СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тесты для определения уровня мотивации младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаются тесты для определения уровня мотивации младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Тесты для определения уровня мотивации младших школьников»

ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Шкалы: школьная мотивация

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Инструкция к тесту
В каждом из вопросов выбери один ответ.



ТЕСТ

1.Тебе нравится в школе или не очень? 
  1. не очень 
  2. нравится 
  3. не нравится 
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? 
   1. чаще хочется остаться дома 
   2. бывает по-разному 
   3. иду с радостью 
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома? 
   1. не знаю 
   2. остался бы дома 
   3. пошел бы в школу 
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? 
   1. не нравится 
   2. бывает по-разному 
   3. нравится 
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? 
   1. хотел бы 
   2. не хотел бы 
   3. не знаю 
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? 
   1. не знаю 
   2. не хотел бы 
   3. хотел бы 
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? 
   1. часто 
   2. редко 
   3. не рассказываю 
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? 
   1. точно не знаю 
   2. хотел бы 
   3. не хотел бы 
9. У тебя в классе много друзей? 
   1. мало 
   2. много 
   3. нет друзей 
10. Тебе нравятся твои одноклассники? 
   1. нравятся 
   2. не очень 
   3. не нравятся 

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Ключ к тесту

Уровни мотивации     № вопросов 
                               1    2    3    4    5    6    7    8    9    10
Высокий                    b    c    c    a    b    b    a    b    b    a
Средний                    a    b    a    b    c    a    b    a    a    b
Низкий                      c    a    b    c    a    c    c    c    c    c

Обработка и интерпретация результатов теста

Каждый ответ, совпадающий с ключом в строке:

•    «высокий уровень», оценивается в 2 балла; 
•    «средний уровень» – в 1 балл; 
•    «низкий уровень» – 0 баллов. 

Затем подсчитывается общая сумма баллов.

Уровни школьной мотивации у учащихся начальных классов определяются по следующим диапазонам:

•    14- 20 баллов – высокий уровень; 
•    7-13 баллов – средний уровень; 
•    1-6 – низкий уровень. 


ДИАГНОСТИКА СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКА

Шкалы: познавательные мотивы, коммуникативные мотивы, эмоциональные мотивы, мотивы саморазвития, позиция школьника, мотив достижения, внешние мотивы

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Инструкция к тесту
Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл:

• 0 баллов – почти не имеет значения; 
• 1 балл – частично значимо; 
• 2 балла – заметно значимо; 
• 3 балла – очень значимо. 


ТЕСТ

1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель. 
2. Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире. 
3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться. 
4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку. 
5. Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция. 
6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку. 
7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо. 
8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться. 
9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам. 
10. Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников. 
11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей. 
12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т. д. 
13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком. 
14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни. 
15. На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы. 
16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде). 
17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи. 
18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших. 
19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т. д.). 
20. Учеба в моем возрасте – самое главное дело. 
21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе. 

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Ключ к тесту

Мотивы                                        Номера ответов 
Познавательные                            2     9    15
Коммуникативные                          3    10    16
Эмоциональные                              1     8    21
Саморазвития                                6    13    19
Позиция школьника                        7    14    20
Достижения                                   5    12    18
Внешние (поощрения, наказания)     4    11    17




ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

Шкалы: умение договариваться, взаимный контроль, отношение к результату деятельности, взаимопомощь, рациональное использование средств совместной деятельности

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Изучение коммуникативных умений детей.

ТЕСТ

Процедура тестирования 

Используемый материал: силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей. 

Исследование проводится с детьми 4–7 лет. 

I. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей. 

II. Детям предлагают сделать то же, но дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться. Далее проводится эксперимент, в котором участвуют дети разного возраста. Важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам: 

• умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.; 
• как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют; 
• как относятся к результату деятельности, своему и партнера; 
• осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается; 
• умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй и четвертой сериях). 

Определяют, как зависят эти показатели от возрастного состава пар испытуемых. 

Делают выводы о сформированности коммуникативных умений у детей. 





НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Методика предназначена для определения групповой сплоченности ученических коллективов и может быть использована работниками образовательной сферы в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Инструкция к тесту

В методике дается семь психологических характеристик класса. Тестируемые учителя выбирают одно из трех предлагаемых утверждений (A, B, C), которое, по их мнению, наиболее всего отражает действительное состояние изучаемого класса.

