«Сфера духовной культуры».
1. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Нормы морали отражают представления людей о добре и зле.
Б. Только сам человек выступает судьей своих поступков с точки зрения их соответствия нормам морали.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
2. «В области генетики наука подошла к важным открытиям». В этом высказывании понятие «наука» употребляется в значении
1) совокупность учреждений 3) системы объективных знаний
2) особых способов деятельности 4) производительной силы общества
3. Верны ли следующие суждения о культуре
А. Важным компонентом культуры является научное творчество.
Б. К функциям культуры относится сохранение и передача духовных ценностей следующим поколениям.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Владимир учится в 6 классе общеобразовательной школы. Он увлекается авиамоделированием. На каком уровне образования находится Владимир?
1) начальное общее образование 3) среднее общее образование
2) основное общее образование 4) среднее профессиональное образование
5. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Одной из функций искусства является познание реального мира.
Б. Искусству присуще жанровое разнообразие.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
6. Во второй половине XX века многократно возросли возможности радио и телевидения, появились компакт-диски. Эти технические достижения открывали дорогу распространению в первую очередь
1) новых идейных течений 3) продукции массовой культуры
2) передового опыта в различных областях 4) классического искусства
7.Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Одним из уровней системы образования в России является среднее профессиональное образование.
Б. Современная система образования ориентируется на потребности общества и личности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
8. Что является отличительной чертой науки
1) обращение к сверхъестественным силам 3) воздействие на эмоции людей
2) стремление к достижению объективной истины 4) образное отражение идей автора
9. Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает
1) требование права 2) нормы морали 3) научный закон 4) правило этикета
10. Верны ли следующие суждения о религии
А. Религиозные взгляды зародились вместе с появление государства.
Б. Религия даёт верующим утешение в горе, помогает сохранить силу духа в трудных ситуациях.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На каком уровне образования находится Анна?
1) основное общее образование 3) полное (среднее) образование
2) среднее профессиональное образование 4) высшее профессиональное образование
12.Какие из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании сферы духовной культуры?
1) семья, нация 2) образы, идеи 3) цена, стоимость 4) прогресс, подъём
13.В своем реферате ученик провел сравнительный анализ религии и искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) может оказывать сильное эмоциональное воздействие
2) основывается на вере в сверхъестественное
3) является видом духовной культуры
4) основным выразительным средством является художественный образ
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
14.Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Признак Область культуры
А) точность и достоверность 1) искусство
Знаний 2) наука
Б) использование художественных образов
В) воспитание эстетического вкуса
Г) направленность на поиск объективной истины
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания.
Закон «ОБ образовании в Российской Федерации»
(Извлечения)
Из статьи 5
2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов …;
2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;
3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.
Из статьи 10.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
15. Приведите два принципа, обеспечивающие право каждого на образование и гарантированные в законе. Раскройте связь этих принципов.
16. Какие уровни образования обеспечивают его непрерывность? Назовите организации, осуществляющие образовательную деятельность, на любых двух из указанных уровнях.
Ответы
№ задания | Ответ | № задания | Ответ |
1 | 1 | 9 | 2 |
2 | 3 | 10 | 2 |
3 | 3 | 11 | 3 |
4 | 2 | 12 | 2 |
5 | 3 | 13 | 1324 |
6 | 3 | 14 | 2112 |
7 | 3 | | |
8 | 2 | | |
Часть 2
15. Могут быть даны следующие заголовки:
1)гарантии права на образование;
2) реализация права каждого человека на образование;
3) государственная поддержка права на образование для отдельных групп учащихся;
4) непрерывное образование
Возможны иные формулировки не искажающие сути фрагменов текста.
16. В правильном ответе должны быть:
1) названы два принципа: общедоступность и бесплатность;
2) раскрыта связь этих принципов: бесплатность образования является одним из условий его общедоступности.
17. Правильный ответ должен содержать ответ на вопрос и примеры образовательных организаций:
1) непрерывность образования обеспечивают общее среднее, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение;
2) допустим, общее среднее – школа, профессиональное – колледж, вуз; дополнительное – центр творчества, секция, кружок.
Могут быть приведены другие примеры.
18. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) дан утвердительный ответ на вопрос;
2) приведено положение документа: на конкурсной основе гарантируется бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.