СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по теме "Бюджет семьи"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме "Бюджет семьи"»

Управление образования Администрация Кулебакского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

школа № 7


Утверждена

Приказом МБОУ школы №7

От 31.08.20 №146



Дополнительная общеобразовательная программа

«Мастерица»

(общекультурное направление)

(возраст детей с 10 лет, срок реализации -2года)


Составитель:

Л.Г. Лепешкина, педагог дополнительного образования







г.Кулебаки, 2020



Содержание

1.

Комплекс основных характеристик программы.


1.1

Пояснительная записка

2-4

1.2

Цель и задачи программы

5

1.3

Содержание программы

7

1.4

Планируемые результаты

10

2.

Комплекс организационно-педагогических условий.


2.1

Календарный учебный график


2.2

Календарно-тематический план

12

2.3

Условия реализации программы

16

2.4

Формы аттестации

17

2.5

Оценочные материалы

17

2.6

Список литературы


22

















Пояснительная записка


Программа составлена на основе программы основного общего образования по технологии для 5-8 классов, разработана на основе Фундамен­тального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной про­граммы основного общего образования, представленных в Фе­деральном государственном образовательном стандарте второго поколения.

Программа дополняет государственный образовательный стандарт по предмету технология. Программа кружка «Мастерица» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы.

Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работа в кружке спланирована так, чтобы не был дублирован программный материал по искусству и технологии, и чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с природным материалом, с тканью(пэчворк), ыязание, вышивка лентами, работой по изготовлению топинария, освоению новой технику – скрапбукинг. Работу кружка будет организовывана с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Актуальность программы. Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». При этом следует учитывать, что программа направлена на:

  • создание условий для развития ребенка;

  • ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;

  • участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;

  • изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;

  • развитие мотиваций к познанию и творчеству;

  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

  • укрепление психического и физического здоровья;

  • взаимодействие учителя с семьей.

Педагогическая целесообразность программы в том, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Мастерица», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.

Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

Применяются такие формы занятий как урок-беседа, урок-лекция, урок-игра, урок-путешествие, групповые, комбинированные, урок-конкурс. Оценка результатов занятий по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и их родителей, и включают в себя критерии (мотивационно - личностный, деятельностно - практический) и соответствующие показатели. Итоги работы проводятся в форме выставки.

Курс обучения планируется на один учебный год и включает в себя теоретическую и практическую части а также творческую работу.

Программа кружка «Мастерица» рассчитана на детей с 11 до 12 лет. Занятия 1 раз в неделю по 2 часа, всего 68 часов за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы. Рекомендуемый минимальный состав группы – 15 человек

Цель программы. Развитие художественно-творческой активности, художественных способностей, овладение техниками: лоскутной техники, вышивки, вязания, топиарий, скрапбукинг.

Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

Цель программы:

  • формирование представлений о технологической культуре производства, практических навыков в сфере декоративно-прикладного искусства;

  • развитие творческих способностей и культуры труда подрастающих поколений;

  • становление системы техни­ческих и технологических знаний и умений;

  • воспитание тру­довых, гражданских и патриотических качеств личности.

Задачами курса являются:

  • сформировать у учащихся необходи­мые в повседневной жизни базовые приемы ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин;

  • овладеть способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необ­ходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;

  • научить применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.


Общая характеристика программы «Мастерица»

Обучение школьников строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной и социальной среды.

Выбор направления обучения учащихся не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся.

Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

• технологическая культура производства;

• распространенные технологии современного производства;

• культура, национальные особенности жизни людей региона, традиции; эргономика и эстетика труда;

• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

• основы черчения, графики, дизайна;

• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;

• методы технической, творческой, проектной деятельности;

• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

В процессе обучения учащиеся:

познакомятся:

• с предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

• с механизацией труда; технологической культурой производства;

• с функциональными характеристиками предметов труда и технологий; экономией сырья, энергии, труда;

• с экологичностью технологий производства;

• с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов);

• с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда;

•культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;

• с видами декоративно-прикладного творчества и их историческое наследие в контексте региональной и этнографической культурой, художественной системой культурных традиций.

