Тест на тему «Риторические средства оформления повествования»
1. В каких предложениях использована антитеза ?
1) Сито свито, золотом покрыто, кто взглянет, всяк заплачет. 2) Белый ест ананас спелый, черный — гнилью моченый. 3) Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. 4) Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.
2. В каких предложениях использован эллипсис ?
1) Прямо дороженька, насыпи узкие, Столбики, рельсы, мосты. (Н.А. Некрасов) 2) Вместо хлеба — камень, вместо поучения. — колотушка (М.Е. Салтыков-Щедрин). 3) Швед, русский колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет. (А.С. Пушкин) 4) День в тёмную ночь влюблён, В зиму весна влюблена, Жизнь — в смерть… А ты?.. Ты в меня! (Г.Гейне)
3. В каком предложении использована инверсия ?
1) Облака надвигались друг на друга.
2) Он очень выразительно читает стихи.
3) Наставник не всегда беседует с учеником, хотя это очень важно в процессе обучения.
4) В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой.
4. Определите средства выразительности.
1) Кто бы мог подумать, что я забыл тебя?
2) За домом - сад, залитый солнцем.
3) Ты красив — я страшен.
4) Тучки грозовые по небу плывут.
5) Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане — не физические лица. А люди. А — инверсия,
Б — риторический вопрос,
В — парцелляция,
Г — эллипсис,
Д — антитеза.
5. Как называется сочетание несочетаемого?
1) метафора 2) сравнение 3) оксюморон 4) эвфемизм
6. Найдите предложение с фразеологизмом.
1)Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнажённой.
2) Он обязательно будет кривить душой перед другими.
3)Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего.
4)Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам…
7. Что такое плеоназм ?
1) сочетание несочетаемого 2) речевая избыточность 3) употребление однокоренных слов в предложении 4) употреблении слова в переносном смысле
8. Что такое тавтология ?
1) речевая избыточность 2) сочетание несочетаемого 3) неоправданное употребление
однокоренных слов в одном предложении 4) употребление слова в переносном смысле
9. Что такое эпитет ?
1) цветовое прилагательное 2) красочное образное определение 3) слово, отвечающее на вопрос какой? 4) сочетание несочетаемого
10. Как называется непрямой порядок слов в предложении?
1) анафора 2) градация 3) инверсия 4) парцелляция
11. Как называется повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность
(в стихосложении)?
1) ассонанс 2) аллитерация 3) аппликация 4) аллюзия
12. Как называется пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации?
1) умолчание 2) эллипсис 3) парцелляция 4) антитеза
13. В каких предложениях использована анафора ?
1) Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
2) Жди меня, и я вернусь, только очень жди. Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди.
3) Мне бы только видеть тебя,
Мне бы только слышать твой голос…
4) Долго гулял я по осеннему лесу, всматривался в синие дали.
14. Выберите примеры, содержащие эпифору.
- Всюду снега. Белоснежные просторы радуют глаз.
- Степям и дорогам не кончен счёт,
Камням и порогам не найден счёт.
3) Я всегда это знала, и ты тоже знал, мы оба это знали.
4) Приветствую тебя, пустынный уголок!...
15. Плеоназмы. Укажите, какое слово лишнее.
1.Начало в 19 часов вечера. 2. В декабре было отмечено шесть самовольных прогулов. 3. Не задирайте нос кверху!
4. У него сразу вспотели ладони рук.
5. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.
16. Найдите тавтологические сочетания. Выпишите их.
- Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
- В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.
- Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.
- Ему надо прыгнуть прыжок прямо сейчас.
- Петр озадачил всех сотрудников этой трудной задачей.
- – 2,3;
- - 2,4;
- - 4;
- 1)Б; 2)Г; 3)Д; 4)А; 5)В;
- - 3;
- 6 – 2;
- - 2;
8. – 3;
9. – 2;
10. – 3;
11. - 2;
12. – 2;
13. – 2,3;
14. – 2,3;
15. 1)вечера; 2)самовольных; 3)кверху; 4)рук; 5)по работе;
16. 1)проливной ливень; 2)рассказчик рассказал; 3)существует существенной; 4)прыгнуть прыжок; 5)озадачил задачей.