ТЕСТ В ФОРМАТЕ ЕГЭ – 2020 . ВАРИАНТ № 25
Часть 1
Ответами к заданиям 1-26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Часы стали первым автоматом, созданным для практических целей и получившим повсеместное распространение. (2)Многие конструкторские идеи, которые впоследствии использовались в других отраслях техники, были поначалу опробованы в часах, а для многих механизмов, созданных в последующие времена, часы послужили образцом. (3)Они, , явились опытной моделью всякого механического искусства в целом.
1.Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Часы, получившие широкое распространение, послужили образцом для создания многих механизмов, на них были опробованы многие конструкторские идеи, поэтому их можно считать опытной моделью механического искусства.
2) Первым автоматом, созданным для практических целей и получившим повсеместное распространение, стали часы, послужившие образцом для создания бытовой техники.
3) Толчком к разработке множества конструкторских идей стало создание часов — универсального механизма, получившего повсеместное распространение.
4) Образцом для создания модных аксессуаров стали часы, созданные для практических целей и получившие повсеместное распространение.
5) Часы оказались опытной моделью механического искусства: на них были опробованы многие конструкторские идеи, они стали образцом для создания многих механизмов и получили щирокое распространение.
2. Самостоятельно подберите вводную конструкцию , которая должна стоять на месте пропуска во ВТОРОМ предложении текста.
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
МОДЕЛЬ, -и, ж.
1) Схема какого-нибудь физического объекта или явления. М. атома. М. искусственного языка.
2)Тип, марка конструкции. Новая м. автомобиля.
3) Уменьшенное (или в натуральную величину) воспроизведение или макет чего-нибудь.М. корабля. М. самолёта.
4)Образец какого-нибудь изделия или образец для изготовления чего-нибудь, а такжепредмет, с которого воспроизводится изображение. Новая м. платья. М. для литья. Модели для скульптур.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква,обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
молЯщий , дефИс , осведомИшься , заселенА , бралАсь
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ДИПЛОМАНТА конкурса молодых исполнителей зрители встретили оглушительными аплодисментами*
Большая часть текстов автора написана в ПУБЛИЦИСТИЧНОМ стиле.
ВЫДАЧА коньков производится при наличии у посетителя катка паспорта или любого другого документа, который может быть оставлен в залог.
Занятия в бассейне приносят ДВОЙНУЮ пользу: они благотворным образом влияют и на физическое, и на эмоциональное состояние.
Оттого что этот человек обошёлся с ней столь некрасиво, она почувствовала себя беспомощной, УНИЖЕННОЙ.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Особые слова благодарности за тяжёлый труд хочется адресовать медицинским медсёстрам, спасшим во время Великой Отечественной войны миллионы раненых солдат.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
отряд ПАРТИЗАН / ТОНЧАЙШИЕ нити / по ОБЕИМ сторонам / ЛОЖИТЕ на стол
предъявите на входе ПРОПУСКА
8.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:к каждой позиции первого столбца подберитесоответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | -
Оценивая заслугу адмирала, императрица Екатерина II отмечала в письме к нему, что «должна этою победой вашим великим дарованиям, вашей твёрдости, вашей непоколебимой решимости к славе Российской империи». |
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами | -
Создавая веб-сайт, это кажется многим сложным. |
B) неправильное построение предложения с косвенной речью | -
Как отметил в своём судовом журнале один из капитанов XVIII века, «корабль был атакован морскими прожорами (то есть акулами), от которых едва отделались, обороняясь всем своим оружием». |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | -
Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, но и мистической истории, произошедшей в 1905 году. |
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | -
Московские ополченцы, покрывшие себя неувядаемой славой в Бородинской битве, участвовали и в последующих сражениях с французами: под Тарутином и Малоярославцем, при Вязьме и Красном. |
| -
Администрация школы, прежде всего директор и завуч, особое внимание уделяли повышению профессионального мастерства педагогов. |
| -
Моцарт, работавший в различных областях музыки, особое внимание уделял опере. |
| -
И сейчас метеорологи опираются на некоторые народные приметы, дающих довольно точный прогноз. |
| -
Новые хозяева острова, которые решили засыпать протоку, превратили этот небольшой кусок земли в полуостров, ставший отныне частью берега. |
9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1)бл..городный, к..саться (поверхности), г..ризонт2)ф..рмализм, прибл..жаться, изд..лека
3)эфф..ктивный, мот..вировать, эм..лированный4)впл..тную, ч..рующий, г..рдиться
5)аргум..нтировать, задр..жать, сокр..щение
10.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах и та же буква. Запишите номера ответов.
