Интерес к изучаемому и познавательному
углубляется по мере того, как истины,
которыми овладевает ученик, становятся
его личными убеждениями.
В.А.Сухомлинский.
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность.
Одним из важнейших направлений реформирования системы российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. В настоящее время в России одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий. Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся, о результатах деятельности образовательных учреждений. Для учителя подобная информация служит основой для анализа результатов обучения, прогнозирования уровня достижения государственного стандарта, обоснованных выводов об эффективности использования инновационных образовательных технологий, методов, дидактических приемов, организационных форм обучения, средством проектирования собственной педагогической деятельности с конкретным контингентом учащихся.
Использование тестовой технологии позволяет получить контроль об учебных достижениях учащихся.
Преимущества тестового контроля:
-
объективность оценки, т.к. в тестовом контроле влияние субъективных факторов исключено;
-
достоверность информации об объеме усвоенного материала.
Различия в работе над тестами в начальной и средней школе существенны, но они необходимы именно для того, чтобы научить выпускников начальной школы успешно справляться с тестовыми работами в средней и старшей школе и, в конечном итоге, подойти к ЕГЭ «во всеоружии». Новый вид контроля – тестовая работа воспринимается учениками менее болезненно. Работа с тестами является для них привычной и интересной, позволяющей получить точное представление о своих знаниях.
В начальной школе диагностика является особенно важным средством контроля, так как если здесь ребенок не овладеет понятийным мышлением, оно не созревает само по себе по мере его взросления. Тогда закрепляются имеющиеся допонятийные формы, а время, когда еще возможно развитие такого мышления, уходит.
Вообще, диагностика качества обучения представляет собой совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение любого ученика от незнания к знанию. В технологию мониторинга входят контролирующие действия и результаты обучения.
Первым этапом мониторинга является выделение эталонов усвоения учебного материала для всех учащихся. Таковыми эталонами выступает утвержденный Министерством образования РФ минимальный перечень знаний и умений по предмету. В соответствии с этим перечнем я определяю учебные единицы для усвоения каждым учеником. Далее следует этап – определение уровня усвоения этих учебных единиц (узнавание, понимание, применение и т.д.), а затем – подбор контролирующих средств, для проверки достижений установленного уровня. И, наконец, заключительным этапом мониторинга является разработка итогового контролирующего средства, позволяющего убедиться в достижении результатов по основным темам и разделам учебной программы. Здесь я использую контрольные вопросы, задания, тесты, задачи и т.п.
В своей работе я использую различные способы оценивания при проверке знаний учащихся, но в связи с тем, что в последнее время при проведении олимпиад, конкурсов, познавательных игр, учащимся предлагаются задания в форме тестирования, я стала уделять больше внимания и этому способу. Кроме того, меня привлекает то, что тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. Таким образом, это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль. У родителей появляется возможность узнать результаты обучения их детей.
1. 2. Цели и задачи технологии.
Цель: формирование у учеников общеучебных умений и навыков, т.е. формирование учебной деятельности; обучение работе с тестовыми заданиями.
Задачи:
-
Учить понимать учебную задачу.
-
Учить планировать свои учебные действия.
-
Учить применять имеющиеся знания и умения.
-
Учить проводить самоконтроль.
2. Принципы построения технологии.
Дидактические принципы – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя концепцию дидактического процесса.
В своей работе я опираюсь на следующие принципы обучения.
-
Принцип научного обучения: содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными. Иначе дети не смогут овладеть основами научных знаний.
-
Принцип развивающего обучения: необходимо научить детей анализировать и обобщать языковые факты, развивать познавательные способности, учить их мыслить.
-
Принцип доступности: учебный процесс теряет смысл, если его содержание будет недоступным для усвоения.
-
Принцип проблемного обучения: необходимо побуждать детей к поиску, к элементам исследования, к самостоятельному нахождению ответов через создание проблемной ситуации, решение проблемы и проверку правильности решения.
-
Принцип сознательности: грамматическое правило должно быть результатом обобщения изученных явлений, должно быть выведено учащимися из проанализированных языковых факторов.
