Тест по русскому языку для 4 класса по теме « Глагол»
1-вариант
1. Определи время глаголов.
Читал, напишу, гонит, смеётся, согреете, играло, вспомнил, открываешь.
2. Запиши глаголы в неопределённой форме.
Отвечает –_________________, рисую –____________, кричала – ______________,
наполним – ___________________ , чистишь - ________________ .
3. Подбери к данным глаголам противоположные по значению глаголы .
Говорил - _______________, работают - ______________, полюбил - _____________.
4. Подбери к данным глаголам близкие по значению глаголы .
Боролся - ______________, блестят - _______________, ругаете - _____________ .
5. Определи спряжение глаголов.
Бегу , покажу , сидел , затоплю , жалела.
6. Спиши глаголы, вставив безударные гласные -И- или -Е-. Выдели окончания.
Влета…шь , мечта…те , пиш…т , увид…шь , подар..м , посад…те , заболе…т.
7. Спиши, разбери глаголы по составу.
Затопила, позовём, пересажу, придумала, косите, разнесёшь, улыбаешься , твердить.
8. Сделай морфологический разбор.
Летает –
Наловил –
Отдохнём –
Мочить –
9. Спиши предложение. При списывании раскрой скобки. Сделай синтаксический разбор предложения.
Лохматый пёс мгновенно по(бежал) по(тропинке) в заросли парка.
2-вариант
1. Определи время глаголов.
Пишу , перекусил , пробовал , зашумят , выльется , припекает , уцелел , входишь.
2. Запиши глаголы в неопределённой форме.
Свистит –_________________, играю –___________, покушаем – ______________,
палил – ___________________ , говоришь - ________________ .
3. Подбери к данным глаголам противоположные по значению глаголы .
Хвалил - _______________, темнеет - ______________, промокнуть- _____________.
4. Подбери к данным глаголам близкие по значению глаголы .
Мчался - ______________, грустит - _______________, строите - _____________ .
5. Определи спряжение глаголов.
Задержу , налила , вылеплю , несу , садили.
6. Спиши глаголы, вставив безударные гласные -И- или -Е-. Выдели окончания.
Покорм…шь , куп..те , дума…те , повяж…м , гон…шь , реша…м , крут…т .
7. Спиши, разбери глаголы по составу.
Перекинул, погуляем, выхожу, зашумел, тянете, разносишь, думать, закачается .
8. Сделай морфологический разбор.
Грызёте –
Покормил –
Зашелестит –
Вязать –
9. Спиши предложение. При списывании раскрой скобки. Сделай синтаксический разбор предложения.
Вдруг она резко с(вернула) с(дорожки) в густую чащу.
Тест по русскому языку "Глагол"
Выбери из перечисленных слов глаголы, стоящие в неопределённой форме, и подчеркни их.
Ходит, смеётся, светит, капает, ходить, спит, прогуливается, смеяться, думать, читает.
Выбери из предложенного списка вопросов те, которые относятся к неопределённой форме глагола, и подчеркни их.
Глагол, стоящий в неопределённой форме, отвечает на вопрос: что делал? что делать? что делает? что сделать? что сделал?
Найди в тексте и подчеркни глаголы, стоящие в неопределённой форме.
Была в их стае одна маленькая ласточка, такая проворная: никак её догнать нельзя было - от всех увёртывается. Погонится за ней пятнашка, а она - туда, сюда, вниз, вверх, в сторону бросится да как пустится лететь - только крылышки мелькают.
Поставь глаголы в неопределённой форме.
Скучали - ____________ Бегает - ____________
Поглядел - ____________ Прячут - ____________
Гуляла - ____________ Любит - ____________
Соедини линиями так, как считаешь нужным.
1-е лицо она пишет
2-е лицо ты пишешь
3-е лицо я пою
Исправь ошибку в правиле, если она есть
Лицо глагола определяется по времени, в котором он стоит.
____________________________________________________.
Выбери глаголы из предложенного списка и запиши их номера там, где надо.
Я обедаю, 2) она лежит, 3) ты смотришь, 4)оно светит, 5)мы красим, 6) вы идёте, 7)он качается.
1-е лицо:________________________________
2-е лицо:________________________________
3-е лицо:________________________________
Выбери правильный ответ и обведи его кружком.
Спряжение - это:
а) изменение глагола по лицам и числам;
б) изменение глагола по временам;
в) изменение глагола по числам.
г) изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени.
Определи, есть ли ошибка в записи.
Брить, стелить - II спряжение
Вертеть, обидеть, видеть - I спряжение
Держать, дышать, - II спряжение
Ненавидеть, терпеть, зависеть - I спряжение
Гнать, слышать - I спряжение
Смотреть - I спряжение
Если в записи есть ошибка, запиши свой правильный ответ.
Брить, стелить - … спряжение
Вертеть, обидеть, видеть - … спряжение
Держать, дышать, - … спряжение
Ненавидеть, терпеть, зависеть - … спряжение
Гнать, слышать - … спряжение
Смотреть - … спряжение
Впиши в правила недостающие слова.
Чтобы определить спряжение глагола, сначала его нужно поставить в ________________ форму.
Спряжением называется изменение глагола ______________ и числам в _______________ времени
Если лицо указано неправильно, зачеркни написанное и напиши рядом правильно.
Сижу (2-е лицо) ________; ходят (1-е лицо) ________; покупает (3-е лицо) ________; смотрю (1-е лицо) _______; падают (2-е лицо)______; выглядываешь (2-е лицо) ________
Выбери глаголы из списка А и Б и запиши их номера на нужную строчку.
А. 1) Изменять, 2) дарить, 3) мечтать, 4) хотеть, 5) служить, 6) стрелять, 7) дышать.
Б. 1) Собирал, 2) зависит, 3) читаешь, 4) отдыхает, 5) живу, 6) строили.
А. I спряжение ______________________________________________________________
II спряжение _____________________________________________________________
Б. I спряжение ______________________________________________________________
II спряжение _____________________________________________________________
Заполни пропуски в последовательности действий, необходимых для того, чтобы правильно писать безударные личные окончания глаголов I и II спряжения.
Поставить глагол в _________________ форму;
Определить его ________________;
Вспомнить личные окончания глаголов данного спряжения.
Вставь пропущенные буквы в безударные личные окончания глаголов.
Мы повторя__м, ты чита__шь, мы удивля__мся, ты шага__шь, они ночу__т, они руб__т, они не хвал__т.
Закончи правило.
У глаголов, стоящих в форме 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени, на конце пишется_________________.
Вставь пропущенные буквы.
1) Как ты хорошо прыга___! 2) Скажи, ты пойд___ гулять вместе с нами? 3) Почему ты на меня так сердито смотр__? 4) Я не думаю, что ты захоч__ выполнить эту просьбу.
Соедини линиями имена существительные с соответствующими им глаголами.
Солнце садилась
Море разгулялась
Девочка встало
Погода разгулялось
Вставь пропущенные буквы.
Яблоко упало и покатил__сь.
Киска спрятал__сь под диван.
Представление быстро закончил__сь.
Ты совсем разучил__сь ездить на велосипеде.
Мне достал__сь самая трудная задача.
ГЛАГОЛ
Тест № 1.
1. Что обозначает глагол?
1) Предмет.
2) Признак предмета.
3) Действие предмета.
2. На какие вопросы отвечает глагол?
1) Кто? что?
2) Какой? какая? какое? какие?
3) Что делает? что сделал? что будет делать?
3. Каким членом предложения выступает глагол?
1) Главным членом.
2) Второстепенным членом.
4. Изменяется ли глагол по числам?
1) Да. 2) Нет.
5. Сколько временных форм имеют глаголы?
1)2 2)3 3)4
6. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают? то он в форме...
1) прошедшего времени;2) настоящего времени;3) будущего времени.
7. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
1) Что делает? что делают?
2) Что сделает? что будет делать?
3) Что делал? что делали?
8. Выбери глаголы будущего времени.
1) пробежала 3) прилетит 5) запищат
2) воркует 4) напишу 6) сфотографирует
9. Один ученик считает, что глаголы расправили, выполз, проснулась, пригрело имеют форму прошедшего времени. Другой ученик говорит, что это глаголы будущего времени. А ты как думаешь, в форме какого времени эти глаголы?
1) Прошедшего времени.
2) Будущего времени.
3) Настоящего времени.
10. Как изменяются глаголы прошедшего времени?
1) По числам.
2) По падежам.
3) По родам.
11. Определи род глаголов: подходила, опустела, наполнилась.
1) Мужской род.
2) Женский род.
3) Средний род.
12. Окончание -о у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме...
1) мужского рода;
2) женского рода;
3) среднего рода.