овладеют:

• навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

• навыками чтения и составления технологической документации, выбора, моделирования, конструирования, выполнения работ декоративно-прикладного характера, проектирования объекта труда и технологии;

• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;

• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;

• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;

• навыками организации рабочего места.

Содержание программы.

1 год обучения.

Программа состоит из 6 разделов.

Вводное занятие (1ч)

Иструменты и материалы, необходимые для работы. Правила техники безопасности.

1. Топиарий. (5 часов)

Топиарий – маленькое, но оригинальное дерево. Для его изготовления используются натуральные или искусственные материалы, это зависит от фантазии автора. Используется такое дерево в качестве декоративного аксессуара, другое название этого украшения – дерево счастья. В соответствии с правилами фен-шуй оно приносит в дом радость.

- История появления топиариев. Материалы и приспособления для работы. Подготовка к работе, полезные советы;

- Изготовление шаров из пенопласта. Изготовление основы, ствола, гипсование и декор

- Изготовление сердец из пенопласта.

- Изготовление топиария по выбору Оформление готовой работы. Выставка творческих работ.

2. Вышивка лентами (6 часов)

Преимущество такого рукоделия по сравнению с другими видами вышивки заключается в том, что лента намного шире нитей и рабочая поверхность быстро заполняется ленточными узорами. Особенность и простота заключается в том, что ленточные стежки объемны и нет необходимости изображать светотени множеством разнооттеночных нитей. Необычная выпуклость ленточной вышивки преображает рисунок, который в графическом исполнении может выглядеть скромно и не впечатляюще. Диапазон возможностей ленточного рукоделия огромен и разнообразен: от миниатюр до вышивок больших размеров, объемных, двойных и т. п.

- История вышивки лентам Материалы, инструменты и приспособления для вышивки. Обучение рабочим приемам. Закрепление ленты в игле. Плоский узел.

- Прямой стежок. Шов «Вперед иголку». Простой ленточный шов.

- Стебельчатый шов. Французский узелок. Шов «Петля» перекрученный.Шов «Полупетля».

- Изготовление изделия по выбору. Выставка творческих работ

3. Лоскутная пластика (4 часа)

Лоскутное шитье. Историческая справка. Инструменты, материалы и оборудование. Организация рабочего места. Характеристика и выбор тканей. Смешение в одном изделии разных по качеству тканей. Изготовление шаблонов для раскроя элементов орнамента. Сплошные и рамочные шаблоны. Раскрой деталей. Составление «рисунка» лицевой поверхности прихватки. Технология соединения деталей лоскутной мозаики между собой. Соединение основных деталей с прокладкой. Окантовка прихватки. Окончательная обработка прихватки. Использование лоскутной пластики для оформления изделий и сувениров.

- Лоскутное шитье

- Изготовление прихватки – бабочки

- Изготовление грелки «Матрешка» на чайник.

Выставка творческих работ.


4. Скрапбукинг (5 часов)  

История возникновения скрапбукинга. Знакомство с составными техниками, используемыми в работе.

- Приемы работы с бумагой: сгибание, отрывание, отрезание и т. д.

Способы соединения бумаги: с помощью клея, степплера, скотча, а также плетение и пр.

- Декорирование в скрапбукинге. Описание элементов, и материалов для украшения изделий в скрапбукинге. Техники, используемые в скрапбукинге их описание: штампинг, эмброссинг, тиринг, дистрессинг, кроппинг.

- Изготовление открытки

- Изготовление шоколадницы.

Выставка творческих работ


5. Вышивка бисером (5 часов)

Вышивка - широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную иглой или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п. Для шитых аппликаций (разновидность вышивки, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.

-  Инструменты и материалы, необходимые для работы. Уход за вышитыми изделиями. Правила техники безопасности

- Организация рабочего места. Подготовка канвы к работе. Закрепление рабочей нити на канве без узла. Чтение схемы. Полукрест и техника его выполнения.

