Перевалова Т.И., учитель математики
МОУ Каленовская СОШ
Тестирование – как метод педагогического контроля
В ФГОСе на одной ступени с обязательным минимумом содержания образования и требованиями к уровню подготовки учащихся обосновываются подходы к разработке способа проверки и оценки выполнения учащимися требований стандарта в современных условиях. Содержание требований становится основным критерием оценки образовательных результатов. Одной из современных технологий контроля и проверки учебных результатов учащихся может служить - тестовая технология.
Введение ЕГЭ по математике в 11-х классах и новой формы государственной аттестации в 9-х классах показало необходимость перемен в традиционных педагогических технологиях, во всех формах обучения математике и в осуществлении контроля за уровнем подготовки учащихся. Одним из особенностей новых форм аттестации является использование тестовой технологии, которая позволяет увеличить число вопросов, выносимых на экзамен, разнообразить виды заданий, проверяя тем самым более широкий круг знаний и умений учащихся. Поэтому одной из задач учителя математики является внедрение тестовой технологии в учебный процесс. Очень важным компонентом современной технологии является ТЕСТ, как инструмент измерения уровня знаний и сложности заданий. В 5 – 6 классах тесты воспринимаются большинством учеников, как своеобразная игра. Тем самым снимается целый ряд психологических проблем – страхи, стрессы, нервные срывы.
При подготовке к итоговой аттестации учащихся по математике в новой форме использую следующие приемы: 1. Проведение математических диктантов. 2. Использование на уроках для устной разминки задания первой части ОГЭ . 3. Проведение устных и письменных тестов (с выбором ответов). 4. Формирование умения рассуждать по тестовым вопросам двумя путями: а) от вопроса к ответам; б) от предлагаемых ответов к вопросу методом исключения неверных ответов. 5. Формирование навыков техники сдачи тестов (самоконтроль времени, оценка трудности заданий и разумный их выбор, прикидка границ результатов, подстановка как прием проверки, метод исключения неверных ответов, «спиральное» движение по тесту). 6. Проведение самостоятельных, зачетных и контрольных работ в форме тестов. 7. Проведение тестовых диагностических работ, которые направлены на выявление освоения отдельных предметных операций с целью их дальнейшей коррекции, как со стороны самих учащихся, так и самим учителем.
Виды тестов:
-Тестовые задания предполагают верное заполнение пропусков в утверждениях, формулировках определений и правил здесь же в тексте (задания открытой формы). Эти задания в основном направлены на контроль степени овладения уч-ся обязательным теоретическим учебным материалом и понимания смысла изученного на репродуктивном уровне. Эти тестовые задания могут быть успешно использованы при изучении учебного материала (изучение и одновременное заполнение пропусков) с последующей проверкой. Кроме того, этот вид тестовых заданий может быть использован для проведения математического диктанта.
-Второй вид тестовых заданий – установление истинности или ложности сформулированного утверждения. Эти задания в основном направлены на контроль усвоения изученного учебного материала на продуктивном уровне и могут быть использованы при первичном закреплении изученного в письменной, устной или форме. При работе с этим видом тестовых заданий можно предложить отметить условным знаком в тексте порядковый номер задания, утверждение в котором истинно.
-Третий вид тестовых заданий предполагает выбрать из нескольких предложенных возможных ответов один, иногда несколько правильных (задания закрытой формы). Эти задания направлены в основном на контроль умения уч-ся применять полученные знания на практике и работать с ними можно в устной и письменной формах.
-Четвертый вид тестовых заданий предполагает получение числового ответа в задаче. Поэтому в формулировке заданий обычно вводится дополнительное требование, определяющее, какое именно решение необходимо выбрать из совокупности полученных (найти наибольшее, наименьшее целое значение х, удовлетворяющее определенному условию или системе условий; найти больший, меньший корень уравнения; найти решение (х;у) системы уравнений, в ответе записать х + у, х – у, х : у, х · у и т.п.)
-Пятый вид тестовых заданий - задания на соответствие. Каждому элементу левого столбца, верно, соответствует один, иногда несколько элементов правого столбца. Причем в правом столбце элементов больше, чем в левом столбце.
- Шестой вид тестовых заданий – задания на установление правильной последовательности. В этих заданиях предлагается какая-либо последовательность действий в случайном порядке. Он должен слева от каждого действия вместо прочерка проставить его порядковый номер в верной, по мнению ученика, последовательности.
-Седьмой вид тестовых заданий предполагает запись последовательного, обоснованного и четкого решения.
Тестовые задания могут быть различной степени сложности.