13. Нулевое окончание у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме...
1) Мужского рода;
2) женского рода;
3) среднего рода.
14. Выбери глаголы среднего рода.
1) смешался 4) впряглись 7) выглянуло
2) подтаяла 5) скрипит 8) заговорила
3) осветило 6) приблизилось 9) вздрогнул
ГЛАГОЛ
Тест № 2.
1. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы...
1) что делал? что сделал?
2) что сделает? что будет делать?
3) что делать? что сделать?
2. Выбери в словосочетаниях глаголы в неопределенной форме.
1) работает добросовестно 5) приступить к работе
2) приятно посмотреть 6) пошел медленно
3) трудно построить 7) пообедать вовремя
4) чистит аккуратно 8) гуляет ежедневно
3. Какие глаголы изменяются по лицам?
1) Глаголы прошедшего времени.
2) Глаголы настоящего времени.
3) Глаголы будущего времени.
4. Как определить лицо глагола?
1) По числу.
2) По окончанию.
3) По местоимению.
4) По вопросу.
5. На какие вопросы отвечают глаголы первого лица единственного числа?
1) Что я делаю?
2) Что ты делаешь?
3) Что он делает?
6. Если глагол отвечает на вопросы: что он делает? что они делают?, то какого он лица?
1) Первого лица.
2) Второго лица.
3) Третьего лица.
7. Выбери глаголы второго лица.
1) мы восхищаемся 4) ты поздравляешь
2) они мечтают 5) он приобретает
3) вы расцветаете 6) я советуюсь
8. Какого лица глаголы припечет, зазеленеет, соберутся, опустятся.
1) Первого лица.
2) Второго лица.
3) Третьего лица.
9. Глаголы какого лица имеют окончания -ешь, -ишь?
1) Первого лица.
2) Второго лица.
3) Третьего лица.
10. Глаголы какого спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (ют)?
1) Первого спряжения.
2) Второго спряжения.
11. Какие окончания имеют глаголы второго спряжения?
1) -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)?
2)-у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят)?
12. Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?
1) Проспрягать его.
2) Изменить по лицам и числам.
3) Определить спряжение.
13. Как можно определить спряжение глагола?
1) По вопросу.
2) По форме третьего лица множественного числа.
3) По форме первого лица единственного числа.
4) По неопределенной форме.
14. Какие глаголы относятся к первому спряжению?
1) Те, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить.
2) Те, которые в неопределенной форме оканчиваются не на -ить, а на -ать, -ять, -уть, -оть, -ыть, -еть, -ти.
15. У глаголов второго спряжения неопределенная форма оканчивается...
1) на -ить.
2) не -ить, а на -ать, -ять, -уть, -оть, -ыть, -етъ, -ти.
16. Если глагол в неопределенной форме оканчивается на -ить, значит, он...
1) первого спряжения;
2) второго спряжения.
17. Если глагол в неопределенной форме оканчивается на -ать, -ять, значит, он...
1) первого спряжения.
2) второго спряжения.
ГЛАГОЛ
Тест № 3.
1. Какая буква пропущена в окончании глаголов: про лета...шь, сия...м, мечта...шь, отвеча...шь, боремся, пиш...те, запрещаем, тян...м, встречаете, зеленеем, ро...м, рису...м?
1)-е 2) -и
2. Какая буква пишется в окончании глаголов: пил...шь, помн...м, корм...м, черт...шь, вер...м, пристро...м, чист...те, готов...м, прав...м, слав...шь, за-став...м, мороз...шь?
1)-е 2) -и
3. Найди ошибку в написании глаголов.
1) сочиняет стихи
2) водит машину
3) ищит ошибку
4) представит к награде
5) предоставит слово
6) колет дрова
7) моит посуду
8) гуляит на улице
4. Написание безударных гласных -е и -и в окончаниях глаголов зависит от...
1) их спряжения;
2) формы времени;
3) формы лица;
4) формы числа.
5. Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно узнать его...
1) спряжение;
2) время;
3) лицо;
4) число.
Для этого ставим глагол в форму...
5) 3-го лица множественного числа.
6) 1-го лица множественного числа.
Если окончание -ут (-ют), значит, глагол I спряжения и следует писать гласную е. Если окончание -ат (ят), значит, глагол II спряжения и следует писать гласную и.
6. Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных личных окончаний глагола.
1) Ставлю глагол в форму 3-го лица множественного числа.
