Экологические сообщества
1. В чём проявляются различия экосистем пшеничного поля и естественного луга? Укажите не менее четырёх различий. Ответ поясните.
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К каким последствиям может привести сокращение численности высших хищников в экосистеме?
1. изменится видовой состав редуцентов
2. увеличится антропогенный стресс
3. увеличится численность консументов I и II порядков
4. вырастет конкуренция среди консументов I порядка
5. сократится численность продуцентов вследствие выедания
6. почва будет деградировать вследствие загрязнения
3. На острове Борнео активно вырубаются леса с целью использования земли под плантации масличной пальмы. Какой эффект это оказывает на биологическое разнообразие острова Борнео? Ответ поясните.
4. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1)Агробиоценоз характеризуется как устойчивая экосистема. (2)В агробиоценозе, как и в природной экосистеме, используется только энергия солнечного света. (3)В агробиоценозе преобладает монокультура. (4)В такой экосистеме снижен возврат минеральных и органических веществ в почву. (5)В агроценозах, как и в любых других биоценозах, имеются очень разветвлённые сети питания. (6)В агроэкосистемах проявляется действие естественного и искусственного отборов. (7)Если агроценоз не поддерживать, то он быстро разрушится и исчезнет.
5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Устойчивость влажного экваториального леса определяется
1. отсутствием смены холодного периода тёплым
2. разветвлёнными пищевыми сетями
3. большим видовым разнообразием
4. высоким плодородием почвы
5. колебанием численности популяций
6. сбалансированным круговоротом веществ
6. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Численность консументов I порядка в пресноводном водоёме может сократиться вследствие
1. сокращения численности щук
2. увеличения численности налима и окуня
3. увеличения численности ракообразных
4. глубокого промерзания водоёма зимой
5. проявления действия стабилизирующего отбора
6. увеличения численности серой цапли
7. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Попадание в водоём с талыми водами удобрений с полей может привести к
1. увеличению численности популяции цианобактерий
2. росту количества ракообразных и моллюсков
3. увеличению популяции цветковых растений
4. увеличению численности популяции бактерий-редуцентов
5. росту количества травоядных рыб
6. увеличению численности популяции одноклеточных водорослей
8. Установите соответствие между характеристиками экосистем и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ ЭКОСИСТЕМ
А) сбалансированный круговорот веществ 1) биоценоз
Б) короткие цепи питания 2) агробиоценоз
В) необходимость в дополнительной энергии
Г) устойчив во времени
Д) преобладание монокультуры
Е) богатое видовое разнообразие
9. Почему в полевых агроценозах не рекомендуется из года в год использовать одну и ту же культуру?
10. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. При резком сокращении численности насекомых-опылителей на лугу со временем
1. увеличивается количество травоядных животных
2. уменьшается численность насекомоядных птиц
3. сокращается число насекомоопыляемых растений
4. изменяется водный горизонт почвы
5. возрастает численность хищных птиц
6. увеличивается численность ветроопыляемых растений
11. Какие первоначальные изменения произойдут в экосистеме озера при сокращении численности хищных рыб?
12. Чем структура биоценоза дубравы отличается от структуры биоценоза березовой рощи?
13. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Попадание в водоёмы органических веществ со сточными водами с животноводческих ферм может непосредственно привести к увеличению численности популяции
1. цветковых растений
2. бактерий-редуцентов
3. гетеротрофных бактерий
4. простейших
5. ракообразных
6. хищных растений
14. Почему широколиственный лес считают более устойчивой экосистемой, чем разнотравный луг? Приведите не менее трёх доказательств.
Пищевые цепи
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Выберите детритные цепи питания из предложенных.
1. лишайник - северный олень - волк
2. фитопланктон - рачки - кит
3. лист дуба - тля - божья коровка - синица - сокол
4. навоз - муха - насекомоядная птица
5. листовой опад - дождевой червь - дрозд - ястреб-перепелятник
6. мертвое животное - муха - лягушка - уж
1. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: большая синица, жук яблонный цветоед, ястреб, цветки яблони. Определите консумента второго порядка в составленной цепи.
2. Кровососущие насекомые – обычные обитатели многих биоценозов. Объясните, в каких случаях они занимают в пищевых цепях положение консументов II, III и даже IV порядков
3. Почему зерноядные птицы в разные периоды жизни (расселения, размножения) могут занимать в пищевых цепях место консументов I и II порядков?
4. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: крестоцветные блошки, хорь, уж, листья репы, лягушка. Определите консумента II порядка в составленной цепи и объясните свой выбор.
5. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) Автотрофы – организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. (2) Энергия солнечной радиации трансформируется в энергию химических связей в процессе фотосинтеза. (3) К фототрофам относят зеленые растения и хемосинтезирующие бактерии. (4) Пастбищные пищевые цепи начинаются с растений, в них они играют роль консументов. (5) По пищевым цепям питания от звена к звену передаются вещества и энергия. (6) Вещества и энергия передаются по замкнутым циклам, многократно циркулируя между организмами и окружающей средой. (7) Возврат веществ в окружающую среду в виде неорганических соединений осуществляется редуцентами.
6. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Пищевые цепи». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Перенос веществ и энергии в биогеоценозе от их источника через ряд организмов называется пищевая цепь. (2) Пастбищная пищевая цепь биогеоценоза включает в себя продуцентов и консументов. (3) Первым звеном пищевой цепи являются продуценты. (4) Консументами I порядка являются растительноядные животные. (5) Консументы II порядка формируют второй трофический уровень. (6) Редуценты живут в организмах и разлагают органические вещества до неорганических веществ. (7) Пищевая цепь другого типа – детритная – начинается от мелких почвенных животных и заканчивается крупными животными.
7. Что является главным источником энергии для организмов, обитающих на дне глубоководных экосистем в условиях недостаточности света и кислорода? Назовите организмы, приспособленные к жизни в данных условиях. Какую функциональную группу экосистемы они составляют?
8. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1)Пищевую цепь, начинающуюся с растений, называют цепью разложения, или детритной. (2)Другой тип пищевых цепей начинается от растительных и животных остатков, экскрементов животных, поэтому её называют цепью выедания (пастбищной). (3)В районах открытого океана цепи начинаются с фитопланктона. (4)На больших глубинах большая часть биомассы оседает на дно, где, разложившись, используется как детрит. (5)Все типы пищевых цепей всегда существуют в сообществе таким образом, что член одной цепи является также членом другой цепи. (6)Соединение цепей образует экологическую пирамиду биогеоценоза. (7)Термин биогеоценоз ввёл в науку русский учёный В.Н. Сукачёв.
Группы организмов биоценоза
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Укажите консументов в экосистеме.
1. цианобактерии
2. растения-паразиты
3. паукообразные
4. насекомые
5. древесные растения
6. хемосинтезирующие бактерии
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
К продуцентам биоценозов относят
1. берёзу повислую
2. серобактерию
3. гриб-пеницилл
4. верблюжью колючку
5. молочнокислую бактерию
6. белую планарию
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Среди перечисленных организмов выберите те, которые выполняют роль редуцентов в экосистемах.
1. опёнок
2. крот
3. трутовый гриб
4. аммонифицирующие бактерии
5. гиена
6. аспергилл
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Среди перечисленных грибов выберите сапрофитные организмы.
1. трутовик
2. шампиньон
3. опенок
4. пеницилл
5. головня
6. спорынья
5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Ко второму трофическому уровню экосистемы относятся
1. кукушкин лён
2. мышь полевая
3. русская выхухоль
4. куница европейская
5. тетерев-косач
6. северный олень
3. Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистемах, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
А) сурепка обыкновенная 1) консументы
Б) обыкновенный крот 2) продуценты
В) голый слизень
Г) капуста листовая
Д) серая жаба
Е) чёрный хорь
4. Рассмотрите рисунок и укажите, к какой функциональной группе в экосистеме относят изображенный организм. Укажите трофический уровень, который он занимает в природе, и его возможный характер питания. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.
1) продуценты
2) хищничество
3) консумент I порядка
4) консумент II порядка
5) первый уровень
6) травоядность
7) второй уровень
8) третий уровень
5. Почему, согласно правилу экологической пирамиды, в наземной пищевой цепи от звена к звену наблюдается уменьшение энергии?
Сукцессия
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Первичная сукцессия характеризуется:
1. начинается на богатых почвах
2. вырубка превращается в лес
3. начинается после вырубки леса
4. поселяются накипные лишайники на камнях
5. формируется биогеоценоз на песчаном карьере
6. почва формируется долгое время
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
К отличительным особенностям вторичной сукцессии относятся следующие характеристики
1. роль редуцентов выполняют только анаэробные бактерии
2. пищевые цепи никогда не имеют больше трёх уровней
3. экосистема развивается на месте уже существовавшей
4. лишайники - единственный продуцент в экосистеме
5. новая экосистема развивается на месте, где присутствует почва
6. в результате образуется экосистема с довольно разветвленными сетями питания
2. Установите соответствие между примерами и типами сукцессий: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) протекает медленно
Б) освоение территорий, на которых ранее не существовало живых существ
В) восстановление леса после пожара
Г) протекает быстро
Д) развивается после нарушения биоценоза
ТИПЫ СУКЦЕССИЙ
1) первичная сукцессия
2) вторичная сукцессия
3. Что такое сукцессия? Укажите не менее 3 признаков первичной сукцессии.
4. Установите последовательность этапов восстановления елового леса после пожара. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) развитие молодых елей под пологом лиственных деревьев
2) появление кустарников и лиственных деревьев
3) зарастание пожарища светолюбивыми травянистыми растениями
4) образование верхнего яруса взрослыми елями
5) формирование мелколиственного леса
5. Чем первичная сукцессия отличается от вторичной? Ответ поясните. Приведите примеры первичной и вторичной сукцессии.
6. Объясните, почему стоячие водоёмы часто мелеют, заболачиваются и зарастают.
7. Почему лишайники часто называют пионерными организмами? В чём заключается их экологическая роль?
8. Установите последовательность смены экосистем, начиная с песчаных дюн. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) формирование мхово-лишайникового биоценоза
2) зарастание территории злаками
3) устойчивое сообщество мелколиственного леса
4) заселение территории кустарниками
5) формирование подроста елей
6) появление всходов осины и березы