Обследование речи имеет огромное значение в логопедической практике. Тщательная и качественная диагностика способствует адекватной оценке структуры дефекта и степени выраженности нарушений, постановке правильного логопедического заключения, адекватному выбору методики и содержания коррекционной работы.
Необходимость создания данной методики обусловлена отсутствием тестовых материалов для обследования речи умственно отсталых детей. Существующие тестовые методики не ориентированы на обучающихся с ОВЗ.
Известно, что расстройства речи интеллектуально недоразвитых школьников носят стойкий характер и устраняются очень медленно, с большим трудом, сохраняясь вплоть до старших классов. Тестовый характер данного логопедического обследования позволяет проводить мониторинг устной речи и отслеживать даже незначительные продвижения в речевом развитии детей, сравнивать уровень развития речи по целому ряду направлений:
Данная методика обследования устной речи детей базируется на работах Трубниковой Н.М. «Структура и содержание речевой карты», Фотековой Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников», Кабановой Т.В. и Домниной О.В. «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3 – 6 лет с речевыми нарушениями». Материалы для обследования представлены в виде таблицы, что в значительной степени облегчает проведение обследования и подсчет результатов. Задания для обследования в значительной степени заимствованы из речевой карты Н.М. Трубниковой, т.к. они адаптированы для детей с интеллектуальным недоразвитием.
«Тестовая методика диагностики устной речи детей с интеллектуальным недоразвитием» включает в себя 12 основных направлений обследования речи. Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех заданий методики, равно 538. Максимально возможные баллы для каждого направления обследования представлены в таблице.
Каждое направление оценивается отдельно. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 538 балл принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычистить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 538. Аналогичным образом вычисляется процент успешности за каждое из 12 направлений обследования речи. Например, если наибольший балл за исследование общей моторики – 21, то суммарный балл, который набрал ребенок по данному направлению нужно умножить на 100 и полученный результат разделить на 21. Высчитанное таким образом процентное выражение методики соотносим затем с одной из четырех степеней успешности.
Ф.И. ребенка, класс _______________________________________________________________
№ п/п | Задание /Речевой материал | Набрано |
1. | Исследование общей моторики. | 18 баллов |
3 балла – выполнение правильное, последовательное, переключение не нарушено. 2 балла – повторяет все движения в правильной последовательности, но неуверенно, выражен поиск позы. 1 балл – нарушая последовательность выполнения. 0 баллов – выполняет неправильно, неуверенно, непоследовательно, забывает движения или отказывается от выполнения. |
1.1. | Исследование моторной памяти. |
| Подними руки вверх; покачай ими из стороны в сторону; помаши руками, как птицы, машут крыльями; присядь на корточки. | |
1.2. | Исследование произвольного торможения. |
3 балла – движения плавные, точные; двигательная реакция соответствует сигналу. 2 балла – движения лишены плавности, движения ног точные; двигательная реакция соответствует сигналу. 1 балл – движения лишены плавности и точности; двигательная реакция соответствует сигналу. 0 баллов – движения лишены плавности и точности; двигательная реакция не соответствует сигналу. |
| Маршируй и быстро остановись по хлопку. | |
1.3. | Исследование статической координации движений. |
3 балла – удержание позы свободное. 2 балла – удержание позы с напряжением, раскачиванием из стороны в сторону, балансированием. 1 балл – сходит с места, делает рывок в стороны, касается пола другой ногой. 0 баллов – падает; отказывается выполнять пробу. |
| Встань на одну ногу, вытяни руки вперед и закрыть глаза. Стой так пока я считаю до 5. | |
1.4. | Исследование динамической координации движений. |
3 балла – выполняет верно с 1 раза. 2 балла – выполняет верно со 2 раза. 1 балл – выполняет верно с 3 раза, напрягается. 0 баллов – чередование шага и хлопка не удается. |
| Шагай, чередуя шаг и хлопок. | |
1.5. | Исследование пространственной ориентации по подражанию. |
3 балла – знает стороны тела, знает ведущую руку, выполняет уверенно. 2 балла – не знает стороны тела, знает ведущую руку, выполняет уверенно. 1 балл – не знает стороны тела и ведущую руку, выполняет неуверенно. 0 баллов – не выполняет. |
| Пройди по кругу налево и встать в центр. Подними правую руку. | |
