Тест по теме «Онтогенез» 10 класс.
Вариант 1
1.Установите соответствие между структурой организма человека и зародышевым листком, из которого она сформировалась.
СТРУКТУРА ОРГАНИЗМА | | ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК |
A) болевые рецепторы Б) волосяной покров B) лимфа и кровь Г) жировая ткань Д) ногтевые пластинки | | 1) эктодерма 2) мезодерма |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
2.Установите соответствие между структурой организма человека и зародышевым листком, из которого она сформировалась.
СТРУКТУРА ОРГАНИЗМА | | ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК |
A) болевые рецепторы Б) волосяной покров B) лимфа и кровь Г) жировая ткань Д) ногтевые пластинки | | 1) эктодерма 2) мезодерма |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
3.Установите соответствие между стадией развития папоротника и её плоидностью.
СТАДИЯ | | ПЛОИДНОСТЬ СТАДИИ |
А) спора Б) заросток В) зрелый спорофит Г) молодой спорофит Д) гамета Е) зигота | | 1) гаплоидная стадия 2) диплоидная стадия |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
4.Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, из которых они развиваются.
ОРГАНЫ | | ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ |
А) головной мозг Б) тонкая кишка В) хрящи Г) мышцы Д) поджелудочная железа Е) волосы | | 1) эктодерма 2) энтодерма 3) мезодерма |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
5.Рассмотрите рисунок. Определите стадию эмбриогенеза хордового животного, зародышевый листок, обозначенный на рисунке вопросительным знаком, и органы, которые из него развиваются. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
1) бластула 2) эктодерма 3) нейрула 4) мезодерма
5) гаструла 6) энтодерма 7) почки, мышцы, сердце
8) печень, поджелудочная железа
6Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Онтогенез начинается с момента образования гамет в организме. (2)Гаметы участвуют в оплодотворении. (3)Зигота, образовавшаяся после оплодотворения, делится мейозом. (4)После многократного деления зиготы формируется однослойный зародыш. (5)Эмбриональный период развития завершается у позвоночных животных образованием нейрулы. (6)Онтогенез - есть краткое и быстрое повторение филогенеза вида. (7)Постэмбриогенез сопровождается развитием личинки или ее отсутствием.
7. Установите последовательность этапов в цикле развития печеночного сосальщика, начиная с яйца
А) Внедрение личинок в организм моллюска.
Б) Выход из яйца личинок с ресничками.
В) Попадание цист в кишечник крупного рогатого скота.
Г) Выход из моллюска плавающей хвостатой личинки.
Д) выход оплодотворенных яиц из кишечника в окружающую среду.
Е) инцистирование личинок.
Вариант 2
1.Установите соответствие между органом, тканью позвоночного животного и зародышевым листком, из которого они образуются.
ОРГАН, ТКАНЬ | | ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК |
A) кишечник Б) кровь B) почки Г) лёгкие Д) хрящевая ткань Е) сердечная мышца | | 1) энтодерма 2) мезодерма |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
2.Установите соответствие между особенностью онтогенеза и группой организмов, для которой она характерна.
ОСОБЕННОСТЬ | | ГРУППА ОРГАНИЗМОВ |
A) развитие из трёх зародышевых листков Б) нервная система диффузного типа B) размножение путём почкования Г) развитие организма из двуслойного зародыша Д) наличие систем органов | | 1) Кишечнополостные 2) Малощетинковые Кольчатые черви |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
3.Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, из которых они развиваются.
