ЕГЭ ПО РАЗДЕЛУ: "ЧЕЛОВЕК"
1. Ниже приведены потребности человека. Все они, за исключением двух, являются социальными потребностями.
1) в трудовой деятельности; 2) в созидании; 3) в творчестве; 4) во взаимопонимании; 5) в отдыхе;6) в пище.
2. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.
2. Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.
3. Культура является результатом преобразующей деятельности человека.
4. Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.
5. Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.
Ответ:__________.
3. Выберите верные суждения о самооценке личности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Самооценка выступает исходной точкой самопознания.
2. Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.
3. Завышенная самооценка личности всегда является результатом ее реальных достижений.
4. Люди с низкой самооценкой проводят сравнение с другими, только будучи уверенными в успехе.
5. Заниженная самооценка способствует развитию лидерских качеств.
Ответ:__________.
4. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.
2. Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.
3. В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.
4. Деятельность человека вызывается социальными потребностями.
5. Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.
Ответ:__________.
5. Выберите верные суждения о потребностях.
1. Потребностью является переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.
2. Потребность в самореализации, самоутверждении относится к идеальным потребностям.
3. Примером биологической потребности служит потребность в познании окружающего мира.
4. Потребность служит побудительным мотивом деятельности.
5. Потребность, как правило, направлена на какой- либо предмет, с помощью которого она может быть удовлетворена.
Ответ:__________.
6. Выберите верные суждения о качествах человека как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностях мышления и памяти.
2. Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств.
3. Человека как личность в первую очередь характеризует протекание процессов психики.
4. Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества.
5. Человека как личность в первую очередь характеризуют унаследованные качества.
Ответ:__________.
7. Установите соответствие между примерами и видами потребностей человека
ПРИМЕРЫ | ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА |
А) в пище | 1) духовные (идеальные) |
Б) в общении |
В) в приобретении новых знаний | 2) социальные |
Г) в общественном признании | 3) биологические (естественные) |
Д) в воздухе для дыхания |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. К духовным (идеальным) потребностям человека традиционно относят потребности в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена.
2. К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т.п.
3. Деятельность - это специфический способ существования человека.
4. Потребности - это переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности.
5. Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему блага и ценности.
Ответ:__________.
9. Кириллу 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие его как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. У Кирилла светлые волосы и голубые глаза.
2. Рост Кирилла - 180 см.
3. Кирилл помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.
4. Кирилл занимается лёгкой атлетикой.
5. Кирилл - добрый и отзывчивый человек.
6. Кирилл хорошо учится в школе.
Ответ:__________.
10. Галине 16 лет. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. У Галины светлые волосы и карие глаза.
2. Галина добрая и отзывчивая.
3. Галина - внешне привлекательная девушка.
4. Рост Галины ниже среднего.
5. Галина - честный человек.
6. Галина дружит со многими своими одноклассниками.
Ответ:__________.
11. Клавдия готовится к путешествию по Испании. Она изучает испанский язык, читает книги об истории и культуре Испании, на интернет-форумах общается со знатоками испанского искусства. Она уже спланировала маршрут своего путешествия и приобрела путёвку. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Клавдией для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. изучение испанского языка
2. покупка туристической путёвки
3. общение в Интернете
4. чтение книг об Испании
5. знатоки испанского искусства
6. путешествие по Испании
Ответ:__________.
12. Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.
2. Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.
3. Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях.
4. Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества.
5. Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.
Ответ:__________.
13. Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. навыки
2. мотивы
3. цель
4. способности
5. результаты
6. знания
Ответ:__________.
14. Найдите свойства человека, имеющие социальную природу:
-
способность к совместной преобразовательной деятельности;
-
стремление к самореализации;
-
умение приспосабливаться к природным условиям;
-
устойчивые взгляды на мир и своё место в нём;
-
потребность в воде, пище, отдыхе;
-
способность к самосохранению
Ответ:__________.
15. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социальной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.
-
использование предметов, данных природой
-
способность к целеполаганию
-
забота о потомстве
-
приспособление к условиям окружающей среды
-
стремление понять окружающий мир
-
общение с помощью членораздельной речи
Ответ:__________.
16. Установите соответствие между общественными институтами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
Социальные институты | Сферы общественной жизни |
А. государство | 1. социальная |
Б. семья | 2. духовная |
В. банковская система | 3. политическая |
Г. образование | 4. экономическая |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
Прочитайте текст и выполните задания 17—20.
Социализация — достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.
У новорожденного есть все биологические предпосылки стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одно социальное свойство не является врожденным — социальный опыт, ценности, чувство совести и чести и т.д. генетически не кодируются и не передаются. Реализация этих предпосылок, их воплощение в определенные социальные качества, свойства зависят от того, с какой средой будет взаимодействовать человек.
Другая сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации, касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения ею социальных требований, ожиданий. Речь идет, в частности, о хронологическом совпадении оптимального срока усвоения социальных ценностей, норм поведения с биологическим развитием личности.
Не следует думать, что процесс социализации осуществляется лишь в детские или юношеские годы. Безусловно, в юные годы создается фундамент духовного развития личности. Однако при всей своей значимости эта основа содержит преимущественно эмоционально-ценностный компонент. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, участвуя во множестве социальных связей, личность активно формирует свои приверженности, осознает конкретно, во имя чего жить. Процесс обретения, развития человеком социальных свойств по сути не знает возрастных границ. Меняются социальные роли, которые выполняет личность: рождение внука, выход на пенсию и т.д. требуют новых функций; каждый существенный статусно-ролевой сдвиг в жизни личности привносит что-то новое в ее духовный облик.
Социализация взрослых в какой-то мере даже более драматична, чем социализация в юношеские годы, хотя она чаще всего внешне не заметна. В духовном развитии людей старшего возраста существенно повышается роль самостоятельного анализа и оценки внешних социальных условий, событий.
Средства массовой информации в этом случае чаще всего не могут оказывать прямого воздействия на сознание индивида, этому препятствуют довольно прочные убеждения, оценки уже сложившейся личности.
Реальная духовная жизнь личности представляет собой взаимоотношение внешнего социального мира и внутренних свойств личности. Внешний мир взаимодействует с уникальным жизненным опытом личности, порождая единство типичного и неповторимого в ней.
(А.Г. Эфендиев)
17. Что, по мнению автора, приобретает человек в результате социализации? Назовите три характеристики. Чем отличается социализация взрослых от социализации подростков? Приведите два положения.
18. В тексте говорится о социальной сущности человека.
Используя обществоведческие знания,
-
укажите не менее трёх основных признаков понятия «социальная сущности человека»;
-
объясните связь биологического и социологического в человеке.
(Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
19. Какой институт социализации упомянут в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, приведите еще один и укажите любую другую (помимо социализации) его функцию.
20. Автор выдвигает тезис о единстве социализации (типичное) и индивидуализации (неповторимое) личности. Опираясь на обществоведческие знания, личный опыт, приведите три аргумента в подтверждение этого тезиса.
21. (экономический график – в блоке «Человек» нет)
22. Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека.
Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это «книжное» утверждение с помощью трёх примеров влияния социального окружения на человека. В каждом из трёх случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось.
23. (задание по Конституции – в блоке «Человек» нет)
24. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
25. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость познавательной деятельности в жизни человека. (Обоснование может быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие виды деятельности в процессе социогенеза проходит человек? (Назовите любые три.)
3) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции этого вида деятельности. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)
ОТВЕТЫ
| 3. 24 | 6. 24 | | 13. 235 |
| 4. 145 | 7. 32123 | 10. 256 | 14. 124 |
1. 56 | 5. 145 | 8. 345 | 11. 1234 | 15. 256 |
2. 34 | | 9. 3456 | 12. 235 | 16. 3142 |
|
17. 1. - овладение навыками, умениями, знаниями, - формирование ценностей, идеалов, норм - формирование принципов социального поведения. 2. 1) социализация в этот период жизни протекает более драматически; 2) в зрелом возрасте повышается роль самостоятельного анализа событий. |
18.1. – язык - мышление и сознание - деятельность (творчество, труд) 2. 1) биологические предпосылки для становления социальных качеств личности реализуются лишь во взаимодействии с социальной средой; 2) оптимальные сроки усвоения социальных ценностей соотносятся с определенными биологическими этапами развития личности. |
19. 1) назван упомянутый в тексте институт социализации: средства массовой информации; 2) приведен еще один институт, например, семья; 3) указана еще одна функция, допустим хозяйственно-бытовая. |
20. 1) без усвоения общественных норм, ценностей, накопленного человечеством опыта индивид не может стать личностью; 2) социальный опыт не просто воспринимается человеком, но «переплавляется» в соответствии с индивидуальными особенностями личности в собственные убеждения, ориентации; 3) принятие социальных ценностей сочетается в личности с нацеленностью на преобразование общества, творческий потенциал личности неразрывно связан с ее индивидуальными особенностями. |
22. 1. Уже из определения понятия "способностей" видно, что они не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности, т.к. способности - это индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. 2. Нет, не отрицает. 3. Для развития способностей человека одинаково важны и природные и социальные факторы, т.к. имея с рождения какие-либо способности, человек может развить их только при определенных социальных условиях. 4. 1. аккуратность - учитель начальных классов учит ребенка аккуратно и красиво писать; 2. ответственность - родители, оставляя старшего брата приглядывать за младшим, формируют у него ответственность за принятые решения и совершенные поступки; 3. целеустремленность - пример бизнесмена, добившегося успеха за счет своих личных качеств и полученного образования, вдохновил старшеклассника успешно сдать выпускные экзамены и поступить в престижный университет. |
24. 1. Деятельность как способ жизни человека и общества. 2. Структура деятельности: а) субъект; б) объект; в) цель; 3. Характеристики деятельности: а) сознательна; б) продуктивный характер; в) общественный характер; 4. Виды деятельности: а) игра, общение, учение, труд; б) материальная (материально-производственная, социально-преобразовательная); в) духовная (познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая). 5. Мышление как процесс познавательной деятельности. 6. Виды мышления: а) словесно-логическое; б) наглядно-образное; в) наглядно-действенное |
25. 1. Познавательная деятельность способствует усвоению знаний о мире и самом себе, что позволяет человеку понять окружающую действительность, сформировать свое представление о мире (мировоззрение). Опираясь на полученные знания, человек более эффективно использует имеющиеся у него ресурсы и достигает поставленной цели в практической деятельности. Кроме того, познавательная деятельность способствует саморазвитию человека, реализации его творческого потенциала, удовлетворению его духовных потребностей. 2. учение, общение, труд 3. Учение (познавательная или образовательная - вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике) - Ломоносов скрыл свое крестьянское происхождение и получил образование в лучших университетах восемнадцатого века. Он занимался изучением разных наук и сделал много важных открытий. Ученый вошел в историю как энциклопедист, химик и физик. Его молекулярно-кинетическая теория тепла предвосхитила современные знания о структуре материи и множество фундаментальных законов. Труд (производство материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей) – работники завода Автоваз - крупнейшего производителя легковых автомобилей в Российской Федерации- собирают автомобили Лада. Общение (побудительная – стимулирование определенной активности партнера по общению с тем, чтобы он реализовал определенный вид деятельности) Послание президента России Федеральному Собранию - обращение президента России Владимира Путина к обеим палатам Федерального Собрания Российской Федерации побуждает депутатов и сенаторов воплощать предложенные президентом инициативы. |