1.6. | Исследование темпа движений. | |
2 балла – темп нормальный. 1 балла – темп ускоренный, замедленный. 0 баллов – темп медленный, быстрый. |
| Хлопай в ладоши вместе со мной, а потом хлопай самостоятельно в том же темпе. | |
1.7. | Исследование чувства ритма. | |
1 балла – ритмический рисунок воспроизводит верно. 0 баллов - ритмический рисунок воспроизводит неправильно. |
| Похлопай в ладоши так же, как логопед. | |
2. | Исследование мелкой моторики. | 36 баллов |
2.1. | Исследование статической координации (удержание статической позы под счет до 15). |
3 балла – точное выполнение проб. 2 балла – скованность движений. 1 балл – напряженность, тремор, наличие синкинезий, гиперкинезов. 0 баллов – невозможность удержания созданной позы, невыполнение движения. |
2.1.1. | Распрями ладонь со сближенными пальцами на правой руке, затем на левой и на обеих руках одновременно. | |
2.1.2. | Распрями ладонь, разведи все пальцы в стороны на правой руке, затем на левой и на обеих руках одновременно. | |
2.1.3. | Выстави первый и пятый пальцы. | |
2.1.4. | Второй и пятый пальцы выпрями, остальные собери в кулак. | |
2.1.5. | Сложи первый и второй пальцы в кольцо, остальные выпрями. | |
2.1.6. | Положи третий палец на второй, остальные собрать в кулак. | |
2.2. | Исследование динамической координации (выполнение под счет 5-8 раз). |
3 балла – плавное, точное и одновременное выполнение проб. 2 балла – скованность движений, нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда). 1 балл – нарушение переключения от одного движения к другому, наличие синкинезий, гиперкинезов. 0 баллов – невыполнение движения. |
2.2.1. | Пальцы сожми в кулак – разожми на правой руке, левой, обеих руках. | |
2.2.2. | Держа ладонь на поверхности стола, разъедини пальцы, соедини вместе на правой, левой, обеих руках. | |
2.2.3. | Сложи пальцы в кольцо – раскрой ладонь на правой, левой, обеих руках. | |
2.2.4. | Попеременно соединяй все пальцы руки с большим пальцем правой руки, за тем левой, обеих рук одновременно. | |
2.2.5. | Меняй положение обеих рук одновременно: одна кисть в позе «ладони», другая сжата в кулак. | |
2.2.6. | Положи вторые пальцы на третьи на обеих руках. | |
3. | Исследование артикуляционной моторики. | 102 балла |
3.1. | Исследование двигательных функций губ (удерживать под счет до 5). |
3 балла – выполнение правильное; диапазон движений нормальный, без напряжения. 2 балла – диапазон движений невелик, с напряжением, возможна саливация. 1 балл – синкинезии, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений, тремор, саливация, гиперкинезы, активна только одна сторона губ, смыкание губ с одной стороны. 0 баллов – движение не удается. |
3.1.1. | Сомкнуть губы. | |
3.1.2. | Округли губы, как при произношении звука «о. | |
3.1.3. | Вытяни губы в трубочку, как при произношении звука «у». | |
3.1.4. | Сделай «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их). | |
3.1.5. | Растяни губы в «улыбке» (зубов не видно). | |
3.1.6. | Подними верхнюю губу вверх (видны верхние зубы). | |
3.1.7. | Опусти нижнюю губу вниз (видны нижние зубы). | |
3.1.8. | Одновременно подними верхнюю губу вверх и опусти нижнюю. | |
3.2. | Исследование двигательных функций нижней челюсти. |
3 балла – выполнение правильное. 2 балла – движения челюсти недостаточного объема. 1 балл – синкинезии, тремор, саливация. 0 баллов – движение не удается. |
3.2.1. | Широко раскрой рот и закрой. | |
3.2.2. | Сделай движение челюстью вправо. | |
3.2.3. | Сделай движение челюстью влево. | |
3.2.4. | Выдвини нижнюю челюсть вперед. | |
3.3. | Исследование двигательных функций языка (удержание статических поз под счет до 5). |
3 балла – выполнение правильное, движения точные, язык удерживается в определенном положении. 2 балла – небольшая напряжённость, неточность, нечёткость движений, возможна саливация. 1 балл – девиация, тремор, волны, подёргивания, напряжённость, вялость, посинение, гиперкинезы, саливация. 0 баллов – не удерживается в определённом положении, движение не удается. |
3.3.1. | Положи широкий язык на нижнюю губу. | |
3.3.2. | Положи широкий язык на верхнюю губу. | |
3.3.3. | Переводи кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ. | |
3.3.4. | Сделай язык «лопатой», а затем «иголочкой». | |
3.3.5. | Упри кончик языка в правую, а затем в левую щеку. | |
3.3.6. | Подними кончик языка к верхним зубам, опусти к нижним зубам. | |
3.3.7. | Выдвинь широкий язык вперед, а затем занеси назад в рот. | |
3.4. | Исследование двигательных функций мягкого нёба. |
3 балла – выполнение правильное. 2 балла – объем движения ограничен, возможна саливация. 1 балл – синкинезии; малая подвижность небной занавески, гиперкинезы; саливация. 0 баллов – движение не удается. |