Данный тест целесообразно проводить в начале и в конце учебного года для получения сравнительных результатов. В определении сплоченности группы (класса) должно быть занято 2-3 педагога.

ТЕСТ

Оцениваемые психологические характеристики учебных групп или классов:

1. Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса 
   1. Думаю, что всем учащимся тепло, уютно и комфортно в классе, они в кругу друзей. 
   2. Далеко не все чувствуют дружественную поддержку класса. 
   3. Есть в классе одинокие ребята. 
2. Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса 
   1. В основном ребята дорожат классом. 
   2. Основная масса учащихся не задумывается о значении класса в своей школьной жизни. 
   3. Думаю, что есть такие ребята, которые хотели бы поменять класс. 
3. Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса 
   1. Чувствуется, что в классе проявляется забота о каждом ученике. 
   2. Класс выходит в своей деятельности за рамки заботы о себе, о школе, проявляет заботу в больших масштабах. 
   3. Можно сказать, что класс беспокоят скорее внешние дела типа дискотек, нежели внутренние – защита каждого ученика. 
4. Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса 
   1. Можно высказать удовлетворение от воспитательной работы в классе. 
   2. Думаю, что воспитательная работа в классе может быть дополнена некоторыми важными моментами. 
   3. Полагаю, что она требует коренного изменения. 
5. Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса 
   1. Можно положительно оценить проводимые в классе коллективные творческие дела. 
   2. Надо бы чаще вводить в практику коллективные творческие дела. 
   3. Новые коллективные творческие дела классу не нужны. 
6. Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса 
   1. Думаю, что в классе есть основа для общей дружбы. 
   2. В основном дружат группами, общего не получается. 
   3. Дружба всех в классе невозможна. 
7. Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса 
   1. Думаю, что большинство ребят проявляет свои способности и интересы в классе. 
   2. В классе слишком ограничены возможности для проявления способностей ребят. 
   3. Есть много ребят в классе, способности и интересы которых еще не раскрыты. 

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Полученные ответы переводятся в баллы с помощью следующей таблицы:

№ вопросов     Ответы в баллах 
                        А     B       C
1                     10    2     -10
2                     10    2     -10
3                     10    20    -10
4                     10    5      -10
5                     20    10    -10
6                     10    6       -5
7                     30    20     -10

Подсчитывается общий суммарный результат в баллах. Наибольшей суммой баллов может быть 100, наименьшей – 65.

Высокий уровень групповой сплоченности – 76-100 баллов (имеется сплоченный коллектив, где среди всех ценится и уважается личность каждого ученика, учащиеся не только осуществляют активную значимую деятельность внутри класса, но и оказывают положительное воздействие на окружающих).

Средний уровень групповой сплоченности – 46 – 75 баллов (в классе отсутствует единство коллектива, наличествуют лишь отдельные группировки по симпатиям, общим интересам и т. д., позитивная деятельность учащихся ограничена только рамками своего класса).

Низкий уровень групповой сплоченности – 30-45 баллов (учащиеся разобщены, имеются лишь отдельные лидеры, подавляющие личности остальных, коллективные дела проводятся от случая к случаю и не оказывают значительного влияния как на учащихся данного класса, так и на окружающих).

Критический уровень групповой сплоченности – ниже 30 баллов (учащиеся неорганизованны и почти неуправляемы, нет лидеров среди них самих, отсутствуют и авторитеты среди взрослых – учителей).

МЕТОДИКА «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»

Шкалы: уровень сформированности нравственных представлений

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Диагностика сформированности нравственных представлений

ТЕСТ

Учащихся просят привести примеры:

• принципиального поступка; 
• зла, сделанного тебе другими; 
• доброго дела, свидетелем которого ты был; 
• справедливого поступка твоего знакомого; 
• безвольного поступка; 
• проявления безответственности и др. 

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале: 

• 1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии; 
• 2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное; 
• 3 балла – если сформировано полное и четкое представление. 

Возможно также проведение структурированной беседы на тему, например, справедливости. Детям читают рассказ о справедливом или несправедливом поступке и обсуждают его. Ребенку задают следующие вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?» и т. д. 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя