СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по теме Свобода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме Свобода»

Урок обществознания в 11-м классе по теме "Свобода в деятельности человека"

Цели и задачи:

  • Обучающие: ознакомить обучающихся с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности.

  • Развивающие: развивать логическое мышление, умение систематизировать социальную информацию по теме, умение сравнивать, анализировать делать выводы.

  • Воспитательные: способствовать выработке гражданской позиции обучающихся.

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: урок-проблема с использованием мультимедийной презентации.

Учебник:

  • Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М., «Просвещение» - 2010.

  • Е. Н. Сорокина. Поурочные разработки по обществознанию 10 класс (профильный уровень). М., «ВАКО» - 2010.

Ход урока

1. Организационный момент

(Учитель говорит строгим и громким голосом).

- Сели ровно, ноги поставили прямо, спину выпрямили, учебники положили на правую сторону, ручку – на левую, дневник лежит под учебником, никто не поворачивается, все должны неотрывно смотреть только на меня и т. п.

- Как вы думаете, какой основополагающий принцип и ценность человеческой жизни я сейчас своими действиями нарушила?

Издавна человек пытался приобрести свободу (?)

- Докажите или опровергните фактами из истории.

Свобода во все времена воспринималась как святыня.

Свободен ли человек? Что такое «свобода»? Об этом и пойдет речь сегодня.

Тема урока: (слайд 2) «Свобода в деятельности человека». Работа с эпиграфом (слайд 2). Мы рассмотрим следующие вопросы: (слайд 3).

  1. Почему невозможна абсолютная свобода?

  2. Свобода как познанная необходимость.

  3. Свобода и ответственность.

  4. «Свобода от» или «свобода для».

  5. Свободное общество.

2. Новый материал.

- Свобода – сложный феномен. Для каждого человека свобода имеет свои оттенки. Игра «Ассоциации». Каждый должен высказать свои ассоциации, которые возникают у него при слове «свобода» (слайд 4).

Попробуем более детально разобраться с философской категорией «свобода». Проблемные задания для групп (работа с учебником, параграф 12) (приложение 2), (слайд 5).

(15 минут на подготовку заданий).

По ходу выступления групп может быть составлен опорный конспект (см. приложение 1).

Почему невозможна абсолютная свобода? (1 группа)

(Слайд 6, при составлении данного слайда использовала материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок»)

  1. Был ли человек когда- либо абсолютно свободен?

  2. Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми?

  3. Определите причины невозможности существования абсолютной свободы. (слайд 7).

  4. Как вы поняли притчу о Буридановом осле.

  5. Сформулируйте принцип ограничения свободы человека: «Моя свобода заканчивается там, …» (слайд 8)

  6. Согласны ли вы с данным принципом?

Свобода как познанная необходимость (2 группа).

  1. Как трактовали категорию свободы мыслители. (слайд 9)

  2. Как вы понимаете смысл их высказываний?

  3. Что в них больше, свободы или необходимости?

  4. Природа необходимости:
    а) сторонники абсолютного предопределения
    б) религиозные деятели другого направления
    в) философы, отрицающие фатализм.

Свобода и ответственность (3 группа).

  1. Как соотносятся между собой 2 таких понятия как «свобода» и «ответственность»?

  2. Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится противоречие?

  3. Какие факторы могут склонить человека сделать выбор в понятиях: «Я могу…», «Я должен…». Приведите примеры.

  4. Что такое «ответственность»?

«Ответственность – мера принуждения внешнего воздействия» или «Ответственность – сознательное чувство, готовность человека сознательно следовать нормам закона и морали» (слайд 10).
Свободное общество (4 группа).

  1. Попробуйте продолжить фразу: «Я свободен, так как …»

  2. Почему философы полагают, что, ставя вопрос «Свобода от», человек находится лишь на исходном пункте свободы?

  3. Почему они говорят, что следующим, более высоким этапом развития человеческой личности должна быть формула «Свобода для»?

  4. Роль государства в поддержании прав и свобод личности. (слайд 11)

  5. А как граждане могут гарантировать свободу друг другу?

Первичное закрепление знаний: фронтальный опрос класса по заданиям к документу на с. 147. (слайд 12), диалог. Задание: Предположите, как это выражение заканчивает автор. 
Озвучить версию автора: «Быть свободным – это значит оставаться собой, не потерять себя, жить свою жизнь». Н.А. Бердяев писал: «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы» - согласны ли вы с такой позицией Н.Бердяева?

