СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по психологии

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тест по психологии»

ОТВЕТЫ НА ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ


Тренировочные задания

к разделу 1

Ответ/ Решение


1. Кроме названных в тексте разделов психологической науки выделяют еще психологию искусства, психологию семьи и брака, медицинскую психологию, военную психологию, патопсихологию, авиационную, космическую психологию. Установите их предмет и задачи, при необходимости пользуйтесь словарем по психологии.

Медицинская психология – изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

Военная психология – изучает поведение человека в условиях боевых действий.

Патопсихология – изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Авиационная, космическая психология – анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

Психология искусства – отрасль психологии, изучающая психологическое содержание художественного творчества, закономерности восприятия и понимания произведений искусства и психологические вопросы художественного воспитания.


2. В чем отличие эксперимента как метода психологии от наблюдения?

Эксперимент

Наблюдение

Специально организованные условия

Естественные условия


Активная позиция исследователя

Пассивная позиция исследователя (ждет появления интересующего его психического явления)

Причинно-следственные связи легко выделяются и повторяются

Причинно-следственные связи неотделимы


3. Каковы истоки научных психологических знаний в разные исторические эпохи?


Античность – анимизм

Средние века – христианство

XVII в. – общефилософские, умозрительные позиции

XVIII в. – чувственная основа, наблюдение за конкретными психическими явлениями

XIX в. – экспериментальное изучение психических явлений

Тренировочные задания к разделу 2

Ответ/ Решение

1. Выберите особенности, которые характеризуют:

1) ощущения; 2) восприятие;

3) память; 4) мышление;

5) воображение; 6) речь.

А. Отражение прошлого опыта в виде чувств, переживаний, мыслей и пр.

В. Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.

C. Отражение общих и существенных связей и отношений предметов и явлений окружающего мира.

D. Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств.

E. Отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

F. Отражение действительности опосредованным путем с помощью знаков.

G. Отражение новых образов и мыслей.

1 – B;


2 – D, E;


3 – A;


4 – C;


5 – G;


6 – F.

2. Согласитесь или найдите ошибку в сорите.


1). И животным, и человеку присущи ощущение, восприятие, эмоции, внимание и т.д.


2) Реакция собаки на внезапно появившийся раздражитель (громко жужжащую муху) состоит в прислушивании, приглядывании, принятии настороженной позы и т.д. По определению, такая реакция есть проявление внимания.


3) Внимание – это концентрация сознания на предмете.


4) Сознание – это высшая форма психического отражения, доступная только человеку. Следовательно, реакция собаки на громко жужжащую муху есть концентрация высшей формы психического отражения, доступной только человеку.

Данный сорит содержит ошибку в третьей посылке. Не всякий вид внимания как психического процесса предполагает концентрацию сознания.


Реакция собаки на внешний раздражитель (муху) – проявление непроизвольного внимания, привлеченного новизной раздражителя. Такое внимание не требует сознательной концентрации, а все поведенческие реакции – результат возбуждения определенных зон коры головного мозга. Следовательно, и говорить о проявлении у собаки сознательного поведения неправомерно.

3. Назовите приемы создания образов воображения.


А) «…за столом сидят чудовища кругом: один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой. Злая ведьма с козьей бородой, тут остов чопорный и гордый, там карла с хвостиком, а вот полужуравль и полукрот». (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: сон Татьяны.)


В) «А то свищет соловей, да по-соловьиному,

Он кричит – злодей, разбойник – по-звериному,

И от его ли-то от посвисту соловьего,

И от его ли-то от покрику звериного,

То все травушки-муравушки уплетаются,

А) Агглютинация


В) Типизация (преувеличение силы Соловья – разбойника)

Тренировочные задания к разделу 3

Ответ/ Решение

1. Какие из указанных свойств являются свойствами 1) личности; 2) индивида?


A – темперамент

B – половой диморфизм

C – ответственность

D – позиция и статус

E – конституционный тип

F – ценностные ориентиры

G – направленность

H – инертность нервной системы


1) C, D, F, H



2) A, B, Е, G

2. Определите тип темперамента.


1) Характеризуется легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные неудачи, склонностью к мнительности и подозрительности.


2) Подвижен, но без резких движений, склонен к частой смене настроения.


3) Медлителен, устойчив, эмоциональные состояния выражены внешне слабо.


