Тест по теме «Закономерности жизни на организменном уровне»
1 вариант
Выберите один правильный ответ.
1. Бактерии относят к прокариотам, так как у них нет
1) митохондрий 2) обособленного ядра
3) пластид 4) рибосом
2. Растения отдела покрытосеменных, в отличие от отдела голосеменных, имеют
1) семена 2) листья
3) плоды 4) шишки
3. В каких отношениях находятся гриб и водоросль, образующие лишайник?
1) Они конкурируют за свет и воду.
2) Водоросль паразитирует на грибе.
3) Их отношения взаимовыгодны.
4) Их отношения нейтральны.
4. Позвоночные животные с трёхкамерным сердцем, размножение которых тесно связано с водой, объединены в класс
1) Костные рыбы 2) Земноводные
3) Млекопитающие 4) Пресмыкающиеся
5. В процессе минерального питания растение поглощает:
1) углекислый газ и выделяет кислород; 3) воду и минеральные соли;
2) кислород и выделяет углекислый газ; 4) органические вещества.
6. Путем мейоза не образуются:
1) гаметы; 3) клетки кожи;
2) яйцеклетки; 4) сперматозоиды
7. Пример наследственной изменчивости — это
1) увеличение числа цветков на растении при выращивании его на ярком солнечном свету
2) утрата хромосомой какого-либо фрагмента
3) снижение массы тела человека при питании низкокалорийной пищей
4) увеличение силы мышц в результате регулярных занятий спортом
8. Двуслойный зародыш животных с полостью внутри и одним отверстием (ртом) называется:
1) бластулой; 3) нейрулой;
2) гаструлой; 4) бластомером.
9. Установите соответствие между типами изменчивости и их характерными особенностями.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТИП ИЗМЕНЧИВОСТИ
А) необратима 1) мутационная изменчивость
Б) наследуется 2) модификационная изменчивость
В) непредсказуема
Г) не передаётся следующему поколению
Д) может быть вызвана изменением числа хромосом
Е) носит приспособительный характер
10. Установите соответствие между функциями и органами растения. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ФУНКЦИИ ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ
А) почвенное питание 1) корень
Б) вынесение листьев к свету 2) стебель
В) проведение питательных веществ к плодам
Г) закрепление в почве
Д) удерживает цветки
11. Верны ли следующие суждения о вирусах?
А. Вирусы являются внутриклеточными паразитами.
Б. Вирус ВИЧ вызывает синдром приобретённого иммунного дефицита.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
12. Верны ли следующие суждения о бактериях?
А. Бактерии – это микроскопические одноклеточные организмы.
Б. Почвенные бактерии гниения являются вредителями сельского хозяйства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. В чём сходство грибов и растений? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) являются гетеротрофными организмами
2) имеют в клетках оформленные ядра
3) получают питательные вещества в процессе фотосинтеза
4) размножаются бесполым и половым путём
5) ведут прикреплённый образ жизни
6) имеют корневые системы
14. Чем животные отличаются от растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) растут в течение всей жизни
2) активно передвигаются
3) не имеют плотных клеточных стенок из клетчатки
4) потребляют готовые органические вещества
5) создают на свету органические вещества из неорганических
6) являются производителями органических веществ
15. Известно, что белый гриб – представитель шляпочных грибов, который, как многие шляпочные грибы, вступает в симбиоз с высшими растениями.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого организма.
Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Тело состоит из двух частей: грибницы, состоящей из тонких многоклеточных нитей – гиф, и плодового тела.
2) В сушёном виде он наилучшим образом сохраняет вкусовые и питательные свойства, его можно употреблять в пищу без дополнительной обработки.
3) Широко распространён на всех материках, кроме Австралии.
4) Количество минеральных веществ может достигать 11,5%.
5) Образует микоризу с елью, сосной, дубом и берёзой.
6) Белый гриб относят к гетеротрофным эукариотическим организмам.
16. Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ
Развитие, при котором личинки насекомых обычно похожи на взрослых особей, называют ___________ (А). Насекомые с ___________ (Б) проходят в своём развитии четыре стадии. За счёт накопления личинками питательных веществ под хитиновым покровом ___________ (В) происходят сложные изменения — превращение во взрослую особь. Взрослые насекомые майского жука живут в наземно-воздушной среде, а личинка – в ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) почва 2) вода 3) лес 4) неполное превращение 5) полное превращение
6) куколка 7) гусеница 8) яйцо 9) личинка
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Тест по теме «Закономерности жизни на организменном уровне»
2 вариант
Выберите один правильный ответ.
1. Бактерии отличаются от одноклеточных зелёных водорослей отсутствием
1) ядра 2) цитоплазмы
3) жгутиков 4) клеточной оболочки
2. Для производства лекарственных препаратов выращивают гриб
1) мукор 2) пеницилл
3) фитофтору 4) шампиньон
3. Семенами размножаются
1) хвощи и плауны 2) мхи и бактерии
3) папоротники и водоросли 4) хвойные и цветковые
4. Какое усложнение в организации земноводных позволило им освоить сушу?
