Семинар направлен на развитие командного духа, укрепление сотрудничества между педагогами и повышению их профессиональных навыков. Основная цель — создать эффективную команду, способную к взаимодействию и совместному решению задач.
Цель тренинга - сплочение рабочего коллектива, профилактика профессионального выгорания педагогов.
Задачи тренинга:
- формирование в коллективе благоприятного психологического климата
- развитие умения выполнять работу в команде, сообща.
- повысить коммуникативные навыки педагогов
- улучшить взаимоотношение среди сотрудников.
- формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы.
- развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач.
- осознание себя «командой».
Целевая аудитория: педагоги.
Форма проведения: тренинг.
Регламент работы: 1,5 час
Ожидаемые результаты:
-улучшится психологический климат в коллективе,
-улучшится качество взаимодействия между членами коллектива,
-сформируется умение работать в команде,
-развить способности понимания своего состояния и состояния других людей.
Приветствие:
Здравствуйте, коллеги. Очень рада всех вас видеть. Сегодня мы с Вами поговорим о психологическом климате коллектива.
Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.
Почему важна сплоченность: возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.
Психологический климат - это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.
В одном климате растение может расцвести, в другом - зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива : в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других - коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся).
Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.
Все мы с вами разные. У каждого из нас есть свой характер, свои интересы и предпочтения. Коллектив наш состоит из людей разного возраста, но все же мы один коллектив.
Каждый человек индивидуален, поэтому одно дело, когда люди встречаются на не продолжительный период времени, но совсем другое, когда они работают в одном коллективе.
В последнем случае необходима толерантность, поиск компромиссов, умение создать доброжелательную рабочую атмосферу. Всем ясно, что каждому человеку важна комфортная психологическая обстановка на рабочем месте, а руководителю - эффективность работы подчиненных.
Чтобы удовлетворить эти потребности, необходимо создать в коллективе позитивный психологический настрой.
Так чем же мы сегодня займемся! Выполняя различные задания у нас появиться возможность самопознания.
-Развивая способности понимания своего состояния и состояния других людей, улучшится психологический климат в коллективе.
-Улучшится качество взаимодействия между членами коллектива.
-Сформируется умение работать в команде.
Межличностное отношение на работе оказывает огромное влияние на эмоциональное состояние человека. Именно от этого зависит: будет ли человек себя комфортно чувствовать на рабочем месте или нет. Ведь если человеку не комфортно на этом месте, в данном коллективе, то и делать ему ничего не хочется.
Я хочу, чтобы наш коллектив был дружным, сплоченным, чтобы мы уважали друг друга и всегда готовы были прийти друг другу на помощь в трудной ситуации.
- Сегодня, я хочу с вами провести психологический тренинг на сплочение нашего коллектива. Я хочу, чтобы вы получили сегодня только положительные эмоции и немного отдохнули от трудовых будней.
1. Упражнение «Имя + сильное профессиональное качество»
Цель: запустить процесс взаимодействия участников в группе
Попросите всех участников по кругу назвать свое имя и самое сильное профессиональное качество, которое вы используете, гордитесь им и можете поделиться.
В процессе рассказа выражайте поддержку каждому из участников. Поблагодарите участников.
Теперь мы стали на шаг ближе к благоприятному и положительному взаимодействию друг к другу. Мы уже узнали важную деталь друг о друге.
«Есть контакт»
2. Упражнение «Ассоциации» делим на 2 команды (расчёт на 1,2)
Задание:
1 группа - Идеальный коллектив – Какой он должен быть?
2 группа: Реальный коллектив – Какой он есть?
Цель: Это очень простое и интересное упражнение поможет каждому участнику тренинга прояснить для себя понятие «идеального и реального коллектива».
Вывод участники тренинга делают самостоятельно………………….
3. Упражнение «Фруктовый салат»
Энергизатор «Фруктовый салат»
Цель Преодолеть напряжение членов группы, привлечь и сконцентрировать на совместной работе их внимание.
Материалы: Круг из стульев по количеству участников минус один.
Время 5 минут.