- Миниатюра в современном интерьере дома. Техника выполнения вышивки бисером. Изготовление и украшение вышивки. Оформление готовых работ.

Сюжет и образы природы в вышитых картинах. Выбор рисунка. Практическое выполнение вышивки. Оформление готового панно..

6. Вязание крючком (6 часов)

Ручное вязание – одно из самых древних ремесел. Само понятие «вязание» можно определить как процесс создания полотна или целого готового изделия из непрерывной нити путем изгибания ее в петли и дальнейшего соединения этих петель между собой тем или иным образом с помощью простых ручных инструментов.

- Вязание по кругу Инструменты и нитки. Правила техники безопасности. Организация рабочего места. Условные обозначения. Основные приемы вязания по кругу столбиками без накида. Основные приемы вязания по кругу столбиками с накидом. Ажурное вязание по кругу. Составление и разбор схем. Вывязывание образцов.

- Декоративные цветы. Декоративные цветы для отделки изделий. Нитки: полушерстяные, хлопчатобумажные разных цветов. Подбор ниток. Технология изготовления. Вывязывание отдельных деталей. Сборка отдельных деталей. Оформление цветов. Составление композиций.

- Прихватки для кухни. Нитки: полушерстяные разного цвета. Техника выполнения: вязание по кругу столбиками без накида, вязание квадратов. Составление и разбор схем. Технология изготовления. Вывязывание прихваток. Вывязывание розочек. Оформление прихваток. 7. Выставка итоговая, презентации- 2 часа.


2 год обучения

Вводное занятие – 1 ч.

Вязания крючком – 7 ч.

Занятие 1. Организационные вопросы. Из истории вязания крючком. Основные сведения об инструментах и материалах. Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены.

Практическая работа: знакомство с литературой и анализ образцов изделий, поиск информации в различных источниках.

Занятие 2-8. Подбор соответствующих материалов и инструментов. Правила и приемы вязания крючком. Начало вязания цепочки воздушными петлями (в. п.).

Вязание столбиков (ст.) без накида (б/н) и с накидом (с/н). Кромка, петли для подъема..

Правила вязания прямого полотна. Вязание плотного узора. Обвязывание края. Выполнение уголков.

Вязание ст. б/н по кругу. Правила вязания круглого полотна. Техника выполнения полустолбика. Вязание фрагментов.

Практическая работа: закладка, подставка под чашку, прихватка.

3. Вязание по схеме – 2 ч.

Занятия 9-10. Схематическое изображение узора. Условные обозначения на схемах по вязанию крючком. Ажурное вязание по кругу по схеме. Техника выполнения столбика с двумя накидами.

Практическая работа: вывязывание образцов, фрагментов.

4. Техника вязание крючком – 23 ч.

Занятия 11-33. Вязание по кругу с прибавлением и убавлением петель. Техника выполнения ст. с 2/н., пышного столбика, пико и т.д. Введение в работу нитки другого цвета. Продумывание цветовых сочетаний. Вязание цветного узора. Соединение вязаных фрагментов между собой, прикрепление на тканевую основу. Вязание мотивов по схеме. Сборка изделия из готовых мотивов. Вывязывание деталей выбранного изделия. Окончательная обработка изделия. Правила ухода за изделиями, связанными крючком.

Практическая работа: сувениры, вязаные цветы, панно, ажурная салфетка, воротник, объемная игрушка.

5. Итоговое занятие – 2 ч.

Занятие 34-35. Подведение итогов, анализ изготовленных работ. Рекомендации для дальнейшего обучения. Подготовка работ к выставке. Проведение выставки.














Планируемые результаты освоения программы(личностные, по направленности:теоретические и практические).