3.4.1. | Широко открой рот и четко произнеси звук «а» (в этот момент в норме мягкое нёбо поднимается). | |
3.4.2. | Открой рот, я легонько проведу тебе шпателем по мягкому нёбу. 1 балл – наблюдается рвотный рефлекс. 0 баллов – рвотный рефлекс отсутствует. | |
3.5. | Исследование продолжительности и силы выдоха. | |
2 балла – выдох сильный, длительный. 1 балла – выдох укороченный. 0 балл – выдох слабый, укороченный. |
3.5.1. | Сыграй на любом духовом инструменте-игрушке. | |
3.5.2. | Поддувай бумажную снежинку. | |
3.6. | Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата. | |
3 балла – выполнение правильное, легко переключается с одной артикуляционной позы на другую. 2 балла – поиск артикуляции, инертность движения, нарушение плавности, напряженность языка. 1 балл – замена движений, «застревание» на одном движении, подергивание, волны языка, тремор. 0 баллов – движения языка не удаются. |
| Оскаль зубы, широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, закрыть рот. | |
3.7. | Исследование состояния мимической мускулатуры. |
3 балла – выполнение правильное. 2 балла – движения небольшого объёма. 1 балл – небольшой объем, синкинезии. 0 баллов – движение не удается. |
Исследование объёма и качества движений мышц лба. |
3.7.1. | Нахмурь брови. | |
3.7.2. | Подними брови. | |
Исследование объёма и качества движений мышц глаз. |
3 балла – выполнение правильное. 2 балла – движения небольшого объёма. 1 балл – небольшой объем, синкинезии. 0 баллов – движение не удается. |
3.7.3. | Легко сомкни веки. | |
3.7.4. | Плотно сомкни веки. | |
3.7.5. | Закрой правый глаз, затем левый. | |
3.7.6. | Подмигни. | |
Исследование объёма и качества движений мышц щёк. |
2 балла – выполнение правильное. 1 балла – движение выполняется с напряжением, не в полном объеме. 0 баллов – поза не выполняется. | |
3.7.7. | Надуй левую щеку. | |
3.7.8. | Надуй правую щеку. | |
3.7.9. | Надуй обе щеки одновременно. | |
3.7.10. | Втяни щеки в рот. | |
Исследование возможности произвольного формирования определённых мимических поз. |
2 балла – правильное выполнение. 1 балла – мимическая картина нечеткая, небольшой объем движений, выполнение с одной стороны. 0 баллов – поза не создается. |
3.7.11. | Изобрази лицом удивление. | |
3.7.12. | Изобрази лицом радость. | |
3.7.13. | Изобрази лицом испуг. | |
3.7.14. | Изобрази лицом грусть. | |
3.7.15. | Изобрази сердитое лицо. | |
4. | Исследование фонетической стороны речи. | 72 балла |
2 балла – произношение правильное. 1 балл – изолированный звук в норме, в речи наблюдаются нарушения произношения; смешение звуков. 0 баллов – пропуск, замена, искажение на уровне изолированного звука. /Назови картинки громко и четко./ |
4.1. | Звук А. | Ананас. | |
4.2. | Звук О. | Осы. | |
4.3. | Звук У. | Утюг. | |
4.4. | Звук И. | Игла. | |
4.5. | Звук Э. | Эхо. | |
4.6. | Звук Ы. | Дым. | |
4.7. | Звук С. | Сумка, бусы, нос. | |
4.8. | Звук Сь. | Синица, апельсин, гусь. | |
4.9. | Звук З. | Зонт, звезда, ваза. | |
4.10. | Звук Зь. | Зебра, обезьяна, зеркало. | |
4.11. | Звук Ц. | Цепь, пуговица, заяц, цыпленок, полотенце, кольцо. | |
4.12. | Звук Ш. | Шуба, шахматы, душ. | |
4.13 | Звук Ж. | Жук, ножи, ножницы. | |
4.14. | Звук Ч. | Чемодан, очки, мяч, бабочка, ключ, чучело. | |
4.15. | Звук Щ. | Щетка, ящик, плащ, клещи, прищепки, щука. | |
4.16. | Звук Л. | Лопата, пила, колокольчик | |
4.17. | Звук Ль. | Лев, тюльпан, корабль. | |
4.18. | Звук Р. | Рыба, труба, топор. | |
4.19. | Звук Рь. | Репа, гриб, якорь. | |
4.20. | Звук Б. | Бант, собака, барабан. | |
4.21. | Звук Бь. | Белка, голуби, бегемот. | |
4.22. | Звук Д. | Дом, карандаш, дудка. | |
4.23. | Звук Г. | Гора, радуга, снеговик. | |
4.24. | Звук К. | Кот, утка, лук. | |
4.25. | Звук Кь. | Жуки. | |
4.26. | Звук Х. | Хлеб, петух, черепаха. | |
4.27. | Звук М. | Мышь, лимон, мухомор. | |
4.28. | Звук Н. | Нож, ванна, слон. | |
4.29. | Звук Нь. | Нитки, книги, санки. | |
4.30. | Звук В. | Волк, сова, валенки. | |
4.31. | Звук Вь. | Ветка, дверь, медведь. | |
4.32. | Звук Ф. | Флаг, фонарь, светофор. | |
4.33. | Звук Т. | Кот, утка. | |
4.34. | Звук Ть. | Дятел. | |
4.35. | Йотация. | Юла, яблоко, ель, змея, еж, майка. | |
4.36. | Смягчение. | Пень, лед, сеть. | |
5. | Исследование просодической стороны речи. | 9 баллов |
5.1 | Исследование голоса. 3 балла – звонкий, модулированный. 2 балла – немодулированный. 1 балл – тихий, крикливый, сиплый, назализованный, слабый, затухающий. 0 баллов – фонация отсутствует. | |
5.2. | Исследование темпа речи. 2 балла – спокойный, умеренный, равномерный. 1 балл – ускоренный, замедленный. 0 баллов – быстрый, медленный. | |
