СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тесты для психологической диагностики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Различные виды тестов для проведения в разных классах

Просмотр содержимого документа
«Тесты для психологической диагностики»

Методики диагностики психологической комфортности обучающихся


Методики диагностики организационного компонента психологической комфортности


ДИАГНОСТИКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УСЛОВИЯМИ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ

И ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОУ



Анкета для учащихся 5-8 классов

  1. В нашей школе уютно, чисто, красиво.

  2. В кабинетах имеется все необходимое для учебных занятий.

  3. Мне нравится, как в школе организовано питание.

  4. У нас удобное расписание уроков.

  5. Обычно я сильно устаю на уроках.

  6. Объем домашних заданий кажется мне нормальным.

  7. В нашей школе есть возможность интересно проводить свободное время.

  8. В школе проводится много дел и мероприятий.

  9. В школе мне не бывает скучно.

  10. В нашу школу часто приходят представители разных организаций (детских центров, образовательных учреждений, предприятий и т.д.); и мы тоже ходим на экскурсии в эти организации.


Анкета для учащихся 9-11 классов

  1. В нашей школе уютно, чисто, красиво.

  2. Меня устраивают условия для учебных занятий, созданные в школе.

  3. Меня устраивает организация питания в моей школе.

  4. Расписание уроков удобно для меня.

  5. Учебная нагрузка кажется мне оптимальной и распределяется равномерно в течение недели.

  6. Распорядок дня в школе рационален и продуман.

  7. Школьная жизнь кажется мне насыщенной и интересной.

  8. В школе проводится много интересных мероприятий.

  9. В школе есть возможность интересно проводить свободное время.

  10. Школа успешно сотрудничает с предприятиями, образовательными учреждениями и другими организациями.


Оценка результатов

Каждый положительный ответ отмечается знаком «+». Подсчитывается количество ответов, отмеченных знаком «+».

1-4 положительных ответов свидетельствует о низком уровне удовлетворенности условиями предметной среды и организацией образовательного процесса;

5-8 положительных ответов – о достаточном уровне удовлетворенности;

9-10 положительных ответов – о высоком уровне удовлетворенности условиями предметной среды и организацией образовательного процесса.


АНКЕТА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА0


Цель: выявление степени благополучия в психофизиологическом состоянии.

Анкета состоит из трех частей. Ответы на первые семь вопросов позволяют судить о степени психического комфорта иди дискомфорта. Ответы на следующие семь вопросов дают возможность выяснить состояние физиологического комфорта или дискомфорта. Последние семь вопросов направлены на выяснение состояния сна — есть ли в нем нарушения.


Содержание анкеты

  1. Замечаете ли вы за собой, что стали более вспыльчивым, чем раньше?

  2. Замечаете ли вы за собой в последнее время плаксивость, когда по самому незначительному поводу на глаза наворачиваются слезы?

  3. Надолго ли выводит вас из равновесия незаслуженное замечание?

  4. Замечаете ли вы, что в последнее время ослабела память?

  5. Замечаете ли вы, что в последнее время несколько слабело внимание, стало трудно сосредоточиться?

  6. Отвлекают ли вас от работы посторонний шум, разговоры, мешают ли сосредоточиться?

  7. Замечаете ли вы, что новый материал стал усваиваться хуже, чем прежде?

  8. Устаете ли вы последнее время больше, чем раньше?

  9. Ухудшился ли в последнее время аппетит?

  10. Бывают ли у вас головные боли, причина которых понятна?

  11. Наблюдается ли временами усиленное сердцебиение, особенно после волнения?

  12. Всегда ли у вас влажные ладони?

  13. Всегда ли краснеете при волнении?

  14. Чувствуете ли вы дрожь в руках или во всем теле перед ответственным мероприятием?

  15. Замечаете ли вы, что в последнее время стали плохо засыпать?

  16. Просыпаетесь ли вы среди ночи, а затем долго не можете заснуть?

  17. Часто ли вы просыпаетесь среди ночи?

