Тест по темам: Макро и микроэволюция, приспособленность организмов к условиям среды (9 класс)
Вариант 1.
1. В процессе микроэволюции образуются:
а) виды;
б) семейства;
в) классы;
г) типы (отделы)
2. В процессе эволюции под влиянием движущих сил происходит:
а) саморегуляция в экосистеме;
б) колебание численности популяции;
в) круговорот веществ и превращение энергии;
г) формирование приспособленности организмов.
3. Географический критерий вида – это:
а) его область распространения;
б) особенности процессов жизнедеятельности;
в) особенности внешнего и внутреннего строения;
г) определённый набор хромосом и генов.
4. Выберите показатель, который не характеризует биологический прогресс:
а) экологическое разнообразие;
б) забота о потомстве;
в) широкий ареал;
г) высокая численность.
5. Генетическое сходство особей популяции одного вида проявляется в:
а) обшности их местообитания;
б) сходстве процессов онтогенеза;
в) равном соотношении полов;
г) скрещивании особей и рождении плодовитого потомства.
6. Многообразие видов, широкое распространение и высокая плодовитость паразитических червей – показатель:
а) ароморфоза;
б) дегенерации;
в) биологического прогресса
г) биологического регресса.
7. Установите соответствие между особенностью строения организма человека и видом сравнительно-анатомических доказательств его эволюции:
Особенность строения: Виды доказательств:
а) развитие хвоста 1. атавизмы
б) аппендикс 2. рудименты
в) копчик
г) густой волосяной покров на теле
д) многососковость
8.Кто из перечисленных животных имеет предупреждающую окраску?
а) тундровая куропатка; б) несъедобные гусеницы; в) малый зуек
9.Средством защиты от врагов у камбалы является:
а) окраска под цвет морского дна; б) наличие плавников; в) плоское тело
10.Закономерности возникновения приспособлений у организмов к среде обитания исследует
1) цитология 2) эволюционное учение 3) экология 4) систематика
11. Установите соответствие между видами организмов и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит их развитие.
ВИД ОРГАНИЗМА
А) серая крыса
Б) зубр
В) уссурийский тигр
Г) пырей ползучий
Д) лошадь Пржевальского
Е) одуванчик обыкновенный
НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ
1) биологический прогресс
2) биологический регресс
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
12. Установите соответствие между характеристикой эволюционного процесса и процессом, которому соответствует данная характеристика.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) ведёт к видообразованию
Б) ведёт к формированию надвидовых таксонов
В) происходит в популяциях
Г) сопровождается мутационным процессом
Д) происходит в течение длительного исторического периода (миллионы лет)
Е) характеризуется биологическим прогрессом или регрессом
ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
1) микроэволюция
2) макроэволюция
Вариант 2.
1. В процессе макроэволюции образуются:
а) виды;
б) семейства;
в) классы;
г) типы (отделы)
2. Образование новых видов происходит в результате:
а) возрастного изменения особей;
б) сезонных изменений;
в) природоохранной деятельности человека;
г) взаимодействия движущих сил эволюции.
3. Следствием эволюции организмов нельзя считать:
а) приспособленность организмов к среде обитания;
б) многообразие органического мира;
в) наследственную изменчивость;
г) образование новых видов.
4. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса:
а) борьба за существование;
б) размножение особей с полезными изменениями;
в) появление в популяции разнообразных наследственных изменений;
г) преимущественное сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями;
д) закрепление приспособленности к среде обитания.
5. Морфологический критерий вида – это:
а) его область распространения;
б) особенности процессов жизнедеятельности;
в) особенности внешнего и внутреннего строения;
г) определённый набор хромосом и генов.
6. Свойство организмов приобретать новые признаки, а также различия между особями в пределах вида – это проявление:
а) наследственности;
б) борьбы за существование;
в) индивидуального развития;
г) изменчивости.
7. Признаком биологического прогресса является:
а) широкий ареал обитания;
б) большое количество видов;
в) утрата приспособленности к среде обитания;
г) высокая степень появления мутаций;
8.Хамелеон меняет свою окраску благодаря:
а) перераспределению пигмента в покровах тела; б) быстрому движению в) изменению окружающей среды.
9. Многие ядовитые змеи имеют окраску:
а) покровительственную; б) предупреждающую; в) красную
10.Сезонные колебания численности леммингов — это
1) дрейф генов 2) популяционные волны 3) движущий отбор 4) мутационный процесс
11.Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп и их признаками.
ПРИЗНАКИ
А) Многообразие видов.
Б) Ограниченный ареал.
В) Небольшое число видов.
Г) Широкие экологические адаптации.
Д) Широкий ареал.
Е) Уменьшение числа популяций.
НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ
1) биологический прогресс
2) биологический регресс
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
11.Установите соответствие между признаком птиц и направлением эволюции, в результате которого этот признак сформировался.
ПРИЗНАК
A) четырёхкамерное сердце
Б) окраска оперения
B) теплокровность
Г) наличие перьевого покрова
Д) ласты у пингвинов
Е) длинный клюв у птиц болот
НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ
1) ароморфоз
2) идиоадаптация
12.Установите соответствие между характеристикой эволюционного процесса и уровнем эволюции, на котором он происходит. Для этого к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
А) формируются новые виды
Б) формируются надвидовые таксоны
В) изменяет генофонд популяции
Г) прогресс достигается путём частных приспособлений
Д) прогресс достигается путём ароморфозов
Е) прогресс достигается путём дегенерации
УРОВЕНЬ
1) микроэволюционный
2) макроэволюционный