5.3 | Исследование мелодико-интонационной стороны речи. 2 балла – выразительная речь. 1 балл – маловыразительная речь. 0 баллов – монотонная речь. | |
5.4. | Исследование дыхания. 2 балла – нижнедиафрагмальное, смешанное, ритмичное, спокойное; выдох продолжительный, плавный, сильный; речь организует на выдохе. 1 балл – грудное, поверхностное, спокойное; выдох укороченный, лишён плавности. 0 баллов – прерывистое, верхнее, шумное, выдох слабый, короткий, толчкообразный; речь организует на вдохе. | |
6. | Исследование слоговой структуры слова. | 12 баллов |
1 балл – правильное воспроизведение. 0 баллов – сокращение, упрощение, уподобление, добавление, перестановка. /Повтори слова./ |
6.1. | Односложные слова с закрытым слогом: Кот, дом, мяч, шар, нож, рак. | |
6.2. | Двусложные слова из 2 прямых открытых слогов: Ноты, муха, вата, рыба, весы, пила. | |
6.3. | Двусложные слова с 1 закрытым слогом: Петух, веник, мешок, замок, банан, лошадь. | |
6.4. | Двусложные слова со стечением согласных с середины слова: Банка, кепка, туфли, лампа, сумка, ведро. | |
6.5. | Односложные слова со стечением согласных в начале слова: Хлеб, ключ, слон. | |
6.6. | Односложные слова со стечением согласных в конце слова: Торт, мост, танк. | |
6.7. | Двусложные слова со стечением согласных в начале слова: Стакан, кровать, клубок. | |
6.8. | Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова: Кружка, свечка, кнопки, кресло, звезда, редька. | |
6.9. | Трехсложные слова из 3 открытых слогов: Машина, корова, лопата, лимоны, собака, малина. | |
6.10. | Трехсложные слова с последним закрытым слогом: Телефон, самолет, самовар, молоток, барабан, помидор. | |
6.11. | Трехсложные слова со стечением согласных: Бабочка, подушка, ромашка, улитка, ботинки, рубашка, светофор, автобус, пистолет. | |
6.12. | Четырехсложные слова: Пуговица, паутина, черепаха, кукуруза, велосипед, полотенце, сковорода. | |
7. | Исследование состояния функций фонематического слуха. | 9 баллов |
1 балл – опознаёт верно. 0 баллов – не опознаёт фонемы. |
7.1. | Опознание фонем. |
7.1.1. | Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [о]: О, А, У, Ы, О, У, А, О, Ы, И. | |
7.1.2. | Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [к]: К, П, Н, М, К, Т, Р. | |
7.1.3. | Хлопни в ладоши, когда услышишь слог со звуком [с]: Ла, ка, ша, со, ны, ма, су, жу, сы, га, си. | |
7.1.4. | Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [ж]: Лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы. | |
7.1.5. | Отложи картинки, в названии которых есть звук [з]. | |
7.1.6. | Разложи картинки: в одну стопку положи картинки, в названии которых есть звук [с], а в другую - [ш]. | |
7.2. | Повторение за логопедом слогового ряда. |
1 балл – повторяет верно. 0 баллов – повторение неправильное. |
7.2.1. | Повтори за мной ряд слогов. | Ба-па-ба. | |
7.2.2. | Ну-ну-му. | |
7.2.3. | Во-фо-во. | |
8. | Исследование звукового анализа слова. | 17 баллов |
1 балл – выполнение верное/ ответ верный. 0 баллов – выполнение неправильное/ ответ неправильный. |
8.1. | Название первого ударного гласного звука. Назови первый звук в слове: Облако, иглы, аист, удочка. | |
8.2. | Выделение согласного звука из начала слова. Назови первый звук в слове: Сок, шуба, магазин, щука, чай. | |
8.3. | Определение последнего согласного звука в словах. Назови последний звук в слове: Ус, кот, сыр, стакан, щенок, стол. | |
8.4. | Название ударного гласного звука в конце слова. Назови последний звук в слове: Ведро, грибы, рука, чулки. | |
8.5. | Последовательное выделение каждого звука в словах. Произнеси слово, выделяя каждый звук паузами, например: «Д_о_м»: Мак, зонт, крыша, танкист, самолет. | |
8.6. | Определение количества звуков в словах. Посчитай, сколько звуков в слове: Ус, дом, роза, баран, ромашка. | |
8.7. | Определение места звука [ч] в словах. Где находится звук [ч] в слове: в начале, в середине или в конце? Чай, кочка, чашка, мяч, мачта. | |
8.8. | Определение третьего звука в слове. Назови третий звук в слове: Сосна. | |
8.9. | Придумывание слова со звуком [з]. Придумай слова со звуком [з]. | |
8.10. | Придумывание слова, состоящего из 3 звуков. Придумай слово из 3 звуков. | |
8.11. | Придумывание слова, состоящего из 4 звуков. Придумай слово из 4 звуков. | |
8.12. | Придумывание слова, состоящего из 5 звуков. Придумай слово из 5 звуков. | |
8.13. | Придумывание слова с 1 слогом. Придумай слово из 1 слога. | |
8.14. | Придумывание слова с 2 слогами. Придумай слово из 2-х слогов. | |
8.15. | Придумывание слова с 3 слогами. Придумай слово из 3-х слогов. | |
8.16. | Определение количества гласных и согласных в названных словах. Сколько гласных звуков в слове? Сколько согласных звуков в слове? Мак, стол. | |