  18. Часто ли вы чувствуете после ночного сна вялость, сонливость, усталость, тяжесть в голове?

  19. Мешает ли вам уснуть посторонний шум, свет?

  20. Часто ли у вас бывают кошмарные сновидения?

  21. Считаете ли вы, что у вас плохой сон?


Обработка результатов

1-3 балла по каждой группе вопросов свидетельствует об отсутствии дискомфорта;

4-5 баллов – умеренный дискомфорт;

6-7 баллов – выраженный дискомфорт.


Методики диагностики деятельностного компонента психологической комфортности


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ0


Анкета


Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое предложение и предложенные варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

I

  1. Обучение в школе и знания необходимы мне для …

а) получения хороших отметок;

б) продолжения образования, поступления в институт;

в) поступления на работу;

г) того, чтобы получить хорошую профессию;

д) саморазвития, чтобы быть образованным и содержательным человеком;

е) солидности.

  1. Я бы не учился, если бы …

а) не было школы;

б) не было учебников;

в) не воля родителей;

г) мне не хотелось бы учиться;

д) мне не было интересно;

е) не мысли о будущем;

ж) не долг перед Родиной;

з) не хотел поступить в ВУЗ и иметь высшее образование.

  1. Мне нравится, когда меня хвалят за …

а) хорошие отметки;

б) приложенные усилия и трудолюбие;

в) мои способности;

г) выполнение домашнего задания;

д) хорошую работу;

е) мои личные качества.

II

  1. Мне кажется, что цель моей жизни …

а) получить высшее образование;

б) мне пока не известна;

в) стать отличником;

г) состоит в учебе;

д) получить хорошую профессию;

е) принести пользу моей Родине.

  1. Моя цель на уроке …

а) слушать и запоминать все, что сказал учитель;

б) усвоить материал и понять новую тему;

в) получить новые знания;

г) сидеть тихо, как мышка;

д) внимательно слушать учителя;

е) получить пятерку.

  1. Когда я планирую свою работу, то …

а) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

б) тщательно продумываю все ее аспекты;

в) сначала стараюсь понять ее суть;

г) стараюсь сделать так, чтобы работа была выполнена полностью;

д) обращаюсь за помощью к старшим;

е) сначала отдыхаю.

III

7. Самое интересное на уроке — это …

а) различные игры по изучаемой теме;

б) объяснения учителем нового материала;

в) изучение новой темы;

г) устные задания;

д) классное чтение;

е) общение с друзьями;

ж) стоять у доски, то есть отвечать.

8. Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он мне нравится;

б) он легкий;

в) он мне интересен;

г) я его хорошо понимаю;

д) меня не заставляют;

е) мне не дают списать;

ж) мне надо исправить двойку.

9. Мне нравится делать уроки, когда ...

а) они несложные;

б) остается время погулять;

в) они интересные;

г) есть настроение;

д) нет возможности списать;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают) ...

а) мысли о будущем;

б) родители и (или) учителя;

в) возможная покупка желаемой вещи;

г) низкие оценки;

д) желание получать знания;

е) желание получать высокие оценки.

11. Я более активно работаю на занятиях, если ...

а) ожидаю похвалы;

б) мне интёресна выполняемая работа;

в) мне нужна высокая отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;

е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.

12. Хорошие отметки — это результат ...

а) хороших знаний;

б) моего везения;

в) добросовестного выполнения мной домашних заданий;

г) помощи друзей;

д) моей упорной работы;

е) помощи родителей.

V

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от ...

а) настроения;

б) трудности заданий;

в) моих способностей;

г) приложенных мной усилий;

д) моего везения;

е) моего внимания к объяснению учебного материала учителем.

14. Я буду активным на уроке, если ...

а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в) считаю нужным всегда так поступать;

г) меня не будут ругать за ошибку;

д) я уверен, что отвечу хорошо;

е) иногда мне так хочется.

15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я ...

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи товарищей;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что разберусь потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.

VI

16. Ошибившись при выполнении задания, я ...