Как общий вывод предыдущих рассуждений: Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя! 


Обобщение и систематизация знаний может проводиться в форме тестирования

3. Итог урока.

- К чему может привести неограниченная свобода выбора?

- Какова связь понятий «свобода» и «ответственность»?

- Роль государства в поддержании прав и свобод личности?

- А как граждане могут гарантировать свободу друг другу?

Домашнее задание (слайд 15):

§ 12, задания после §, эссе по заданию 2.











Работа с источником «Диалог о свободе»: чтение по ролям: 
Автор: Стоя в кругу, ученик колдуна принес жертву и стал призывать демона страха. Но как мальчишка не старался, ничего не происходило. Он уже хотел было выйти из круга, как вдруг увидел перед собой огромного кота. 

Мальчик: Ты кто??? 

Демон: Что значит «кто»? Ты ж демона звал, вот он я. Чего хотел-то? Говори, у меня настроение хорошее сегодня. 

Мальчик: Ты – демон страха? 

Демон: Ну, был им на протяжении нескольких столетий… 

Мальчик: А как мне стать свободным от страхов? Я хочу обрести свободу! 

Демон: А что для тебя свобода мальчик? 

Мальчик: Умение самостоятельно принимать решения, не зависеть от страхов. Быть свободным, в общем. 

Демон: Ты не объяснил мне, что для тебя «свобода», и кто у тебя, ее отнял. Почему я должен отвечать тебе на вопрос, смысл которого тебе самому не ясен? 

Мальчик: Что значит «кто отнял»? Люди, конечно. 

Демон: Да неужели? Как? 

Мальчик: Ну, так… Они установили свои правила в этом мире, и все должны по ним жить. 

Демон: Разве? А как они могут заставить что-то принять, если ты этого не хочешь? 

Мальчик: У них много способов. Например, посадить в тюрьму. 

Демон: Неужели потерять возможность передвигаться дальше, чем четыре стены страшнее, чем потерять самого себя в серой массе ныне живущих? Не понимаю я тебя, малыш, ой, не понимаю. 

Мальчик: Да что ж тут непонятного? Сделал не так – садись в тюрьму или погибни. 

Демон: Дитя, я не могу и не хочу вколачивать в твою пустую голову знания. Если тебе это действительно нужно, дойдешь сам. Я дал тебе подсказку. Я и так потратил на тебя слишком много времени. 

Автор: Демон исчез. Мальчик еще некоторое время постоял в кругу и побрел домой. Чем больше паренек обдумывал слова демона, тем стройнее у него получалась цепочка мыслей. 
И, наконец, его осенила мысль: «Быть свободным в обществе – это значит … 




Почему невозможна абсолютная свобода? (1 группа)

1Был ли человек когда- либо абсолютно свободен?

2Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми?

3Определите причины невозможности существования абсолютной свободы.

4Как вы поняли притчу о Буридановом осле.

5Сформулируйте принцип ограничения свободы человека: «Моя свобода заканчивается там, …»

Свобода как познанная необходимость (2 группа).

1Как трактовали категорию свободы мыслители.

2Как вы понимаете смысл их высказываний?

3Что в них больше, свободы или необходимости?

4Природа необходимости:
а) сторонники абсолютного предопределения
б) религиозные деятели другого направления
в) философы, отрицающие фатализм.

Свобода и ответственность (3 группа).

1Как соотносятся между собой 2 таких понятия как «свобода» и «ответственность»?

2Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится противоречие?

3Какие факторы могут склонить человека сделать выбор в понятиях: «Я могу…», «Я должен…». Приведите примеры.

4Что такое «ответственность»?









«Ответственность – мера принуждения внешнего воздействия» или «Ответственность – сознательное чувство, готовность человека сознательно следовать нормам закона и морали» 4 группа

1Попробуйте продолжить фразу: «Я свободен, так как …»

2Почему философы полагают, что, ставя вопрос «Свобода от», человек находится лишь на исходном пункте свободы?

3Почему они говорят, что следующим, более высоким этапом развития человеческой личности должна быть формула «Свобода для»?

4Роль государства в поддержании прав и свобод личности.

5А как граждане могут гарантировать свободу друг другу?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!