8.17. | Сравнение слов по звуковому составу. Сравни слова. Назови звуки, которые изменяются в этих словах. Коса-коза, уши-ужи. | |
9. | Исследование импрессивной речи. | 31 балл |
1 балл – выполнение верное/ ответ верный. 0 баллов – выполнение неправильное/ ответ неправильный. |
9.1. | Показ называемых предметов. Покажи шкаф, окно, стул, дверь, ручку, книгу, пол, зеркало. | |
9.2. | Узнавание предметов по описанию. Покажи чем едят суп, что надевают, чтобы солнце не слепило глаза, чем открывают замок, чем чистят зубы, чем расчесываются. | |
9.3. | Понимание действий, изображенных на картинках. Покажи, где поливает; поют; читает, вяжет. | |
9.4. | Понимание слов, обозначающих признаки. |
9.4.1. | Покажи на картинке предмет, о котором можно сказать круглый… Мяч. | |
9.4.2. | Покажи на картинке предмет, о котором можно сказать деревянный… Стул. | |
9.4.3. | Покажи на картинке предмет, о котором можно сказать кислый… Лимон. | |
9.4.4. | Покажи на картинке предмет, о котором можно сказать пушистый… Котенок. | |
9.5. | Понимание пространственных наречий. |
9.5.1. | Подними руки вверх. | |
9.5.2. | Отведи руки в стороны. | |
9.5.3. | Опусти руки вниз. | |
9.6. | Обследование понимания предложений. |
9.6.1. | Выполнение 2-3-х действий в одной просьбе, предъявленной на слух в предложениях различной сложности. Сделай то, о чём я тебя попрошу. «Достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул». | |
9.6.2. | Выбор из данных слов наиболее подходящие по смыслу. Выбери слово, наиболее подходящее по смыслу. «Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьев». | |
9.6.3. | Исправление семантической ошибки в предложении. Исправь ошибку в предложении. | «Коза принесла корм девочке». | |
9.6.4. | «Убежал мальчик и стеклом разбил мяч». | |
9.6.5. | Заканчивание предложения. Закончи предложение. | «Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что…». | |
9.6.6 | Понимание сравнительных конструкций. | Какое из 2 предложений правильное? | «Слон больше мухи», «Муха больше слона». | |
9.6.7. | Какая лента уже? | «Красная лента шире белой ленты». | |
9.6.8. | Понимание инверсионных конструкций. | Что мальчик сделал раньше? | «Я умылся после того, как сделал зарядку». | |
9.6.9. | Кто приехал? | «Петю встретил Миша». | |
9.7. | Обследование понимания грамматических форм. |
9.7.1. | Понимание падежных окончаний существительных. Покажи: линейку ручкой, карандашом ручку и карандаш линейкой. | |
9.7.2. | Понимание форм единственного и множественного числа существительного. Покажи, где карандаш, а где карандаши; где зонт, а где зонты; где книга, а где книги. | |
9.8. | Исследование узнавания предмета по описанию. |
9.8.1. | Отгадай, о ком (о чём) я говорю. | Железная, с крышкой, с двумя ручками. | |
9.8.2. | Слабый, косой, трусливый. | |
9.8.3. | Светит, сияет, греет. | |
9.9. | Исследование понимания связной речи. |
| Прослушивание и анализ рассказа по вопросам. |
9.9.1. | Скажи, куда пошли девочки? | «Катя и Маша» Катя пошла в лес за грибами. Она с собой взяла маленькую Машу. На пути была речка. Катя посадила Машу себе на спину и перенесла Машу через речку. (Л.Н.Толстой) | |
9.9.2. | Кого Катя взяла с собой? | |
9.9.3. | Что повстречали дети на своем пути? | |
9.9.4. | Как Катя помогла маленькой Маше перейти через речку? | |
9.10. | Исследование понимания значения многозначных слов. |
9.10.1. | Покажи все картинки, где нарисована ручка: Авторучка, дверная ручка, детская ручка. | |
9.10.2. | Покажи все картинки, где нарисован кран. Автокран, водопроводный кран. | |
9.10.3. | Покажи все картинки, где нарисована иголка. Швейная иголка, еловая иголка. | |
10. | Исследование активного словаря. | 157 баллов |
10.1. | Исследование предметного словаря (по картинкам). | |
1 балл – ответ верный. 0 баллов – ответ неправильный. |
Исследование словаря обобщающих слов. (Назови картинки одним словом) |
10.1.1. | Игрушки. | |
10.1.2. | Одежда. | |
10.1.3. | Обувь. | |
10.1.4. | Овощи. | |
10.1.5. | Фрукты. | |
10.1.6. | Мебель. | |
10.1.7. | Животные. | |
10.1.8. | Птицы. | |
10.1.9. | Посуда. | |
Исследование словаря по теме: «Игрушки». (Назови картинки.) |
10.1.10. | Юла. | |
10.1.11. | Мяч. | |
10.1.12 | Пирамидка. | |
10.1.13. | Мишка. | |
10.1.14. | Паровозик. | |
Исследование словаря по теме: «Одежда». (Назови картинки) |
10.1.15. | Брюки. | |
10.1.16. | Пиджак. | |
10.1.17. | Платье. | |
10.1.18. | Куртка. | |
10.1.19. | Носки. | |
10.1.20. | Футболка. | |
10.1.21. | Юбка. | |
Исследование словаря по теме: «Обувь». (Назови картинки.) |
10.1.22. | Валенки. | |
10.1.23. | Сапоги. | |
10.1.24. | Туфли. | |
10.1.25. | Ботинки. | |