Личностными результатами освоения программы «Мастерица» являются:

- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

- самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;

- становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;

- планирование образовательной и профессиональной карьеры;

- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

- проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности;

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Мастерица» являются:

– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

– определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

– комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

– проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

– мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

– самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

– виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;

– приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной форме результатов своей деятельности;

– выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

– использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

– согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

– оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

– обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

– соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения программы «Мастерица» являются:

В познавательной сфере:

- рациональное использование информации для проектирования и создания объектов труда;

оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

- ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;

- владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;

- владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;

- применение знаний культурных традиций ;

- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

В трудовой сфере:

- планирование технологического процесса и процесса труда;

- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

- проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;

- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

- соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;

- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

- подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

документирование результатов труда и проектной деятельности;

3.В мотивационной сфере:

- оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

- выраженная готовность к труду в сфере материального производства;

- согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;

- осознание ответственности за качество результатов труда;

- осознание необходимости изучения национального наследия малой Родины;

- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

4.В эстетической сфере:

- дизайнерское проектирование технического изделия;

- моделирование художественного оформления объекта труда;

- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

- опрятное содержание рабочей одежды.

5. В коммуникативной сфере:

выбор знаковых средств для оформления информации в процессе коммуникации;

публичная презентация и защита проекта технического изделия;

6.В психофизической сфере

- развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций;

- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;

- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Учебный план.

Данная программа способствует трудовому, эстетическому и нравственному воспитанию учащихся. Обучение искусству вышивки, шитья развивает усидчивость, аккуратность. Занятие рукоделием развивает мелкую моторику рук и мыслительную деятельность. Программа предназначена для учащихся с 10 лет, рассчитана на 2 года обучения. Всего - 70 часов


Класс

Количество часов в неделю

Продолжительность занятия

Количество часов в год

Итого

5

1 час

45 минут

35 часов

70

6

1 час

45 минут

35 часов


Рекомендуется занятия проводить с группой девочек не более 15 человек.

Календарный учебный график.

Утверждена:

Приказом МБОУ школы №7

от 31.08.2016№199



КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Мастерица»




Год

обучения

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Всего часов по Программе

















29.08.-04.09.





1.10.

8.10

15.10

22.10

29.10

5.11

12.11

19.11

26.11

3.12

10.12

17.12

24.12

31.12

7.01

14.01

21.01

28.01

4.02

11.02

18.02

25.02

4.03

1103

18.05

25.05

1.04

8.04

15.04

22.04

29.04

6.05

13.05

20.05

теоретических

практических

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

1 год обучения






1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

31

2 год обучения


















1


























Условные обозначения:

Промежуточная аттестация

В

ыходные праздничные дни



Каникулярный период



Ведение занятий по расписанию

Согласовано:

Педагог дополнительного образования______________Лепешкина Л.Г.



















Учебно - тематическое планирование.

1 год обучения(35 ч)

п/п

Раздел программы и темы занятий

Всего

часов

В том числе

Теория

Практика

1

1.Вводная беседа

1



1.1

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности


1



2. Топиарий

5



2.1

История появления топиариев. Материалы и приспособления для работы.



1

2.2

Изготовление шаров из пенопласта. Изготовление основы, ствола, гипсование и декор



1

2.3

Изготовление сердец из пенопласта



1

2.4

Изготовление топиария по выбору Оформление готовой работы. Выставка творческих работ.



2


3. Вышивание лентами

6



3.1

Вышивание лентами.

 История вышивки лентам Материалы, инструменты и приспособления для вышивки.



1

3.2

 Обучение рабочим приемам. Закрепление ленты в игле. Плоский узел.



1

3.3

 Прямой стежок. Шов «Вперед иголку». Простой ленточный шов.



1

3.4

Стебельчатый шов. Французский узелок. Шов «Петля» перекрученный.Шов «Полупетля».



1

3.5

Изготовление изделия по выбору. Выставка творческих работ



2


4. Работа с тканью

4



4.1

Лоскутное шитье



1

4.2

Изготовление прихватки - бабочки



1

4.3

Изготовление грелки «Матрешка» на чайник.