-
Принцип прочности обучения: знания, умения, навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое общее развитие детей.
-
Принцип систематичности и последовательности: знания в опыте человечества находятся в определенной системе. Их нельзя усваивать хаотично, в беспорядке. Под последовательностью следует понимать расположение материала в соответствии с возрастными возможностями развития детей.
-
Принцип индивидуализации развития детей: индивидуальный подход повышает эффективность обучения.
3. Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала учащимися начальной школы.
Усвоение знаний о мире происходит через восприятие, осознание и запоминание. Основная задача начальной школы: адаптировать ребенка к новому образу жизни, где ведущей деятельностью становится учебная, и сформировать у него начальные школьные навыки. Соответственно процесс усвоения младшими школьником новых понятий происходит в три этапа (1 этап—понимание, 2 этап—осмысление, 3 этап—использование).
Реализация этого процесса идет через формирование умений обобщать понятия, ограничивать понятия, классифицировать их, то есть на основе целенаправленного анализа объекта исследования, выделяется существенное и несущественное, проводится обобщение, затем на его основе решаются частные задачи.
Одновременно ставится вопрос о формировании у ребенка на ранней стадии обучения универсального комплекса знаний и способов деятельности (алгоритмов), призванных обеспечить универсальность его образования. На мой взгляд, обучение младших школьников в системе категорий образовательных областей необходимо проводить в рамках обучения их способам деятельности, как специальным для того или иного предмета, так и универсальным, что в совокупности составляет основу формируемой информационной культуры.
Я предлагаю использовать метод тестирования, который, позволяет сделать процесс педагогического контроля более эффективным, а также ориентировать его на использование современных информационных технологий.
Данный подход реализуется мной при использовании тестов на уроках математики, русского языка, чтения, окружающего мира в младших классах общеобразовательной школы.
Важным звеном процесса управления обучением является контроль знаний и умений школьников. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность всей учебной работы.
Тесты могут использоваться на любом этапе обучения. Одни из них призваны оценить готовность учащихся к освоению нового учебного курса, другие помогут выявить конкретные пробелы в знаниях учащихся и спланировать необходимую целенаправленную коррекционную работу, третьи дают возможность прогнозировать дальнейший процесс обучения и его результаты.
Полагаю, использование тестов дает возможность:
- осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения,
- вносить обоснованные изменения в процессе преподавания,
- достоверно оценивать и управлять качеством обучения.
Форму тестового задания выбираю с учетом специфики содержания контролируемого учебного материала, приобретенных умений и навыков. Но в тоже время, сложность заданий должна регулироваться с учетом целей тестирования и подготовленности учащихся. Регулирование сложности тестовых заданий возможно различными способами: до проведения тестирования и после проведения тестирования.
В сравнении с контрольными, которые констатируют наличие у учащихся определенной совокупности формально усвоенных знаний, проводимыми в начальной школе,тесты являются значительно более качественными и имеющими объективный характер способом оценивания. Показатели степени тестов ориентированы на изменение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков. А также, использование тестов является рациональным дополнением к традиционным методам проверки знаний, умений и навыков учащихся.
3.1. Классификация тестов.
В своей работе я использую несколько видов тестов. Тесты могут быть классифицированы:
Виды тестовых заданий.
| Форма тестового задания | Инструкция |
Закрытого типа | альтернативный выбор | испытуемый должен ответить «да» или «нет» |
установление соответствия | испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков |
множественный выбор | испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка |
установление последовательности | испытуемый должен расположить элементы списка в определенной последовательности |
Открытого типа | дополнение | испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, дополнить предложение) |
свободное изложение | испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответ; никакие ограничения на них в задании не накладываются |
По целям:
• Тест достижение используется как средство оценки результатов учения.
• Диагностирующий тест.
• Обучающий тест.
• Тест прогнозирования результатов обучения по выбранной технологии обучения.
