Тема: ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ
Вариант 1
1. Царство Давида и Соломона в Палестине:
а) IX в. до н. э.; в) XI в. до н. э.;
б) X в. до н. э.; г) XII в. до н. э.
2. Древнее штурмовое орудие для взятия крепости:
а) бетон; в) шадуф;
б) таран; г) колесница.
3. Внук Авраама, второе имя которого дало название сначала целому народу, а затем и государству:
а) Авраам; в) Иордан;
б) Иаков; г) Иосиф.
4. Царем Палестины в X в. до н. э. не был:
а) Ашшурбанапал; в) Саул;
б) Давид; г) Соломон.
5. Заполните пропуски в тексте, и у вас получится рассказ о природе Древнего Двуречья.
В Междуречье текут реки ____________ и ____________. ________________ в Южном междуречье льют проливные дожди и почва превращается в мокрое месиво; в остальное время года дожди крайне редки. ______________ в горах, где берут начало _____________ и _________________, тает снег. Реки, подобно ____________ в Египте, разливаются, оставляя на земле плодородный _______. Поскольку разливы рек происходят каждый год, то за тысячелетия образовался толстый слой плодородной _____________.
Слова для справок: зима, Тигр, Евфрат, Нил, весна, почва, ил.
6. Один из древнейших народов мира, которому была посвящена значительная часть Библии, – ______________.
7. Хаммурапи, вводя законы в Вавилонии, преследовал цели:
а) предотвратить разделение людей на богатых и бедных;
б) защитить своих подданных от обращения в рабство;
в) узаконить разделение людей на богатых и бедных;
г) защитить рабов от чрезмерного произвола своего хозяина;
д) ограничить произвол властей и установить правопорядок;
е) узаконить произвол властей.
8. Выберите три крупнейших государства Передней Азии.
а) Вавилон; б) Персеполь; в) Лидия; г) Китай; д) Индия; е) Мидия.
9. Последствия персидских завоеваний носят противоречивый характер. В чем он выражался?
Вариант 2
1. Могущество Ассирии:
а) XII–XI вв. до н. э.;
б) X–IX вв. до н. э.;
в) VIII–VII вв. до н. э.;
г) V–IV вв. до н. э.
2. Пленник; человек, утративший свободу:
а) общинник;
б) бет;
в) раб;
г) таран.
3. Столица Израильского царства (с X в. до н. э.):
а) Иерусалим;
б) Иаков;
в) Иордан;
г) Иосиф.
4. Вавилоняне были наследниками:
а) древних финикийцев;
б) древних египтян;
в) древних ассирийцев;
г) древних шумеров.
5. Расположите в хронологической последовательности следующие события:
1) правление Хаммурапи;
2) вступление Кира в Вавилон;
3) разрушение Ниневии;
4) начало изготовления железных орудий труда;
5) возникновение первых государств в Двуречье;
6) плавание финикийских мореплавателей вокруг Африки.
6. Вера в единого Бога – ________________________________.
7. Законы Хаммурапи:
а) освобождали от наказания богатых людей;
б) не допускали обращения в рабство бедных людей;
в) запрещали аренду;
г) предусматривали строгие наказания за совершенные преступления;
д) разрешали аренду;
е) освобождали от уплаты налогов часть населения;
ж) обязывали всех свободных людей платить налоги.
8. Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!»
Предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы. Почему они называли Евфрат «великой перевернутой рекой»? Как звали царя, который привел войско к берегам Евфрата?
9. Ознакомьтесь с текстом.
ФИНИКИЙСКИЙ МИФ О ЕВРОПЕ
Финикийцам мы, возможно, обязаны названием нашего континента – Европы. Так звали, согласно мифу древних греков, дочь финикийского царя. Однажды юная Европа играла на берегу моря. Бог Зевс, восхищенный ее красотой, принял образ белого быка и склонился перед девушкой, предлагая ей прокатиться. Европа взобралась на спину ласкового животного, но внезапно бык кинулся в море и стремительно поплыл от берега. Он доплыл до острова Крит, где Европа стала женой Зевса и родила ему трех сыновей. Именем Европы стали называть часть Западного Средиземноморья, а затем и весь континент. Похищение Европы стало одним из любимых сюжетов художников.
Вопрос к тексту:
Какие характерные черты финикийцев отражает этот миф?
Вариант 3
1. Правление Хаммурапи в Вавилоне:
а) 1792–1750 гг. до н. э.; в) 1782–1750 гг. до н. э.;
б) 1750–1792 гг. до н. э.; г) 1750–1782 гг. до н. э.
