Вариант № 1.
1. Задание 1.
Рассмотрите рисунок с примерами хромосомных мутаций. Под цифрой 3 на нём обозначена хромосомная перестройка ... (запишите в ответе термин)
2. Задание 2 .
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Методы биологических исследований
Частнонаучный метод | Применение метода |
Биохимический | Определение содержания глюкозы в крови |
? | Изучение динамики численности популяции по годам |
3. Задание 3.
Кариотип собаки состоит из 78 хромосом. Сколько хромосом содержит зрелый эритроцит собаки? В ответе запишите только число.
4. Задание 4.
Выберите положения синтетической теории эволюции.
1) Виды реально существуют в природе и формируются длительное время.
2) Мутации и комбинации генов служат материалом для эволюции.
3) Движущими силами эволюции являются мутационный процесс, популяционные волны, комбинативная изменчивость.
4) В природе существуют различные виды борьбы за существование между организмами.
5) Естественный отбор — направляющий фактор эволюции.
6) Естественный отбор сохраняет одних особей и уничтожает других.
5. Задание 5.
Установите соответствие между характеристиками и этапами энергетического обмена: для этого к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | | ЭТАПЫ |
А) окисляется ПВК Б) протекает под действием гидролитических ферментов В) образуются две молекулы глицерофосфата (триозофосфата) Г) вся энергия рассеивается в виде тепла Д) протекает на кристах митохондрий Е) осуществляется цикл трикарбоновых кислот | | 1) подготовительный 2) гликолиз 3) аэробный |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
6. Задание 6.
Сколько аллелей одного гена содержит яйцеклетка цветкового растения? В ответе запишите только соответствующее число.
7. Задание 7.
Процесс оплодотворения у цветковых растений характеризуется
1) образованием цветка
2) слиянием спермия с центральной клеткой
3) формированием пыльцевого зерна
4) слиянием спермия и яйцеклетки
5) образованием зиготы в зародышевом мешке
6) делением зиготы путём мейоза
8. Задание 8.
Установите соответствие между процессом, происходящим при сперматогенезе, и зоной, в которой происходит данный процесс.
ПРОЦЕСС | | СТАДИЯ СПЕРМАТОГЕНЕЗА |
А) митотическое деление первичных половых клеток Б) образование диплоидных сперматогониев В) образование сперматоцитов 1-го порядка Г) мейотическое деление клеток Д) образование гаплоидных сперматид | | 1) зона роста 2) зона размножения 3) зона созревания |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
9. Задание 9.
Какие из приведённых ниже животных относятся к первичноротым?
1) дождевой червь
2) минога
3) пчела
4) ланцетник
5) морской ёж
6) беззубка
10. Задание 10.
Установите соответствие между признаком организма и организмом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМА | | ОРГАНИЗМ |
А) спорофит паразитирует на гаметофите Б) у спорофита имеется один спорогон В) гаметофит обоеполый Г) у спорофита есть корни Д) гаметофит многолетний Е) гаметофиты образуются из зелёной нити – протонемы | | 1) мох кукушкин лён 2) папоротник орляк |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
11. Задание 11.
Установите последовательность стадий жизненного цикла папоротника орляка, начиная с оплодотворения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) оплодотворение
2) развитие половых клеток
3) развитие спорангиев на листьях
4) развитие корневища
5) развитие заростка
6) развитие спор в спорангиях
12. Задание 12.
Выберите три верных ответа. Для сохранения витаминов в пищевых продуктах используют:
1) быстрое замораживание
2) консервирование со стерилизацией
3) сушку на солнце
4) вакуумную сушку
5) квашение
6) пастеризацию
13. Задание 13.
Установите соответствие между примерами рефлексов и отделами центральной нервной системы, в которых находятся центры этих рефлексов.
ПРИМЕРЫ РЕФЛЕКСОВ | | ОТДЕЛЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ |
А) ахиллов рефлекс Б) подошвенный рефлекс В) сосательный рефлекс Г) зрачковый Д) дыхательный Е) мочевыделительный | | 1) головной мозг 2) спинной мозг |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
14. Задание 14.
Установите правильную последовательность расположения оболочек и структур глаза человека, в обратном порядке, начиная с сетчатки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) роговица
2) стекловидное тело
3) радужная оболочка
4) задняя водянистая камера
5) сетчатка
6) хрусталик
15. Задание 15.
Выберите утверждения, относящиеся к синтетической теории эволюции.
1) Микроэволюция — процесс, происходящий в популяциях.
2) Между организмами происходит борьба за существование.
3) Движущими силами эволюции являются неопределённая изменчивость, естественный отбор, борьба за существование.
4) Основными эволюционными направлениями являются: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
5) Определённая изменчивость не является наследственной.
6) Вид состоит из популяций.
