ЕГЭ 2020. БИ. Метаболизм
(ЕГЭ 3) Определите количество ПВК, которое образуется при гликолизе полисахарида, в состав которого входят 98 остатков глюкозы. В ответ запишите только число
ОТВЕТ:
(ЕГЭ 7) Установите последовательность процессов, происходящих при переваривании белков в организме человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) механическое измельчение пищи
2) расщепление пептидов до аминокислот в основной среде
3) образование пировиноградной кислоты
4) расщепление белков до пептидов в кислой среде
5) образование углекислого газа, аммиака и воды
6) образование пищевого комка
(ЕГЭ 8) Установите соответствие между фазой фотосинтеза и процессом :
А) восстановление хлорофилла 1) Световая фаза
Б) синтез АТФ из АДФ 2) Темновая фаза
В) окисление НАДФ*Н
Г) фотолиз воды
Д) образование кислорода
Е) синтез полимеров из мономеров
(ЕГЭ 20) Проанализируйте таблицу «Обмен веществ в организме человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Обмен веществ в организме человека
Объект | Всасываются в тонком кишечнике | Конечные продукты распада |
обмен белков | ___________________(Б) | вода, углекислый газ, мочевина |
_________________(А) | глицерин и жирные кислоты | углекислый газ и вода |
обмен углеводов | глюкоза | __________________(В) |
Список терминов
1) обмен жиров
2) углекислый газ и вода
3) крахмал
4) водный обмен
5) аминокислоты
6) аммиак
7) белки
8) гликоген
(ЕГЭ 25) В чем проявляется сходство фотосинтеза и энергетического обмена веществ?
Пояснение.
1) Процессы протекают в двухмембранных органоидах (хлоропласты, митохондрии).
2) В обоих процессах происходит синтез АТФ.
3) Процессы идут при участии биоферментов.
(ЕГЭ 25) Почему митохондрии называют «силовыми станциями» клеток?
Пояснение.
1) В процессе окисления органических веществ в митохондриях освобождается энергия.
2) Эта энергия используется на синтез АТФ и запасается в них.
3) Энергия АТФ используется на все жизненные процессы.
(ЕГЭ 25) Как происходит преобразование энергии солнечного света в световой и темновой фазах фотосинтеза в энергию химических связей глюкозы? Ответ поясните.
В световой фазе фотосинтеза энергия солнечного света преобразуется в энергию возбужденных электронов, а затем энергия возбужденных электронов преобразуется в энергию АТФ и НАДФ-Н. В темновой фазе фотосинтеза энергия АТФ и НАДФ-Н преобразуется в энергию химических связей глюкозы.
(ЕГЭ 25) В чем сходство и различие процессов фотосинтеза и хемосинтеза?
Пояснение.
1) Сходство: в результате этих процессов синтезируется глюкоза.
2) Различия: фотосинтез происходит в клетках растений, в хлоропластах, а хемосинтез — в клет-
3) В результате фотосинтеза выделяется кислород, а в результате хемосинтеза — нет.
ках хемосинтезирующих бактерий (азото-, серо-, железобактерий) на мембранных структурах.
(ЕГЭ 25) Какое значение имело появление фотосинтеза в эволюции жизни на Земле? Укажите не менее трёх значений.
Ответ поясните.
(ЕГЭ 25) Скорость фотосинтеза зависит от лимитирующих (ограничивающих) факторов, среди которых выделяют свет, концентрацию углекислого газа, температуру. Почему эти факторы являются лимитирующими для реакций фотосинтеза?
Свет необходим для возбуждения хлорофилла, он поставляет энергию для процесса фотосинтеза. Углекислый газ необходим в темновой фазе фотосинтеза, из него синтезируется глюкоза. Изменение температуры ведет к денатурации ферментов, реакции фотосинтеза замедляются.
(ЕГЭ 25) В 1724 г. английский исследователь Стефан Хейлз провёл эксперимент, в котором использовал ветки одного растения, одинаковые сосуды с водой и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное
количество листьев и поместил ветки в сосуды с равным количеством воды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Хейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменялся неодинаково. Как изменился уровень воды в разных сосудах? Объясните причину. Сформулируйте закономерность, установленную С. Хейлзом.
Элементы ответа:
1) уровень воды изменился в соответствии с количеством листьев на ветке: чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде;
2) измерение уровня воды позволяет получать данные о процессе поглощения и испарения воды растением;
3) С. Хейлз установил закономерность: количество поглощаемой растением воды прямо пропорционально общей площади поверхности листьев
От всей души – удачи,
Счастливых светлых дней!
Чтоб стала жизнь богаче,
И ярче, и полней!