Отдельный тип заданий представляют собой практические задания. Выбор типа и вида задачи определяется, прежде всего, целями, характером материала, а также возрастными особенностями детей. Если рассматривать любое тестовое задание, то можно выделить несколько основных частей: (минимально необходимых для составления теста) – это инструкция; текст задания (вопроса); варианты ответов; правильный ответ.
Инструкция содержит указания на то, что должен сделать тестируемый и каким образом выполнять задание, где и как делать пометки и записи.
Текст задания или вопроса представляет собой содержательное наполнение задания. Для заданий открытого типа варианты ответов для заданий не используются, а для заданий закрытого типа варианты ответов разнообразны и обязательны.
Правильный ответ это обязательный атрибут любого теста. Без него не может быть точного оценивания.
3.2. Виды заданий для тестов.
При составлении тестов я использую различные виды заданий, которые позволяют определить, измерить уровень умения школьниками решать новые конкретные задачи на основе полученных сведений. Так, например, в тестах, требующих репродуктивных ответов учащихся, проверяю знания различных понятий, определений, правил, предусмотренных программным материалом, которые требуется запомнить и воспроизвести. Для этого использую различные виды заданий
-
Задания свободного изложения, которые характеризуются отсутствием ограничений в ответах по сути задания при строгом соблюдении требования однозначности правильного ответа (в форме вписывания словосочетания, фразы, предложения).
Впиши правильный ответ:
-
Имя существительное – это __________________________________.
-
Окончание – это изменяемая часть слова, стоящая после корня и служащая для __________________________.
-
Задания-дополнения, в которых учащимся предлагается один возможный вариант ответа, который необходимо вписать в форме слова-ответа, символа или знака.
-
Вставьте нужное слово.
Предлоги со словами пишутся __________, а приставки ___________.
-
Дополни предложение, словом из словаря.
Бабушка набросила на плечи теплый _________.
-
Задания с альтернативным типом ответа предлагают наличие двух вариантов ответов (да – нет, правильно – неправильно) и способствуют выявлению уровня усвоения сложных развернутых определений, правил. Этот вид заданий используется для выявления таких показателей, как умение определять назначение фактов, подводить под понятие, устанавливать причину.
Подчеркни правильный ответ.
-
Суффикс служит для образования новых родственных слов.
Да. Нет
-
Между предлогом и другими словами можно вставить какое-нибудь слово, а между приставкой и словом – нельзя.
Да. Нет
Подчеркни верное утверждение.
-
Глагол – это часть речи.
-
Глагол – это часть слова.
-
Глагол – это часть предложения.
-
Задания на восстановление соответствия предусматривают смысловое соединение элементов двух списков, где какому-либо слову, символу, фразе в одной колонке необходимо найти ответ в другой колонке. Задания этого вида могут состоять из двух следующих друг за другом частей, между пунктами которого также требуется установить соответствие. Главное преимущество заданий-соответствий – компактная форма, которая дает возможность в относительно короткое время проконтролировать усвоение большого количества учебного материала.
Соедини линиями слова и вопросы, на которые они отвечают:
бегун улыбался цветок милый заснул высокая | что делал? какой? кто? что сделал? что? какая? |
Тестовые задания с множественным выбором я использую в случае, если нужно проконтролировать усвоение знаний учащимися по некоторым показателям – не только воспроизведение, но и более комплексные умения. Этот вид заданий обычно состоит из собственно задания и списка ответов на него (наиболее рациональным считается набор из 4–5 ответов). Ответ ученика заключается в выборе того варианта из предложенного набора, который, по его мнению, является наиболее правильным, лучшим или единственным в решении поставленной задачи или вопроса. Так при изучении темы “Состав слова” дети выполняют следующие задания:
Выбери правильный ответ и обведи кружком.
Окончание служит для:
-
Образования новых родственных слов;
-
Связи слов в предложении;
-
Узнавания родственных слов.
3.3. Тестирование по русскому языку.