а) выполняю его повторно;

б) теряюсь;

в) нервничаю;

г) исправляю ошибку;

д) отказываюсь от его выполнения;

е) прошу помощи у товарищей.

17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а) анализирую его повторно;

б) огорчаюсь;

в) спрашиваю совета у учителя или у родителей;

г) откладываю его на время;

д) обращаюсь к учебнику;
е) списываю у товарища.

18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они …

а) сложные и большие;

б) легко решаемы;

в) письменные;

г) не требуют усилий;

д) только теоретические или только практические;

е) однообразны и их можно выполнять по шаблону.


Обработка результатов

Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

Предложения 4, 5, 6 входят в блок II и характеризуют другой показатель мотивации — способность к целеполаганию.

Блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы.

Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе (Таблица 4).

Внешний мотив — 0 баллов.

Игровой мотив — 1 балл.

Получение отметки — 2 балла.

Позиционный мотив — 3 балла.

Социальный мотив — 4 балла.

Учебный мотив — 5 баллов.

Таблица 5

Ключ для I, II, III показателей мотивации

Номера предложений и баллы, им соответствующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

а

б

в

г

д

е

ж

з


1

2

5

4

3

5

0

-

-

I

2

0

0

0

5

3

4

3

4

3

2

5

2

4

5

3

-

-

4

3

0

2

5

4

4

-

-

II

5

4

5

5

0

3

2

-

-

6

3

5

5

3

0

1

-

-

7

1

4

3

3

5

1

3

-

III

8

3

1

3

3

0

0

2

-

9

3

1

3

3

0

5

-

-


Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать два варианта ответов.

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Показатели I, II, III мотивации по сумме баллов выявляют итоговый уровень мотивации. По оценочной таблице 5 можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.

Таблица 6

Оценочная таблица

Уровень

мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов

итогового уровня мотивации

I

II

III

I

27—29

25—29

20—23

70—81

II

24—26

20—24

16—19

58—69

III

18—23

13—19

10—15

39—57

IV

10—17

6—12

4—9

18—38

V

до 9

до 5

до 3

до 17

I — очень высокий уровень мотивации учения;

II — высокий уровень мотивации учения;

III — нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV — сниженный уровень мотивации учения;

V — низкий уровень мотивации учения.

Кроме того, уровни мотивации по блоку I показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл обучения. Уровни мотивации по блоку II свидетельствуют о степени развитости у учащихся способности к целеполаганию.

Блок III анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферы (Таблица 6):





Таблица 7

Выявление ведущих мотивов у подростков

Варианты ответов

Номера предложений

7

8

9

а

б

в

г

д

е

ж

И

С

П

П

У

И

П

П

И

П

П

В

В

О

П

И

П

П

В

У

-

Условные обозначения мотивов:

У — учебный мотив; С — социальный мотив; П — позиционный мотив; О — оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мотив.


Содержательный блок IV анкеты (предложения 10, 11, 12) позволяет выявить преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации обучения.

Предложения 13, 14, 15 входят в V блок методики и характеризуют следующий показатель мотивации — стремление подростка к достижению успеха в учебе или недопущение неудачи. Реализацию названных мотивов поведения учащихся позволяют определить вопросы содержательного блока VI анкеты (предложения 16, 17, 18).

Варианты ответов, выбранные учащимися по трем названным
показателям (IV, V, VI), предлагается оценивать с помощью полярной шкалы измерения в баллах +5 и -5. Ответам, в которых отражается внутренняя мотивация, стремление к достижению успеха в учебе, начисляется +5 баллов. Если ответы свидетельствуют о внешней мотивации, о стремлении к недопущению неудачи и о пассивности поведения, то они оцениваются в -5 баллов.