16. Задание 16.
Установите соответствие между примерами и видами доказательств эволюции.
ПРИМЕР | | ВИД ДОКАЗАТЕЛЬСТВ |
А) усы таракана и рыбы сома Б) чешуя ящерицы и перо птицы В) глаза осьминога и собаки Г) зубы акулы и кошки Д) нос обезьяны и хобот слона Е) когти кошки и ногти обезьяны | | 1) гомологичные органы 2) аналогичные органы |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
17. Задание 17.
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите три функции живого вещества биосферы.
1) транспортная
2) гравитационная
3) тектоническая
4) средообразующая
5) фотопериодическая
6) энергетическая
18. Задание 18.
Установите соответствие между представителями ракообразных и средой их обитания.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ | | СРЕДА |
А) Речной рак Б) Камчатский краб В) Дафния Г) Мокрица Д) Циклоп Е) Креветки | | 1) дно моря 2) придонная часть пресных водоемов 3) придонная часть и толща морской воды 4) влажная почва городов, лесная подстилка 5) толща воды пресных водоемов |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
19. Задание 19.
Установите последовательность стадий антропогенеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) человек умелый
2) кроманьонец
3) дриопитек
4) неандерталец
5) человек прямоходящий
20. Задание 20.
Рассмотрите рисунок и укажите название изображённой стадии развития сосны, обозначенной вопросительным знаком. Из каких исходных клеток и в результате какого деления она образована? Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.
Название стадии развития | Исходные клетки | Каким делением образована |
____________ (А) | ____________ (Б) | ____________ (В) |
Список терминов и понятий
1) митоз
2) мейоз
3) микрогаметофит (пыльцевое зерно)
4) семязачаток
5) гаплоидная микроспора
6) диплоидная зигота
7) клетки спорангиев на чешуйках шишек
8) семя сосны
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
21. Задание 21.
Изучите таблицу «Химический состав ламинарии сахаристой». И выберите верные утверждения.
Химический состав ламинарии сахаристой
Элемент | мг на 100 г сухого веса | Суточная норма (мг) |
Хлор | 10,56 | 36,6 |
Молибден | 0,000096 | 0,025 |
Калий | 6,85 | 4000 |
Натрий | 3,12 | до 6000 |
Кобальт | 0,00016 | до 2,5 |
Никель | до 0,00017 | 0,005 |
Магний | 1,26 | 400 |
Кремний | 0,51 | 0,01 |
Марганец | 0,001 | 2,5 |
Ванадий | 0,0016 | 0,01 |
Цинк | 0,002 | 15 |
Железо | 0,12 | 18 |
Фосфор | 0,41 | 960 |
Йод | 0,25 | 0,15 |
Кальций | 0,22 | 260 |
1) Ламинарию рекомендуют употреблять для восполнения недостатка йода.
2) 100 г сухого вещества ламинарии содержит 1,67 суточных доз йода.
3) Употребление в пищу ламинарии является профилактикой анемии.
4) В ламинарии нет необходимых организму макроэлементов.
5) Ламинарию рекомендуют употреблять для восполнения недостатка меди.
22. Задание 22.
Известно, что лягушки при низких температурах впадают в состояние сезонного оцепенения, а при повышении температуры вновь оживают. Объясните, какие физиологические особенности позволяют земноводным переживать холодное время года и понижение температуры ниже 0 °С.
23. Задание 23.
Что обозначено на рисунке цифрами 1, 2, 3? Какие функции выполняют указанные структуры?
24. Задание 24.
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Рыбы - обитатели водной среды. (2) По происхождению и особенностям строения рыб подразделяют на 2 класса: Хрящевые рыбы и Костные рыбы. (3) Заострённая спереди голова слита с туловищем, которое начинается от свободного края жаберных крышек и заканчивается хвостовым отделом. (4) У всех рыб жабры открываются снаружи тела жаберными щелями. (5) Все рыбы имеют плавательный пузырь. (б) Наиболее древние из костных рыб Кистепёрые рыбы. (7) Для них характерны мясистые, покрытые чешуёй плавники, развитая у взрослых рыб хорда, плохо развитый плавательный пузырь и другие особенности.
25. Задание 25.
В чём заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково её значение в жизнедеятельности организма?
26. Задание 26.
Перечислите (с пояснениями) основные этапы первичной эволюции согласно теории Опарина-Холдейна, начиная с образования первичного бульона и заканчивая появлением автотрофов.
27. Задание 27.
Какой хромосомный набор характерен для ядер клеток эпидермиса листа и восьмиядерного зародышевого мешка семязачатка цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
28. Задание 28.
Известно, что при дигибридном скрещивании во втором поколении происходит независимое наследование двух пар признаков. Объясните это явление поведением хромосом в мейозе при образовании гамет и при оплодотворении.