Тестовая работа по обществознанию для 9 класса
Вариант 1.
Общество в широком смысле слова – это
Весь мир в многообразии его форм
Среда обитания человека
Источник производственных ресурсов, необходимых человеку
Совокупность способов взаимодействия людей
Какой признак характеризует понятие «личность»
Биологические потребности
Сознательные цели
Физиологические особенности
Природные задатки
В семье Л. Часто возникают конфликтные ситуации. Однако жена И. старается не допустить открытых признаков конфликта и ожесточенности. В результате в семье наступает мир, гармония и тепло, но проблема остается. О каком стиле разрешения межличностного конфликта идет речь
Принуждение
Соперничество
Сглаживание
Компромисс
4. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни
А) Развитие каждой из сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям
Б) Неполадки в функционировании одной из сфер общественной жизни сказываются на состоянии других
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
5. Всю свою жизнь гражданин К. посвятил проблемам лазерной технологии и добился значительных результатов. Этот пример иллюстрирует деятельность в сфере
1) науки
2) морали
3) искусства
4) образования
6. Верны ли следующие суждения о роли религии в обществе
А) Религия способствует осмыслению места человека в мире
Б) Религия упорядочивает определенным образом помыслы и стремления людей
1) верно только А.
2) верно только Б)
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
7. Какой пример относится к понятию экономики как науки
1) определение уровня безработицы в стране
2) предоставление услуг по ремонту видеоаппаратуры
3) производство мебели
4) разработка бизнес-плана нового коммерческого проекта
8. В России создана и функционирует Федеральная антимонопольная служба. Этот факт иллюстрирует деятельность государства
1) по развитию государственного сектора
2) по защите конкуренции
3) по смягчению неравенства доходов
4) по расширению государственных заказов
9. В каком из приведенных ниже примеров использовались наличные деньги
1) предприниматель С. При покупке электронной техники использовал электронную карту
2) инженер Р. Перевел 40 000р. Своей матери в другой город
3) преподаватель техникума А. расплатился за консультацию в частной клинике «Профессор» купюрой в 500 рублей
4) менеджеру К. фирма «Карат» перечислила аванс на пластиковую карту
10. Верны ли следующие суждения о предпринимательских способностях
А. Предпринимательские способности – это физические и умственные усилия, которые человек затрачивает в процессе производства
Б. Предпринимательские способности сводят вместе три ресурса, участвующие в процессе производства, - землю, капитал, труд
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
11. Главным предметом социального конфликта в экономической сфере общественной жизни является
1) разъяснение высших ценностей
2) осуществление власти
3) обладание ресурсами
4) организация общества
12. В семье К. преобладают бесцеремонный диктат, жестокость, черствость, агрессивность по отношению друг к другу. Какой стиль взаимоотношений существует в семье К.
1) авторитарный
2) демократический
3) традиционный
4) попустительский
13. Верны ли следующие суждения о социальной структуре общества
А. социальной структуре общества представляет собой совокупность социальных общностей и систему взаимосвязей и отношений между ними
Б. социальная структура становится сложнее по мере развития общества
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
14. Политика – это
1) сфера общества, призванная обеспечить деятельность научных, религиозных, образовательных учреждений и организаций
2) сфера приложения сил наиболее сознательной части общества
3) сфера отношений, складывающихся в процессе материального производства
4) сфера взаимодействия различных групп, реализующих свои интересы с помощью власти
15. В государстве Г. всенародно избранный президент одновременно является главой государства и главой правительства. При этом ответственность за свои действия правительство несет перед президентом. Какая форма правления государства Г.
1) конституционная монархия
2) президентская республика
3) полупрезидентская республика
4) парламентская республика
16. Верны ли следующие суждения о выборах
А. Выборы являются действием органов государственной власти по назначению кандидатов на выборные должности
Б. выборы представляют собой закрепление путем голосования заранее определенных сотрудников органов исполнительной власти
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
17. К признакам права относится
1) закрепление в законах
2) поддержание силой общественного мнения
3) описательное оформление, не очень четкое, часто устное
4) регулирование чувств и мыслей людей
18. Парламент Российской Федерации называется
1) Верховным Советом
2) Национальным собранием
3) Государственным Советом
4) федеральным Собранием
19. Издательство «Луч» заключило с писателем Б. авторский договор на издание его книги.
Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идет о гражданских правоотношениях
Основываются на нормах права
Обладают сознательно-волевым характером
Отличаются юридической независимостью сторон друг от друга
Гарантируются и охраняются государством
20. Верны ли следующие суждения об уголовной ответственности несовершеннолетних
А. Уголовная ответственность несовершеннолетних за наиболее тяжкие преступления наступает с 14 лет
Б. К несовершеннолетним, совершившим уголовное преступление, часто осуждение применяется условно
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
21. Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, а как социальное существо неразрывно связан с обществом. Только в единстве биологического и социального человек существует. Сравните черты, которые роднят человека с животным, и черты, которые человека от животного отличают. Выберете и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) удовлетворение потребностей
2) целесообразная творческая деятельность
3) конечность существования
4) обладание мышлением и речью
Черты сходства | Черты отличия |
| | | |
22. Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА
A) право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Б) защита от произвольного вмешательства в личную жизнь
B) право на защиту чести и достоинства
Г) свобода мирных собраний и ассоциаций
Д) право на жизнь
ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД)
1) гражданские (личные)
2) политические
3) социальные
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
23. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б)Она регулярно читает профессиональную литературу, отслеживает изменения в законодательстве. (В)Мария правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Ответ:
24-25. В стране Z был проведён опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой способ увеличения производительности труда Вы считаете наиболее эффективным?».
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.
Варианты ответа | Работники |
Частных фирм | Государственных предприятий |
Повышение оплаты труда | 35% | 50% |
Модернизация производства | 25% | 15% |
Повышение квалификации кадров | 10% | 10% |
Развитие инициативы работников | 20% | 5% |
Создание комфортных условий труда | 10% | 20% |
24. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Доля тех, кто рассматривает повышение оплаты труда как эффективный способ увеличения производительности труда, больше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных предприятий.
2) Значение модернизации производства как эффективного способа увеличения производительности труда для работников частных фирм ниже, чем для работников государственных предприятий.
3) Доля тех, кто считает повышение квалификации кадров эффективным способом увеличения производительности труда, выше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных фирм.
4) Равные доли работников частных фирм отмечают повышение квалификации работников и создание комфортных условий труда как наиболее эффективные способы увеличения производительности труда.
5) Мнение о повышении оплаты труда как наиболее эффективном способе увеличения производительности труда наиболее распространено среди работников обоих типов предприятий.
Ответ:_________________________.
25. Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
Большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом.
Проблема повышения квалификации в равной мере неактуальна для работников как частных фирм, так и государственных предприятий.
Модернизация производства позволяет повысить заработную плату работников.
Материальные стимулы являются ведущими для значительной доли опрошенных.
Успешность фирмы зависит от уровня её технической оснащённости.
Прочтите текст и выпишите задания 26-31.
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу... Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина... на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение - вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения - молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний - это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха, и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни...
Учитесь любить учиться!
(Д.С Лихачёв)
![]()
26 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
27 Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.
28 Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.
29 Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи? Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.
30 Автор пишет о нравственной ответственности человека за «всё, что происходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой мысли.
31 Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.