1) Теплокровность; 3) лёгочное дыхание;
2) внутреннее оплодотворение; 4) покровительственная окраска
5. Растения потребляют кислород и выделяют углекислый газ в процессе
1) дыхания только в темноте 3) передвижения органических веществ
2) дыхания на свету и в темноте 4) фотосинтеза на свету
6. Путем митоза образуются:
1) гаметы; 3) клетки кожи;
2) яйцеклетки; 4) сперматозоиды
7. Пример наследственной изменчивости — это
1) увеличение массы тела человека при усиленном питании
2) увеличение урожая при правильном поливе
3) увеличение числа хромосом в кариотипе
4) повышение устойчивости организма человека к холоду в результате закаливания
8. Однослойный шарообразный зародыш животных с полостью внутри называется:
1) бластулой; 3) нейрулой;
2) гаструлой; 4) бластомером.
9. Установите соответствие между типами изменчивости и их характерными особенностями.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТИП ИЗМЕНЧИВОСТИ
А) передаётся особям следующего поколения 1) мутационная изменчивость
Б) не наследуется 2) модификационная изменчивость
В) характеризуется нормой реакции
Г) носит индивидуальный характер
Д) обратима
Е) может быть вызвана изменениями в структуре хромосомы
10. Установите соответствие между особенностями строения цветка и способами его опыления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ЦВЕТКА СПОСОБЫ ОПЫЛЕНИЯ
А) яркий крупный венчик 1) ветром
Б) наличие нектарников 2) насекомыми
В) пестик с пушистым рыльцем
Г) наличие запаха
Д) тычинки на длинных тычиночных нитях
11. Верны ли следующие суждения о вирусах?
А. Вирус ВИЧ вызывает синдром приобретённого иммунного дефицита.
Б. ВИЧ-инфекцией можно заразиться при рукопожатии.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
12. Верны ли следующие суждения о бактериях?
А. Бактерии – это неклеточные формы жизни.
Б. Тело человека, даже полностью здорового, всегда является носителем бактериальной микрофлоры.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. Что из перечисленного характерно для отдела Покрытосеменные? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) все представители наземные
2) имеют цветки
3) не имеют корней
4) в семени, как правило, одна или две семядоли
5) представлены разнообразными жизненными формами
6) плоды всегда сочные
14. Чем растения отличаются от животных? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) растут в течение всей жизни
2) активно передвигаются
3) не имеют плотных клеточных стенок из клетчатки
4) потребляют готовые органические вещества
5) создают на свету органические вещества из неорганических
6) являются производителями органических веществ
15. Известно, что ласка обыкновенная – самое маленькое хищное млекопитающее, обитающее в разных экосистемах.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.
Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Длина тела у самцов 13–26 см, вес 40–250 г, самки на целую треть мельче.
2) Охотится на мышевидных грызунов, которых ловит в их норах, пользуясь своими размерами и гибкостью тела.
3) Живёт на полях и в лесах, в гористых и низменных местностях.
4) В Древнем Риме и раннесредневековой Европе была домашним животным.
5) Гнездо выстилает сухой травой, мхом, листьями каштанов и папоротников.
6) Хвост очень короткий, у некоторых ласок не превышает длину ступни.
16. Вставьте в текст «Жизнедеятельность растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЯ
Растение получает воду в виде почвенного раствора с помощью ___________ (А) корня. Наземные части растения, главным образом, ___________ (Б), напротив, через особые клетки — ___________ (В) — испаряют значительное количество воды. При этом вода используется не только для испарения, но и как исходный материал для образования органических веществ в ходе процесса ___________ (Г) .
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) дыхание 2) корневой чехлик 3) корневой волосок 4) лист
5) побег 6) стебель 7) устьица 8) фотосинтез
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Система оценивания результатов выполнения
диагностической работы по теме
«Закономерности жизни на организменном уровне»
Задания 1-8,11,12 оцениваются в 1 балл; задания 9-10,13-16 в 2 балла. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 22 балла.
№ вопр | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 11 | 12 |
1 вар | 2 | 3 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 |
2 вар | 1 | 2 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 |
Критерии оценивания ответов на задания 9
Содержание верного ответа |
Правильный ответ: | А | Б | В | Г | Д | Е | 1 вар | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 вар | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Дан полный правильный ответ | 2 |
Правильно установлено соответствие между пятью элементами последовательности | 1 |
Ответ не содержит элементов правильного ответа ИЛИ ответ отсутствует | 0 |
Критерии оценивания ответов на задания 10
Содержание верного ответа |
Правильный ответ: | А | Б | В | Г | Д | 1 вар | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 вар | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Дан полный правильный ответ | 2 |
Правильно установлено соответствие между четырьмя элементами последовательности | 1 |
Ответ не содержит элементов правильного ответа ИЛИ ответ отсутствует | 0 |
Критерии оценивания ответов на задание 13-16
Содержание верного ответа |
Правильный ответ: 1 вариант 2 вариант 13 | 245 | 245 | 14 | 234 | 156 | 15 | 156 | 123 | 16 | 4561 | 3478 | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Дан полный правильный ответ | 2 |
Сделано 2 правильных выбора | 1 |
Ответ не содержит элементов правильного ответа ИЛИ ответ отсутствует | 0 |
Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в школьные отметки
Школьная отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Первичный балл | 20-22 | 17-21 | 12-16 | 11 и менее |
% набранных баллов от суммарного балла за работу | 100-90 Высокий уровень | 89-75 Повышенный уровень | 74-51 Базовый уровень | 50-0 Ниже базового уровня |