I и II уровни - начальные; они соответствуют первому (“фактическому “) уровню знаний, который заключается в накоплении “фонда знаний”, состоящего в основном из фактов. При решении учащиеся ограничиваются приведением единичных фактов, дают заученные характеристики терминов и явлений. Пример: Какая из данных функций является показательной?
III уровень - операционный; он заключается в умении осуществлять простейшие логические операции по готовому образцу и характеризуется образованием ассоциаций и наличием связи между знаниями, усвоенными в пределах одной главы или одного раздела. Пример: Решите уравнение.
IV уровень - аналитико-синтетический; достигнув его, учащиеся проявляют умение обобщать, дифференцировать устойчивые знания, связывать ранее изученное с новыми знаниями, выделять главные идеи, основные положения темы, раздела, вскрывать разнообразные связи и проводить аналогии. Пример: Найдите сумму корней уравнения
V уровень - творческий; он требует переноса знаний в новые ситуации, создание нестандартных алгоритмов познавательных и практических действий.
В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции:
Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.
Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.
Диагностическая функция заключается в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок.
Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей.
Ориентирующая функция заключается в получении информации: насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал отдельным учеником и классом в целом. Контроль помогает учащимся лучше узнать себя, оценить свои знания и возможности.
Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у обучащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.
Примеры
1.Упростите выражение
.
2)Найдите значение выражения
14 а+14 в, если а+в=14
Ответы: а)338; б)28; в)196.
2. Тест с многозначным ответом. В варианты ответа может быть внесено более одного верного ответа, но в разных видах. Либо среди ответов может не быть верных. В результате каждому заданию должны быть выставлены номера правильных ответов или прочерк.
1)Дано уравнение прямой У= -2х+3, какие из точек принадлежат этой прямой. Указать не менее двух вариантов.
а) А(2;-2) б) В(-1;5) в) С(3;0) г)D(-2;7) д)F(3;-2)
2)Какая из перечисленных ниже функций является общим видом первообразной для функции f(x) = -х-4х3: 1) F(x)= –х2-х4 2) F(x) = –0,5х2-х4 ; 3) F(x) = –0,5х2-х4 +3;
а) 1 б) 2; в) 3; г) нет верного ответа
3. Тесты на дополнение. В этих тестах задания оформляются с пропущенными словами или символами. Пропущенное место должно быть заполнено учащимися.
1)Заполните пропущенные места в тождестве
.
2)Если в каждой точке интервала (а;b) производная функции у=f(x) отрицательная, то функция на этом промежутке ___________.
3)Если при переходе через стационарную точку производная меняет знак с «+» на
«-», то
4. Тесты перекрестного выбора. В них предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним. Количество ответов рекомендуется планировать несколько больше, чем заданий. В результате учащийся должен предоставить цепочку ответа. Эти тесты могут быть однозначными и многозначными.
1)Каким углам соответствуют следующие описания:
1
. Ð 1 и Ð 2 а) вертикальные;
2. Ð 8 и Ð 4 б) смежные;
3. Ð 6 и Ð 4 в) односторонние;
4. Ð 5 и Ð 8 г) накрест лежащие;
5. Ð 1 и Ð 3 д) равные;
6. Ð 1 и Ð 8 е) в сумме дают 180°.
5.Тесты идентификации. Аналогичны (4). В них используются графические объекты или аналитические описания.
1)Проведи линии соответствия:
Двузначное число Четырехзначное число Семизначное число
98 1 230 764 5 003
2) Какая из изображенных ниже графиков является графиком четной функции?
Оценка выполнения тестовых заданий |
отметка «5» (86-100%). | Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов |
отметка «4» (71-85%). | Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов |
отметка «3» (60-70%). | Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний |
отметка «2» (менее 60%). | Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня |
Тесты оживляют процесс обучения, а простота, краткость условий заданий и однозначность ответа на них не отталкивают учащихся, к тому же тестовые задания позволяют проверить большой объём изучаемого материала, экономя время, затрачиваемое на опрос.
Литература
Аванесов В.С. Основы педагогической теории измерений / В.С.Аванесов // Педагогические Измерения, 2004. - №1. С. 15-17с.
Кабанова Т. А., Новиков В. А. Тестирование в современном образовании. Уч. Пособие. — М.: Высшая школа, 2010.
Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. М: Интеллект-Центр, 2002.
Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Педагогическое тестирование как измерение. Ч.1. — М.: Центр тестирования МО РФ, 2002.
Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Уч. Пособие. — М.: Логос, 2002.
http://luizaname.chat.ru/T/nachalo.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Википедия - свободная энциклопедия.
http://www.uroki.net/
4