КГУ «Начальная школа посёлка Аршалы отдела образования по Аршалынскому району управления образования Акмолинской области»
СБОРНИК
заданий по развитию
читательской грамотности
учащихся начальной школы
Учитель: Подболячная Н.Ю.
Аршалы,2024
Пояснительная записка
Наиболее системным фактором успешности любого школьника является система учебных заданий, для выполнения которых необходимо владение ключевыми компетентностями. При этом под компетентностью понимают способность человека результативно действовать в нестандартных ситуациях. Читательская грамотность – способность человека понимать и интерпретировать, использовать и оценивать содержательную информацию. Эти четыре ключевые читательские компетенции школьника определяют его коммуникативные навыки. При измерении читательской грамотности используются следующие виды текстов: «сплошные тексты», как правило, это художественные тексты; «несплошные (дискретные) тексты», которые содержат информационные единицы (таблицы, графики, диаграммы); «смешанные тексты», которые содержат вербальные и невербальные элементы (журналы, веб-страницы); «составные тексты», они соединяют несколько текстов различных не только по содержанию, но и по формату, каждый из которых является связным и законченным. Классическими примерами учебных текстов являются учебники и электронные интерактивные обучающие программы. Разработка заданий по оценке грамотного чтения основана на трех аспектах: извлечение информации, интерпретация (толкование), размышление и оценка (содержания и формы текста). Полное понимание текста зависит от умения найти необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее понимание текста и представить собственную точку зрения о содержании и форме текстового сообщения. Сборник включает 10 текстов и 100 заданий к ним. Представлены разные форматы текстов. Задания направлены на формирование читательских компетенций по трем аспектам: поиск информации ,интерпретация ,рефлексия и оценка . В сборнике содержатся все типы заданий: с выбором ответа , с выбором ответа «Да» или «Нет» , с закрытым конструируемым ответом , со свободно-конструируемым ответом .
Исторические источники
Можем ли мы узнать, как люди в древности, тысячи лет тому назад, строили дома, чем занимались, как боролись с врагами? Люди оставляли там, где жили, какие-нибудь «следы» жизнедеятельности. Историческими источниками называют документы и предметы материальной культуры, дающие представление о прошлой жизни людей, фактах и событиях истории. К историческим источникам относятся устные, письменные, археологические, этнографические и антропологические сведения.
Ученые, ведя археологические раскопки, определили, что вдоль реки Сырдарьи когда-то были цветущие города, на месте которых обнаружены глиняные кувшины и различная посуда, украшенная узорами. Среди находок оказалось оружие – мечи и кинжалы, сделанные древними мастерами из бронзы, железа. Были также найдены золотые, серебряные серьги, браслеты. Древние земледельцы умели рыть оросительные каналы. Были найдены обломки труб, арыки, оросительные сети. Ученые, исследуя подобные предметы, определяют, чем занимались древние люди. Ученые находили древние книги в домах и дворцах, которые сотни веков были погребены под толщей песка.
Древние книги отличались от современных книг. В них использовалась другая письменность со сложной системой знаков, требовавшей расшифровки. В настоящее время археологические раскопки ведутся во многих местах, где были стоянки древних людей, где когда-то возвышались древние города Отрар, Тараз, Сарайчик, Туркестан, Тальхиз.
1.Как мы узнаём о том, какая жизнь была в древности?
А) Читаем фантастические книги
Б) По «следам» жизнедеятельности людей
В) По современным ювелирным изделиям
2. О каких древних городах Казахстана упоминается в тексте?
А) Отрар, Тараз, Сарайчик, Туркестан, Астана
Б) Отрар, Тараз, Сарайчик, Туркестан, Сырдарья
В) Отрар, Тальхиз, Сарайчик, Туркестан, Тараз
3.Какова тема текста?
А) Исторические источники
Б)Древние города
В) Оружие и ювелирные украшения
4. Найди основную мысль текста
А) Люди оставляли там, где жили, какие-нибудь «следы» жизнедеятельности.
Б) Древние земледельцы умели рыть оросительные каналы
В) В настоящее время археологические раскопки ведутся во многих местах, где были стоянки древних людей.