Таблица 8

Ключ для IV, V, VI показателей мотивации

Номера предложений и баллы, им соответствующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

а

б

в

г

д

е


10

+5

-5

-5

-5

+5

+5

IV

11

-5

+5

-5

+5

-5

+5

12

+5

-5

+5

-5

+5

-5

13

-5

+5

-5

+5

-5

-5

V

14

+5

-5

+5

-5

-5

+5

15

-5

+5

-5

+5

-5

+5

16

+5

-5

-5

+5

-5

+5

VI

17

+5

-5

+5

-5

+5

-5

18

-5

+5

-5

+5

-5

+5

Полярная шкала измерения позволяет выявить преобладание
определенных тенденций в показателях IV, V, VI мотивации.

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Так как учащиеся выбирают два варианта ответов для окончания каждого предложения, то возможные суммы баллов за каждое предложение будут такими: +10; 0; -10. По каждому показателю мотивации (то есть в каждом из содержательных блоков — IV, V, VI) возможные суммы баллов будут таковы: +30; +20; +10; 0; -10; -20; -30. Следовательно, если учащийся набирает по каждому из данных показателей:

+30; +20 баллов, то можно сделать вывод о явном преобладании у него внутренних мотивов над внешними (показатель IV), о наличии стремления к успеху в учебной деятельности (показатель V) и реализации учебных мотивов в поведении (показатель VI);

+ 10; 0; -10 баллов, то внешние и внутренние мотивы выражены примерно в равной степени, присутствует как стремление к успеху, так и недопущение неудач в учебной деятельности; учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко;

-20; -30 баллов, то следует говорить о явном преобладании внешних мотивов над внутренними, о стремлении к недопущению неудач в учебных действиях и его преобладании над стремлением к достижению успехов, об отсутствии поведенческой активности при реализации учебных мотивов.


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

У СТАРШЕКЛАССНИКОВ0


Анкета

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

1.Обучение в школе и знания необходимы мне для ...

а) дальнейшей жизни;

б) поступления в вуз, продолжения образования;

в) саморазвития, совершенствования;

г) будущей профессии;

д) обретения места в обществе (вообще в жизни);

е) создания карьеры;

ж) получения стартовой квалификации и устройства на работу.

2. Я бы не учился, если бы ...

а) не было школы;

б) не было необходимости в этом;

в) не необходимость поступления в вуз и моя будущая жизнь;

г) не чувствовал, что это необходимо;

д) не думал о том, что будет дальше.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за ...

а) знания;

б) успехи в учебе;

в) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу;

г) способности и ум;

д) трудолюбие и работоспособность;

е) хорошие отметки.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни...

а) получить образование;

б) создать семью;

в) сделать карьеру;

г) в развитии и совершенствовании;

д) быть счастливым;

е) быть полезным;

ж) принять достойное участие в эволюционном процессе человечества;

з) пока не определена.

5. Моя цель на уроке ...
а) получение информации;
б) получение знаний;

в) попытаться понять и усвоить как можно больше учебного материала;

г) выбрать для себя необходимое знание;

д) внимательно слушать учителя;

е) получить хорошую отметку;

ж) пообщаться с друзьями.

6. При планировании своей работы я ...

а) обдумываю ее, вникаю в смысл;

б) сначала отдыхаю;

в) стараюсь выполнить все аккуратно;

г) выполняю сначала наиболее сложную ее часть;

д) стараюсь выполнить ее побыстрей.

III

7. Самое интересное на уроке — это...

а) обсуждение интересного мне вопроса;

б) малоизвестные факты;

в) практика, выполнение заданий;

г) интересное сообщение учителя;
д) диалог, обсуждение, дискуссия;
е) получить отличную отметку;
ж) общение с друзьями.

8. Я изучаю материал добросовестно, если ...

а) он мне очень интересен;

б) он мне необходим;

в) мне нужна хорошая отметка;

г) без всяких условий, потому что делаю это всегда;

д) меня заставляют;

е) у меня хорошее настроение.

9. Мне нравится делать уроки, когда …

а) их мало и они несложные;

б) когда я знаю, как их делать, и у меня все получается;

в) это мне потребуется;

г) это требует усердия;

д) я отдохну после школы и дополнительных занятий;

е) у меня хорошее настроение;

ж) материал или задание мне интересны;

з) всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают) …

а) мысли о будущем;

б) конкуренция и мысли о получении аттестата;

в) совесть, чувство долга;

г) стремление получить высшее образование в престижном вузе;

д) ответственность;

е) родители (друзья) или учителя.