4) Характеризуется неуравновешенностью, общей подвижностью, резкой сменой настроения, активной моторикой.


5) Эмоционален, деловит, желчен, склонен порой переоценивать себя.


6) Застенчив, стеснителен, не уверен в себе, довольно легко переносит одиночество.


7) Неусидчив, активен в общении, легко и быстро сходится с людьми, часто является душой компании, может быть поверхностным в делах.


8) Имеет замедленный темп реакций, региден, малоподвижен.

1. Меланхолик.


2. Сангвиник.


3. Флегматик.


4. Холерик.


5. Холерик.


6. Меланхолик.


7. Сангвиник.


8. Флегматик.

3. Оксане три года. Девочка полна энергии. Все она хочет делать сама.

Пришедшему с работы папе она хочет подать газеты. Бабушке помогает найти очки. Но, как только Оксана возьмется за какое-нибудь дело, взрослые тут же: «Мала, еще все впереди, наработаешься».

Дайте психологическое обоснование стремлениям Оксаны все делать самой. Как может сказаться на формировании самостоятельности Оксаны стремление взрослых оградить ее от всякой работы?

Дети в этом возрасте активно познают окружающий мир, быстро и жадно учатся всему. К самостоятельности добавляется инициатива. Задача возраста – развитие активной инициативы, чувства ответственности за свои желания. Ограничение инициативности ребенка приведет к несформированности навыков самостоятельной деятельности, пассивности.

Тренировочные задания к разделу 4

Ответ/ Решение

1. Можно, пожалуй, привести множество примеров из жизни, когда мотивы той или иной деятельности человека были бы труднообъяснимы. Вспомним хотя бы бальзаковского Гобсека или пушкинского Скупого Рыцаря. Всю жизнь они посвятили накоплению богатства, хотя объективно в деньгах давно не нуждались.

Что же в таком случае являлось движущим началом их деятельности?

В данном случае следует отметить, что материальные потребности, которые являются первоначальной основой накопления богатства перестали быть актуальными, однако удовлетворение стал приносить уже сам процесс деятельности. Такая деятельность бесцельна, т.е. не сориентирована на результат, а следовательно, и невозможно ее прекращение или переход на другой уровень.

2. Выберите из приведенных признаков те, которые характеризуют:


1) всякую деятельность;


2) только игру;


3) только учение;


4) только труд.


А. Способ отношения к условиям своей жизни, как деяние, как совокупность результатов и процесс самоизменения субъекта.


В. Внешняя и внутренняя активность, управляемая сознательно поставленной целью.


С. Активность, направленная на усвоение и применение понятий.


D. Активность, удовлетворяющаяся самим процессом выполнения.


Е. Активность, направленная на получение результатов, удовлетворяющих материальные и духовные потребности людей.


1 – A, B



2 – D



3 – C



4 – E



3. Укажите слева действия, соответствующие репродуктивному, а справа – творческому уровню деятельности на этапе восприятия и понимания нового материала.


1) Восприятие и понимание нового материала в «готовом виде».


2) Самостоятельное открытие новых знаний и способов действий.


3) Ознакомление с новым материалом в том же объеме, в каком он изложен в учебнике.


4) Решение проблемных задач и ситуаций.


5) Выполнение действий (наблюдение, сравнение материала) в соответствии с указаниями и без внесения чего-либо нового в эти приемы.

Репродуктивный уровень



1, 3, 5

Творческий


уровень



2, 4, 6

Тренировочные задания к разделу 5

Ответ/ Решение

1. «Слово приобретает свой смысл только во фразе, но сама фраза приобретает свой смысл только в контексте поведения человека».


Прокомментируйте это суждение, согласившись с ним или опровергнув его.



С данным суждением можно согласиться, так как само по себе слово или построенная из слов фраза имеет минимальную или гораздо меньшую смысловую нагрузку, чем фраза в контексте человеческого поведения. Ведь именно на долю поведенческого (невербального) контекста приходится 93 % всей информационной нагрузки.

2. Известен такой случай. В один и тот же вечер должны были состояться два выступления: в одном месте – лекция известного академика, а в другом – встреча со знаменитым клоуном. Но организаторы выступлений все перепутали. Академика привезли к любителям цирка, туда, где ждали клоуна. А клоуна – к тем, кто готовился услышать научную лекцию.