Ход упражнения
1 Пусть группа сядет в круг, а «водящий» находится в центре круга, т.к. у него нет стула.
2 Затем группа «рассчитается» справа налево следующим образом: «яблоко», «груша», «виноград», «банан».
3 Попросите каждого участника запомнить название своего фрукта.
4 Условия игры:
· когда водящий назовет какой-то фрукт, например: яблоко, все «яблоки» должны встать и поменяться местами,
· если кто-то не успел занять освободившийся стул, то он становится водящим,
· разные водящие называют разные фрукты,
· время от времени водящий говорит: «Фруктовый салат!» Это означает, что все
играющие должны поменяться местами.
Предоставьте участникам насладиться игрой в течение 5 минут.
4. УПРАЖНЕНИЕ «СНЕЖИНКА»
Цель Подчеркнуть различия в результативности деятельности.
Цель – анализ особенностей работы с информацией.
Время: 5 мин.
Ход упражнения. Участникам раздаются одинаковые листы бумаги. Ведущий просит молча и с закрытыми глазами выполнить следующие действия. Действия: разверните салфетку, оторвите правый верхний угол, сложите её вдвое, оторвите правый верхний угол. Сложите снова салфетку вдвое и оторвите правый верхний угол. Сложите снова вдвое и оторвите правый верхний угол. Сложите снова вдвое и оторвите правый верхний угол. Разверните. Демонстрируют различные снежинки.
· Задайте вопросы:
1 У всех ли получились одинаковые снежинки?
2 В чем метафорический смысл задания?
Вывод участники делаю сами. (Единство непохожих)
5. Упражнение «Яблоко и червячок»
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!»
Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций.
Яблочко: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю»
Соревнование (конкуренция) — самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому.
Недостатки: При поражении – неудовлетворенность, при победе - чувство вины, испорченные отношения.
Яблочко: «Вон посмотри, какая там красивая груша»
Избегание (уклонение)— уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен.
Недостатки: переход конфликта в скрытую форму. Характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера
Яблочко: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам»
Компромисс — поиск решений за счет взаимных уступок.
Недостатки: получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены. Достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Яблочко: «Такая, видно, у меня доля тяжкая»
Приспособление — игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда на другой стороне, отсутствие власти.
Недостатки: вы уступили возможности, решение этого вопроса откладывается. Предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
Яблочко: «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные»
Сотрудничество — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны.
Недостатки: временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
6. Опросник «Экспресс-оценка выгорания»
(В. Каппони, Т. Новак)
Экспресс оценка выгорания содержит 10 вопросов. На вопросы необходимо
отвечать "да" или "нет".
Инструкция к тесту:
Тест предназначен для диагностики первых симптомов синдрома
эмоционального выгорания. На следующие предложения отвечайте "да" или "нет".
1.
|
Когда в воскресенье около полудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходного уже испорчен.
|
да
|
нет
|
2.
|
Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал(а) бы это без промедления.
|
да
|
нет
|
3.
|
Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
|
да
|
нет
|
4.
|
То насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики.
|
да
|
нет
|
5.
|
На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.
|
да
|
нет
|
6.
|
Коллегам (родителям, ученикам) я придумал(а) обидные прозвища (например, "идиоты"), которые использую мысленно.
|
да
|
нет
|
7.
|
С делами по службе я справляюсь "одной левой" нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.
|
да
|
нет
|
8.
|
О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
|
да
|
нет
|
9.
|
Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям.
|
да
|
нет
|
10.
|
За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое.
|
да
|
нет
|
|
Количество ответов «да»
|
|
|
Обработка результатов:
Уровень эмоционального выгорания оценивается в баллах.
0-1 балл - низкие оценки. Синдром эмоционального выгорания вам не грозит.
2-6 баллов - средние оценки. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов - высокие оценки. Пришло время решать: либо сменить работу, либо переменить стиль жизни.
10 баллов - критические оценки. Положение весьма серьезное.
Перечень симптомов для самонаблюдения:
Физические признаки:
· хроническая, постоянная усталость;
· слабость и вялость в мышцах;
· головные боли;
· снижение иммунитета;
· бессонница;
· усталость глаз, снижение зрения;
· боли в суставах и пояснице.