одного ряда пропущена одна
1)пр..стыдить, пр..вокзальный, непр..ступная (крепость)2)пр..явить, п..иск, нен..рушаемый
3)ра..бросать, и..пуганный, в..пугнуть4) от..скать, пост..ндустриальный, под..грать
5)сни..хождение, и..колесить, ра..ценки
11.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1)льн..ные (ткани), родств..нные (связи)2)отчётл..во, размаш..стый (почерк)
3)развёрт..вать, идеализир..вать4)застр..вать, гел..вая (ручка)
5)влюбч..вый, проветр..вать
12.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1)(звери) чу..т, кочу..щие (стада)2)став..шь (цветы в вазу), обожа..мый
3)услыш..нный, служ..щие (граждане)4)накин..шь (пальто), наполн..вший (комнату светом)
5)маш..щий (флагом), (они) наточ..т (коньки)
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ)ДОЖДАВШИЕСЯ ужина путешественники легли спать.
Работать пришлось в (НЕ)ИССЛЕДОВАННОЙ ещё местности.
Пришлось подписать отнюдь (НЕ)ВЫГОДНЫЙ контракт.
Семён Ростиславович казался (НЕ)ДОВОЛЬНЫМ.
Без труда (НЕ)ВЫЛОВИШЬ и рыбку из пруда.
14.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
ЧТО(БЫ) ни утверждали критики, стихи А. А. Фета необычайно мелодичны, (ПО)ЭТОМУ многие из них легли в основу романсов.
(В)ОТЛИЧИЕ от других представителей либерального лагеря, Павел Петрович всегда твёрд в отстаивании своих принципов, и (ПО)ТОМУ он решительно противостоит Базарову.
В разные концы планеты попадают керамические изделия из Гжели, ЧТО(БЫ) украшать быт людей, а ТАК(ЖЕ) воспитывать чувство прекрасного.
Я рассказал Ивану Петровичу обо всём, что случилось, и пожелал узнать его мнение (НА)СЧЁТ предопределения, ТАК(КАК) это было очень важно.
(ЗА)ТОбасни И.А.Крылова явились совершенно новым явлением в русской литературе.
(ПО)СРАВНЕНИЮ с баснями А. П. Сумарокова, которые были написаны в традициях классицизма.
15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Работа шла и быстро и весело и была вовремя закончена.
2) Причастия способны как образно описать предметы или явления так и представить
их признаки в динамике.
3) Алогичность соединения слов создаёт не только особый психологический эффект но и приковывает внимание читателя и слушателя.
4) Сергей Николаевич поднялся и вслед за этим удалился из комнаты.
5) А она только слушает да молчит.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Побывав во многих странах мира (1) Юрий Гагарин посетил (2) пострадавшую от атомной бомбы (3) Японию (4) радушно встретившую прославленного космонавта.
18. Расставьте все знаки препинания: укажите дифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мы входим в зал.
Сияющие люстры (1)
От напряженья (2)
Кажется (3) дрожат!
Звенит хрусталь (4)
И действует на чувства(5)
Мы входим в зал
Без всякого искусства(6)
А здесь искусством (7)
Видно (8) дорожат.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Провинциальный музей (1) экспозицию (2) которого (3) можно назвать памятником художнику (4) обладает одним из самых богатых собраний работ знаменитого пейзажиста.
20. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые*
Дарья Александровна попробовала было играть (1) но долго не могла понять игры (2) а (3) когда поняла (4) то так устала (5) что села с княжной Варварой (6) и только смотрела на играющих.
21.Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Плато Путорана — грандиозный горный массив Заполярья, расположенный на северо-западе Сибири между двумя великими реками — Енисеем и Леной. (2) Площадьплато — двести пятьдесят тысяч квадратных километров.(3)На эвенском языке название плато означает «озёра с крутыми берегами», а на юкагирском — «горы без вершин», (4)Эти имена точно и образно характеризуют местность. (5)География же дала такое определение подобным образованиям: «столовая гора». (6)Вершина Путорана — гора Камень высотой 1701 метр. (7)На плато бесчисленное множество озёр и водопадов, среди которых высочайший в России Тальниковый,—именно поэтому Путорану называют краем тысячи водопадов и десяти тысяч озёр. (8)Одно из озёр, Виви,— географический центр России,в честь этого радом с озером установлен памятный знак. (9)Семиметровую стелу венчает герб России, а на четырёх стальных листах у её подножия указаны координаты географической точки.