ОРГАНЫ | | ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ |
А) головной мозг Б) печень В) кровь Г) кости Д) поджелудочная железа Е) эпидермис кожи | | 1) эктодерма 2) энтодерма 3) мезодерма |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
4. Установите соответствие между отрядами насекомых и типами их развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТРЯД | | ТИПЫ РАЗВИТИЯ |
А. чешуекрылые Б. двукрылые В. жесткокрылые Г. прямокрылые Д. перепончатокрылые Е. стрекозы | | 1. с неполным превращением 2. с полным превращением |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
5
. Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, из которых эти структуры формируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СТРУКТУРА | | ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК |
А) сетчатка глаза Б) мимическая мышца В) хрящевая поверхность кости Г) серое вещество спинного мозга Д) лимфа Е) эмаль зубов | | 1) 1 2) 2 |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
6. 1)Эмбриональное развитие – эмбриогенез начинается с момента деления яйцеклетки и заканчивается рождением организма или выходом его из яйца. (2)Первый этап – дробление характеризуется быстрым делением без увеличения массы клеток эмбриона. (3)Дробление заканчивается образованием бластулы с бластоцелью внутри. (4)На стадии гаструлы у хордовых животных образуется гастральная полость, которая в дальнейшем превращается в кишку, формируются энтодерма, мезодерма и эктодерма. (5)На стадии нейрулы образуется нервная пластинка, которая преобразуется в нервную трубку, из которой в дальнейшем у позвоночных развивается головной и спинной мозг. (6)В конце стадии нейрулы в эмбриогенезе хордовых животных образуется осевой комплекс органов: хорда, под которой расположены нервная и кишечная трубки. (7)Закладка органов начинается на стадии нейрулы и продолжается в процессе органогенеза.
7. Установите последовательность процессов эмбриогенеза при формировании однояйцовых близнецов у человека.
А) развитие двух организмов из нейрулы
Б) гаструляция и формирование трехслойного зародыша
В) образование оплодотворённой яйцеклетки
Г) закладка эмбриональных зачатков у нейрул
Д) дробление зиготы и формирование двух бластул
Ответы Вариант -1
1. Эктодерма: болевые рецепторы, волосяной покров, ногтевые пластинки. Мезодерма: лимфа и кровь, жировая ткань.
Ответ: 11221.
2. Из эктодермы образуется только верхний слой кожи — эпидермис. Дерма и гиподерма (подкожная жировая клетчатка), а также все разновидности соединительной ткани имеют мезодермальное происхождение.
Эктодерма: болевые рецепторы, волосяной покров, ногтевые пластинки. Мезодерма: лимфа и кровь, жировая ткань.
Ответ: 11221.
3. Гаплоидная стадия: спора, заросток, гамета. Диплоидная стадия: зрелый спорофит, молодой спорофит, зигота.
Ответ: 112212.
4. Ответ: 123321.
5. 347
6. Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5:
1) С образования зиготы начинается онтогенез - индивидуальное развитие организма
3) Зигота подвергается дроблению, в основе которого лежит митоз
5) С выходом позвоночных животных из эмбриональных оболочек (яйца) или рождения завершается эмбриональный этап развития
7. Ответ: дбагев .
Вариант - 2
1. Ответ: 122122.
2. Ответ: 21112.
3 Ответ: 123321.
4. Ответ: 222121
5. 1 - это эктодерма: А) сетчатка глаза; Г) серое вещество спинного мозга; Е) эмаль зубов
2 - это мезодерма: Б) мимическая мышца; В) хрящевая поверхность кости; Д) лимфа
Ответ: 122121
6..1 – Эмбриональное развитие – эмбриогенез начинается с момента оплодотворения и образования зиготы; заканчивается рождением организма или выходом его из яйца.
2) 4 – На стадии гаструлы у хордовых животных образуется гастральная полость, которая в дальнейшем превращается в кишку, формируются энтодерма и эктодерма. (убрали мезодерму, т.к. мезодерма закладывается на стадии нейрулы).
3) 6 – В конце стадии нейрулы в эмбриогенезе хордовых животных образуется осевой комплекс органов: хорда, над которой расположена нервная трубка, под хордой – кишечная трубка с жаберными карманами в глотке
7. Ответ: в д б г а
Развитие насекомых может происходит с полным превращением (яйцо→личинка→куколка→взрослое насекомое) или с неполным превращением (яйцо→личинка→взрослое насекомое).
Насекомые с неполным превращением:
отряд Прямокрылые (саранча, кузнечики, сверчки, медведки);
отряд Равнокрылые (тли, медяницы);
отряд Полужесткокрылые (клопы, водомерки, гладыши);
отряд Вши (вши);
отряд Тараканы (тараканы);
отряд Стрекозы (коромысла, красотки, лютки).
Насекомые с полным превращением:
отряд Жесткокрылые (жуки);
отряд Чешуекрылые (бабочки);
отряд Двукрылые (мухи, комары);
отряд Перепончатокрылые (пчелы, осы, шмели, наездники, муравьи).