Что произошло дальше? Как клоун не старался рассмешить аудиторию – никто даже не улыбнулся, а некоторые даже что-то конспектировали. Зато на лекции академика слушатели покатывались со смеху, бедный ученый никак не мог взять в толк, что же смешного в его научных исследованиях.


Определите, какой фактор нарушил объективность восприятия.

Наличие у зрителя заранее сформированных установок, оценок, заданных до того, как реально начался процесс восприятия.




3. В одной из передач «Один на один» (ведущий А. Любимов) беседовали два известных политика: глава нижегородской администрации – г-н Немцов и лидер ЛДПР – г-н Жириновский. Дискуссия неожиданно закончилась вспышкой эмоций и личными оскорблениями.


Охарактеризуйте этот конфликт.

Данный конфликт характеризуется внутренним развитием: смещение предмета происходит от дела к личностям и далее к потере объекта конфликта. Такое развитие конфликта абсолютно деструктивно.



ОТВЕТЫ НА ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ


Тренировочные задания

к разделу 1

Ответ/ Решение


1. Кроме названных в тексте разделов психологической науки выделяют еще психологию искусства, психологию семьи и брака, медицинскую психологию, военную психологию, патопсихологию, авиационную, космическую психологию. Установите их предмет и задачи, при необходимости пользуйтесь словарем по психологии.

Медицинская психология – изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

Военная психология – изучает поведение человека в условиях боевых действий.

Патопсихология – изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Авиационная, космическая психология – анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

Психология искусства – отрасль психологии, изучающая психологическое содержание художественного творчества, закономерности восприятия и понимания произведений искусства и психологические вопросы художественного воспитания.


2. В чем отличие эксперимента как метода психологии от наблюдения?

Эксперимент

Наблюдение

Специально организованные условия

Естественные условия


Активная позиция исследователя

Пассивная позиция исследователя (ждет появления интересующего его психического явления)

Причинно-следственные связи легко выделяются и повторяются

Причинно-следственные связи неотделимы


3. Каковы истоки научных психологических знаний в разные исторические эпохи?


Античность – анимизм

Средние века – христианство

XVII в. – общефилософские, умозрительные позиции

XVIII в. – чувственная основа, наблюдение за конкретными психическими явлениями

XIX в. – экспериментальное изучение психических явлений

Тренировочные задания к разделу 2

Ответ/ Решение

1. Выберите особенности, которые характеризуют:

1) ощущения; 2) восприятие;

3) память; 4) мышление;

5) воображение; 6) речь.

А. Отражение прошлого опыта в виде чувств, переживаний, мыслей и пр.

В. Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.

C. Отражение общих и существенных связей и отношений предметов и явлений окружающего мира.

D. Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств.

E. Отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

F. Отражение действительности опосредованным путем с помощью знаков.

G. Отражение новых образов и мыслей.

1 – B;


2 – D, E;


3 – A;


4 – C;


5 – G;


6 – F.

2. Согласитесь или найдите ошибку в сорите.


1). И животным, и человеку присущи ощущение, восприятие, эмоции, внимание и т.д.


2) Реакция собаки на внезапно появившийся раздражитель (громко жужжащую муху) состоит в прислушивании, приглядывании, принятии настороженной позы и т.д. По определению, такая реакция есть проявление внимания.


3) Внимание – это концентрация сознания на предмете.


4) Сознание – это высшая форма психического отражения, доступная только человеку. Следовательно, реакция собаки на громко жужжащую муху есть концентрация высшей формы психического отражения, доступной только человеку.

Данный сорит содержит ошибку в третьей посылке. Не всякий вид внимания как психического процесса предполагает концентрацию сознания.


Реакция собаки на внешний раздражитель (муху) – проявление непроизвольного внимания, привлеченного новизной раздражителя. Такое внимание не требует сознательной концентрации, а все поведенческие реакции – результат возбуждения определенных зон коры головного мозга. Следовательно, и говорить о проявлении у собаки сознательного поведения неправомерно.

3. Назовите приемы создания образов воображения.


А) «…за столом сидят чудовища кругом: один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой. Злая ведьма с козьей бородой, тут остов чопорный и гордый, там карла с хвостиком, а вот полужуравль и полукрот». (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: сон Татьяны.)