5. Напиши, какие предметы находят учёные во время раскопок
____________________________________________________________________________
6. Подчеркни предложение, где говорится о том, что называют историческими источниками.
7. Чем древние книги отличаются от современных книг?
А) Писали специальным двоичным шифром
Б) В книгах не было иллюстраций
В) Использовалась другая письменность со сложной системой знаков
8. Какие металлы умели обрабатывать наши предки?
А) Бронза, железо, золото, серебро
Б) Бронза, медь
В) Золото, серебро, сталь
9. Какая иллюстрация подойдет к отрывку: «… вдоль реки Сырдарьи когда-то были цветущие города, на месте которых обнаружены глиняные кувшины и различная посуда, украшенная узорами.»
10. Какие сведения можно получить из исторических источников? Напиши.
__________________________________________________________________
Батыр Боран
Казахский эпос
В давние времена жил батыр Боран. У него был друг Каскарау, с которым он был в ссоре. У Каскарау была невеста из рода Ногай. Как-то раз ногайцы откочевали в другое место и увезли с собой девушку. Каскарау не поехал за ней, а собрал своих людей и спросил у них: как ему поступить? Место, куда перекочевали ногайцы, было очень далеко. Тогда они пришли к Борану.
Боран отправился в путь. Жигиты поочереди готовили ему горячую пищу. Так они двигались.
Но вот въехали в заросли камыша. Здесь было не до сна. Они ели горячую пищу и медленно продвигались. Страшные звери то показывались, то удалялись и вновь появлялись. И вдруг из зарослей вышел страшный медведь и заревел во всю свою пасть. Жигиты Борана, не видевшие подобного зверя, попадали с лошадей. Но Боран не испугался и громко крикнул. Медведь исчез. Тогда Боран поднял своих жигитов и сказал:
— Что с вами? Зверь страшен? Но если он опять выскочит и заревет, снова будете падать с коней? Так, что ли?
Тут опять выскочил медведь и зарычал пуще прежнего. Боран рванулся к нему навстречу и громко крикнул. Медведь снова исчез в зарослях. На этот раз жигиты не попадали с коней. Они крепко держались за гривы.
— Видите, какой он страшный, — сказал Боран. — Несколько дней мы ехали без опаски, а тут на тебе! Наверно, он бросится в третий раз. Тогда я пойду на него. Сама смерть привела его ко мне. Прошу вас, не пугайтесь его рева. Если упадете с лошадей, то не унести вам костей. И не мешайте мне.
Боран не договорил. Из зарослей вышел медведь и зарычал. Боран не растерялся. Но на этот раз медведь не испугался батыра и кинулся на него. Боран соскочил с коня и пошел на медведя. Они сцепились в страшной схватке. И когда медведь собирался положить свои лапы на плечи Борана, батыр схватил медведя одной рукой за горло, а другой ударил его по голове. Удар был так силен, что голова сразу же разлетелась на куски.
Утром они прибыли к ногайцам. Сваты не могли устоять перед батыром. Они делали то, что он им приказывал. И снарядив невесту Каскарау, они с почестями проводили гостей.
1.К какому жанру относится текст?
А) Легенда
Б) Былина
В) Эпос
2. Какие исторические факты упоминаются в тескте?
А) батыр жил у горы Каскарау
Б) батыр был из рода ногай
В) вели кочевой образ жизни
3. В каком значении употребляется словосочетание «ехали без опаски»
А) ехали без запасов
Б) ехали не страшась ничего
В) ехали без снаряжения для лошадей
4. Выберите верное утверждение, соответствующее тексту
А) Страшные звери то показывались, то удалялись и вновь появлялись.
Б) Страшные звери не показывались, а удалялись и не появлялись.
В) Нестрашные звери то показывались, то удалялись и вновь появлялись.
5.Подберите нужный эпитет «И вдруг из зарослей вышел … медведь»
А) огромный
Б) бурый
В) страшный
6. Какое событие в тексте произошло первым?
А) Увезли невесту Каскарау
Б) Жигиты встретили медведя
В) Боран был в ссоре с Каскарау
7. Найди и подчеркни предложение с гиперболой.