Мною были составлены варианты тематических тестов по русскому языку по учебнику Т.Г. Рамзаевой с использованием различных тестовых заданий. Речь идет не о том тестировании, которое фиксирует рейтинг достижений учащихся при завершении учебной четверти или учебного года, а о тестировании как о средстве контроля за состоянием знаний и умений учащихся по вопросам, имеющим ключевое значение для изучения нового материала. При этом можно удачно сочетать тест, направленный на проверку знаний и умений учащихся, с упражнениями по актуализации (и коррекции в случае необходимости) этих знаний и умений, т.е. оптимально совмещать контроль и последующее повторение.
Тесты предлагаются детям двух вариантов, причем второй вариант – усложненного вида.
Пример.
I вариант.
1. Отметь «х» слова, в которых после ш пишется и.
1. ш…рик 2. ёрш… 3. душ…стый 4. ш…мный 5. ш…шка
2. Отметь «х» слова с проверяемой безударной гласной в корне.
1. декабрь 2. лесной 3. звезда 4. летать 5. герой
3. Отметь «х» слово с ошибкой.
1. берега 2. дожди 3. наваднение 4. катить 5. морской
4. Отметь «х» слова, в которых после ч пишется а
1. ч…деса 2. ч…йка 3. ч…лан 4. галч…та 5. ч…ж
5. Отметь «х» слова, в которых в корне пишется буква д
1. мё[т] 2. кро[ т] 3. огоро[т] 4. тор[т] 5. мос[т]
6. Отметь «х» слова, в корне которых пропущена буква о
1. с..довник 2. д…ждливый 3. стр…на 4. под…рить 5. тр…пинка
7. Отметь «х» слова, в корне которых пишется буква ж
1. доро[ш]ка 2. бро[ш]ка 3. варе[ш]ка 4. ча[ш]ка 5. малы[ш]кА
8. Отметь «х» слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне»
1.честный 2. веселый 3. холодный 4. поздний 5. гибкий
9. Отметь «х» все слова с ошибками.
1. наехал 2. вьюн 3. сёжился 4. объявление 5. подьём
10. Отметь «х» слова, где в приставках пишется о
1. н…лететь 2. п…бежать 3. п…дплыть 4. з…крыть 5. н…дрезать
11. Отметь «х» слова с ошибочным написанием суффиксов.
1. львёнок 2. бельчёнок 3. арбузик 4. кармашек 5. радость
12. Отметь «х» отдельное написание.
1.( на)певать 2. (у)летать 3. (на)берегу 4. (у)крыльца 5. (не)жный
13. Отметь «х», в каких словах надо писать ь
1. солов…и 2. сквореч…ник 3. хищ…ник 4. грибоч…ки 5. воз…му
14. Отметь «х», какие слова нельзя разделить на слоги для переноса.
1. лебеди 2. клён 3. ёлка 4. юла 5. сосна
I I вариант.
1. Отметь «х» слова, в которых после ж пишется и.
1. этаж… 2. Ж…ня 3. ж…вой 4. пруж…на 5. ж...ркий
2. Отметь «х» слова, с проверяемой гласной в корне.
1. рисунок 2. листок 3. синеть 4. ужин 5. удивление
3. Отметь «х» слово с ошибкой
1. домишко 2. капелька 3. молодой 4. накармить 5. веселить
4. Отметь «х» слова, в которых после щ пишется а.
1. рощ… 2. щ…чка 3. щ..вель 4.тащ… 5. щ…пка
5. Отметь «х» слова, в корне которых пишется буква г.
1. бере[к] 2. като[к] 3. кусо[к] 4. пиро[к] 5. звоно[к]
6. Отметь «х» слова, в корне которых пишется буква о.
1. тр…винка 2. к…чать 3. в…лна 4. ч…совой 5. п..левой
7. Отметь «х» слова, в корне которых пишется буква б.
1. кре[п]кий 2. ю[п]ка 3. ро[п]кий 4. тро[п]инка 5. ша[п]кА
8. Отметь «х» слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне».
1. резкий 2. местный 3. морозный 4. грустный 5. длинный
9.Отметь «х» все слова с ошибками.
1. вьюга 2. съехали 3. сьел 4. подезд 5. заявление.
10. Отметь «х» слова, где в приставках пропущена буква а.
1. з…пасать 2. п…дбежать 3. н…дпилить 4. п..дплыть
5. п…встречать
11.Отметь «х» слова с ошибочным написанием суффиксов.