Выставка творческих работ




2


  1. Работа с бумагой.

Скрапбукинг.

5



5.1

История  и основы направления скрапбукинг.
Изучение инструментов для скрапбукинга.



1

5.2

Декорирование в скрапбукинге. Описание элементов, и материалов для украшения изделий в скрапбукинге.



1

5.3

Техники, используемые в скрапбукинге их описание:
штампинг, эмброссинг, тиринг, дистрессинг, кроппинг.



1

5.4

Изготовление открытки



1

5.5

Изготовление шоколадницы.

Выставка творческих работ



1


6.Вышивка бисером.

6



6.1

Правила работы с бисером. Инструменты и материалы.



1

6.2

Техника выполнения вышивки бисером. Шов «вперёд иголку».



1

6.3

Вышивание картины по выбору. Выставка творческих работ



4


7. Вязание спицами.

6



7.1

История возникновения вязания спицами.

Инструменты и материалы. Правила безопасной работы спицами. Выбор спиц, подбор ниток.

Использование ниток, бывших в употреблении. Основные приемы вязания спицами. Техника вязания.  




1

7.2

Приемы вязания и условные обозначения петель в схемах. Чтение схем и вязание образцов по схемам.



1


7.3

Вязание шарфа



4



Итоговая работа. Выставка

1


1


Итого

35

2

33





2 год обучения(35 ч)

п/п

Раздел программы и темы занятий

Всего

часов

В том числе

Теория

Практика


1.Вводная беседа

1



1.1

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.


1



2. Вязание крючком

1



2.1

 Из истории вязания крючком. Основные сведения об инструментах и материалах. Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены



1


3. Основные приемы вязания крючком.

6



3.1

Подбор соответствующих материалов и инструментов. Правила и приемы вязания крючком. Начало вязания цепочки воздушными петлями (в. п.).



1

3.2

Вязание столбиков (ст.) без накида (б/н) и с накидом (с/н). Кромка, петли для подъема.



1

3.3

 Правила вязания прямого полотна. Вязание плотного узора. Обвязывание края. Выполнение уголков.



1

3.4

Вязание ст. б/н по кругу. Правила вязания круглого полотна. Техника выполнения полустолбика. Вязание фрагментов: закладка, подставка под чашку, прихватка «Лягушка».



3


4. Вязание по схеме.

2



4.1

Схематическое изображение узора. Условные обозначения на схемах по вязанию крючком. Ажурное вязание по кругу по схеме.



1

4.2

Техника выполнения столбика с двумя накидами.вывязывание образцов, фрагментов



1


5. Вязание крючком.

23



5.1

Вязание по кругу с прибавлением и убавлением петель.



1

5.2

Техника выполнения ст. с 2/н., пышного столбика, пико и т.д.



1

5.3

Введение в работу нитки другого цвета. Продумывание цветовых сочетаний.



1

5.4

Вязание цветного узора.



1

5.5

Соединение вязаных фрагментов между собой, прикрепление на тканевую основу



1

5.6

Вязание мотивов по схеме. Сборка изделия из готовых мотивов.




5.7

Вывязывание деталей выбранного изделия.



1

5.8

Окончательная обработка изделия. Правила ухода за изделиями, связанными крючком.



1

5.9

Вязание сувениров.



2

5.10

Вязаные цветы.



2

5.11

Изготовление панно.




2

5.12

Ажурная салфетка, воротник



5


5.13

Объемная игрушка.



4



Итоговая работа. Выставка



1


Итого

35

2

33













Описание учебно- методического и материально- технического образовательного процесса.


Занятия по курсу «Мастерица», проводятся на базе мастерских по обработке ткани и пищевых продуктов. По санитарным нормам площадь рабочих помещений не менее 4,5 м 2 на одного учащегося для отдельной мастерской по обработке ткани и кабинета кулинарии. Они имеют рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, и оборудования.