8. Какие в эпосе встречаются общие признаки с жанром сказки?
А) Троекратный повтор
Б) Говорящие животные
В) Волшебный предмет
9. Разделите текст на части. Озаглавьте части.
______________________________
_____________________________
________________________________
_______________________________
10 На каком фото изображён батыр?
Названия населённых пунктов в Казахстане
В Республике Казахстан на начало 2023 года количество областей составляет 17, районов - 188, городов - 89, в том числе республиканского значения - 3, сел - 6 295. Наибольшее число районов по республике имеется в Акмолинской области, а наибольшее число сельских населенных пунктов - в Туркестанской области.
Многие из названий, которые сегодня носят города и села Казахстана, были придуманы много лет назад и сохранены по сей день, а некоторые пришли намного позже. Большинство из них не имеют лексического значения. Электронная газета «Голос народа» опубликовала список самых необычных наименований населенных пунктов.
Спартак — село в Зеленовском районе Западно-Казахстанской области Казахстана. Село расположено на реке Быковка, недалеко от впадения её в Урал. Сейчас село представлено парой улиц с несколькими домиками, хотя раньше здесь было большое поселение. По словам местных жителей, у них нет школы, магазина, медпункта.
Арбузовка. Нет, это не родина арбузов, и они там даже не растут. Это небольшой поселок недалеко от областного центра области Абай Семея. Другой информации в открытом доступе нет.
Шелек — село в Енбекшиказахском районе Алматинской области Казахстана. Перевод слова «шелек» с казахского языка — «ведро». Находится примерно в 69 км к северо-востоку от центра города Есик, который переводится как «дверь». Шелек является один из самых густонаселенных сел Казахстана. Это единственный населенный пункт в нашей подборке, где население растет, а не уменьшается. Шелек, как промежуточный пункт между Алматы и Китаем, является привлекательным местом для туристов из Европы и Азии.
1.«Голос народа» - это…?
А) сайт
Б) отпечатанная в типографии газета
В) электронное средство массовой информации
2. О каких областях идёт речь в газете?
А) Акмолинская, Туркестанская
Б) Абай, Алматинская
В) Западно-Казахстанская, Акмолинская
3. «Шелек» с казахского языка переводится как «ведро». Дай толкование этого слова.
А) Сосуд цилиндрической формы с ручкой в виде дужки для ношения жидкостей, сыпучего.
Б) ветреная и потому ясная погода
В) Высокий глиняный округлый сосуд с ручкой.
4. Определите жанр публикации.
А) объявление
Б) юмористический рассказ
В) информационная статья
5. Рассмотрите карту областей. Назовите областной центр той области, где находится наибольшее количество районов.
________________________________
6. В каком селе отсутствует пункт для оказания медицинской помощи?
А) Спартак
Б) Шелек
В) Арбузовка
7. Село Арбузовка назвали так, потому что …
А) там растут арбузы
Б) там выращивают бахчевые культуры
В) сведения о происхождении названия неизвестны
8. В последнем абзаце слово «густонаселённым» обозначает
А) большую численность населения
Б) маленькую численность населения
В) большую численность животных
9. Чтобы прочитать информацию из источника «Голос народа», следует воспользоваться..
А) справочником населённых пунктов Республики Казахстан
Б) поисковыми системами сети Интернет
В) энциклопедией «От А до Я»
10. Основная цель данной публикации?
А) дать сведения о количестве областей
Б) дать сведения о месте жительства некоторых людей
В) дать сведения о сёлах с необычными названиями
Хитрый Алдар-Косе
Казахские сказки
Жил в одном ауле безбородый хитрец Алдар-Косе. Глаза у него были острые, ноги быстрые, руки проворные, а ум ещё проворнее. Любил Алдар-Косе пошутить и посмеяться, особенно над глупцами и скрягами. Богатства у него не было, но хитростью он не раз добывал себе на обед жирного барана.