1. бантик 2. тигрёнок 3. часочек 4. билетек 5. ясность
12. Отметь «х» раздельное написание.
1. (от)мороза 2.(от)крывать 3.(у)дома 4. (у)бегать 5. (не)бесный
13. Отметь «х», в каких словах надо писать ь.
1.лодо…ка 2.ден…ки 3.барабан…щик 4. яблоч…ный 5. руч…и
14. Отметь «х», какие слова нельзя разделить на слоги для переноса.
1. голова 2. яма 3. слон 4. поёт 5. ручка.
3.4. Тестирование по математике.
Приведу примеры с заданиями, которые использую в тестах школьных достижений по математике учащимися начальной школы
Задачи открытого типа:
1. Впишите вместо * нужный знак:
2 * 5 = 10, 5 * 3 = 2, 6 * 2 = 8, 4 * 9 – 5, 7 = 8 * 1 и т.д.
2. Треугольник это фигура имеющая ….. угла.
3. Фигура, имеющая четыре равные стороны называется ……
и другие.
Задачи закрытого типа:
1. Сколько углов имеет треугольник:
А. два, Б. три, В. четыре, Г. пять.
2. Выбери правильный ответ: 2+5 = …
А. 6, Б. 8, В. 7, Г. 9.
3. Фигура, имеющая четыре равные по длине стороны называется:
А.четырехугольником, Б. квадратом, В. прямоугольником, Г. треугольником.
4. Запиши общее название для множества:
5. Правильно ли выполнено вычисление. Подчеркни правильный ответ:
3 + 4 = 8
ДА НЕТ
Задания исключения лишнего:
1. Вычеркни лишнюю фигуру:
2. Вычеркни лишнее число:
10 1 2 4 6 8
Задания "последовательности":
1. Продолжи ряд:
Задачи соответствия:
1. Соедини стрелками соответствующий элемент множества: треугольники; квадраты; круги; цветы; числа
Фактические данные о формировании интеллекта ребенка говорят о том, что ему в это время не только не «чужды» свойства объектов, описываемые посредством понятий «объект», «отношение», «структура», но последние сами органически входят в мышление ребенка.
3.5.Тестирование по чтению.
Для организации текущей и итоговой проверки и оценивания результатов обучения по чтению я также провожу тестирование.
Приведу примеры тестовых заданий.
I вариант.
1. Отметь произведение фольклора.
1.рассказ 2. сказка 3. стихотворение
2. Отметь фамилию писателя, который писал рассказы о детях.
1. В. Чаплина 2. В. Сутеев 3. Н. Носов
3. Отметь пословицу.
1. Купи кипу книг.
2. Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет.
3. Грамоте учиться, вперед пригодиться.
4.Отметь фамилию зарубежного сказочника.
1. А. Пушкин 2. Х. Андерсен 3. К. Чуковский
5. Отметь имя героя «Сказки о царе Салтане» А.Пушкина.
1. дядя Миша 2. князь Гвидон 3. Красная Шапочка.
6. Отметь, из какого произведения этот отрывок.
Хмурая, дождливая А. Барто «Весенняя гроза»
Наступила осень. А. Блок «Зайчик»
Всю капусту сняли. Я. Аким «Мой верный чиж»
Нечего украсть.
7. Подчеркни лишнее слово
Стихотворение, рассказ, сказка, герой, загадка
8. Дополни предложение. Отметь ответ.
Н.Носов, В.Дранунский, Л.Пантелеев писали рассказы…
1. о животных 2. о детях 3. о природе
9. Какая русская народная сказка не начинается словами «Жили-были»? Отметь ответ.
1. «Привередница» 2. «Кот, петух и лиса» 3. «Терёшечка»
10.В каком произведении говорится о любви к животным? Отметь ответ.
1. Н.Носов «Фантазёры»
2. Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
3. В.Драгунский «Что любит Мишка»
I I вариант
1. Прочитай. Что это? Отметь ответ.
Умный не тот, кто много говорит, а кто много знает.