10.1.26. | Кеды. | |
10.1.27. | Галоши. | |
Исследование словаря по теме: «Овощи». (Назови картинки.) |
10.1.28. | Лук. | |
10.1.29. | Свёкла. | |
10.1.30. | Морковь. | |
10.1.31. | Помидор. | |
10.1.32. | Огурец. | |
10.1.33. | Репа. | |
Исследование словаря по теме: «Фрукты». (Назови картинки.) |
10.1.34. | Яблоко. | |
10.1.35. | Груша. | |
10.1.36. | Слива. | |
10.1.37. | Лимон. | |
10.1.38. | Апельсин. | |
10.1.39. | Виноград. | |
Исследование словаря по теме: «Мебель». (Назови картинки.) |
10.1.40. | Диван. | |
10.1.41. | Шкаф. | |
10.1.42. | Кровать. | |
10.1.43. | Стол. | |
10.1.44. | Стул. | |
10.1.45. | Кресло. | |
Исследование словаря по теме: «Животные». (Назови картинки.) |
10.1.46. | Белка. | |
10.1.47. | Лиса. | |
10.1.48. | Заяц. | |
10.1.49. | Медведь. | |
10.1.50. | Ёж. | |
10.1.51. | Лось. | |
10.1.52. | Корова. | |
10.1.53. | Лошадь. | |
10.1.54. | Коза. | |
10.1.55. | Свинья. | |
10.1.56. | Собака. | |
10.1.57. | Кошка. | |
Исследование словаря по теме: «Птицы». (Назови картинки.) |
10.1.58. | Гусь. | |
10.1.59. | Индюк. | |
10.1.60. | Петух. | |
10.1.61. | Сорока. | |
10.1.62. | Ласточка. | |
10.1.63. | Сова. | |
Исследование словаря по теме: «Посуда». (Назови картинки.) |
10.1.64. | Вилка. | |
10.1.65. | Ложка. | |
10.1.66. | Чашка. | |
10.1.67. | Чайник. | |
10.1.68. | Тарелка. | |
10.1.69. | Кастрюля. | |
Исследование словаря существительных, обозначающих названия частей тела человека. (Назови картинки.) |
10.1.70. | Брови. | |
10.1.71. | Шея. | |
10.1.72. | Пальцы. | |
10.1.73. | Локоть. | |
10.1.74. | Ресницы. | |
Исследование словаря существительных, обозначающих части предметов. |
10.1.75. | Назови части окна, которые я буду показывать. | Стекло. | |
10.1.76. | Рама. | |
10.1.77. | Подоконник. | |
10.1.78. | Форточка. | |
10.1.79. | Назови части стула, которые я буду показывать. | Сиденье. | |
10.1.80. | Спинка. | |
10.1.81. | Ножки. | |
Исследование словаря существительных, обозначающих названия профессий. |
10.1.82. | Назови профессии людей, изображенных на картинке. | Врач. | |
10.1.83. | Учитель. | |
10.1.84. | Повар. | |
10.1.85. | Художник. | |
10.1.86. | Продавец. | |
10.1.87. | Таксист (водитель). | |
Исследование словаря существительных, обозначающих названия детенышей животных. |
10.1.88. | Назови детенышей животных, изображенных на картинке. | Кошки. | |
10.1.89. | Белки. | |
10.1.90. | Козы. | |
10.1.91. | Льва. | |
10.1.92. | Коровы. | |
10.1.93. | Волка. | |
10.1.94. | Овцы. | |
10.1.95. | Медведя. | |
Называние времён года. |
10.1.96. | Назови времена года, изображенные на картинках. | Зима. | |
10.1.97. | Весна. | |
10.1.98. | Лето. | |
10.1.99. | Осень. | |
Называние частей суток. |
10.1.100. | Назови части суток, изображенные на картинках. | Утро. | |
10.1.101. | День. | |
10.1.102. | Вечер. | |
10.1.103. | Ночь. | |
10.2. | Исследование глагольного словаря (по картинкам). |
10.2.1. | Исследование словаря глаголов, обозначающих движение. | Ответь на вопрос: «Кто (что) как передвигается (движется)?». | Самолет. | |
10.2.2. | Поезд. | |
10.2.3. | Теплоход. | |
10.2.4. | Лошадь. | |
10.2.5. | Змея. | |
10.2.6. | Птица. | |
10.2.7. | Исследование словаря глаголов, обозначающих крики животных. | Ответь на вопрос: «Кто как голос подает?». | Мышь. | |
10.2.8. | Собака. | |
10.2.9. | Тигр. | |
10.2.10. | Жук. | |
10.2.11. | Кошка. | |
10.2.12. | Ворона. | |
10.2.13. | Корова. | |
10.2.14. | Исследование словаря глаголов, обозначающих действия человека в быту. Подбери семь слов-действий. Ответить на вопрос: «Что ты делаешь в течение дня?». | |
10.2.15. | Исследование словаря глаголов, обозначающих действия людей разных профессий. | Ответь на вопрос: «Что делает?» | Врач. | |
10.2.16. | Почтальон. | |
10.2.17. | Повар. | |
10.2.18. | Маляр. | |
10.2.19. | Продавец. | |
10.2.20. | Учитель. | |
10.3. | Исследование словаря прилагательных (по картинкам). |
Исследование словаря прилагательных, обозначающих основные цвета и их оттенки. |
10.3.1. | Скажи, какой это цвет. | Красный. | |
10.3.2. | Желтый. | |
10.3.3. | Зеленый. | |
10.3.4. | Синий. | |
10.3.5. | Коричневый. | |
10.3.6. | Черный. | |
10.3.7. | Белый. | |
10.3.8. | Голубой. | |
10.3.9. | Розовый. | |
10.3.10. | Сиреневый. | |
10.3.11. | Оранжевый. | |
10.3.12. | Серый. | |
Исследование словаря прилагательных, обозначающих форму предметов. |
10.3.13. | Назови, какую форму имеет предмет? | Арбуз. | |
10.3.14. | Печенье. | |
10.3.15. | Яйцо. | |
10.3.16. | Кирпич. | |
10.3.17. | Пирамида. | |
10.4. | Исследование словаря антонимов (по картинкам). |
10.4.1. | Скажи наоборот. | Высокий - | |
10.4.2. | Длинный - | |
10.4.3. | Широкий - | |
10.4.4. | Толстый - | |
10.5. | Исследование словаря синонимов. |