Жатыр-бай был человеком жадным и глупым. Стада у него были большие: начнёт считать на рассвете, а закончит на закате. Пришёл к нему как-то Алдар-Косе и говорит:
- Почтенный бай, есть у меня два рубля, а кошелька нет. Хожу, держу деньги в руке - рука устала. Хочу я от этих денег избавиться. Не поможешь ли ты мне?
- Давай, давай, помогу! - обрадовался бай. - Скажи только, как?
- Продай мне за два рубля какого-нибудь плохонького козлёнка, - говорит Алдар-Косе.
Подумал, подумал бай: "Ну что ж, можно продать". Поймал в стаде хроменького козлёнка, тощего, чуть живого, которому всего-то два дня до смерти осталось, и подаёт Алдару Косе:
- Вот бери, хоть и жалко дёшево отдавать. Хороший козлёнок. Давай два рубля!
Алдар-Косе взял козлёнка, а деньги в кулаке держит:
- Знаешь что, почтенный бай. Я передумал. Бери два рубля и козлёнка в придачу, а мне дай ягнёнка.
"Что ж, не плохая мена, - подумал бай: - два рубля да ещё козлёнок в придачу!" - и пошёл ловить ягнёнка. Поймал самого маленького и подаёт Алдару-Косе:
- Вот, бери. Хороший ягнёнок. Давай два рубля и козлёнка.
Алдар-Косе взял ягнёнка, а деньги в кулаке держит и козлёнка из рук не выпускает:
- Знаешь что, почтенный бай. Я передумал. Бери два рубля, козлёнка и ягнёнка в придачу, а мне дай козу.
"Неплохая мена, - подумал бай: - два рубля да козлёнок, да ещё ягнёнок в придачу". И пошёл ловить козу. Поймал самую тощую и подаёт Алдару-Косе:
- Вот, бери, хорошая коза. Давай два рубля, козлёнка и ягнёнка.
- Постой, постой, почтенный бай! - говорит Алдар-Косе: - Я передумал. Бери два рубля, козлёнка, ягнёнка и козу в придачу, а мне дай только одного барана, но позволь мне самому его выбрать.
"Вот эта мена выгодней всех других! - подумал обрадованный бай: - Два рубля, козлёнок, ягнёнок да ещё коза в придачу - и всё это за одного барана!" И говорит Алдару-Косе:
- Что ж, выбирай!
Выбрал Алдар-Косе себе самого большого, жирного барана, отдал баю два рубля, козлёнка, ягнёнка и козу в придачу, взвалил барана на плечи и пошёл, а бай Жатыр-бай посмеивался, потирая руки:
- Ну и глупец же Алдар-Косе! Столько добра отдал за одного только барана!
Так и не понял бай, кто из них в дураках остался.
1. Алдар-Косе герой …
А) казахских авторских сказок
Б) казахских народных сказок
В) казахский батыр
2. Выбери «да» или «нет» в таблице. Закрась верное утверждение.
Утверждение | Да | Нет |
У Алдара-Косе проворные ноги | | |
Покупка стоила два рубля | | |
Жатыр-бай остался в дураках | | |
3.Кому принадлежит высказывание «Я передумал»?
А) баю
Б) автору
В) Алдару-Косе
4. В каком значении употреблено слов «добро» ?
А)Добро́ — нормативно-оценочная категория морального сознания, характеризующая положительные нравственные ценности
Б). Имущество, вещи, пожитки.
В) Хорошее, доброе дело; поступок, приносящий пользу
5. В переводе Алдар-Косе обозначает…
А) безбородый хитрец
Б) бородатый хитрец
В) богатый хитрец
6. Синоним слова «скупой»
А) щедрый
Б) жадный
В) бедный
7. Перечислите животных, которые участвовали в процессе сделки купли-продажи.
_____________________________________________________________
8. Подчеркни предложение, где есть гипербола.
9. Какой пословицей можно выразить основную мысль?
А) Много желать – добра не видать.
Б) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
В) Дружба дружбой, а служба службой.
10.Какая иллюстрация подходит к сказке?
Ибрай Алтынсарин: книги, наследие и факты из жизни
Ознакомься с предложенными источниками информации и выполни задания.