1. загадка 2.пословица 3. скороговорка 4. потешка 5 считалка
2. Отметь фамилии авторов, написавших рассказы о природе.
1. И.Соколов-Микитов 2. А.Барто 3. Г.Скркбицкий 4.И.Крылов 5. Н.Носов
3.Дополни предложение одним общим словом, выбрав ответ.
И.А.Крылов и Л.Н. Толстой писали...
1. рассказы 2. былины 3.басни
4. Прочитай. Что это? Отметь ответ.
Что обозначает само это загадочное слово – Русь?
Короткое – в один слог всего! - а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности навеки осталось с нами.
Русь. Русские. Россия. Россияне.
- Что такое Русь?
Русь – это страна, где много рек и озер, а русский – это человек, живущий у воды.
1. начало рассказа 2. мораль басни 3. былина
5
. Прочитай. Укажи рифмующиеся слова.
В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. По утру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья с горы ледяной.
6. Прочитай. Подчеркни название произведения (фамилию автора и заголовок).
Три товарища.
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь, - спросил Коля.
- Завтрак потерял…
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко еще!
- А где ты его потерял? – спросил Миша.
- Не знаю…- тихо ответил Витя и отвернулся.
- Ты, наверное в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу.
- Бери, ешь!
7. О чем или о ком говориться в рассказе В.Осеевой «Три товарища»? Отметь ответ.
1. о детях 2. о природе 3. о животных
8. какая пословица подходит к рассказу В.Осеевой «Три товарища»? Отметь ответ.
1. друзья познаются в беде.
2. землю красит солнце, а человека – труд
3. семь раз отмерь, один раз отрежь
9. Прочитай отрывки из басни. Подчеркни мораль.
1. Кто виноват из них, кто прав – судить не нам,
Да только воз и ныне там.
2. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
10. Прочитай имена, отчества, фамилии писателей. Подчеркни и исправь ошибку.
1. Лев Николаевич Толстой
2. Александр Сергеевич Пушкин
3.Иван Сергеевич Крылов
3.6. Тестирование по окружающему миру.
На уроках я применяю задания закрытого и открытого типа.
Задания закрытого типа.
1.Задания альтернативных ответов. Инструкция. Подчеркни “да” или “нет”. (Если ты согласен с утверждением – “да”, а если не согласен – “нет”.)
1.Солнце-это небесное тело.
Да. Нет.
2.Солнце имеет круглую форму.
Да. Нет.
3.Солнце- это раскалённое тело.
Да. Нет.
4.Солнце вращается вокруг Земли.
Да. Нет.
5.Солнце вращается вокруг оси.
Да. Нет.
6.Солнце- это звезда.
Да. Нет.
Ответ. 1.Да. 2.Нет. 3.Да. 4.Нет. 5.Да. 6.Да.
2.Задания множественного выбора. Форма представления заданий:
Вопрос (утверждение).
Пример 1.
Инструкция. Подчеркни слово, соответствующее правильному ответу.
Вопрос. Какое небесное тело находится в центре Солнечной системы?
Земля. Солнце. Луна.
Ответ. Солнце.
Пример 2.
Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному ответу. Найди несколько правильных ответов.
Вопрос. Какие движения совершает Земля?
А). Вращение вокруг Солнца.
Б). Вращение вокруг Луны.
В). Вращение вокруг оси.
Ответ. А) и В).
3. Задания на восстановление соответствия. Инструкция. Соотнеси написанное в первом и во втором столбиках. Соедини стрелками соответствующие понятия.
Вопрос. Солнце. Планета.
Луна. Спутник.
Земля. Звезда.
Ответ. Солнце-звезда, Луна-спутник, Земля-планета.
4. Задания на установление правильной последовательности.
Инструкция. Расположи в правильной последовательности. Запиши в нужном порядке.
Вопрос. Следующие небесные тела в порядке увеличения их величины.
Земля 1. Луна 2. Солнце 3.
Ответ. 1.Луна 2.Земля 3.Солнце.
Задания открытого типа.
1.Задания свободного изложения. Инструкция. Закончи предложение.