10.5.1. | Скажи, как ещё можно назвать… | Врач. | |
10.5.2. | Боец. | |
10.5.3. | Тайна. | |
10.5.4. | Веселый. | |
10.6. | Исследование словаря наречий. |
10.6.1. | Ответь, как ползет черепаха? | Медленно. | |
10.6.2. | Как летит самолет? | Высоко. | |
10.6.3. | Как светит солнце? | Ярко. | |
11. | Исследование грамматического строя речи. | 54 баллов |
1 балл – ответ верный. 0 баллов – ответ неправильный |
11.1. | Исследование словообразования. |
11.1.1. | Исследование образования прилагательных от существительных. Исследование образования относительных прилагательных. |
11.1.1.1. | Если чашка из фарфора, значит она фарфоровая, а если… | Матрешка из дерева - | |
11.1.1.2. | Стакан из стекла - | |
11.1.1.3. | Портфель из кожи - | |
11.1.1.4. | Свитер из шерсти - | |
11.1.1.5. | Конверт из бумаги - | |
11.1.1.6. | Кольцо из золота - | |
Исследование образования притяжательных прилагательных. |
11.1.1.7. | Скажи, чей на картинке хвост? | Лисий. | |
11.1.1.8. | Волчий. | |
11.1.1.9. | Львиный. | |
Исследование образования качественных прилагательных. |
11.1.1.10. | Волка за жадность называют жадным, а… | Зайца за трусость называют - | |
11.1.1.11. | Медведя за силу называют - | |
11.1.1.12. | Льва за смелость называют - | |
11.1.1.13. | Если днём мороз, то день морозный, а если… | Если днем солнце, то день - | |
11.1.1.14. | Если днем дождь, то день - | |
11.1.2. | Исследование образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. |
11.1.2.1. | Я буду говорить про большой предмет, а ты про маленький ласково, например: «Стол – столик». | Корзина. | |
11.1.2.2. | Дом. | |
11.1.2.3. | Дерево. | |
11.1.2.4. | Коробка. | |
11.2. | Исследование словоизменения. |
Исследование употребления существительных в форме множественного числа именительного падежа. |
11.2.1. | Я буду говорить про один предмет, а ты про много предметов, например: «Стол – столы». | Кошка. | |
11.2.2. | Кровать. | |
11.2.3. | Лампа. | |
11.2.4. | Гнездо. | |
11.2.5. | Письмо. | |
11.2.6. | Яйцо. | |
Исследование употребления существительных в форме множественного числа родительного падежа. |
11.2.7. | Посмотри на этой картинке - собаки, а сейчас я закрою картинку, кого нет? – собак. | Вагоны. | |
11.2.8. | Столы. | |
11.2.9. | Грибы. | |
11.2.10. | Кресла. | |
11.2.11. | Зеркала. | |
11.2.12. | Уши. | |
Исследование употребления предложно-падежных конструкций. |
11.2.13. | Ответь на вопрос: «Где находится кот?». | На доме. | |
11.2.14. | Под домом. | |
11.2.15. | В доме. | |
11.2.16. | У (около) дома. | |
11.2.17. | За домом. | |
11.2.18. | Ответь на вопрос: «Откуда смотрит кот?». | Из дома (окна). | |
11.2.19. | Из-за дома. | |
Исследование согласования прилагательных с существительными разного рода. |
11.2.20. | Скажи, что на картинке синее? синяя? синий? | Синее море. | |
11.2.21. | Синяя машина. | |
11.2.22. | Синий шарф. | |
Исследование употребления существительных с числительными. |
11.2.23. | Скажи, какие предметы изображены на картинках, и сколько их, например: «Один стол, два стола, пять столов». | 1 тетрадь. | |
11.2.24. | 2 тетради. | |
11.2.25. | 5 тетрадей. | |
11.2.26. | 1 карандаш. | |
11.2.27. | 2 карандаша. | |
11.2.28. | 5 карандашей. | |
11.2.29. | 1 яблоко. | |
11.2.30. | 2 яблока. | |
11.2.31. | 5 яблок. | |
Исследование употребления падежных форм существительных. |
11.2.32 | Посмотри на картинку и ответь: «Без чего машина?». | Без колеса. | |
11.2.33 | Посмотри на картинку и ответь: «Кому дает корм девочка?». | Лошади. | |
11.2.34 | Посмотри на картинку и ответь: «Чем девочка ест суп?». | Ложкой. | |
11.2.35 | Посмотри на картинку и ответь: «Кого нарисовал мальчик?» | Кошку. | |
11.2.36. | Посмотри на картинку и ответь: «О ком рассказывает передача?». | О животных. | |
12. | Исследование связной речи. | 21 баллов |
12.1. | Пересказ текста. 1.Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения: 3 балла – правильный и самостоятельный пересказ, верное понимание смысла происходящего 2 балла – неточное описание ситуации с правильными ответами на вопросы, указывающими на понимание скрытого смысла, или правильное и полное описание ситуации с пониманием смысла после уточняющих вопросов 1 балл – правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла даже после уточняющих вопросов 0 баллов – искажение ситуации, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи 2.Критерий возможности построения текста: 3 балла – пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи, нет трудностей переключения 2 балла – пропуск отдельных смысловых звеньев, или отсутствие связующих звеньев, или неоправданные стереотипные повторы связующих элементов 1 балл – фрагментарность текста, тенденция к перечислению деталей и событий, неоднократные необоснованные повторы слов и грамматических конструкций, необходимость наводящих вопросов или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта 0 баллов – невозможность построения связного текста даже в условиях помощи 3.