Психоэмоциональные признаки:
· появляется безразличие к своей жизни и происходящим вокруг событиям;
· неуверенность в себе, снижение самооценки;
· разочарование в окружающих;
· потеря профессиональной мотивации;
· вспыльчивость, раздражение и недовольство другими людьми;
· депрессия, постоянное плохое настроение, жизнь не удалась.
Социально-поведенческие признаки:
· желание убежать от всех или обида на всех, как следствие стремление к
изоляции, минимум общения с окружающими;
· уклонение от ответственности, неисполнение обязанностей, лень;
· обвинение окружающих в собственных бедах, обиды, раздражение;
· зависть, жалобы, что кому-то везет в жизни;
· жалобы на свою жизнь и на то, что приходится много работать;
· пессимизм, негатив видится со всем.
Приемы снятия эмоц.напряжения:
- Дыхательные упражнения (диафрагмальное дыхание, дыхание по квадрату)
- Упражнения образовательной кинезиологии (8-ки, кнопки мозга, крюки Деннисона)
- Нейропсихологические упражнения (кулак, ребро ладонь; карандаши и др.)
- Релаксация и визуализация (поплавок, место силы)
7. «Притча о рае и аде»
Один раз мудрец попросил Господа показать ему Рай и Ад.
Господь привел мудреца в помещение, где дрались, плакали и страдали голодные люди. Посередине комнаты стоял большой котел с вкусной едой, у людей были ложки, но они были длиннее, чем руки людей, и поэтому люди не могли попасть ложкой в рот. «Да, это настоящий Ад!»- сказал мудрец.
Потом они зашли в следующее помещение. Все люди там были сытыми и веселыми. Но когда мудрец присмотрелся, то он увидел тот же самый казан и такие же ложки! Что же делало их жизнь райской? Они умели кормить друг друга.
То есть они умели взаимодействовать между собой. То есть в нашем случаи, они могли поддержать друг-друга, выслушать, понять.
Рефлексия:самостоятельно
8. Синквейн о коллективе. делим на 3 группы «Мяу, гав, кар»
Правила написания синквейна
первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;
вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пишущего к теме.
1 коллектив
трудовой, учебный
работает, отдыхает, развивается
люди, объединенные общими идеями
группа
|
2. Коллектив
Задающий, направляющий.
Знает, говорит, советует.
В нём так много интересных людей.
Личности.
|
9. Шеринг
Просмотр содержимого документа
«Тренинг для педагогов «Коллектив это мы»»
Министерство образования Калининградской области Государственное автономное учреждение Калининградской области для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования детей и подростков» (ОЦДиК)
Тренинг «Коллектив это МЫ»
Ведущие: педагог-психолог Луговская Юлия Викторовна,
социальный педагог Шарапова Елена Ивановна
27.03.2024
Педагогический коллектив учителей является частью общественного коллектива, куда входит составной частью ученический коллектив. При всем соответствии признакам любого коллектива педагогический коллектив образовательного учреждения в то же время имеет и свои специфические особенности. Главная отличительная особенность педагогического коллектива состоит в специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, в особенности характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества. Педагогические, воспитательные по своей сути, коллективы учебных заведений дают учащимся первоначальное представление о коллективе взрослых, о системе взаимоотношений в нем, о совместной деятельности. Данное обстоятельство стимулирует педагогический коллектив к самоорганизации, постоянному самосовершенствованию.
1 группа
2 группа
Дайте характеристику идеального педагогического коллектива
Дайте характеристику реального педагогического коллектива
Упражнение «Яблоко и червячок»
Сетка Томаса
Опросник «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак)
Перечень симптомов для самонаблюдения
Физические признаки: хроническая, постоянная усталость, слабость и вялость в мышцах, головные боли, снижение иммунитета, бессонница, усталость глаз, снижение зрения, боли в суставах и пояснице.