Большое внимание при работе в мастерских обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Для этого мастерские оборудованы соответствующими приспособлениями и оснащаются наглядной информацией. Большое внимание при работе в мастерских обращено на соблюдение правил санитарии и гигиены, электро и пожарной безопасности, безопасных приёмов труда учащихся при выполнении технологических операций. Для этого мастерские оборудованы соответствующими приспособлениями и оснащены наглядной информацией.

Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень учебных средств, разрешенных к использованию в общеобразовательных учреждениях учащимися в подростковом возрасте. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологического оборудования. Также не применяется на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы, аппараты или лабораторное оборудование, которое рассчитано на напряжение более 42в.

В учебно- методическом комплект для курса «Мастерица» входит литература по разделам, методические рекомендации по организации учебной деятельности для учителя, методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских, таблицы, плакаты, электронные наглядные пособия, специально разработанное оборудование для практических работ, технические средства обучения.

По рекомендации государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения используются следующие технические средства обучения для оснащения кабинета технологии: компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в сеть Интернет; мультимедийный проектор и экран; принтер.



Характеристика ожидаемых результатов:

В результате обучения по данной программе обучающиеся:

  • научатся различным приемам работы с лентами, освоят новую технику – скрапбукинг, научатся изготавливать поделки из различных материалов;

  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

  • будут создавать композиции с изделиями;

  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую мо­торику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

  • овладеют навыками культуры труда;

  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в кол­лективе.

  • получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни чело­века;

Прогнозируемые результаты.


По итогам работы 1 года обучения обучающиеся должны знать:

  • название основных техник ;

  • понимать значение терминов: декор, композиция, дизайнер

  • замысел, декоративная композиция, панно;

  • названия инструментов и приспособлений, названия поверхностей;

  • роль и историю декоративно - прикладного искусства в жизни человека;

  • приемы работы с инструментами (спицы, ножницы, игла).

  • приемы работы со спицами, иглой, клеевым пистолетом;

  • способы работы с бумагой;

  • правила безопасного труда;

  • должны уметь:

  • пользоваться инструментами и материалами: иглами, спицами;

  • использовать основные приемы скрапбукинга;

  • владеть различными приемами обработки канвы, ткани;

  • соблюдать правила безопасного труда;

  • развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

  • выполнять элементы декора.


По итогам работы 2 года обучения обучающиеся должны знать:

  • читать схематическое изображение узора, условные обозначения на схемах по вязанию крючком;

  • схема,замысел, декоративная композиция, панно;

  • роль и историю декоративно - прикладного искусства в жизни человека;

  • приемы работы с инструментами (крючок, ножницы, игла).

  • приемы работы крючком;

  • правила безопасного труда;

  • должны уметь:

  • пользоваться инструментами и материалами: иглами, крючком;

  • на заданную тему создавать декоративные изделия из ниток;

  • использовать основные приемы вязания;

  • владеть различными приемами вязания;

  • соблюдать правила безопасного труда;

  • развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

  • выполнять элементы декоративной отделки изделий.



К концу обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».


Описание системы оценки результатов освоения программы.

Методики.

Этапы и формы контроля

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся в классе, в школе.

• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.

• Защита проектов.

• Творческий отчет руководителя кружка.

• Проведение мастер-классов.

• Участие в тематических выставках.

• Участие в школьных

Промежуточная аттестация – в конце мая.



Методы и приёмы контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков: текущие наблюдения, устный опрос, выполнение и анализ проверочных практических заданий, выполнение проектов, самоконтроль.

Методы и приёмы активизации учебной деятельности: проблемное обучение, коллективные формы работы, дидактические игры.


Формы проведения реализации программы - выставки изделий, позволяющие наглядно продемонстрировать уровень умений и навыков обучающихся, тестирование, анкетирование.

Критерии оценивания работ:

  • эстетичность, аккуратность исполнения;

  • реализация замысла;

  • удачность цветового решения;

  • технологичность.




Формы и методы обучения.