2. Междуречье находится:
а) в Азии; в) в Америке;
б) в Африке; г) в Европе.
3. Единый Бог, почитаемый евреями:
а) Авраам; в) Иордан;
б) Авель; г) Яхве.
4. В Вавилонском царстве считали, что законы Хаммурапи:
а) подарены людям самими богами;
б) созданы жрецами;
в) изданы вельможами;
г) подарены царем.
5. Соотнесите названия стран и факты, имена, термины, географические названия, исторические реалии.
1) Двуречье; 2) Финикия; 3) Ассирия.
а) Город Ур; ж) изображения крылатых быков;
б) алфавит; з) священное число 60;
в) ливанский кедр; и) первая в мире конница;
г) начало обработки железа; к) изобретение стекла;
д) Гильгамеш; л) мореплаватели.
е) Ниневия – Логовище львов;
6. Каменные доски для записи божественных заповедей – ______________________________.
7. Мы пользуемся достижениями и открытиями древних вавилонян:
а) деление часа на 60 минут;
б) мумифицирование умерших;
в) строгий учет повинностей населения;
г) ростовщичество;
д) наказание преступников по принципу «око за око, зуб за зуб»;
е) денежные налоги.
8. Расскажите об использовании финиковой пальмы в Междуречье.
9. Что означает в наши дни выражение «Валтасаров пир»?
Вариант 4
1. Разрушение Ниневии – столицы Ассирии:
а) 912 г. до н. э.; в) 712 г. до н. э.;
б) 812 г. до н. э.; г) 612 г. до н. э.
2. Реки Тигр и Евфрат впадают:
а) в Красное море; в) в Черное море;
б) в Средиземное море; г) в Персидский залив.
3. Шумер – это:
а) древнейшее государство в Междуречье Тигра и Евфрата;
б) река в Месопотамии, на которой стоял одноименный город;
в) легендарная гора, к которой пристал Ноев ковчег.
г) прозвище Гильгамеша, правителя Урука.
4. Законы Хаммурапи были созданы:
а) в I тысячелетии до н. э.; в) в III тысячелетии до н. э.;
б) во II тысячелетии до н. э.; г) в IV тысячелетии до н. э.
5. Соотнесите списки А и В.
А. 1) Город на реке Евфрат; 2) царь Вавилона; 3) столица государства в Двуречье; 4) страна в верховьях реки Тигр.
В. а) Вавилон; б) Мари; в) Ассирия; г) Хаммурапи.
6. Договор, заключенный между древними евреями и Богом, – ___________________________.
7. Укажите утверждения, соответствующие действительности:
а) древние вавилоняне делали рабам особую прическу;
б) древние вавилоняне клеймили рабов именем хозяина;
в) отпуская рабов на свободу, древние вавилоняне наделяли их участками земли;
г) за долги и преступления в Вавилонии пожизненно обращали в рабство.
8. Расскажите об использовании глины в Междуречье.
9. Ознакомьтесь с документом.
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ИСТОРИК ГЕРОДОТ О ПЕРСАХ
Главная доблесть персов – мужество. После военной добычи большой заслугой считается иметь как можно больше сыновей. Тому, у кого больше сыновей, царь каждый год посылает подарки. Детей с пяти- до двадцатилетнего возраста они (персы) обучают только трем вещам: верховой езде, стрельбе из лука и правдивости... Нет у них ничего более позорного, чем лгать. Позорно также делать долги, в особенности потому, что должник неизбежно должен лгать. В реку они не плюют, рук не моют в реке с глубоким благоговением.
Вопрос к документу:
Что можно позаимствовать у древних персов нашим современникам?
Вариант 5
1. Взятие Вавилона персами:
а) 594 г. до н. э.; в) 525 г. до н. э.;
б) 538 г. до н. э.; г) 509 г. до н. э.
2. Государства раньше возникли:
а) в Палестине; в) в Двуречье;
б) в Европе; г) в Америке.
3. Расцвет Древнееврейского государства пришелся на времена:
а) Маккавеев, одержавших победу в Иудейской войне;
б) Моисея, после исхода евреев из Египта;
в) царей Саула, Давида и Соломона;
г) единого государства у евреев никогда не было.
4. Хаммурапи правил:
а) в Египте; в) в Сирии;
б) в Финикии; г) в Вавилонии.
5. Соотнесите списки А и В.
А. 1) Царь, владевший богатейшей библиотекой древности; 2) основатель Персидской державы; 3) река в Двуречье; 4) город в Финикии.
В. а) Кир; б) Ашшурбанапал; в)Тигр; г) Сидон.
