Профессиональное выгорание педагога
Опросник «ПВ»
Инструкция. Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, бывают ли у вас такие мысли или чувства. На бланке для ответов обозначьте, как часто вы испытываете те или иные переживания. Позиция «О» - никогда; позиция «6» - ежедневно. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.
Лист для ответов
ФИО_________________________ Возраст ______________________
Профессия /должность __________________________________
Стаж работы в данной должности ___________________________
№ вопроса | Никогда | Очень редко | Редко | Иногда | Часто | Очень часто | Ежедневно |
1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
5 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
6 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
8 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
10 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
11 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
12 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
13 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
14 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
15 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
16 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
17 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
18 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
19 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
20 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
21 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
22 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Опросник.
-
К концу рабочей недели я чувствую себя эмоционально опустошенным(ой).
-
К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.
-
Я чувствую себя усталым(ой), когда встаю утром и должен (должна) идти на работу.
-
Результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
-
Меня раздражают люди, которые долго и много говорят о своих страхах.
-
Я чувствую себя энергичным(ой) и эмоционально воодушевленным(ой).
-
При разговоре с агрессивными воспитанниками я умею находить нужные слова, снижающие их агрессию.
-
Я чувствую угнетенность и апатию.
-
Мне нравится успокаивать недоверчивых воспитанников и помогать им.
-
В последнее время я стал(а) более черствым(ой) (бесчувственным) по отношению к воспитанникам.
-
Воспитанни, с которыми мне приходится работать, не интересны для меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня.
-
У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
-
У меня всё больше жизненных разочарований.
-
Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.
-
Мне безразлично, что думают и чувствуют воспитанники. Я предпочитаю формальное, без лишних эмоций общение с ними.
-
Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
-
Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и доверия на занятиях и в течении дня.
-
Я разговариваю без напряжения с любым воспитанником или родителем (независимо от их амбиций, эмоционального состояния и культуры общения).
-
Я доволен (довольна) своими жизненными успехами (достижениями).
-
Я чувствую себя на пределе возможностей.
-
Я смогу еще много сделать в своей жизни.
-
Я проявляю к другим людям больше внимания и заботы, чем получаю от них в ответ признательности и благодарности.
Для того чтобы определить уровень выгорания по каждой субшкале (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция персональных достижений) необходимо сложить баллы, которые вы поставили к каждому утверждению опросника.
См. «Ключ к опроснику профессионального выгорания».
По таблице «Оценка уровней выгорания» можно определить свой уровень выгорания.
Ключ опросника профессионального выгорания
Субшкала | Номер утверждения | Сумма баллов максимальная |
Эмоциональное истощение | 1, 2, 3, 6*, 8, 13, 14, 16, 20 | 54 |
Деперсонализация | 5, 10, 11, 15, 22 | 30 |
Редукция персональных достижений | 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 | 48 |
* Отмечен «обратный» вопрос, который считается в обратном порядке, т.е. ответ «ежедневно» соответствует нулевому значению.
Оценка уровней выгорания
Субшкала | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Эмоциональное истощение | 0-15 | 16-24 | 25 и больше |
Деперсонализация | 0-5 | 6-10 | 11 и больше |
Редукция личныхдостижений | 37 и больше | 36-31 | 30 и меньше |
О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам эмоционального истощения и деперсонализации и низкие - по шкале редукции личных достижений.
"эмоциональное истощение" (проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов; человек чувствует, что не может отдаваться работе, как раньше);
- "деперсонализация" (связана с возникновением равнодушного, негативного и даже циничного отношения к людям, с которыми необходимо контактировать по роду работы; контакты с ними становятся обезличенными и формальными);
- "редукция личных достижений" (проявляется в снижении оценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, негативном отношении к себе как к личности; в безразличии к работе).
15