В) «А то свищет соловей, да по-соловьиному,


Он кричит – злодей, разбойник – по-звериному,


И от его ли-то от посвисту соловьего,


И от его ли-то от покрику звериного,


То все травушки-муравушки уплетаются,

А) Агглютинация


В) Типизация (преувеличение силы Соловья – разбойника)

Тренировочные задания к разделу 3

Ответ/ Решение

1. Какие из указанных свойств являются свойствами 1) личности; 2) индивида?


A – темперамент


B – половой диморфизм


C – ответственность


D – позиция и статус


E – конституционный тип


F – ценностные ориентиры


G – направленность


H – инертность нервной системы


1) C, D, F, H



2) A, B, Е, G

2. Определите тип темперамента.


1) Характеризуется легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные неудачи, склонностью к мнительности и подозрительности.


2) Подвижен, но без резких движений, склонен к частой смене настроения.


3) Медлителен, устойчив, эмоциональные состояния выражены внешне слабо.


4) Характеризуется неуравновешенностью, общей подвижностью, резкой сменой настроения, активной моторикой.


5) Эмоционален, деловит, желчен, склонен порой переоценивать себя.


6) Застенчив, стеснителен, не уверен в себе, довольно легко переносит одиночество.


7) Неусидчив, активен в общении, легко и быстро сходится с людьми, часто является душой компании, может быть поверхностным в делах.


8) Имеет замедленный темп реакций, региден, малоподвижен.

1. Меланхолик.


2. Сангвиник.


3. Флегматик.


4. Холерик.


5. Холерик.


6. Меланхолик.


7. Сангвиник.


8. Флегматик.

3. Оксане три года. Девочка полна энергии. Все она хочет делать сама.


Пришедшему с работы папе она хочет подать газеты. Бабушке помогает найти очки. Но, как только Оксана возьмется за какое-нибудь дело, взрослые тут же: «Мала, еще все впереди, наработаешься». Дайте психологическое обоснование стремлениям Оксаны все делать самой. Как может сказаться на формировании самостоятельности Оксаны стремление взрослых оградить ее от всякой работы?

Дети в этом возрасте активно познают окружающий мир, быстро и жадно учатся всему. К самостоятельности добавляется инициатива. Задача возраста – развитие активной инициативы, чувства ответственности за свои желания. Ограничение инициативности ребенка приведет к несформированности навыков самостоятельной деятельности, пассивности.

Тренировочные задания к разделу 4

Ответ/ Решение

1. Можно, пожалуй, привести множество примеров из жизни, когда мотивы той или иной деятельности человека были бы труднообъяснимы. Вспомним хотя бы бальзаковского Гобсека или пушкинского Скупого Рыцаря. Всю жизнь они посвятили накоплению богатства, хотя объективно в деньгах давно не нуждались. Что же в таком случае являлось движущим началом их деятельности?

В данном случае следует отметить, что материальные потребности, которые являются первоначальной основой накопления богатства перестали быть актуальными, однако удовлетворение стал приносить уже сам процесс деятельности. Такая деятельность бесцельна, т.е. не сориентирована на результат, а следовательно, и невозможно ее прекращение или переход на другой уровень.

2. Выберите из приведенных признаков те, которые характеризуют:


1) всякую деятельность;


2) только игру;


3) только учение;


4) только труд.


А. Способ отношения к условиям своей жизни, как деяние, как совокупность результатов и процесс самоизменения субъекта.


В. Внешняя и внутренняя активность, управляемая сознательно поставленной целью.


С. Активность, направленная на усвоение и применение понятий.


D. Активность, удовлетворяющаяся самим процессом выполнения.


Е. Активность, направленная на получение результатов, удовлетворяющих материальные и духовные потребности людей.


1 – A, B



2 – D



3 – C



4 – E



3. Укажите слева действия, соответствующие репродуктивному, а справа – творческому уровню деятельности на этапе восприятия и понимания нового материала.


1) Восприятие и понимание нового материала в «готовом виде».


2) Самостоятельное открытие новых знаний и способов действий.


3) Ознакомление с новым материалом в том же объеме, в каком он изложен в учебнике.


4) Решение проблемных задач и ситуаций.


5) Выполнение действий (наблюдение, сравнение материала) в соответствии с указаниями и без внесения чего-либо нового в эти приемы.

Репродуктивный уровень



1, 3, 5

Творческий


уровень



2, 4, 6

Тренировочные задания к разделу 5

Ответ/ Решение

1. «Слово приобретает свой смысл только во фразе, но сама фраза приобретает свой смысл только в контексте поведения человека».