11. Я более активно работаю на занятиях, если …

а) ожидаю одобрения окружающих;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна хорошая отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтоб на меня обратили внимание;

е) изучаемый материал будет мне необходим в дальнейшем.

12. Хорошие отметки — это результат ...

а) моего напряженного труда;

б) труда учителя;

в) подготовленности и понимания мной темы;

г) моего везения;

д) моего добросовестного отношения к учебе;

е) моего таланта или способностей.

V

13. Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит …

а) настроения и самочувствия;

б) понимания мной учебного материала;

в) моего везения;

г) активной подготовки, прилагаемых усилий;

д) заинтересованности в хороших отметках;

е) внимания к речи учителя.

14. Я буду активным на уроке, если (так как) ...

а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в) считаю нужным всегда так поступать;

г) меня не будут ругать за ошибку;

д) твердо уверен в своих знаниях;

е) мне иногда так хочется.

15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), я ...

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи товарищей;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что разберусь потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.

VI

16. Сделав ошибку при выполнении задания, я ...

а) выполняю его повторно, исправляя ошибки;

б) теряюсь;

в) прошу помощи у товарищей;

г) нервничаю;

д) продолжаю думать над ним;

е) отказываюсь от его выполнения.

17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я ...

а) обращаюсь за помощью к товарищам;

б) отказываюсь от его выполнения;

в) думаю и рассуждаю;

г) списываю у товарища;

д) обращаюсь к учебнику;

е) огорчаюсь.

18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они ...

а) требуют большого умственного напряжения;

б) не требуют усилий;

в) требуют зубрежки и необходимость действовать по «шаблону»;

г) не требуют сообразительности (смекалки);

д) сложные и большие;

е) однообразные и не требуют логического мышления.


Обработка результатов

Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл обучения.

Предложения 4, 5, 6 входят в содержательный блок II методики и характеризуют другой показатель мотивации - способность к целеполаганию.

Содержательный блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы.

Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе.

Внешний мотив — 0 баллов.

Игровой мотив — I балл.

Получение отметки — 2 балла.

Позиционный мотив — 3 балла.

Социальный мотив — 4 балла.

Учебный мотив — 5 баллов.


Таблица 9

Ключ для I, II, III показателей мотивации

Номера предложений и баллы, им соответствующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

а

6

в

г

д

е

ж

з


1

4

5

5

4

3

3

3

-

I


2

0

4

4

5

4

-

-

-

3

5

2

3

3

5

2

-

-

4

5

4

3

5

3

4

4

0

II


5

3

5

5

3

0

2

1

-

6

5

1

0

3

3

-

-

-

7

3

3

5

0

5

2

1

-

III


8

3

3

2

5

0

1

-

-

9

0

3

3

5

3

1

3

5

Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать 2 варианта ответов.

Дальнейшие действия производятся по аналогии с методикой изучения учебной мотивации подростков для 7-9-х классов (Таблица 9).

Таблица 10

Уровень

мотивации


Показатели мотивации

Сумма баллов

итогового уровня

мотивации

I

II

III


I

26-29

24-28

24-28

72-85

II

21-25

18-23

18-23

55-71

III

18-20

12-17

14-17

42-54

IV

15-17

8-11

9-13

30-41

V

до 14

до 7

до 8

до 29

I – очень высокий уровень мотивации учения;

II – высокий уровень мотивации;

III – нормальный (средний) уровень мотивации;

IV – сниженный уровень мотивации обучения

V – низкий уровень учебной мотивации.