2) Нахожу глагол с безударным личным окончанием.
3) Определяю спряжение глагола: если окончание -ут (ют) — глагол I спряжения: пишу е; если окончание -ат (-ят) — глагол II спряжения: пишу и.
4) Смотрю на окончание.
7. Какую гласную нужно писать в глаголах: узна…шь, заглян...шъ, провожа…шь, сдела...шъ, жела…шь, игра...шъ, напиш...шь, чита...шь, выреза...шь?
1)-е 2)-и
8. Какую гласную нужно писать в глаголах: выполн…шь, посмотр...шъ, слож...шь, замет…шь, приход…шь, просверл...шь, провер…шь, накле...шь, выпил…шь?
1)-е 2) –и
9. Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно знать его спряжение. Для этого ставим глагол...
1) в неопределенную форму.
2) в форму прошедшего времени.
Если неопределенная форма глагола оканчивается на -ить, значит, глагол II спряжения и в окончании следует писать гласную...
3) -и 4)-е
Если неопределенная форма глагола оканчивается не на -ить, значит, глагол I спряжения и в окончании следует писать гласную...
5) -и 6)-е
ГЛАГОЛ
Тест № 4.
1. Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных личных окончаний глаголов.
1) Смотрю, на что оканчивается неопределенная форма глагола.
2) Нахожу глагол с безударным личным окончанием.
3) Ставлю глагол в неопределенную форму.
4) Определяю спряжение глагола: если неопределенная форма оканчивается на -итъ, это глагол II спряжения — значит, пишу и; если неопределенная форма оканчивается не на -итъ, это глагол I спряжения — значит, пишу е.
2. Укажи глаголы с буквой е в окончании.
1) подума...шь 3) ответ...шь 5) выступ...шь
2) послуша...шь 4) запомн...шь 6) передела...шь
3. В каких пословицах в окончании глаголов пишется буква е?
1) Дружная семья и землю превраща…т в золото.
2) Скромность украша...т человека.
3) Труд корм...т, а лень порт...т.
4) От гнева старе...шь, от смеха молоде...шь.
4. Укажи глаголы-исключения II спряжения.
1) вертеть 4) дышать 7) слушать 10) алеть
2)зеленеть 5) пахать 8)вечереть 11)гнать
3) смотреть 6) слышать 9) обидеть 12) терпеть
5. Укажи в каждом ряду «лишний» глагол.
1) а)нос...м б) посмотр...м в)пиш...м г) ход...м
2) а)отыщ...м б)крас...м в)гоня...м г)слуша...м
6. Выбери глаголы II спряжения.
1) гон...шь 5) смотр...шь
2) гоня...шь 6) посматрива..шь
3) обижа...шь 7) держ...шь
4) обид...шь 8) поддержива...шь
7. Выбери глаголы I спряжения.
1) плава...т 4) подход...т 7) заработа…т
2) чист...т 5) опута...т 8) натян...тся
3) вид...т 6) прицеп...т 9) вырв...т
8. Определи спряжение глаголов.
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоня...шь стаи туч.
Ты волну...шь сине море,
Всюду ве...шь на просторе.
(А. Пушкин)
1) Первое спряжение.
2) Второе спряжение.
9. Назови орфограмму в словах: начали, сеяли, видели, верили.
1) Безударная гласная в корне.
2) Безударная гласная в окончании.
3) Безударная гласная в суффиксе.
ГЛАГОЛ
Тест № 5.
1. Как проверить правописание безударной гласной в суффиксе глаголов прошедшего времени?
1) По окончанию глагола в форме 3-го лица множественного числа.
2) По неопределенной форме глагола.
2. У глаголов прошедшего времени в безударном положении перед суффиксом -л пишется та же гласная, что и...
1) перед -ть, -ти в неопределенной форме;
2) в окончании глагола в форме 3-го лица множественного числа.
3. Восстанови порядок орфографических действий. При написании безударных гласных в суффиксе глаголов прошедшего времени.
1) Ставлю глагол в неопределенную форму.
2) Перед -ть, -ти пишется ....
3) Нахожу глагол прошедшего времени с безударной гласной в суффиксе.
4) Пишу ту же гласную перед суффиксом -л.
4. Выбери глаголы с безударной гласной е в суффиксе.
1) вид...ли 5) езд...ли
2) замет...ли 6) отправ...ли
3) се...ли 7) выв...л
4) слыш...ли 8) стро...ли
5. Отгадай загадки. Вставь пропущенные буквы.
