СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по теме "Биосферный уровень" для подготовки к ЕГЭ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест по теме "Биосферный уровень" для подготовки к ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме "Биосферный уровень" для подготовки к ЕГЭ»

Тест по теме «Биосфера»



1. Биосфера. Состав биосферы.

1. Установите соответствие между веществами и их происхождением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВЕЩЕСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЕ
А) почва 1) косное
Б) глина 2) биогенное
В) песок 3) биокосное
Г) ил
Д) каменный уголь
Е) природный газ, нефть

2. Установите соответствие между природными объектами и веществами биосферы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ ВЕЩЕСТВА БИОСФЕРЫ

А) гранит 1) биогенное
Б) глина 2) биокосное
В) известняк 3) косное
Г) базальт
Д) почва

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Результатом взаимодействия живого и косного вещества в биосфере является:

1) отложение торфа

2) атмосферный воздух

3) придонный слой океана

4) месторождение каменного угля

5) природные зоны

6) образование почвы

4. Установите соответствие между особенностями круговорота вещества и веществом.

ОСОБЕННОСТИ КРУГОВОРОТА

А) больше всего этого вещества содержится в атмосфере

Б) клубеньковые бактерии превращают это вещество в нитраты

В) около 50 % возвращается в атмосферу растениями

Г) значительные количества накапливаются в осадочных породах

Д) в выдыхаемом животными воздухе содержится значительно больше, чем во вдыхаемом

Е) поглощается растениями из почвы в виде минеральных солей

 

ВЕЩЕСТВО

1) углерод

2) азот



4. Объясните, почему каменный уголь относят к веществам биогенного происхождения и невосполнимым природным ресурсам. Какие условия способствовали его образованию?





5. В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли?





6. Объясните, какие факторы ограничивают распространение жизни в атмосфере, литосфере, гидросфере.





7. Укажите не менее четырех компонентов вещества биосферы.







8. В. И. Вернадский писал: «На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом». Объясните, какие изменения произошли в литосфере благодаря жизнедеятельности живых организмов?





2) Функция живого вещества в биосфере

1. Газовая функция живого вещества в биосфере состоит в

1) образовании органических веществ в процессе фотосинтеза

2) выделении углекислого газа в процессе дыхания аэробов

3) разрушении и гниении отмерших организмов

4) связывании атмосферного азота азотфиксирующими бактериями

5) образовании железных руд

6) выделении кислорода при фотосинтезе


2. Концентрационная функция живого вещества в биосфере состоит в

1) накоплении крахмала в клубнях картофеля

2) концентрации тумана у поверхности земли в безветренную погоду

3) повышении концентрации угарного газа в результате работы двигателя автомобиля

4) образовании фосфорных отложений в местах гибели рыбы

5) образовании органических веществ в процессе фотосинтеза

6) образовании серы в результате деятельности бактерий



3. Установите соответствие между характеристиками и функциями живого вещества в биосфере: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) окисление органических веществ в процессе дыхания
Б) выделение метана в атмосферу в результате деятельности денитрифицирующих бактерий
В) высокое содержание солей кальция в раковинах моллюсков
Г) выделение кислорода в процессе фотосинтеза фотоавтотрофами
Д) накопление соединения кремния в клетках хвоща
Е) восстановление углекислого газа до углеводов в процессе фотосинтеза

ФУНКЦИИ

1) газовая
2) окислительно-восстановительная
3) концентрационная



4. соответствие между характеристиками и функциями живого вещества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) наличие большого содержания кальция в костях животных
Б) использование атмосферного водорода для хемосинтеза
В) накопление фосфора в тканях
Г) потребление кислорода и выделение углекислого газа при дыхании
Д) выделение углекислого газа при спиртовом брожении

ФУНКЦИИ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА

1) газовая
2) концентрационная



5. Проанализируйте таблицу «Компоненты биосферы». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

1) базальт
2) биосфера
3) гранит
4) воздух, вода
5) биомасса
6) биогенное
7) продуценты
8) торф



3) Круговорот веществ

1. Установите последовательность этапов круговорота азота в природе, начиная со свободного азота атмосферы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) потребление связанного азота животными
2) денитрификация связанного азота бактериями
3) поглощение атмосферного азота бактериями
4) превращение свободного азота в связанные формы
5) усвоение соединений азота растениями

2. Установите последовательность процессов круговорота воды в биосфере, начиная с атмосферной воды. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) конденсация воды в атмосфере
2) поступление грунтовых вод к водоёму
3) выпадение осадков
4) испарение воды с поверхности водоёма
5) поступление воды в водоносный слой
6) впитывание воды почвой

3. Установите последовательность процессов круговорота углерода в биосфере, начиная с атмосферного углерода. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) гибель животных
2) поедание травоядных животных хищными
3) поедание растений травоядными животными
4) поступление углекислого газа в атмосферу
5) фотосинтез
6) дыхание почвенных гнилостных бактерий

3. Каким образом человек влияет на круговорот углерода в природе? Ответ поясните.

4. Какую роль в круговороте кислорода играют растения, цианобактерии, животные, бактерии? Как используется кислород этими организмами?

5. Азот, содержащийся в воздухе, не усваивается растениями. Укажите основные пути фиксации атмосферного азота в природе и поясните их.



4. Глобальные экологические проблемы

1. Установите соответствие между процессами и результатами антропогенного воздействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ РЕЗУЛЬТАТЫ АНТРОПОГ. ВОЗДЕЙСТ.

А) эрозия почвы 1) опустынивание
Б) сжигание ископаемого топлива 2) выделение парниковых газов
В) активный выпас скота
Г) таяние вечной мерзлоты
Д) активное использование аэрозолей
Е) оставление голой почвы после сбора урожая


2. Одна из глобальных проблем современного состояния биосферы - опустынивание ландшафтов. Какие антропогенные вмешательства этому способствуют? Приведите не менее трёх примеров вмешательств человека.






3. Почему необходимо поддерживать биоразнообразие для сохранения биосферы?



4. Почему в нижних слоях атмосферы в настоящее время сокращается концентрация кислорода?





5. Какие из перечисленных видов топлива — природный газ, каменный уголь, атомная энергия способствуют созданию парникового эффекта? Ответ поясните.



6. Какие экологические проблемы можно считать глобальными для человечества?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!