СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест,как форма контроля знаний

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад о тестовой форме контроля на уроках математики

Просмотр содержимого документа
«Тест,как форма контроля знаний»

Тест, как форма контроля знаний.

 

  Введение тестового контроля существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность обучаемого.

      Задания с выбором ответа особенно ценны тем, что каждому учащемуся дается возможность четко представить себе объем  обязательных требований и овладению знаниями курса, объективно оценить свои успехи , получить конкретные указания для дополнительной , индивидуальной работы.   Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.   Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений учащегося.    

  Для оперативного контроля знаний и умений по математике учеников средней школы традиционно используются дидактические материалы - специально подобранные и систематизированные упражнения.

         Планируемые результаты обучения по математике, заданные в программе в виде конкретных требований к знаниям и умениям учащихся позволяет использовать такую форму контроля, как тесты.

         Тест тем принципиально отличается от привычного контроля знаний, что к нему (заданию) можно заранее приготовить эталон, с которым сравнивают ответ ученика. Эталон необходим для точного определения степени усвоения учеником содержания обучения.

         На Западе, особенно в США, тесты используются достаточно давно, и что любопытно: мы движемся к тестовой проверке знаний, а там - в противоположном направлении.

         Тесты - это задание, состоящее из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях.

 Тесты как система оценки школьной успеваемости, имеют целый ряд положительных характеристик, позволяющих:

1) учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения;

2) проверить качество усвоения учащимися теоретического и практического материала;

3) оживить процесс обучения, вводя не только новую для учащихся форму контроля, но и различные виды тестов;

4) сэкономить учебное время, затраченное на опрос, и личное время учителя, идущее на проверку результатов выполненной работы;

5) использовать тесты для компьютеризации;

6) обеспечить оперативность проверки выполненной работы. 
Основные признаки отличия тестов школьной успеваемости, например, от контрольной работы, состоят в том, что с их помощью можно: а) проверить большой объем изученного материала малыми порциями; б) быстро диагностировать овладение учебным материалом как каждого ученика, так и класса в целом. 
Однако метод тестирования обладает рядом недостатков: большая вероятность выбора ответа наугад, проверка лишь конечных результатов действий, затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику рассуждений учащихся; категоричность оценки выполнения задания – задание выполнено правильно и полностью и задание не выполнено. Главное достоинство тестовой проверки в скорости, а традиционной проверки посредством дидактических материалов – в ее основательности. Можно ли соединить эти два достоинс¬ва? Полагаю, что да, если правильно и умело сочетать эти виды контроля ЗУН учащихся. 
Существует несколько классификаций тестов.

  • В школьной практике наибольшее распространение получили тестовые задания закрытой формы, когда учащимся предлагается выбрать правильный ответ на тот или иной вопрос из предлагаемых (как правило, представляется от трех до пяти ответов). При составлении ответов учитываются типичные ошибки учащихся. В основном в этих тестах проверяется готовность учащихся применять учебный материал. При этом актуализированные объекты либо становятся объектами последующей в процессе решения задачи деятельности (это числа, формулы, символы, термины и т. д.), либо способом деятельности, направленной на эти объекты (правила, алгоритмы, приемы и т. д.).


 Так, например, при подведении итога урока по теме: «Меньше или больше» предлагаю ребятам такой тест:

  1. Из двух натуральных чисел то меньше, которое при счете называется:

    • раньше;

    • позже.

  2. Сравните числа 2 222 222 и 11 111 111

    • первое число больше второго;

    • первое число меньше второго;

    • числа равны.

  3. . Исторические события произошли:

    • Полтавская битва в 1709 году;

    • Восстание декабристов в 1825 году;

    • Отечественная война в 1812 году;

    • Первое упоминание о Москве в итальянской летописи в 1147году;

    • Отмена крепостного права в 1861 году.

В хронологическом порядке события происходили:

    • 4,1,3,2,5

    • 1,2,3,4,5

    • 4,3,5,2,1

  1. Меньшей называется координата, которая находится

    • правее;

    • левее;

    • ниже.

  2. А(283) и В(183) Точка А лежит :

    • а) левее;

    • б) совпадает;

    • в) правее.