Будущее своего кочевого народа Ибрай Алтынсарин видел в грамотности и образованности. Этому он посвятил свою недолгую жизнь. Просветитель открывал школы и училища, создавал национальные учебники и пособия, обеспечивал книгами библиотеки. Ибрай Алтынсарин, как отмечается на портале государственных органов GOV.kz, национальная гордость казахов, выдающийся просветитель, педагог, талантливый писатель и поэт. Он известен как ученый-этнограф и фольклорист. Педагог родился на земле кипчаков Среднего жуза 1 ноября 1841 года. Его родина — Аракарагай (Алтынсаринский район, Костанайская область). Мальчик рано осиротел, его воспитывал дед, знатный бий Балгожа Жанбуршин. Балгожа был влиятельным и образованным человеком. Дед владел искусством красноречия, был знатоком казахского фольклора, сам писал стихи. Позже они с внуком часто переписывались стихами. Мальчик проявил тягу к знаниям, оказался трудолюбивым, много занимался самообразованием. Он самостоятельно изучал классиков мировой литературы, читал произведения Шекспира, Гете, Байрона, Фирдоуси, Низами, Навои. В 1857 году он окончил школу с отличием. После школы юноша служил писарем у своего деда-бия и переводчиком в Оренбургском областном управлении. В это время там работали ученые-востоковеды Василий Григорьев и Николай Ильминский. Они оказали влияние на молодого Алтынсарина как на будущего исследователя-этнографа. Вскоре Ибрай Алтынсарин занялся педагогической деятельностью, которая стала главным делом его жизни. В 1860 году ему поручили открыть школу для казахских детей в Тургае и стать там учителем русского языка. В 1864 году при его участии на собранные народом средства была открыта первая народная школа.
1.В чём видел будущее своего народа И. Алтынсарин?
А) в образованности
Б) в богатстве
В) в чернозёмных землях
2. В какой области родился писатель?
А) в Костанайской
Б) в Аракарагайской
В) в Алтынсаринской
3. К какой характеристике человека относится то, что И.Алтынсарин написал первые учебники на казахском языке, открывал школы, снабжал книгами библиотеки?
А) Писатель
Б) Поэт
В) Просветитель
4. «Его рассказы и сказки- первые произведения казахской литературы, написанные в этом жанре.» О каком жанре идёт речь?
А) Художественная проза
Б) Научно-фантастический рассказ
В) Публицистическая статья
5. Чем схожи сказки И.Алтынсарина со сказками европейских народов?
А) Описанием природы
Б) Сюжетом
В) Традициями
6. В каком родстве состоял И.Алтынсарин по отношению к бию Балгоже Жанбуршину?
А) Ибрай был ему дедом
Б) Ибрай был ему сыном
В) Ибрай был ему внуком
7. Какие писатели мировой литературы оказали влияние на самообразование И. Алтынсарина? Напиши__________________________________________________
8. Приведи не менее двух аргументов, что И.Алтынсарин –национальная гордость казахов.
1._____________________________________________________________________
2._____________________________________________________________________
9. Какие профессии упоминаются в тексте?
А) учитель, писарь, токарь
Б) писарь, переводчик, учитель
В) учитель, геолог, переводчик
10. Выбери верное утверждение
А) Дед владел искусством красноречия, был знатоком казахского фольклора, сам писал стихи.
Б) В это время там работали ученые-североведы Василий Григорьев и Николай Ильминский
В) В 1864 году при участии богатой знати на собранные народом средства была открыта первая народная школа.
Красная книга Казахстана
Ознакомься с информацией из разных источников и выполни задания
El.kz предлагает вашему вниманию ознакомиться с самыми яркими представителями Красной книги Казахстана. Мы составили своеобразный список ТОП-7 животных, которые относятся к исчезающим или редким особоохраняемым видам, обитающим на территории нашей необъятной страны.