Вопрос. Когда Земля вращается вокруг Солнца, то происходит смена … .
Ответ. Времён года.
2.Задания-дополнения (с ограниченным ответом). Инструкция. Впиши пропущенное слово.
Вопрос. Растения, животные и человек – это ….. природа.
Ответ. Живая.
3.7. Использование тестов на разных этапах урока.
В своей работе я использую тесты трех видов.
В начале изучения темы дается входной тест. Он направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации. Этот тест позволяет не только определить, в какой степени школьники подготовлены для более глубокого усвоения очередной порции учебного материала, но и судить о том, какие меры следует принять для ликвидации пробелов. Например, перед изучением темы “Имя существительное” в 4 классе учитель должен быть уверен, что его ученики владеют следующими базовыми знаниями:
-
Определение понятия;
-
Род имени существительного;
-
Число имени существительного;
-
Правописание ь на конце имен существительных женского рода после шипящих;
-
Падежи имен существительных
Внимательный анализ результатов теста позволяет определить, где, и, самое главное, почему могут в дальнейшем возникнуть трудности с усвоением нового материала. Кроме того, диагностическое тестирование может способствовать обоснованному, мотивированному отбору материала для предварительного повторения с учащимися перед изучением новой темы. Непосредственно после диагностирующего тестирования нужно сообщить учащимся правильные ответы на каждое задание. После анализа ошибок я могу осуществить эффективное, своевременное повторение того материала, на который опирается следующая порция новой информации.
После изучения нового материала провожу промежуточный тест, но перед решением основных, типовых задач на применение полученных знаний. Основной целью этого тестирования является проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов, так как продуктивного творческого обучения не может быть на пустом месте, без репродуктивных тренировок. Правильность своих ответов ученик может проверить, открыв нужную страницу школьного учебника. При этом осуществляется наиболее эффективная, целенаправленная корректировка знаний учащихся.
Для заключительного контроля предназначены тесты третьего вида. Их я использую после того, как уже проведены тренировочные упражнения на применение новых знаний. В такой тест включены вопросы для определения глубины теоретического материала, а не для его простого репродуктивного воспроизведения.
Тесты я применяю не только при индивидуальной работе, но и при работе учащихся в группах, в парах.
4. Заключение.
Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету. Работая в классе, где учатся дети с разным уровнем знаний по предмету, я сделала вывод, что особенно удачно выполняют тесты дети со слабой подготовкой. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Используя тесты на уроке, как одну из форм контроля за знаниями учащихся, можно сказать, что тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном те тесты, которые я применяю в работе, представляют собой задания творческого характера, направленные на формирование у учащихся таких приемов умственной деятельности, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация, аналогия. Они позволяют мне организовывать на уроках русского языка деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, логического мышления. Таким образом, применяемый мною подход позволяет использовать в едином комплексе тестовый контроль и традиционные методы повторения и коррекции знаний. При этом сочетании “новых” методов со “старыми” позволяет осуществлять преподавание наиболее оптимально.
Очевидно, что введение новых методов обучения и контроля знаний, особенно в начальных классах средней школы поможет учащимся быстрее освоиться в обновляющейся образовательной среде.
При введении тестов в начальном звене школы ребенок тем самым овладевает понятийным мышлением, что приводит его к овладению научных понятий формируемых в процессе обучения. Таким образом, надо использовать тесты, включающие образовательные задания, соответствующие уровню мышления учащихся начальных классов, которые он использует в процессе усвоения изученного материала. Из сказанного выше, можно выделить для учащихся начальной школы тесты, которые основываются на понятийном обучении, так как именно это обучение ближе для детей младшего школьного возраста.
В течение нескольких лет я использую метод тестирования на всех предметах, изучаемых в начальной школе. В результате у учащихся успешно формируются общеучебные умения и навыки. Использование тестовых заданий позволяет мне добиться хороших результатов в обучении учащихся.
Анализируя использование тестового контроля, я пришла к выводу о том, что дети лучше справляются с этим видом деятельности, нежели с другими. Тесты повышают качество знаний.
24