Таблица 11

Выявление ведущих мотивов у старшеклассников

Варианты ответов

Номера предложений

7

8

9

а

П

П

В

б

П

П

П

в

У

О

П

г

В

У

У

д

У

В

П

е

О

И

И

ж

И

-

П

з

-

-

У

Условные обозначения видов мотивов:

У - учебный мотив; С - социальный мотив; П - позиционный мотив; О - оценочный мотив; И - игровой мотив; В - внешний мотив.

Таблица 12

Ключ для IV, V, VI показателей мотивации

Номера предложений и баллы, им соответствующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

а

б

в

г

д

е

10

+5

-5

+5

-5

+5

-5

IV

11

-5

+5

-5

+5

-5

+5

12

+5

-5

+5

-5

+5

-5

13

-5

+5

-5

+5

-5

+5

V

14

+5

-5

+5

-5

-5

+5

15

-5

+5

-5

+5

-5

+5

16

+5

-5

+5

-5

+5

-5

VI

17

+5

-5

+5

-5

+5

-5

18

-5

+5

-5

+5

-5

+5






ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

В УЧЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ


Отметь знаком «+» ту оценку некоторого свойства коллектива твоего класса, которая, по-твоему, является правильной.

+3 – положительное свойство, описанное слева, проявляется в коллективе всегда;

+2 – свойство, описанное слева, проявляется в большинстве случаев;

+1 – свойство, описанное слева, проявляется достаточно часто;

0 – затрудняюсь ответить, т.к. противоположные свойства, описанные справа и слева проявляются одинаково часто;

- 1 – отрицательное свойство, описанное справа, проявляется достаточно часто;

- 2 – свойство, описанное справа, проявляется в большинстве случаев;

- 3 – свойство, описанное справа, проявляется в классном коллективе всегда.

Итак, оцени состояние вашего классного коллектива в баллах по следующим свойствам (Таблица 12).


Обработка результатов

Подсчитывается средний показатель оценки социально-психологического климата учебного коллектива.

Интерпретация результатов:

+2 – +3 – высокая степень благоприятности социально-психологического климата учебного коллектива;

0 – +2 – достаточная степень благоприятности социально-психологического климата;

- 1 – 0 – недостаточная степень благоприятности социально психологического климата;

- 3 – - 1 – неблагоприятный социально психологический климат.






№ и/п

Свойства положительные

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Свойства отрицательные

1.


Бодрый жизнерадостный тон настроени













Подавленное, унылое настроение

2.


Доброжелательность во взаимоотношениях















Конфликты во

взаимоотношениях

3.


Взаимное расположение и понимание между мальчиками и девочками















Мальчики и девочки конфликтуют между собой


4.


Ученикам класса нравится быть вместе, хочется чаще находиться в коллективе. участвовать, в совместных делах в свободное время















Ученики класса выражают безразличие к более тесному общению, отказываются участвовать в совместных делах в свободное время

5.


Успехи и неудачи остальных учеников вызывают сопереживание, искреннее участие и сочувствие всех членов коллектива















Успехи и неудачи отдельных учеников вызывают зависть или злорадство других членов коллектива

6.


Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга















Каждый считает свое мнение главным, не слушает других


7.


В трудные минуты ученики класса сплачиваются еще больше (один за всех и все за одного)















В трудные минуты ученики класса теряются, ссорятся. обвиняют друг друга.


8.


Достижения и неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные















Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у большинства

9.


Ученики гордятся тем, что являются учащимися именно этого класса















Ученики недовольны тем, что являются учащимися именно этого класса

10.


Ученики относятся участливо и доброжелательно к новым членам коллектива, стараются помочь нм утвердиться, освоиться















Ученики относятся неуважительно, враждебно к новым членам коллектива; новички чувствуют себя чужими, лишними

11.


Класс в целом активен, полон энергии















Класс в целом пассивен


12.


Совместные дела увлекают всех















Коллектив невозможно поднять на совместное дело

13.


В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту.















В коллективе пренебрежительно относятся к слабым, обожают, высмеивают их.







МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ0

(Н.П.Бадьина, В.Н.Афтенко)


Цель методики – оценка выраженности в образовательной среде конкретного ОУ следующих психологических факторов:

  1. интенсивность образовательной среды;

  2. эмоционально-психологический климат;

  3. удовлетворенность образовательной средой;

  4. демократичность образовательной среды;

  5. содействие формированию познавательной мотивации (учебной, профессиональной, творческой), развитию познавательных интересов;

  6. удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением.

В отношении различных участников образовательного процесса указанные психологические факторы имеют разное значение (Таблица 21).

Таблица 21

Проявление психологических условий образовательной среды

в отношении учащихся, родителей, педагогов

Факторы

Участники образовательного процесса

Учащиеся

Родители

Педагоги

Интенсивность

проявляется в объеме, сложности учебных заданий, предъявляемых учащимся на уроках и дома, а также в уровне требований к качеству выполнения этих заданий

проявляется в объеме учебной нагрузки учителей, а также в уровне требований к содержанию и качеству их работы

Эмоционально-психологический климат

проявляется в степени психологического комфорта участников образовательного процесса, в особенностях их взаимоотношений, в преобладающем настроении в коллективе и т.п.

Удовлетворенность

проявляется в степени удовлетворенности учебным заведением, его значимости и месте в системе ценностей участников образовательного процесса

Демократичность

проявляется в степени демократичности администрации, возможности участвовать в управлении школой, принимать решения, касающихся личных интересов участников образовательного процесса

Содействие формированию познавательной мотивации

проявляется в степени педагогического содействия у детей мотивации обучения, познавательных интересов и познавательной активности

проявляется в степени поддержки и содействия администрации профессиональному росту и повышению квалификации учителей

Удовлетворенность качеством образовательных услуг

проявляется в оценке уровня преподавания в школе различных предметных дисциплин, в степени уверенности участников образовательного процесса в достаточности образовательных услуг для поступления выпускников в ВУЗы.


Процедура диагностики

Методика удобна для применения в группе респондентов, которые получают тексты анкеты и бланки ответов (бланки ответов являются одинаковыми для всех участников образовательного процесса).

Респонденты читают вопрос, выбирают из трех вариантов ответов тот, который наиболее соответствует их мнению, и вносят соответствующую букву в бланк ответов рядом с цифрой – номером вопроса.


Обработка результатов

Ответы «а» оцениваются в 1 балл; «б» - 0,5 баллов; «в» - 0 баллов.

Каждый психологический фактор образовательной среды представлен тремя вопросами, номера которых в бланке ответов расположены в вертикальных столбцах. Степень выраженности определенного психологического фактора определяется путем расчета среднего значения по каждому столбцу.

Например, респондент ответил на вопросы анкеты следующим образом:

Бланк ответов

1. б

2. а

3. б

4. в

5. б

6. а

7. а

8. а

9. а

10. в

11. в

12. а

13. а

14. а

15. б

16. б

17. б.

18. а

И

Э

У

Д

М

КО


В этом случае показатель интенсивности учебной среды будет равен:

И = 0,83.

Показатель эмоционально-психологического климата:

Э = 1.

Показатель удовлетворенности (У)0,67; показатель демократичности (Д) 0,17; показатель содействия развитию познавательной мотивации (М)0,33; показатель удовлетворенности качеством образовательных услуг (КО) = 1.


Оценка результатов

Чем ближе полученный результат к 1, тем сильнее выражен в данной образовательной среде соответствующий психологический фактор:

0 – 0,40 – низкий уровень;

0,41 – 0,70 – средний уровень;

0,71 – 1 – высокий уровень.


Результаты ответов испытуемого в вышеприведенном примере можно обобщить следующим образом.

Данный респондент отмечает:

  • высокую интенсивность нагрузки в ОУ;

  • высокий уровень эмоционально-психологического комфорта участников образовательного процесса;

  • достаточную (среднюю) степень удовлетворенности своей школой;

  • низкую степень демократичности образовательной среды;

  • низкий уровень содействия развитию познавательной мотивации.


Анкета для обучающихся


  1. Устаешь ли ты обычно на уроках?

