Просмотр содержимого документа
«Тест на оценку сформированности навыков читательской грамотности.»
Тест на оценку сформированности навыков чтения.
(Познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 5-6 классах» Л.А. Ясюковой)
Цель: изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД.
Регистрация данных: групповая форма проведения.
Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.
Инструкция для учащихся: «Листочки, которые вы сейчас получаете, сначала надо подписать (фамилия, имя, школа, класс), только потом можно приступать к работе. На листке напечатан текс, но в предложениях пропущены слова. Вам надо в пустые места вписать подходящие слова (одно или несколько). Если в каком-то месте не знаете, что вписывать, то можно пропустить. Не обязательно, чтобы у всех были одинаковые слова. Слова могут быть разные, но они должны подходить по смыслу, и чтобы предложения получались правильные.
БЛАНК ОТВЕТОВ к тесту «Сформированность навыка чтения» Наибольший объем в швейном производстве составляют изделия, выполненные из ___________________ материалов. Текстильные материалы, или текстиль, материалы и изделия, выработанные из _____________ и ___________. К ним относятся ткани, трикотаж, нетканые полотна, швейные и __________ др. Текстильная нить имеет ту же характеристику, что и текстильное _________, но отличается от него значительно большей длиной. Нить может быть получена путем прядения волокон, и тогда она называется ________________. Шелковую нить получают, разматывая _____________ тутового шелкопряда. Химические нити формуют из полимера. К натуральным относятся волокна, создаваемые самой _______________, без участия человека. Они могут быть _______________, ________________ или минерального происхождения. |
Время выполнения теста строго не лимитировано. Ответные бланки у учащихся следует собирать по мере выполнения теста. По истечении 5 минут поторопите тех, кто еще не закончил работу, скажите, что уже надо заканчивать. По истечении 7 минут соберите ответные бланки у всех. Обработка осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, со словами, приведенными в ключе. Если ребенок использует аналогичные ключевым слова, подходящие по смыслу и лингвистическим правилам, ответ также считается правильным.
Ключ к тесту навыка чтения:
1 - текстильных, 2, 5 – волокон, 3 – нитей, 4 – нитки, 6 – пряжей, 7 –кокон, 8 –природой, 9 – растительного, 10 - животного.
За каждое совпадение дается 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов (максимум – 10), которая сравнивается с нормативными данными для учащихся 5 класса для определения уровня (зоны) развития навыка чтения.
Содержание показателя | Зоны |
1 | 2 | 3 | 4 | 4 |
уровень патологии | слабый уровень | средний уровень | хороший уровень | высокий уровень |
Навык чтения | | 0–4 | 5–7 | 8–9 | 10 |
Интерпретация: каждая из выделенных зон характеризует единицу восприятия текста при чтении и тем самым сформированность самого навыка. Зона патологии по чтению не выделяется. Если ребенок ошибается при подборе слов только в 1, 3, и 4 случаях то это может свидетельствовать об отсутствии вербальной беглости, некоторых недостатках речевого развития, но само чтение, понимание смысла текстов при этом может быть вполне полноценным (то есть соответствовать 4 зоне).
Показатели уровня сформированности читательских умений
Аналитические умения | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Умение воспринимать изобразительны е средства языка в соответствии с их функцией. | Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор. | Находить в тексте образные слова и выражения, но не понимает их роли. | Видит отдельные средства языка в тексте с помощью учителя |
Умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем. | Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. | Находит описание героя (внешний вид, речь) и окружающей его обстановки (интерьер), описание картин природы. | При словесном рисовании картины по воображению упускает существенные детали. Воссоздание образа подменяет подробным перечислением отдельных деталей. |
Умение устанавливать причинноследственные связи. | Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку | Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. | Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. |
Умение воспринимать образ – персонаж. | Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. | Дает оценку поступка без указания личного отношения к нему; определяет чувства, состояние героя. | Не обращает внимание на чувства, переживания героев. |
Умение видеть авторскую позицию. | Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию. | Определяет отношение писателя к героям и их поступкам, но не мотивирует ответ. | Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. |
Умение осознать идею произведения. | Самостоятельно определяет основную мысль произведения. | Способен самостоятельно уяснить идею произведения, если композиция его не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры. | При определении основной мысли требуется помощь учителя. |