Изучая тему: «Вычитание» при подведении итога предлагаю такой мини – тест:

  1. В выражении 53 – 17 = 36 число 36 является

    • а) разностью;

    • б) уменьшаемым;

    • в) вычитаемым.

  2. Разность чисел 71 и 48 равна:

    • а) 23;

    • б) 33;

    • в) 34.

  3. . Разность двух чисел равна 31, уменьшаемое – 60, вычитаемое равно:

    • а) 19;

    • б) 29;

    • в) 91.

  4. Разность двух чисел равна 13. Если вычитаемое – 19, то уменьшаемое равно:

    • а) 6;

    • б) 22;

    • в) 32.

После того, как ребята освоят эту форму контроля, предлагаю тесты по-серьезнее. Например, при изучении темы «Натуральные числа. Отрезок. Луч. Прямая.» в 5 классе даю учащимся такой тест:

  1. Запишите цифрами число шесть миллионов пять тысяч тридцать пять
    Ответы:

    • а) 650 035

    • б) 600 535

    • в) 6 005 035

  2. Сравните числа 900 005 и 899 998 Ответы:

    • а) 900 005 899 998 

    • в) 900 005

  3. Вырази в килограммах 4 ц 8кг
    Ответы:

    • а) 48 кг

    • б) 408 кг

    • в) 480 кг

  4. Укажите числа, записанные в порядке возрастания. Ответы:

    • а) 101, 111, 120, 121, 130

    • б) 56, 45, 50, 52, 53

    • в) 112, 110, 119, 118, 116

  5. Произведение двух множителей в 11 раз больше одного из них. Чему равен другой множитель? 
    Ответы:

    • а) 1

    • б) 121

    • в) 11

Для записи результатов работы с такого рода тестами предлагаю учащимся заполнить карточки:

  • Номер задания

  • Ответы

За выполнение теста ставится оценка

  • «удовлетворительно», если ученик набрал 11 – 13 баллов,

  • «хорошо» - 14 – 16 баллов,

  • «отлично» - 17 – 18 баллов.

Для проверки усвоения и понимания учениками различных определений, правил и формул я использую тестовые задания открытой формы.

В таких тестах предполагается заполнение пропусков в истинных утверждениях или в правильных формулировках математических определений, правил, теорем, формул. Такие тесты относятся к тестам со свободным выбором ответа и направлены на проверку прочности овладения обязательным материалом и понимания смысла изученного на уровне воспризведения. Приведу фрагмент урока с использованием такого рода теста. В 8 классе при изучении темы «Квадратные уравнения» провожу исследовательский урок «Решение квадратных уравнений по формуле». Цель урока – закрепить основную формулу корней квадратного уравнения, найти более простые способы решения уравнений, исследуя зависимость корней квадратного уравнения от его коэффициентов. Проверку домашнего задания по теории квадратных уравнений провожу в форме тестирования. В инструкции учащимся содержится указание на необходимость заполнить пропуски или дополнить ответ. Тест по теории квадратных уравнений.

  • а)…..уравнением наз – ся уравнение вида ах2+ bх +с = 0, где х – переменная, а, b, с – числа, причем а 0

  • б) уравнения вида ах2 + с = 0 и ах2 + bх = 0, где а о, наз – ся……

  • в) числа а, b, с в квадратном уравнении наз – ся: а - b - с -

  • г) корни кв. уравнения вычисляют по формуле : х1,2 =

  • д) приведенное квадратное уравнение совпадает с полным кв. уравнением, в котором а =… b =… с =…

В конце урока, подводя итог, предлагаю ребятам тестовое задание на установление правильной последовательности алгоритма решения уравнений.

,,Получив квадратное уравнение я……… исследую его коэффициенты выберу наиболее рациональный способ решения преобразую, если это возможно, его коэффициенты приведу уравнение к виду ax2 + bx + c = 0 определю вид квадратного уравнения,,

Понимание изученного на продуктивном уровне, т.е. готовности учащихся рассуждать, делать выводы, подводить конкретный факт под общее положение, обосновывать правильность действий на основе общих правил проверяю тестами на установление истинности или ложности утверждений. Такие тесты относятся к серии альтернативных тестов; в них предлагается лишь два ответа для выбора: верно – неверно. Эта форма тестирования может быть как письменной, так и устной. Приведу пример использования такого теста. При изучении темы ,,Длина окружности и площадь круга,, по геометрии в 9 классе можно предложить учащимся установить, истинны или ложны следующие утверждения:

  1. Любой треугольник является правильным, если все его стороны равны между собой.

