12 класс. «Текст»
Текст - это речевое произведение, которое является результатом речевой деятельности человека, это основная коммуникативная единица, которая им используется во время речевой деятельности.
Текст характеризуется единством темы, замысла, основной мысли и смысловой законченностью.
У текста также есть определённая композиция (внутренняя структура). Она состоит из зачина (вступления), основной части и заключения. Наличие в тексте основной части обязательно, вступления и заключения - факультативно. Во всех частях последовательно раскрывается содержание текста.
По функционально-смысловым особенностям выделяют следующие коммуникативные типы речи:
повествование (передают действие в развитии, во временной последовательности),
описание (характеризуют статичные картины, передают их детали),
рассуждение (передают развитие мыслей относительно предмета речи).
Редко встречаются тексты, относящиеся только к одному коммуникативному типу речи. Чаще всего тексты комбинируют описание, повествование и рассуждение, и какой-нибудь тип является доминирующим.
Задание 1. Прочитай. Определи виды текста. Вставь пропущенные буквы.
1.Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Снач__ла вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кол___ца. ___________________________
2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рыч__т, видны белые клыки.___________________________________
3.Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете? _____________________________
Тест
1. Текст –это:
А) предложения, связанные между собой по смыслу;
Б) набор словосочетаний, не связанных по смыслу;
В) предложения, не связанные по смыслу между собой.
2. Какая из перечисленных тем является широкой?
А) О спорте; Б) футбол; В) мяч.
3. Основная мысль текста - это:
А) то, что смог пересказать ученик; Б) то, что хотел сказать автор;
В) то, что говорит главный герой в тексте.
4. Какие из данных предложений составляют текст?
А) Дети часто ходили в рощу. Там цвели душистые ландыши. Они украшали лес.
Б) В чаще леса живут белки. Для Миши вызвали врача. В гнезде пищат грачата.
В) В саду цветёт шиповник. За домом широкая река. Под ёлкой жил маленький ёжик.
5. К тексту - описанию можно подобрать вопрос:
А) Какой? Б) почему? В) что делает?
6. Выберите заголовок к данному тексту
На лугах завяли травы. С деревьев опадают листья и мягким ковром ложатся у корней деревьев. Дует лёгкий ветерок. Птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту. Холодно.
А) Пришла осень. Б) Осенний день. В) Золотая осень.
7. Определите главную мысль текста.
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода. И ты не съешь с них яблочка». Старик ответил: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут»
А) Доброта старика; Б) забота старика о других людях;
В) желание старика прославиться.
9. Правильно пронумеруй предложения, чтобы получился текст.. Подбери заголовок. Определи тип текста.
( )А кошка тут как тут! ( )Воробьиха – за ним. ( )Перья дыбом встали. ( ) Раскрыла она клюв и целит кошке прямо в глаза. ( )Страх приподнял с земли воробьишку. ( )Он подпрыгнул, замахал крыльями. ( )Раз, раз – и на окне. ( )Однажды пудик сидел на краю гнезда и пел во всё горло. ( ) Пел, пел, да и вывалился из гнезда.
Заголовок _________________
Тип текста _________________