1) Всегда во рту, а не проглот…шь,
а)-е б) -и
2) Рогат, да не бык, шесть ног без копыт, летит — во...т, сяд...т — землю ро...т.
а) -е б) -и
3) Пришел барин с грядки, весь в заплатках, кто ни взглян...т, всяк заплач...т.
а) -е б) -и
4) На стене висит, болта...тся, всяк за него хвата...тся.
а) -е б) -и
5) Отбав...шь — больше будет, прибав...шь — меньше станет.
а) -е б) -и
6) Весна пригрева...т — он шубу надева...т, зима пройдет — снима...т.
а)-е б) -и
7) Сидит — зелене...т, летит — желте...т, лежит — черне...т.
а) -е б) –и
8) Под кустами, под елками кат...тся клубок с иголками.
а)-е б) -и
6. Вставь пропущенные буквы.
1) Буря мглою небо кро...т,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она заво...т,
То заплач...т, как дитя.
(А. Пушкин)
а)-е б) -и
2) Куст заден...шь плечом —
На лицо тебе вдруг
С листьев брызн...т
Роса серебристая.
(И. Никитин)
а)-е б) -и
3) Поет зима — аука...т,
Мохнатый лес баюка...т
Стозвоном сосняка.
(С.Есенин)
а)-е б) -и
4) ...Последний луч зари на башнях умира...т,
Последняя в реке блестящая струя
С потухшим небом угаса...т.
(В. Жуковский)
а) -е б) -и
7. Отгадай загадки. Вставь пропущенные буквы.
1) Очень люб...т молодца, а бьют, колот...т без конца,
а)-я б) -ю
2) К вечеру умира...т, поутру ожива...т.
а)-е б) -и
3) Горя не зна...т, а слезы пролива...т.
а) -е б) -и
4) Гляжу я в окошко —- ход...т черная кошка,
а) -е б) -и
5) Язык есть, да не говорю, крылья есть, да не летаю, глаза есть, да не мигаю, ног нет, да не догон... шь.
а)-е б) -и
6) Не стукн...т, не брякн...т, а ко всякому подойдет,
а)-е б) -и
7) Всех перелетных птиц черней, чист...т пашню от червей.
а) -е б) -и
8) По лужку он важно брод...т, из воды сухим выход...т, нос.т красные ботинки, дар...т мягкие перинки.
а) -е б)- и
Проверь себя!1
1.3; 2.3; 3.1; 4.1; 5.2; 6.2; 7.3; 8.3, 8.4, 8.5, 8.6; 9.1; 10.1, 10.3; 11.2; 12.3; 13.1; 14.3, 14.6, 14.7.
Проверь себя!2
1.3; 2.2, 2.3, 2.5, 2.7; 3.2, 3.3; 4.3, 4.4; 5.1; 6.3; 7.3, 7.4; 8.3; 9.2; 10.1; 11.2; 12.3; 13.2, 13.4; 14.2; 15.1; 16.2; 17.1;
Проверь себя!3
1.3; 2.2, 2.3, 2.5, 2.7; 3.2, 3.3; 4.3, 4.4; 5.1; 6.3; 7.3, 7.4; 8.3; 9.2; 10.1; 11.2; 12.3; 13.2, 13.4; 14.2; 15.1; 16.2; 17.1;
Проверь себя!4
1.2, 1.3, 1.1, 1.4; 2.1, 2.2, 2.6; 3.1, 3.2, 3.4; 4.1, 4.3, 4.4, 4.6, 4.9, 4.11, 4.12; 5.1 — в, 5.2 — б; 6.1, 6.4, 6.5, 6.7; 7.1, 7.5, 7.7, 7.8, 7.9; 8.1; 9.3
Проверь себя!
1.2; 2.1; 3.3, 3.1, 3.2,3.4; 4.1, 4.7; 5.1 — б, язык; 5.2 — а, жук; 5.3 — а, лук; 5.4 — а, полотенце; 5.5 — б, яма; 5.6 — а, лес; 5.7 — а, лист; 5.8 — б, еж; 6.1 — а, 6.2 — а, 6.3 — а, 6.4 — а; 7. 1 — а, мяч; 7.2 — а, день; 7.3 — а, туча; 7.4 — б, ночь; 7.5 — б, рыба; 7.6 — а, сон; 7.7 — б, грач; 7.8 — б, гусь.