Снежный барс или Ирбис
Ирбис – редкий вид из семейства кошачьих, который преимущественно живет в горной местности Центральной Азии, также его можно встретить в горах Индии и Пакистана. По расчетам ученых этот вид на Земле существует более полутора миллионов лет. Зоологи также называют эту кошку снежным леопардом. При виде барса в глаза бросается его длинный и пушистый хвост, который сравним с длиной тела животного. Стоит отметить, что ирбис имеет один из самых длинных хвостов в своем семействе иногда он более метра. В среднем масса взрослого здорового животного при благоприятных условиях (климат и питание) достигает пятидесяти килограммов, а длинна тела вместе с хвостом до 2,5 метров. Главный источник пищи хищника - дикие горные копытные, как правило козлы и бараны.
Вообще снежный барс уникален не только свой внешностью, но и нравом. Животное обладает очень скрытным характером и избегает встречи с человеком. Преимущественно кошка обитает в горах Алтая на высотах от 1 до 5 тысяч метров над уровнем моря. В Казахстане барсы встречаются в горах Джунгарского, Заилийском Алатау, а также на отрогах Центрального Тань-Шаня. Как отмечалось выше ирбис очень осторожный хищник, поэтому следы его присутствия обычно определяются по следам, шерсти, остаткам пищи и современной фототехнике. Ирбис все чаще попадает в объективы фото- ловушек расставленных учеными в местах его обитания. Обычно такой зафиксированный факт не остается баз внимания средств массовой информации и каждый раз фото ничего не подозревающего животного можно увидеть в лентах новостей различных порталов. Совсем недавно в конце зимы животное позировало перед фото-ловушкой в Иле-Алатауском национальном парке. Для ученых увидеть живого и здорового снежного барса пусть и на фото или видео – большая удача, ведь сегодня по их подсчетам, ирбисов на территории Казахстан чуть больше сотни. Сегодня государство делает все возможное для того чтобы сохранить и приумножить этот редкий вид кошачьих.
Но, несмотря на свою осторожность, зверь не уберег себя от риска исчезновения. Красивая пушистая пятнистая с голубоватым оттенком шерсть всегда привлекала браконьеров, к тому же сложность выслеживания хищника только подзадоривала нарушителей. Сегодня снежный барс внесен в мировую Красную книгу и охота не него строго запрещена. По одним из данных популяция этих кошек в Центральной Азии не превышает 6 -7 тысяч особей, что ставит их в категорию исчезающих видов животных. В культуре многих народов барс – символизирует силу, красоту, величие и уникальность, некоторые за его таинственность называют духом гор, хранителем природы.
1.Дай толкование выражению «ТОП-7 животных..»
А) Происходит от англ. top «верх; вершина; топ; женская блузка или майка» (как предмет одежды для верхней половины тела).
Б) Употребляется звукоподражательно для обозначения шума шагов, топота.
В) Список объектов или явлений, имеющих наибольший рейтинг, популярность.
2. Почему флора и фауна Казахстана уникальна? Найди и запиши ответ.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
3.Подчеркни верное утверждение «да» или «нет».
-Красная книга создана , чтобы вести учёт ценных и исчезающих видов флоры и фауны ДА/НЕТ
-Красная книга создана, чтобы сохранить память о нашей флоре и фауне ДА/НЕТ
- Красная книга создана, чтобы любое занесённое в неё животное могло стать символом Казахстана ДА/НЕТ
4. Второе название ирбиса
А) горный леопард
Б) снежный леопард
В) хищный леопард
5. Укажи место на карте, где хищник попал в фотоловушку
6. Приведи один факт того, что ирбис очень осторожный хищник
_____________________________________________________________________
7. Какой эпитет описывает хвост животного?
А) хвост более 2,5 метра
Б) длинный хвост
В) пушистый хвост
8. Какие особенности снежного барса привлекают браконьеров?
А) Пятнистая с голубоватым оттенком шерсть
Б) Сложность выслеживания
В) Осторожный нрав хищника
9. Для ученых увидеть живого и здорового снежного барса пусть и на фото или видео – большая удача, ведь сегодня по их подсчетам, ирбисов на территории Казахстан чуть…
А) меньше сотни
Б) больше сотни
В) 6-7 тысяч особей
10. Укажи фото со снежным барсом
Чёрное дерево из Казахстана
Карагач-(қарағаш, қара - чёрный, ағаш - дерево), кроме этого традиционного названия его также именуют Вяз приземистый или Вяз мелколистный. (Википедия)
Если вы окажетесь в казахском селе Аулиеагаш, спросите любого местного жителя, что стоит посмотреть в этом краю. С большой долей вероятности каждый из них направит вас к священному дереву, обросшему не только мощной корой, но и прекрасными старыми легендами.