Формировать представление о русском народном искусстве нужно с показа работ, выполненных в различной технике руками мастеров, самого учителя или школьниц. Электронные презентации по этой теме. Материалы, инструменты и приспособления нужно не только продемонстрировать, но и объяснить их назначение.

Организовывать знакомство с различными видами прикладного искусства следует в традиционной форме: практическая работа следует после объяснения учителем нового материала. Во время занятия учащиеся выполняют небольшие элементы, характерные для изучаемого вида прикладного искусства. Уяснив технологию выполнения работы, для закрепления нового материала они могут в классе начать новую работу с тем, чтобы завершить работу дома.

Часть времени в тематическом плане отводится для выполнения творческих проектов. Темы проектов могут быть разными или в соответствии с тематическим планом. Примеры проектов лучше показать.

Воспитание должно быть необходимой составляющей каждого занятия. Групповая работа помогает воспитывать ответственность, Чувство коллективизма, практические работы – трудолюбие, а беседа и яркие примеры – культуру поведения.

На занятиях применимы самые разнообразные методы обучения: словесные (рассказ, беседа, лекция, диспут), методы демонстраций и практической деятельности. Эффективно обучение в процессе игровой и проектной деятельности, а также с привлечением информационных технологий.

В конце занятий следует проводить рефлексию.

Рекомендуется занятия проводить с группой девочек не более 15 человек.

Формы организации рабочего процесса:

  • индивидуально-обособленная, когда содержание учебного материала доступно для самостоятельного изучения;

  • фронтальная форма познавательной деятельности для достижения общей познавательной задачи;

  • групповая форма при дифференцированном подходе; коллективная форма, а точнее вариационные пары для изучения сложных технологических процессов, таких как: стёжка, объёмная вышивка, вязание на спицах, машинная вышивка.

Методы и приёмы по уровню включения в творческую деятельность:

  • - объяснительно-наглядный (репродуктивный); он включает рассказ, изучение литературы;

  • - проблемный метод используется главным образом в ходе наблюдений, при работе с книгой, на экскурсиях;

.



Методические рекомендации по проведению занятия

Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступи­тельная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самос­тоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной лов­кости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.


Литература.


Литература.

 1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.

2. Хворостов А.С «Декоративно-прикладное искусство в школе» - М: 1981г.

3. Геронимус Т. Я все умею делать сам. Москва «АСТ_Пресс», 1999.

4. Конышева Н.М. Секреты мастерства. Москва, АО «Московские учеб

5. Сафонова Н.С.  Кружки художественной вышивки. М.,1997.

6. Королёва Н.С. Народная вышивка. М.,1999.

7. Попова О.С. Русское народное искусство. М., 2003.

8. Работнова И.П. Художественная вышивка. М., 2000.

9. Миронова Т.В. , Ермакова С.О. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров.- М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.

10. Художественные промыслы. Справочник. М., 1973.

  1. Нестерова, Д.В. Рукоделие. Энциклопедия. - М.: АСТ, 2007.

  2. Ляукина, М.В. Бисер. Основы художественного ремесла.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

  3. Максимова, М.В. Мозаика лоскутных узоров / М.В. Максимова, М.С. Кузьмина, Н.С. Кузьмина. М.: Эксмо, 2006.

  4. Фронкс, Дилис А. Новое в пэчворке и квилте. Практическое руководство.- М.: Ниола - Пресс, 2007.

  5. Пирс, Хелен. Объёмная вышивка.- М.: Ниола 21-й век, 2005.

  6. Резью, И.В. Вышивка лентами.- Минск: Харвест, 2009.

  7. Краузе, Анна. Вязание.- Минск: Харвест, 2000.

  8. Онипко, Ж.П. Ажурные работы на полотне.- М.: АСТ: Донецк: Сталкер, 2005.

  9. Холт, Элисон. Пейзажи: вышивание на машине.- М.: Ниола-Пресс, 2007.


20. http://umka.noonet.ru/met_raz.php - Методическая копилка.

21. http://tehnologiya.ucoz.ru/