6. Библейский герой, обладавший необычайной силой, – _____________________________.
7. Вклад ассирийцев в мировую цивилизацию и культуру:
а) изобрели таран;
б) сделали изваяния добрых духов в виде крылатых быков;
в) стали применять железное оружие;
г) создали миф о потопе – сказание о Гильгамеше;
д) создали первую библиотеку;
е) изобрели бумагу.
8. Какие два главных источника рабства существовали в Древнем Междуречье? О каком из них идет речь в тексте?
Жители каждого селения составляли соседскую общину. Среди общинников были как богатые, так и бедные земледельцы. Представьте себе, что в селении произошло несчастье – прорвало дамбу и водой залило поля. Весь ячмень был испорчен на корню. Богатому общиннику легче пережить потерю, у него есть запасы зерна, и он дотянет до нового урожая. А что делать бедняку? Его семью ожидает голод.
Бедняк идет к богатому соседу и просит в долг либо зерно, либо серебро. Богач не откажет, даст, но потребует вернуть долг с большой приплатой. Взять в долг легко. Отдать гораздо труднее! Бедняк запутывается в долгах как муха в паутине… и если он не сможет вернуть долг, то попадет в рабство, станет рабом-должником (либо вынужден будет отдать в рабство сына или дочь).
9. Составьте рассказ, начав его так: «В этом году Тигр и Евфрат разлились особенно бурно. Вода затопила жилища людей, поля ячменя, сады и огороды. Собрал крестьянин со своего участка всего три мешка зерна. Не прокормить ему семью, нечего оставить на семена для будущего посева…»
Ключи
Тема: ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ
Вариант 1
1. б.
2. б.
3. б.
4. а.
5. Тигр, Евфрат, зимой, весной, Тигр, Евфрат, Нилу, ил, почвы.
6. Евреи.
7. б, в, д.
8. а, в, е.
9. С одной стороны, десятки племен и народов потеряли независимость и попали в подчинение к персам; с другой стороны – на огромной территории от Египта до Индии был установлен мир, надолго прекратились разорительные войны. Были созданы благоприятные условия для расцвета торговли и обмена достижениями культуры между народами. Персидские завоеватели, особенно на первых порах, вели себя по отношению к побежденным гораздо мягче, чем в свое время ассирийские и вавилонские владыки.
Вариант 2
1. в.
2. в.
3. а.
4. г.
5. 5, 1, 4, 3, 6, 2.
6. Единобожие.
7. г, д, ж.
8. Воины-чужеземцы были египтянами, их к берегам Евфрата привел фараон-завоеватель Тутмос III. Евфрат в отличие от Нила течет с севера на юг (с северо-запада на юго-восток), это показалось египтянам странным, так как до знакомства с Евфратом египтяне не знали других больших рек (кроме Нила). Видимо, течение реки с юга на север казалось им естественным и единственно возможным.
9. Похищение людей, способность обманывать.
Вариант 3
1. а.
2. а.
3. г.
4. а.
5. 1 – а, д, з; 2 – б, в, к, л; 3 – г, е, ж, и.
6. Скрижали.
7. а, г, е.
8. В древности было известно около 360 способов использования финиковой пальмы: свежие или сушеные финики служили пищей; косточки использовались кузнецами вместо угля в виде топлива; листья шли на плетение, из лыка делали веревки; даже древесина – хотя она и невысокого качества – в стране, бедной деревом, служила строительным материалом.
9. Бездумное веселье во время какого-либо бедствия.
Вариант 4
1. г.
2. г.
3. а.
4. б.
5. 1 – б; 2 – г; 3 – а; 4 – в.
6. Завет.
7. а, б.
8. Древние жители Междуречья широко использовали глину, запасы которой были неисчерпаемы. Из глины делали множество полезных предметов: кирпичи, которые сушили на солнце или же обжигали в печи (обожженный кирпич не менее прочен, чем камень!), глинобитные полы в домах, тарелки, горшки для варки пищи, бочки для хранения зерна и растительного масла, печи и трубы, осветительные лампы, детские игрушки, гробы, таблички, на которых писали. Недаром именно в Междуречье возник миф о том, что боги создали человека, вылепив его из глины.
9. Мужество, правдивость, физическое развитие, уважительное отношение к природе.
Вариант 5
1. б.
2. в.
3. в.
4. г.
5. 1 – б; 2 – а; 3 – в; 4 – г.
6. Самсон.
7. а, б, в, д.
8. В Древнем Междуречье было два источника рабства: превращение захваченных на войне пленников в рабов и долговое рабство. В данном тексте речь идет о долговом рабстве.