Муниципальное общеобразовательное учреждение «Каракульская средняя общеобразовательная школа» |
Тестовая диагностика как форма аттестации младших школьников по русскому языку |
(Из опыта работы. Доклад на школьном методическом объединении учителей начальных классов) |
|
Вайгель Татьяна Павловна, учитель начальных классов |
2019 |
Актуальность. Введение ФГОС в начальной школе предъявляет определенные требования к проверке результатов обучения, которая должна установить готовность учащихся к восприятию нового учебного материала, проверить у них уровень формирования представлений и понятий, выявить возможность дальнейшего продвижения их в обучении.
Это возможно за счет использования тестирования, получившего в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования.
Тесты как одна из форм контроля заслуживают дальнейшего изучения и применения их на практике по целому ряду положительных характеристик:
быстрота поверки выполненной работы;
оценка достаточно большого количества учащихся;
возможность проверки теоретического материала;
проверка большого объема материала малыми порциями;
объективность оценки результатов выполненной работы.
Цель работы по данной теме самообразования— выявление педагогических условий для успешного использования тестов как формы контроля над качеством обученности младших школьников.
Для её достижения решаю следующие задачи:
Освещение теоретических аспектов характеристики тестирования как эффективной формы контроля.
Исследование эффективности применения тестовой компетенции обучающихся как средства контроля в образовательном процессе.
Развитие способности к самостоятельному поэтапному прогнозированию действий контроля по достижению цели.
Развитие способности обучающихся управлять познавательными процессами (вниманием, памятью, мышлением, воображением) в соответствии с учебными задачами.
Основные понятия. Орфографический навык — действие сложное, которое формируется на основе целого комплекса знаний и умений. При этом необходимо строгая взаимосвязь между всеми компонентами, образующими фундамент того или иного навыка. Только при этом условии учащийся могут использовать теоретические знания для обоснования написания слова, то есть действовать сознательно.
Использование тестов с элементами самоконтроля позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу. Работа с тестовыми заданиями помогает изучать личностные особенности каждого ученика и продуктивнее индивидуализировать учебный процесс. Выполнение детьми тестовых заданий и последующий их анализ учителем способствует творческому росту педагога, т.к. требуют от него поиска новых подходов в обучении и особенно в индивидуальной работе. Умение ребёнка самостоятельно сопоставлять результаты выполненных заданий с особенностями производимых действий свидетельствуют о том, что исходные виды самоконтроля у младшего школьника сформированы
Тест по русскому языку – это контрольно – тренировочное задание (или система заданий) в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата и позволяет выявить уровень языковой (лингвистической) или речевой (коммуникативной) компетенции тестируемых.
Приступая непосредственно к работе по теме, я проанализировала педагогическую и методическую литературу и сделала вывод: на уроках в начальной школе используют разные виды тестов.
По форме:
- тесты закрытого типа (задания с выбором верного ответа из набора предлагаемых);
- тесты открытого типа (ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым);
-тесты комбинированного типа (задания с выбором и вводом правильного ответа).
По способу предъявления:
- с предъявлением готового ответа;
- с предъявлением ответа в краткой форме;
- с предъявление развернутого ответа.
По цели назначения:
- первичное закрепление;
- контроль УУД;
- разминка в начале урока;
- тренажер.
По видам тестовой деятельности:
- самостоятельная работа;
- контрольная работа;
- фронтальный устный опрос;
- тренировочная работа;
-зачетная работа;
- индивидуальный опрос по карточкам;
- заполнение пропусков;
- сопоставление явления (события) и его характеристики;
- распознавание понятия;
- составление последовательности.
По месту использования (этапы урока):
- актуализация УУД;
- первичное закрепление УУД;
- упражнения;
- контроль УУД.
По объему содержания и времени проведения (контроль УУД):
- стартовый контроль;
- тематические тесты;
- итоговый контроль;
- промежуточная аттестация;
- итоговая аттестация.
Преимущества тестирования известны: это стандартизированность заданий, быстрота проведения работы и легкость ее оценки, возможность охватить тестированием большие группы учащихся.
Однако в силу своих недостатков (большая вероятность выбора ответов наугад или методом исключения, проверка лишь конечных результатов действия затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику ученика) тесты не могут служить основной формой контроля за качеством успеваемости учащихся.
При составлении тестов желательно использовать вопросы, проверяющие все основные знания и умения в соответствии с программными требованиями. Основная часть задания должна быть ориентирована на проверку достижения учащимися планируемых результатов обучения. В конце должны содержаться задания творческого характера, позволяющие проверить способность применять полученные знания в новой или измененной ситуации. Такая дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки поможет создать основу для загрузки слабых учащихся, обеспечивая их посильной работой и формируя положительное отношение к учебе.
Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению их на практике.
Для выявления орфографической грамотности учеников начальных классов было проведено тестирование и анкетирование (Приложение 1) в 2-4 классе МОУ «Каракульская СОШ».
На основе анализа результатов работ детей, было выявлено три уровня орфографической грамотности: высокий, средний и низкий.
К высокому уровню сформированности орфографической грамотности, относятся дети, которые не допустили ни одной ошибки.
Средний уровень предусматривает наличие не более трех ошибок в тексте.
Низкий уровень предусматривает наличие 5 и более ошибок.
Таблица 1. Результатов уровней сформированности орфографической грамотности школьников начальных классов (2018).
Таким образом, на основе полученных результатов сделала вывод, что возможной причиной недостаточно высоких результатов может быть незнание правил, а также несформированный навык орфографического самоконтроля. Для повышения уровня орфографической грамотности нужно проводить обучение на основе включения в уроки различных тестовых заданий и упражнений с элементами самоконтроля и коррекционной работы, основанной на них.
Приложение 1
Анкета
для учащихся начальной школы
Цель: определить уровень применения орфографических правил учащимися начальных классов на уроках русского языка.
Уважаемый ученик!
Просим Вас прочитать вопросы и кружком отметить варианты ответа которые вы считаете верны.
1. При работе над орфограммой, вспоминаю правило, объясняющее конкретное написание, и определяю вид орфографической ошибки.
2. Устанавливаю возможную причину ошибки.
3. Устанавливаю способ исправления ошибки.
4. Если не могу сам обнаружить ошибку, то обращаюсь к соседу по парте, к учителю и с его помощью нахожу ошибку
5. Запоминаю правильное написание.
Благодарим за участие.
Ранжирование
ДА- 2б.
НЕТ-3б.
НЕ ВСЕГДА- 1б.
Высокий уровень:8-10 б. Средний:5-7б. Низкий:0-4б.
Результативность педагогического опыта. Анализируя предварительно свою работу по теме самообразования, могу сказать, что тестовые задания, направленные на развитие интеллекта учащихся, положительно влияют на отношение к процессу обучения в целом. У детей с применением тестовых заданий повышается интерес к учебным предметам.
Используя различные приемы тестового контроля в сочетании с традиционными формами текущего контроля, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.
Заключение
Анализируя использование тестового контроля, я пришла к выводу о том, что дети лучше справляются с этим видом деятельности, нежели с другими. Тестовый контроль повышает интерес обучающихся к предмету. Используя тестовые задания в своей практике, я проанализировала, что особенно удачно выполняют тесты дети со слабым уровнем обученности. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Тесты способствуют развитию у обучающихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их.
Таким образом, применяемый тестовый контроль и традиционные методы повторения позволяют осуществлять преподавание наиболее оптимально, доступно и познавательно. Я думаю, что тестовый контроль является инструментом учёта и прогнозирования качества образовательных услуг. Но применять этот вид контроля необходимо методически грамотно и разумно.