Прочитайте текст и выполните задания 22—27.
(1)Жизнь человеческая делится на огромные промежутки времени, на соединения многих эпох. (2)Но внезапно среди этого течения земного времени возникает нечто потрясающе новое, рождается то великое событие, с которого люди начинают счёт нового времени на своей старой и всё же доброй Земле.
(3)Двенадцатого апреля 1961 года началась новая эра в жизни человечества. (4)Простой русский человек с прекрасной фамилией Гагарин вернулся из космоса. (5)Двенадцатое апреля 1961 года — день не только нашей чистой и благородной национальной гордости, но и гордости всего мыслящего человечества.
(6)Нам не свойственно хвастовство, но очень свойственна сдержанная вера в своих людей, в гений русского народа и ещё больше —в гений человечества. (7)Эта вера теперь оправдана до конца, какие бы трудности ещё ни ожидали нас на жизненном нашем пути.
(8)Миллиарды сердец бились напряжённо и взволнованно. (9)Все мысли были прикованы к судьбе мужественного человека, о котором до исторического полёта почти никто не знал.
(10)Если простая поэзия мифа об Икаре, взлетевшем к солнцу на восковых крыльях и погибшего в сияющей небесной синеве, прошла через все века и дожила до наших дней во всей своей простодушной прелести и наивности, то полёт Гагарина будет волновать людей, пока будет существовать наша Земля.
(11)Сейчас я невольно вспомнил, как ещё гимназистом бежал ранним утром под прохладными цветущими каштанами на ипподром за городом, где был назначен первый в нашем сухопутном мире полёт авиатора Уточкина. (12)Я помню всё: солнце, яркое, словно омытое росой, доброе и спокойное лицо Уточкина в десяти метрах надо мной, и слёзы, внезапно брызнувшие из глаз стоявшей вблизи меня молоденькой и красивой женщины. (13)Это была очень любимая киевской молодёжью актриса Пасхалова. (14)Военный оркестр играл почему-то под сурдинку вальс «Дунайские волны».
(15)И вот —невиданный скачок от этого идиллического андерсеновского полёта до могучих воздушных кораблей и, наконец, порыв, полёт, уход в космос, в те пространства Вселенной, где человек соприкасается с вечностью. (16)Наше поколение счастливое. (17)Оно перенесло великие муки и победы и дожило до наступления новой, величайшей эры. (18)Оно счастливо этим и счастливо ещё и тем, что к его представлению о великолепии мира прибавилась ещё одна черта — бесстрашный, спокойный, уверенный полёт советского человека в космос. (19)Это величайшая мирная победа в истории Земли!
(По К. Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968)—известный русский писатель, классик отечественной литературы.
22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Двенадцатое апреля 1961 года стало датой отсчёта новой эры в истории человечества.
2) Наивный миф об Икаре вскоре забудут, так же как и легенды о полёте человека в космос.
3) Рассказчик хорошо помнит день, когда актриса Пасхалова в ожидании полёта космонавта Уточкина заплакала от страха за его судьбу.
4) Рассказчик считает счастливым своё поколение, пережившее муки и победы и дожившее до начала новой эры.
5) Полёт Гагарина оправдал веру русского народа в гений человечества.
23.Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1, 2 представлено рассуждение.
2) Предложение 4 поясняет, раскрывает содержание предложения 3.
3) В предложениях 6, 7 представлено описание.
4) В предложении 10 представлено повествование.
5) Предложение 17 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 16.
24. Из предложений 1, 2 выпишите слово со значением «длительный период времени, выделяемый по каким-нибудь характерным явлениям, событиям».
25.Среди предложений 11-14 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые шермины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на место пропусков (A, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
26.«Характеризуя чувства соотечественников, испытываемые при известии о том, что первым человеком, полетевшим в космос, стал советский космонавт ЮрийГагарин, К. Г. Паустовский использует такой троп, как (А)___ («чистойи благородной национальной гордости» в предложении 5). Передать юношеские впечатления от событий, связанных с первым полётом авиатора, автору помогает ещё один троп — (Б)___(«словно омытое росой» в предложении 12)и синтаксическое средство — (В)___(в предложении 12). Оцениваядостижения отечественной космонавтики, писатель использует такое синтаксическое средство, как (Г)___(предложение 19).
Список терминов:
1) эпитет
2) антонимы
3) сравнение
4) фразеологизм
5) ряд однородных членов предложения
6) вопросительное предложение
7) парцеляция
8) метафора
9) восклицательное предложение
7