Критерий грамматического оформления: 3 балла – пересказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций 2 балла – пересказ оформлен грамматически правильно, но однообразно или имеются нарушения порядка слов 1 балл – наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы 0 баллов – множественные аграмматизмы 4.Критерий лексического оформления: 3 балла – адекватное использование вербальных средств 2 балла – поиск слов с актуализацией непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены 1 балл – выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие) 0 баллов – далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств | |
| Послушай рассказ. Перескажи, как запомнил(а). Для младших школьников (1-4 класс) Белочка и зайчик Летом подружилась белочка с зайчиком. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила грибы, шишки, орехи, а зайчик — морковку, капусту. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупло, а зайчик — под елку. Один раз белочка высунулась из дупла. Она увидела зайчика, но не узнала его, потому что зайчик был не серый, а белый. Зайчик тоже увидел белочку и тоже не узнал ее. Он ведь знал рыженькую белочку, а это была серая. Наступило лето, и они снова узнали друг друга. Для школьников среднего звена (5-7 классы) Галка и голуби. Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Покрасилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби её не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по галочьи. Голуби всё поняли и выгнали её. Тогда она вернулась к своим. Но те её тоже не признали и выгнали. (Л.Н. Толстой) | |
12.2. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Рассмотри картинки. Разложи их по порядку и составь рассказ. 1.Критерий смысловой целостности: 3 балла – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности 2 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершён 0 баллов – отсутствует описание ситуации 2.Критерий лексико-грамматического оформления: 3 балла – рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств 2 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление 1 балл – встречаются аграмматизмы, далёкие словесные замены, неадекватное использование лексических средств 0 баллов – рассказ не оформлен 3.Критерий самостоятельности выполнения: 3 балла – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ 2 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам 0 баллов – невыполнение задания | |
Итого: 538 баллов | |
Для того чтобы получить индивидуальный речевой профиль, необходимо высчитать успешность выполнения каждого направления обследования в процентном выражении.
Используя полученные значения, следует начертить речевой профиль в виде столбчатой диаграммы или графика.
На основе данных диаграммы, можно определить как наиболее несформированный, так и наиболее благополучный компонент речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу. Кроме того, сравнивая диаграммы, построенные по итогам мониторинга на начало и конец учебного года, за разные годы обучения, можно определить продвижения ребенка в речевом развитии и оценить эффективность логокоррекционной работы.
Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи: вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2005. – 144 с.: обл.с ил.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда /О.Б. Иншакова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 279 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).
Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3 – 6 лет с речевыми нарушениями / Т.В.Кабанова, О.В.Домнина; под ред. Н.Е.Ильяковой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 104 с.
Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития/ И.Д. Коненкова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 80 с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для логопедов. – М.: Гном и Д, 1999. – 24 с.: цветная вставка; 60х90/16 . – (В помощь логопеду).
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда / Р.И. Лалаева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 223 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты: учебно-методическое пособие / Н.М. Трубникова. – Екатеринбург: Урал, гос. пед, ун-т,1998. – 51 с.
Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. пособие /Т.А. Фотекова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 96 с. – (Библиотека логопеда-практика).