Итоговый тест для подготовки к ОГЭ по химии в 9 классе по теме «Галогены»
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 2 частей, включающих 22 задания. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 задания с развернутым ответом.
Ответы к заданиям 1-15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответы к заданиям 16-19 записываются в виде последовательности цифр.
К заданиям 20-22 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и решение задачи.
При выполнении работы можно пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.
Часть 1
При выполнении заданий 1-15 из четырех предложенных вам вариантов ответов выберите один верный. |
1.Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме фтора
1
) 2е, 4е 2) 2е, 5е 3) 2е, 6е 4) 2е, 7е
Ответ:
2. Неметаллические свойства простых веществ в ряду I-Br-Cl-F
1) не изменяются
2) ослабевают
3) усиливаются
4) изменяются периодически
Ответ:
3. Молекулярную кристаллическую решетку имеют оба вещества
1) F2 и Cl2 2) Cl2 и KCl 3) Br2 и NaBr 4) F2 и KF
О
твет:
4. В каком соединении степень окисления хлора равна +7?
1) HCl 2) Cl2O 3) KClO3 4) KClO4
Ответ:
5. Вещества, которые взаимодействуют с бромом
1) раствор хлорида натрия и вода
2) водород и алюминий
3) оксид углерода (II) и медь
4) оксид железа (III) и водород
Ответ:
6. Пара веществ, с каждый из которых взаимодействует соляная кислота
1) медь и нитрат бария
2) нитрат серебра и оксид серы (IV)
3) оксид цинка и нитрат серебра
4) карбонат калия и хлорид магния
Ответ:
7. Фтор F2 в ходе химических реакций может проявлять свойства
1) только восстановительные
2) только окислительные
3) и окислительные и восстановительные
4) не проявляет указанных свойств
Ответ:
8. Необратимое протекание реакции ионного обмена между растворами нитрата серебра и хлорида калия обусловлено взаимодействием ионов
1) K+ и NO3―
2) Ag+ и NO3―
3) Ag+ и Cl―
4) K+ и Cl―
Ответ:
9. Раствор, с помощью которого можно обнаружить бромид-ион
1) гидроксид калия
2) соляная кислота
3) нитрат серебра
4) карбонат натрия
Ответ:
10. В лаборатории хлор получают взаимодействием
1) соляной кислоты и оксида кремния
2) соляной кислоты и оксида марганца (IV)
3) хлорида натрия и оксида марганца (IV)
4) хлорида цинка и гидроксида натрия
Ответ:
11. Определите вещества X и Y, необходимые для осуществления следующих превращений
X Y
N
aBr Br2 KBr
1) Cl2 и KI
2) Cl2 и KCl
3) I2 и KI
4) HCl и KNO3
Ответ:
1
2. Схеме превращений I0 I― соответствует уравнение химической реакции
1) Br2 + 2KI=I2 + KBr
2) H2 + I2 =2HI
3) Cl2 + 2KI=I2 + 2KCl
4) 8HI + H2SO4 = 4I + H2S + 4H2O
Ответ:
13. Верны ли суждения о свойствах галогенов?
А. Химическая активность галогенов от фтора к йоду уменьшается.
Б. Все галогены являются сильными токсическими веществами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
14. Какое сокращённое ионное уравнение соответствует взаимодействию соляной кислоты с оксидом меди(ІІ)
1)Cu2++H+=CuCl2+H2O 2)CuO+2H+=Cu2++H2O 3)Cu(OH)2+2H+=Cu2++2H2O 4) CuO + H+ = Cu2+ + 2 H2O
Ответ:
15. Массовая доля хлора в соединении KClO4 равна
1) 24,2%
2) 33,6%
3) 25,6%
4) 26%
Ответ:
Часть 2
При выполнении заданий 16, 17 из предложенного перечня ответов выберите два правильных и обведите их номера. Цифры выбранных ответов запишите в указанном месте в порядке возрастания без дополнительных символов. |
16. В ряду химических элементов Br- Cl- F
1) уменьшается атомный радиус
2) возрастает высшая степень окисления
3) увеличивается значение электроотрицательности
4) увеличиваются основные свойства образуемых гидроксидов
5) уменьшается число электронов на внешнем уровне
Ответ:
17. При выполнении задания из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите цифры, под которыми они указаны.
Для хлора верны следующие утверждения:
1) является жидкостью при н.у.
2) молекула состоит из двух атомов
3) не ядовит
4) плохо растворим в воде
5) вступает в реакцию с серебром
При выполнении заданий 18,19 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Выбранные цифры запишите в таблицу под соответствующими буквами. |
Ответ:
18. Установите соответствие между схемой химической реакции и изменением степени окисления окислителя
Схема реакции | | Изменение степени окисления |
А) Cl2 + H2O → HCl + HClO Б) Cl2 + KOH → KClO3 + KCl + H2O В) HClO → HCl + HClO3 | | 1) Cl0 →Cl-1 2) Cl0→ Cl+1 3) Cl+5→ Cl-1 4) Cl+1 → Cl-1 5) Cl +5 → Cl0 |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
19. Установите соответствие между формулами кислот и соответствующих им кислотных оксидов
Формула кислоты | Формула оксида |
A) HClO | 1) Cl2O |
Б) HClO4 | 2) Cl2O5 |
B) HClO3 | 3) Cl2O3 |
| 4) Cl2O7 |
Ответ:
Часть 2
Для ответов на задания 20-22 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (20,21, или 22), а затем развернутый ответ к нему. |
20. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой
I2 + Cl2 + H2O = HIO3 + HCl
Определите окислитель и восстановитель
21. Рассчитайте массу осадка, полученного при взаимодействии 150 г 10% раствора хлорида калия с раствором, содержащим 5г нитрата серебра.
22. Даны вещества:CuO, NaCl, KOH, MnO2, H2SO4, CaCO3
Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии хлорид меди(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.
Система оценивания тестовой работы по химии
Верное выполнение каждого из заданий части 1 базового уровня сложности (1–15) оценивается 1 баллом.
Верное выполненное каждого из заданий части 1 повышенного уровня сложности (16–19) максимально оценивается 2 баллами. Задания 16 и 17 считаются верно выполненными, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются в 0 баллов.
Задания 18 и 19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются в 0 баллов.
Часть 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4 | 3 | 1 | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |
3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 13 | 25 | 114 | 142 | |
Баллы за задания 20 -3, 21-3, 22-5
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.
Таблица 4
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)
-
0—8 баллов — отметка «2»
-
9—17 баллов — отметка «3»
-
18—26 баллов — отметка «4»
-
27—34 баллов — отметка «5»
Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.
6