во многом обязана своим существованием С.Т.Морозову.
Тест-акция «ПРОВЕРЬ СВОЮ ГРАМОТНОСТЬ»
к Международному дню грамотности
4 вариант
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
сОрит
занЯла
опредЕлен
знАчимость
2. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ?
ПРЕДСТАВЬТЕ гостям вашего друга.
Актёр умел ПРЕДСТАВИТЬ пение соловья.
Вы должны срочно ПРЕДСТАВИТЬ отчёт о командировке.
Я ПРЕДСТАВИЛ вам право самостоятельно решать эти вопросы.
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
шестьюстами учебниками
едь вперёд
спелых абрикосов
жёстче дерева
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Переводя текст,
мне понадобился словарь.
обдумывается его структура.
учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов.
должен учитываться стиль речи.
5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
Благодаря периодическому закону Д.Менделеева появилась возможность объединить в строгую систему огромное количество фактов, относящихся к химии и физике.
Я ещё не решил, буду ли поступать в этом году в университет.
Постоянное увлечение Андрея, поглощающее всё его свободное время, - это спортом.
Статью «Луч света в тёмном царстве» Н.А.Добролюбов посвятил анализу «Грозы» - пьесы А.Н.Островского.
6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
Главный источник загрязнения окружающей среды – возвращение в природу огромной массы отходов, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества.
Значения, которые образовались в многозначном слове путём переноса наименования, вторичны.
Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо.
Геоэкология изучает процессы и явления, которые возникают в окружающей среде в результате антропогенного вмешательства.