Психоэмоциональные признаки: появляется безразличие к своей жизни и происходящим вокруг событиям, неуверенность в себе, снижение самооценки, разочарование в окружающих, потеря профессиональной мотивации, вспыльчивость, раздражение и недовольство другими людьми, депрессия, постоянное плохое настроение, жизнь не удалась.
Социально-поведенческие признаки: желание убежать от всех или обида на всех, как следствие стремление к изоляции, минимум общения с окружающими, уклонение от ответственности, неисполнение обязанностей, обвинение окружающих в собственных бедах, обиды, раздражение, зависть, жалобы, что кому-то везет в жизни, жалобы на свою жизнь и на то, что приходится много работать, пессимизм, негатив видится со всем.
Приемы снятия эмоционального напряжения.
- Дыхательные упражнения (диафрагмальное дыхание, дыхание по квадрату)
- Упражнения образовательной кинезиологии ( 8-ки, кнопки мозга, крюки Деннисона)
- Нейропсихологические упражнения (кулак, ребро ладонь; карандаши и др.)
- Релаксация и визуализация (поплавок, место силы)
Притча т рае и аде
Синквейн о коллективе
Правила написания синквейна
- первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;
- вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
- третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
- четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица, метафора или фраза, самостоятельно составленная в контексте с темой.
- пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение к теме.
Примеры:
коллектив трудовой, учебный работает, отдыхает, развивается люди, объединенные общими идеями группа
коллектив
задающий, направляющий
знает, говорит, советует
в нём так много интересных людей
личности
ОЦДиК
- Центр создан в целях выявления и оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, а также педагогам, нуждающимся в повышении квалификации в области коррекционной педагогики и психологии, предупреждения асоциальных явлений в детско-молодежной среде.
Для достижения поставленных целей Центр осуществляет следующие основные виды деятельности:
- Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся;
- Организация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии;
- Повышение квалификации педагогических работников;
- Реализация мероприятий государственных программ, в соответствии с деятельностью установленной Уставом;
- Оказание помощи образовательным организациям по вопросам реализации общеобразовательных программ.
ОЦДиК г. Калининград, ул. Гостиная 7
г. Калининград, ул. Гостиная, д. 7
Структурное подразделение г. Балтийск
Структурное подразделение г. Гусев
8(4012)93-45-04
г. Балтийск, ул. Сенявина, д. 2а
г. Гусев, ул. Московская, д. 63
[email protected]
Структурное подразделение г. Зеленоградск
8(4012)64-00-83
Структурное подразделение г. Правдинск
г. Зеленоградск, ул. Тургенева, д. 5 б
[email protected]
8(40143)3-18-18
[email protected]
г. Правдинск, ул. Комсомольская, 2
8(40150)3-11-23
Структурное подразделение г. Советск
Структурное подразделение г. Черняховск
г. Советск, ул. Жилинское шоссе, д. 7
[email protected]
8-929-164-60-30 (запись)
[email protected]
г. Черняховск, ул. Пионерская, д. 12
89114500431 (запись)
Структурное подразделение г. Калининград, ул. Спортивная 2-4
[email protected]
8-40141-3-38-83
г. Калининград, ул. Спортивная, д. 2-4
Структурное подразделение г. Калининграда на ул. Коммунистической
[email protected]
Г. Калининград, ул. Коммунистическая, д. 6
8(4012) 67-29-77
[email protected]
8(4012)68-00-32
[email protected]
Главное помните, что мы всегда рядом!
«Всегда Рядом» - это информационно-просветительская площадка для поддержки родителей, созданная в рамках реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование".
Здесь вы сможете записаться на консультацию в очном и дистанционном формате, найти полезную информацию по воспитанию и уходу за детьми, в том числе и обучающие видеоролики, а также узнать о предстоящих и прошедших мероприятиях в Калининграде и Калининградской области.
- Если Вы – родитель детей в возрасте от 0 до 18 лет и у Вас есть вопросы по воспитанию и образованию детей, то мы с удовольствием на них ответим.
- Специалисты Центра диагностики и консультирования детей и подростков Калининградской области (педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи) осуществляют бесплатное консультирование родителей (законных представителей)
- https://vsegda-ryadom.ru/