Тестирование студентов
В соответствии с графиком работы воспитателя на 2018 – 2019 уч. год в Хоронхойском филиале ведется работа со студентами и вместе с этим ряд тестирований.
Работа воспитателя со студентами по выявлению типа темперамента.
Проведено тестирование по изучению характерологических особенностей студентов. Тест опросника Айзенка (темперамент), среди студентов 1курсов ГБПОУ «БРТСиПТ» Хоронхойский филиал
После проведенного исследования, выявлены студенты с различными видами темперамента: меланхолик; холерик; сангвиник; флегматик.
У каждого человека имеются такие качества личности, которые, будучи достаточно устойчивыми, почти не изменяются в процессе жизни. Их особенности обусловлены биологической организацией нервной системы. Индивидуальные особенности, присущие только данному человеку, и образующие психологическую почву, на которой вырастают свойства личности, называют темпераментом.
Обычно у человека преобладают черты какого-либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственные другому темпераменту.
Темперамент нельзя оценивать как хороший или плохой. Каждый темперамент имеет свои отрицательные и положительные проявления.
Особенности проявления типов темперамента студентов в учебном процессе
Сангвиники и холерики не отличаются склонностью к регулярной и систематической работе, любят экспромт, предпочитают работу сразу начисто, без черновиков и других каких-либо подготовительных действий, предпочитают короткие фразы, могут работать в шуме, начинают работу с легкого, всегда готовы на штурм, мобилизацию сил, уверены в себе, нередко решают и действуют по интуиции. В начале обучения они находятся в более выигрышной ситуации.
Меланхолики и флегматики тщательно планируют, проявляют регулярность в работе, любят черновик, конспект, предварительные записи. На уроке таким студентам важна тишина, одиночество, они любят проговаривать про себя свои возможные ответы. В работе начинают с трудных заданий. Эти студенты плохо переносят штурм, риск, неожиданные ситуации, не уверенны в правильности своих ответов.
Рекомендации педагогам.
Нужно не пытаться менять темперамент студентов, а помогать им преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны.
Так, холерик должен использовать такие свои положительные качества, как активность энергичность и сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную неустойчивость. От обучающихся – холериков нужно постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить, что холерик не любит однообразной кропотливой работы при этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль за поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это только усиливает его возбуждение.
На обучающихся – меланхоликов надо воздействовать мягко, тактично, чутко, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований еще больше затормаживает их, снижая работоспособность. На занятиях их нужно чаще спрашивать, создавать во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.
Внимание преподавателей должны привлекать обучающиеся – флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания, так как они спокойны и никому не мешают. У флегматиков следует развивать недостающие им качества – подвижность, активность, важно не допускать у них потери интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие, вялость, лень и апатию.
У сангвиников нужно воспитывать настойчивость, целеустремленность, усидчивость, доводить начатое дело до конца, серьезное отношение к учебе, труду, другим людям. Предостеречь их от переоценки себя и своих возможностей.
Анкетирование «Адаптация студентов – первокурсников»
Адаптация студентов 1 курса, является одним из самых сложных моментов жизни вчерашнего школьника. Связано это прежде всего с тем, что бывшие ученики не только переходят к новой системе образования, но и становятся членами нового, не знакомого для них коллектива. Многие студенты, так как оказываются в далеке от дома, проживают в общежитии , что также оказывает влияние на их психологическое состояние. В нашем общежитии
постоянно контролируется этот важнейший период, с целью создания более быстрого и менее тяжелого прохождения первокурсниками этого периода. Особую роль в этом процессе играют кураторы групп и весь педагогический и воспитательный состав учебного заведения.
В процессе адаптации студентов в нашем учебном заведении, можно выделить 4 этапа.
1 этап – формирование психологической базы с целью преодоления трудностей в период адаптации первокурсников к обучению.
2 этап – приспособление студентов к специфике обучения в филиале.
3 этап – адаптация студентов к специфике обучения в филиале.
4 этап – подведение первичных итогов об адекватности собственного поведения в группе и правильности профессионального выбора.
Каждый из перечисленных этапов требует достаточного нервно-психического напряжения студентов. Именно поэтому актуальность проблемы психолого-педагогической поддержки студентов нового набора в период адаптации определяется трудностями, возникающими у студентов в связи с началом обучения в филиале.
Сделав анализ проведенного анкетирования, можно сделать вывод, что адаптировались к условиям обучения после 1 семестра, не все студенты.
Основная масса студентов полностью адаптируется в условиях учебного заведения в течение 1 семестра 2 курса, что соответствует среднестатистическим данным по другим учебным заведениям среднего профессионального образования.
Работа воспитателя по выявлению интересов студентов.
Рассматривая вопросы касающиеся современной системы семейного воспитания, нельзя не коснуться вопросов которые неразрывно связаны как с семьей, так и с жизнью студентов в не семейного очага и после того, как учебные занятия уже закончены. То есть как нам воспитателям , так и родителям наших студентов интересно знать, чем занимаются дети во внеурочное время.
Проведено исследование «Диагностика сфер интересов студентов».
Исследование проведенное в общежитии проводилось в двух направлениях:
1. Какие интересы Вы реализуете вне занятий в стенах учебного заведения.
2. Чтобы Вы хотели видеть в учебном заведении для реализации своих интересов.
В исследовании участвовали студенты Хоронхойского филиала
Что же такое интересы?
Интересы – это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.
Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью, жажду этой деятельности, Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.
Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Интересы можно выразить формулой «хочу знать», а склонность – «хочу сделать».
Сделав анализ, проведенного исследования в области интересов студентов во внеурочное время можно сделать вывод, что студенты нашего техникума имеют достаточно высокий потенциал в этой области. Но многое из того что для них интересно они просто не могут реализовать, как по объективным, так и по субъективным причинам.
Работа воспитателя по выявлению употребления наркотических средств.
Проведено анкетирование «Наркотики и подросток» среди студентов 1 курсов .По результатам, проводятся беседы со студентами, нуждающимися в коррекционной работе.
Работа воспитателя по выявлению уровня самооценки.
Проведено тестирование студентов 1 курсов .Изучение уровня самооценки (адекватная, завышенная, низкая).
Сделав анализ, можно сделать вывод, что у большинства студентов –адекватная самооценка. Но есть и студенты с завышенной самооценкой, на которых нужно обратить внимание нам всем.
Работа воспитателя по выявлению употребления алкогольных напитков и курению.
Проведено анкетирование «Выявление отношения студентов к употреблению алкогольных напитков и курению» среди студентов 1 курсов.
Результаты анкетирования, соответствуют среднестатистическим данным других средних специальных и высших учебных заведениях.
Другая работа воспитателя.
В течении всего периода проводятся:
- индивидуальные профилактические беседы с «трудными» студентами по профилактике девиантного поведения, по недопущению ими повторных правонарушений и т.д
- обсуждение индивидуальных трудностей (выработка позитивного отношения к временным неудачам)
- индивидуальная работа с детьми-сиротами (беседы, консультации)
- взаимодействие с педагогами по решению конфликтных ситуаций, возникающих в процессе работы со студентами.
- проводится индивидуальная работа со студентами, нарушающими правила проживания в общежитии (неадекватное поведение; распитие спиртных напитков и т.д) во взаимодействии с комендантом общежития.
Воспитатель: Немчинова Р.Н