Тест «Происхождение человека»
Часть А. Выбрать один вариант ответа.
1. Морфологические различия у людей разных рас сформировались в процессе эволюции благодаря
1) приспособлению к условиям обитания
2) общественному образу жизни
3) трудовой деятельности
4) членораздельной речи
2. О происхождении человека от млекопитающих животных свидетельствует
1) их клеточное строение
2) строение их органов из тканей
3) сходство строения их систем органов
4) развитие организма из зиготы
3. Какая особенность скелета характерна для человека?
1) верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти
2) кисть крючкообразная со слабо развитым большим пальцем
3) пальцы кисти подвижны, большой палец противопоставлен остальным
4) нижняя челюсть соединена с черепом подвижно
4. На основании каких признаков человека относят к классу млекопитающих?
1) сердце четырехкамерное
2) оплодотворение внутреннее, образуется зигота
3) орган дыхания - легкие
4) имеет диафрагму, потовые и млечные железы
5. О появлении человека примерно 1-2 млн. лет назад свидетельствуют
1) палеонтологические находки
2) данные сравнительной анатомии
3) этапы индивидуального развития человека
4) этапы исторического развития человека
6. Под влиянием каких факторов происходило формирование руки у человека?
1) гетеротрофного питания
2) развитого сознания
3) коллективной трудовой деятельности
4) членораздельной речи
7. О родстве человека и приматов свидетельствует
1) сходство клеточного строения
2) объединение их в одно царство
3) питание растительной пищей
4) сходство групп крови, болезней
8. Родство людей разных рас обусловлено наличием у них
1) одинакового набора хромосом
2) четырехкамерного сердца
3) коры головного мозга
4) членораздельной речи
9. Под воздействием биологических факторов у человека
1) появилось сознание
2) развилась членораздельная речь
3) сформировался свод стопы
4) появилась трудовая деятельность
10. К творческому труду были способны
1) дриопитеки 3) австралопитеки
2) питекантропы 4) кроманьонцы
11. Человек отличается от человекообразных обезьян
1) хромосомным набором 2) способностью к общению
3) наличием 4-х групп крови 4) конечностями хватательного типа
12. Какой процесс обеспечил социальную эволюцию человека?
1) изменение форм конечностей 2) появление заботы о потомстве
3) развитие искусства и науки 4) увеличение объема головного мозга
13. Важнейшим социальным приобретением в эволюции человека было
1) хождение на двух ногах 2) увеличение объема головного мозга
3) добывание и использование огня 4) стереоскопическое зрение
14. О чем свидетельствует наличие хвоста у зародыша человека?
1) об отклонениях в развитии 2) о развитии с неполным превращением
3) об изменчивости организмов в период развития
4) о происхождении человека от общих предков с другими хордовыми
15. Питекантропы являются представителями
1) обезьяноподобных предков человека 2) древнейших людей
3) древних людей 4) первых людей современного типа
16. В связи с прямохождением у человека в отличие от животных
1) увеличились размеры мозгового отдела черепа 2) появились массивные трубчатые кости
3) произошло совершенствование кисти рук 4) выпрямился позвоночник
17. Какой признак в процессе эволюции сформировался у человека в связи с прямохождением?
1) большой палец верхних конечностей противопоставлен всем остальным
2) увеличился мозговой отдел черепа
3) произошло расширение костей таза 4) уменьшился волосяной покров тела
18. Переход предков человека к прямохождению способствовал
1) высвобождению рук от передвижения 2) появлению способности к обучению
3) усилению обмена веществ 4) развитию четырехкамерного сердца
Задания на работу с текстом, требующие соотнесения сведений из текста со знаниями, полученными при изучении курса. Часть С3-С5.
Прочитайте текст «Человек и человекообразные обезьяны» и выполните задание С1.
ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫЕ ОБЕЗЬЯН
Ближайшими родственниками человека считают человекообразных обезьян. Как и все млекопитающие животные, они вынашивают детенышей в матке и вскармливают их молоком. У них интенсивный обмен веществ и постоянная температура тела, то есть они - теплокровные. Среди зубов человекообразных обезьян различают резцы, клыки и коренные. У них, как и у человека, есть ушные раковины, а также рудиментарные органы - копчиковая кость, складка в уголке глаза (третье веко), ушные мышцы и так далее. Обезьяны способны к обмену информацией, они обучаемы и могут преодолевать некоторые трудности, например, в добывании пищи.
Однако между человеком и человекообразными обезьянами немало различий. Мозговой отдел черепа человека преобладает над лицевым. У обезьян наоборот, лицевой отдел больше. У человека хорошо развит подбородочный выступ, что связано с развитием мышц языка и речи. Объем мозга человека примерно в 3 раза больше, чем у шимпанзе. У него также более развита складчатость коры мозга, что обеспечило развитие мыслительной деятельности. Изменился и скелет человека. Он приспособлен к прямохождению и труду. В связи с трудовой деятельностью развивается кисть, а в связи с прямохождением позвоночник приобретает изгибы, руки становятся короче ног, стопа вместе с позвоночником выполняет амортизационные функции.
Эволюционная близость человека и человекообразных обезьян не ограничивается сходством в строении и физиологии, она связана также и с общностью хромосомных наборов. Например, число хромосом у человека составляет 46, у человекообразных обезьян-48.
С1.1 Прочитайте текст «ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ». Заполните в таблице «Сравнение человекообразных обезьян и человека» графы, обозначенные цифрами 1, 2,3.
При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.
СРАВНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ ОБЕЗЬЯН И ЧЕЛОВЕКА
Признаки для сравнения | Человекообразные обезьяны | Человек |
Объем головного мозга | 300 -400 см3 | 1 |
Каковы особенности скелета? | 2 | Мозговой череп преобладает над лицевым. Изгибы позвоночника. Верхние конечности короче нижних. Сводчатая стопа |
3 | | |
С1.2. Используя содержание текста «ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ» и собственные знания, объясните, почему человекообразные обезьяны не способны к целенаправленному созданию и применению орудий труда? Дайте три объяснения.