Это дерево — вяз, в Казахстане его чаще называют карагач. Название «Аулие Агаш» с казахского языка переводится как «священное древо». По легенде, ему около 700 лет. Местные жители утверждают, что оно произрастает на семи корнях. Обнять его в обхват смогут лишь семеро человек, взявшиеся за руки. Если быть точными, ширина дерева составляет 6,5 метров.
Еще недавно чудо природы выглядело эффектнее — на его ветвях красовались ленточки и платки. Сегодня же путешественники и паломники просят о помощи у священного дерева и загадывают желания без дополнительных атрибутов. По преданиям, вяз обладает целительной энергией, поэтому сюда приезжают, чтобы просить об исцелении. Возле дерева часто многолюдно — оно пользуется популярностью среди гостей Казахстана и жителей всей республики.
Хранительница древа рассказывает легенды о том, что место, где находится исполин, богато духами предков, являющимися людям в образе змеи. Если паломник увидит у корней дерева это существо, то получит в жизни большое счастье.
О возникновении священного дерева Аулие Агаш рассказывает другая легенда. Во времена Шелкового пути дорога проходила через эту местность. Купец по имени Байбосын остановился здесь на отдых, устав вести торговый караван через степи. Укладываясь спать, он воткнул свой посох в землю. На утро посох пророс маленьким зеленым ростком, который в будущем стал могучим вязом.
1.«Карагач» в переводе с казахского языка обозначает
А) священное дерево
Б) чёрное дерево
В) чёрное золото
2. О какой достопримечательности рассказывается в тексте?
А) священном дереве
Б) знаменитом кустарнике
В) роще танцующих берёз
3. «Если паломник увидит у корней дерева это существо, то получит в жизни большое счастье.» Какое существо должен увидеть паломник?
А) питона
Б) змею
В) ужа
4.Продолжительность жизни вяза.
А) семьсот лет
Б) шесть лет с половиной
В) тысяча лет
5. Жанр литературы, в котором говорится о происхождении какого-либо явления или местности.
А) сказка
Б) героический эпос
В) легенда
6. Установи соответствия
Во времена Шелкового пути дорога проходила через | прекрасными легендами |
На его ветвях красовались | село Аулиеагаш |
С большой долей вероятности каждый из них направит вас к священному дереву, обросшему не только мощной корой, но и | ленточки и платки |
7.Дайте несколько объяснений, почему возле дерева многолюдно.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. В каком значении употреблено в тексте слово «энергия»?
А) источник тепла
Б) электроэнергия
В) восстановление здоровья
9. Какая метафора отражает популярность дерева?
А) «обросшему мощной корой»
Б) «обросшему листвой»
В) «обросшему прекрасными легендами»
10. Какая реклама этого дерева является наиболее удачной, по твоему мнению?
А) Приезжайте посмотреть на священное дерево вяз.
Б) По преданиям, вяз обладает целительной энергией, поэтому приезжайте сюда, чтобы просить об исцелении.
В) Приезжайте сюда, так как наше село пользуется популярностью у туристов.
Литература:
«Рассказы по истории Казахстана» Учебник для 5 класса 11-летней общеобразовательной школы / Б.К. Абдугулова, А.Т. Капаева, Г.К. Кенжебаев. –
2-е изд., перераб. – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2012. – 224 с., ил.
Казахские народные сказки
Интернет-ссылки https://ohotniki.kz/articles/okhota/386-gosudarstvennye-natsionalnye-prirodnye-parki
https://dzen.ru/a/ZvRM8UnAED2xn6mh
https://el.kz/ru/top_7_krasnoknizhnih_zhivotnih_kazahstana_
https://nukadeti.ru/skazki/batyr-boran
26