Прокомментируйте это суждение, согласившись с ним или опровергнув его.



С данным суждением можно согласиться, так как само по себе слово или построенная из слов фраза имеет минимальную или гораздо меньшую смысловую нагрузку, чем фраза в контексте человеческого поведения. Ведь именно на долю поведенческого (невербального) контекста приходится 93 % всей информационной нагрузки.

2. Известен такой случай. В один и тот же вечер должны были состояться два выступления: в одном месте – лекция известного академика, а в другом – встреча со знаменитым клоуном. Но организаторы выступлений все перепутали. Академика привезли к любителям цирка, туда, где ждали клоуна. А клоуна – к тем, кто готовился услышать научную лекцию.


Что произошло дальше? Как клоун не старался рассмешить аудиторию – никто даже не улыбнулся, а некоторые даже что-то конспектировали. Зато на лекции академика слушатели покатывались со смеху, бедный ученый никак не мог взять в толк, что же смешного в его научных исследованиях.


Определите, какой фактор нарушил объективность восприятия.

Наличие у зрителя заранее сформированных установок, оценок, заданных до того, как реально начался процесс восприятия.




3. В одной из передач «Один на один» (ведущий А. Любимов) беседовали два известных политика: глава нижегородской администрации – г-н Немцов и лидер ЛДПР – г-н Жириновский. Дискуссия неожиданно закончилась вспышкой эмоций и личными оскорблениями.

Охарактеризуйте этот конфликт.

Данный конфликт характеризуется внутренним развитием: смещение предмета происходит от дела к личностям и далее к потере объекта конфликта. Такое развитие конфликта абсолютно деструктивно.

Тренировочные задания к разделу 6

Ответ/ Решение

1. Кроме названных в тексте разделов педагогической науки выделяют еще дошкольную педагогику, военную педагогику, педагогику высшей школы. Установите их содержание, при необходимости пользуйтесь словарем по педагогике.

Дошкольная педагогика – наука о воспитании детей дошкольного возраста;


Военная педагогика – изучает особенности воспитания воинов;


Педагогика высшей школы – наука об организации процессов обучения и воспитания студентов вузов.

2. «Дима…Соскучился я по тебе, мальчик! Мне не хватает твоих умных вопросов, твоих шалостей, твоего остроумия. А какой мы прошли с тобой путь за эти два с половиной года! В первый день ты даже не подал мне руки, не поздоровался. Потом ты еще долго оставался необщительным. Сперва не хотел сидеть на уроках без мамы, не разговаривал с детьми, не отвечал ни на какие вопросы. На переменах стоял один где-то в углу, и как будто ничего тебя не интересовало, не задевало, не радовало и не огорчало…» (Ш.А. Амонашвили).


О применении какого метода педагогической диагностики идет речь?

В данном примере фиксация фактического материала, относящегося к педагогической работе, проводится с использованием метода педагогического наблюдения

3. Сформулируйте основное отличие обучения от воспитания.

Разница в целях этих двух процессов. Целью воспитания является формирование отношения и мировоззрения, а обучения – приобретение знаний, умений и навыков.

Тренировочные задания к разделу 7

Ответ/ Решение

1. Каковы цели и содержание «классического» образования?

«Классическими» признаны в педагогике взгляды Я.А. Коменского, а он видел цели образования в познании себя и окружающего мира; управлении собой и окружающим миром; стремлении к познанию Бога, а содержание его определял через необходимость изучения геометрии, географии, религии, языка и реальных наук: физики, математики, философии.

2. Укажите против каждого утверждения название технологии обучения, к которой это утверждение относится.


А) Обучение на высоком уровне трудности, в быстром темпе.


Б) Ознакомление со знаниями или способами действий осуществляется в процессе решения проблемной ситуации.


В) Запрограммированность изучения учебного материала, перечень основных понятий, навыков, умений, которыми необходимо овладеть, уровень усвоения и контроля качества усвоения

А) Развивающее обучение;


Б) Проблемное обучение;


В) Модульное обучение

3. Какой из принципов государственной политики в области образования закрепляет право на сосуществование в образовании альтернативных подходов, закрепляет право педагога на творческий поиск?

Принцип свободы и плюрализма в образовании.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!