Готовимся к ЕГЭ.
Средства выразительности речи.
Вариант №1.
I.Соотнесите тропы и их определения.
1. | Метафора | А. Изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. |
2. | Метонимия | Б. Разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. |
3. | Олицетворение | В.Выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. |
4. | Гипербола | Г.Перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. |
5. | Эпитет | Д. Оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. |
6. | Сравнение | Е. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия. |
7. | Перифраз | Ж. Образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. |
II. Определите средства выразительности в поэтических текстах.
1. На реке форелевой, в северной губернии,
В лодке сизым вечером уток не расстреливай. (И.Северянин)
2. Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной. (А.Пушкин)
3. Смотрите, первенцы свободы:
Мороз на берегах Невы! (З.Гиппиус)
4. Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина. (М.Лермонтов)
5. И воск слезами с ночника
На платье капал. (Б.Пастернак)
а) Гипербола; б) эпитет; в) метафора; г) перифраза; д) метонимия.
III. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
1. | Анафора | А. Стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. |
2. | Оксюморон | Б. Тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ. |
3. | Парцелляция | В. Намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения. |
4. | Синтаксический параллелизм | Г. Изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста |
5. | Градация | Д. Стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу. |
6. | Инверсия | Е.Повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений. |
7. | Бессоюзие | Ж. Прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. |
IV. Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.
Принять его, позвать, просить, сказать, что дома. (А.Грибоедов)
Таскали – то кирпичик, то полено,
То бревнышко. И прятались. (А.Блок)
Бесконечность немых голосов. (К.Бальмонт)
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночей, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица. (А.Фет)
Девушка пела в церковном хоре
О всех уставших в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою. (А.Блок)
а) Анафора; б) парцелляция; в) оксюморон; г) градация; д) бессоюзие.
V. Какие художественные средства (тропы) использовал М.А.Шолохов в этом предложении?
Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали.
Готовимся к ЕГЭ.
Средства выразительности речи.
Вариант №2.
I.Соотнесите тропы и их определения.
1. | Сравнение | А. Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. |
2. | Синекдоха | Б. Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия. |
3. | Литота | В. Выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения) посредством конкретного образа. |
4. | Ирония | Г. Изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде. |
5. | Аллегория | Д. Изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. |
6. | Каламбур | Е. Употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. |
7. | Гротеск | Ж. Шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов; игра слов. |
II. Определите средства выразительности в поэтических текстах.
1.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет. (Г.Державин)
2.
– Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо
господского дома?.. (Н.Гоголь)
3.
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов)
4.
Ты все пела? – Это дело!
Так поди же попляши. (И.Крылов)
5.
И никто с начала мира не видал такого пира. (А.Пушкин)
а) Литота; б) сравнение; в) ирония; г)синекдоха; д) гипербола.
III. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
1. | Эпифора | А. Намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения. |
2. | Многосоюзие | Б. Повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи. |
3. | Анафора | В.Стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. |
4. | Умолчание | Г.Избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов, ощущаемый как лишний и употребляемый как выразительное средство. |
5. | Риторическое обращение | Д. Намеренный обрыв высказывания, передающий прерывистость, взволнованность речи. |
6. | Подхват | Е. Повтор слова или группы слов в начале строк, строф или предложений. |
7. | Бессоюзие | Ж. Повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений. |
IV.Определите средства выразительности в поэтических текстах.
1.
Выхожу один я на дорогу. (М.Лермонтов)
2.
Плачет и смеется песня лиховая. (С.Есенин)
3.
Изначальней всего остального – любовь,
В песне юности первое слово – любовь,
О, несведущий в мире любви горемыка,
Знай, что всей нашей жизни основа – любовь! (О.Хайям)
4.
О, глубокая ночь!
О, холодная осень! Немая! (К.Д.Бальмонт)
5.
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору (М.Ю.Лермонтов)
а) Подхват; б) эпифора; в) инверсия; г)антитеза; д)риторическое восклицание.
V. Какие художественные средства (стилистические фигуры) использовал А.Т.Твардовский в этом стихотворении?
Война – жестче нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова.
КЛЮЧИ
Вариант 2.
I.
1. | Сравнение | Д. Изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. |
2. | Синекдоха | А. Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. |
3. | Литота | Б. Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия. |
4. | Ирония | Е. Употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. |
5. | Аллегория | В. Выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения) посредством конкретного образа. |
6. | Каламбур | Ж.Шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов; игра слов. |
7. | Гротеск | Г.Изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде. |
II.1-б; 2-г; 3-а; 4- в; 5-д.
III.
1. | Эпифора | Ж. Повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений. |
2. | Многосоюзие | Г. Избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов, ощущаемый как лишний и употребляемый как выразительное средство. |
3. | Анафора | Б. Повтор слова или группы слов в начале строк, строф или предложений. |
4. | Умолчание | Д. Намеренный обрыв высказывания, передающий прерывистость, взволнованность речи. |
5. | Риторическое обращение | В. Стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. |
6. | Подхват | Е. Повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи. |
7. | Бессоюзие | А. Намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения. |
IV.1 - в; 2 -г ;3 -б ; 4 -д; 5 - а.
V. Война – жестче нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова. ( Анафора, эпифора, параллелизм)
КЛЮЧИ
Вариант 1.
I.
1. | Метафора | В.Выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. |
2. | Метонимия | Г.Перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности |
3. | Олицетворение | Б. Разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. |
4. | Гипербола | Е. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия. |
5. | Эпитет | Ж.Образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. |
6. | Сравнение | А.Изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. |
7. | Перифраз | Д.Оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. |
II. 1-б; 2-а; 3- г; 4-д; 5-в.
III.
1. | Анафора | Е.Повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений. |
2. | Оксюморон | Д. Стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу. |
3. | Парцелляция | А. Стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. |
4. | Синтаксический параллелизм | Б. Тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ. |
5. | Градация | Ж. Прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. |
6. | Инверсия | Г. Изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста. |
7. | Бессоюзие | В.Намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения. |
IV. 1-г; 2-б; 3- в; 4-д; 5-а.
V. Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали.
(Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение).
7