Материал о дошкольном возрасте.
Глоссарий
Внутренняя позиция - точка зрения человека относительно определенных ситуаций и обстоятельств его жизнедеятельности, которые вызывают определенные эмоциональные переживания как положительного, так и отрицательного характера.
Дошкольный возраст - этап психического развития детей, занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом — от 3 до 6-7 лет.
Игра - ведущий вид деятельности дошкольников
Кризис - момент нарушения равновесия, появления новых потребностей и перестройки мотивационной сферы личности
Иерархия мотивов - распределение функций смыслообразования и побуждения между мотивами одной и той же деятельности.
Новообразование - психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период;
новообразование — обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.
Познавательная деятельность - активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него.
Единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.
Психологическая готовность к школьному обучению - уровень владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе.
Самооценка - оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей и позиции среди других людей.
Сензитивный период - возрастной интервал индивидуального развития, в течение которого внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.
Этические инстанции - оценки, на основании которых ребенок дифференцирует все поступки на хорошие и плохие.
Видеоматериал.
https://www.youtube.com/watch?v=9t2ZQmIYJ5U
Я выбрала период с 4 до 5 лет (средний дошкольный возраст).
Тестовые задания
1.Характеристика игры
а) наличие воображаемой ситуации;
б) увлекательность;
в) развивающий характер.
2.Какие виды деятельности существуют в дошкольном возрасте?
а) продуктивная;
б) труд;
в) игра.
3.Способность ребенка подчинять свои действия определенным правилам и требованиям
а) непроизвольность;
б) настойчивость;
в) произвольность.
4.Выберите вид готовности к школьному обучению
а) психическая;
б) педагогическая;
в) психологическая.
5.Какое стремление реализуется в игре дошкольника?
а) общаться;
б) быть как взрослый;
в) достигнуть желаемый результат.
6.Период жизни детей, охватывающий дошкольный возраст
а) 0-3 г.
б) 4-6 л.
в) 3-7 л.
7.Какой вид готовности к школьному обучению включает в себя стремление ребенка к новой социальной позиции?
а) личностно-мотивационная;
б )познавательная;
в) эмоционально-волевая.
8. Вид игры дошкольника, в котором отображаются различные жизненные ситуации
а) сюжетно-ролевая;
б) дидактическая;
в) подвижная.
9. Какие кризисы существуют в дошкольном возрасте?
а) 3; 7 л.
б) 2; 5 л.
в) 4 л.
Кроссворд
| | | | | | | | 10 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| 11 | о | б | у | ч | е | н | и | е | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | г | | | | | | | 9 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | р | | | 5 | | | | р | | | | | | | | | | | | |
6 | н | о | в | о | о | б | р | а | з | о | в | а | н | и | е | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | о | | | | ч | | | | 3 | | | | | | | | |
| 7 | д | е | я | т | е | л | ь | н | о | с | т | ь | | ь | | | | п | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | п | | | | | | | | а | | | | 2 | | | | |
| | | | | | 8 | р | а | з | в | и | т | и | е | | | | 1 | м | о | т | и | в | | | | |
| | | | | | | | | | | т | | | | | | | | я | | | | о | | | | |
| | | | | | | | | 4 | н | а | г | л | я | д | н | о | с | т | ь | | | о | | | | |
| | | | | | | | | | | н | | | | | | | | ь | | | | б | | | | |
| | | | 13 | м | ы | ш | л | е | н | и | е | | | | | | | | | 12 | к | р | и | з | и | с |
| | | | | | | | | | | е | | | | | | | | | | | | а | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ж | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | е | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | н | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | и | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | е | | | | |
По горизонтали:
1. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.
4. Особый принцип обучения, в основу которого положен показ предметов, явлений, процессов.
6. Психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период.
7. Активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта.
8. Процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
11. Целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками.
12. Переломный момент в жизни человека, качественный переход из одного состояния в другое, граница между новым и старым опытом.
13. Познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
По вертикали:
2. Психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека.
3. Познавательный процесс, включающий в себя запоминание, сохранение, припоминание информации.
5. Процесс целенаправленного формирования личности в целом или отдельных ее качеств.
9. Одна из высших психических функций человека, процесс формирования и передачи мыслей, посредством языка.
10. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
Список литературы.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология.- М.:1998.
2. Венгер Л. А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. – М.: «Дошкольное воспитание», 1970, 289 с.
3. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем возрасте // Возрастная и педагогическая психология.
4. Дошкольная педагогика: учебно – методическое пособие / Е. А. Лобанова. – Балашов: Изд – во « Николаев», 2005. – 76 с.
5. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. 3 – е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
6. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология // Развитие ребенка от рождения до .- 2001.- Т.17.
7. Мухина В. С. Детская психология.- Рипол Классик, 1985.
8. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.-4-е изд. //М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.- 2003.
9. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте .- 1989.