  2. В любой правильный многоугольник можно вписать окружность, и при том только одну.

  3. Если все вершины многоугольника лежат на окружности, то многоугольник называется вписанным.

  4. Многоугольник называется описанным, если все его стороны являются касательными к одной и той же окружности.

  5. Многоугольник является правильным, если все его стороны равны между собой.

  6. Каждая сторона правильного многоугольника, описанного около окружности, делится точкой касания пополам.

  7. В любом вписанном четырехугольнике суммы противоположных углов равны 180 градусов.

  8. Если суммы длин противоположных сторон выпуклого четырехугольника равны, то в него можно вписать окружность.

  9. Сторона правильного четырехугольника, вписанного в окружность, выражается по формуле a = R

  10. Длина окружности равна произведению длины ее диаметра на ?.

  11. Площадь круга можно вычислить по формуле S = , где D – диаметр круга.

  12. Площадь круга радиуса 5 см равна 10? см2.

  13. Центром окружности, описанной около правильного треугольника, является точка пересечения медиан треугольника.

  14. Периметр правильного треугольника, вписанного в окружность радиуса 4 см, равен 12 см.

  15. Если в окружность радиусом 6 см вписать правильный треугольник, то периметр его равен 18см.

Для ответа на такой тест предлагаю учащимся заполнить карту вида:

  • Утверждения

  • Ответы (верно-неверно)

  • Особого внимания заслуживают тематические тесты, целью которых является оперативная проверка достижения учащимися обязательного уровня математической подготовки по каждой теме.

Ими можно пользоваться и при организации итогового повторения. Так при изучении курса геометрии в основной школе я пользуюсь системой тематических тестов серии «Учебно – методический комплект» Т.М. Мищенко. – М.: Экзамен, 2005. Эти тематические тесты предназначены для проверки знаний учащихся по всему курсу геометрии, охватывают наиболее важные темы школьной программы и ориентированы на учебник Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия, 7 – 9 классы», рекомендованный Министерством образования и науки РФ и включенный в Федеральный перечень учебников. Каждый тест дается в двух вариантах, содержит задания как с выбором ответа, так и с открытым ответом. Структура пособия соответствует структуре учебника, что очень удобно в практической деятельности. Содержание заданий полностью отвечает требованиям, предъявляемым к уровню математической подготовки учащихся. Задания каждого из тематических тестов направлены на проверку основных умений, формируемых при изучении данной темы, а именно, распознавать и изображать на чертежах изучаемые фигуры, выделять из данной конфигурации заданные в условии задачи элементы; применять определения и теоремы о свойствах изучаемых фигур. При этом опосредованно проверяются следующие умения: понимать условие задачи; владеть соответствующей терминологией и символикой; читать чертежи, соответствующие условию задачи, сопоставлять текст задачи с данным чертежом, выделять на чертеже необходимую при решении задачи конфигурацию Каждый тест рассчитан на 25 минут. Выполнение теста оценивается одной из оценок «зачет» или «незачет». Оценка «зачет» ставится за выполнение не менее 6 из 9 заданий, т.е. 65% задания. Задание теста считается выполненным верно, если:

  • в избирательном тесте с многовариантным ответом ученик выбрал и отметил верный ответ (желательно обвести кружком букву, соответствующую верному ответу);

  • в избирательном тесте с альтернативным ответом ученик ответил верно «Да» или «Нет»;

  • в свободном тесте ученик записал верный ответ в специально отведенном для этого месте.

      Введение тестового контроля существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность обучаемого.

      Задания с выбором ответа особенно ценны тем, что каждому учащемуся дается возможность четко представить себе объем  обязательных требований и овладению знаниями курса, объективно оценить свои успехи , получить конкретные указания для дополнительной , индивидуальной работы.              Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.   Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений учащегося.