    а) да;

    б) на некоторых;

    в) нет.

  2. Испытываешь ли ты в стенах школы чувство защищенности и психологический комфорт?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  3. Доволен ли ты, что являешься учеником именно этой школы?

    а) да;

    б) иногда;

    в) нет.

  4. Имеешь ли ты возможность участвовать в управлении школой, вносить предложения по улучшению образовательного процесса?

    а) да;

    б) в некоторых случаях;

    в) нет.

  5. Умеют ли педагоги в твоей школе заинтересовать учащихся на уроках?

    а) да;

    б) иногда;

    в) нет.

  6. Оцени уровень знаний, которые ты получаешь в школе.

    а) высокий;

    б) достаточный;

    в) низкий.

  7. Оцени объем домашних заданий.

    а) чрезмерный;

    б) оптимальный;

    в) недостаточный.

  8. Имеют ли место во взаимоотношениях педагогов и учеников твоей школы искренность, дружелюбие, взаимное уважение?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  9. Входят ли твои учителя в круг авторитетных для тебя людей?

    а) да;

    б) не все;

    в) нет.

  10. Проявляют ли педагоги демократичность в общении с учащимися?

    а) да;

    б) не всегда или не все;

    в) нет.

  11. Реализуются ли в процессе школьных занятий твои собственные учебные интересы?

    а) да;

    б) не всегда или

    не в полной мере;

    в) нет.

  12. Пользуешься ли ты услугами репетиторов?

    а) нет;

    б) редко;

    в) систематически.

  13. Считаешь ли ты, что к уровню знаний учащихся в твоей школе предъявляются слишком высокие требования?

    а) да;

    б) уровень требований

    оптимальный;

    в) уровень требований

    недостаточный.

  14. Достаточно ли часто, на твой взгляд, педагоги и учащиеся общаются на личные темы (не связанные с учебой) в неформальной обстановке?

    а) да;

    б) хотелось бы чаще;

    в) практически никогда.

  15. Имеют ли для тебя большое значение события, происходящие в «школьной жизни»?

    а) да;

    б) не все;

    в) нет.

  16. Имеешь ли ты право голоса при решении вопросов, затрагивающих твои личные интересы?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  17. Находит ли поддержку и содействие учителей твое желание углубленно изучать интересующие тебя предметы (организация факультативов, кружков, индивидуальных занятий и т.п.)?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  18. Насколько ты уверен, что после окончания школы сможешь поступить в ВУЗ?

а) почти уверен, что поступлю;

б) не уверен, что поступлю;

в) почти уверен, что не поступлю.


Анкета для родителей


  1. Оцените степень интенсивности учебной нагрузки в школе, где учится Ваш ребенок.

    а) высокая;

    б) оптимальная;

    в) низкая.

  2. Удовлетворяют ли Вас взаимоотношения педагогов и Вашего ребенка?

    а) да;

    б) не вполне;

    в) нет.

  3. Довольны ли Вы, что Ваш ребенок учится именно в этой школе?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  4. Имеете ли Вы возможность участвовать в управлении школой, вносить предложения по улучшению образовательного процесса?

    а) да;

    б) в некоторых случаях;

    в) нет.

  5. С интересом ли Ваш ребенок посещает учебные занятия?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  6. Оцените уровень знаний, которые получает Ваш ребенок в школе?

    а) высокий;

    б) достаточный;

    в) недостаточный.

  7. Оцените объем домашних заданий

    а) чрезмерный;

    б) оптимальный;

    в) недостаточный.

  8. Находите ли Вы понимание и поддержку педагогов при решении проблем, связанных с обучением и воспитанием Вашего ребенка?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  9. Цените ли Вы мнение педагогов, стараетесь ли выполнять их рекомендации?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  10. Оцените степень своего участия в деятельности школы.

    а) высокая;

    б) средняя;

    в) низкая.

  11. Оцените уровень мотивации обучения Вашего ребенка.

    а) высокий;

    б) средний;

    в) низкий.

  12. Приходится ли Вам прибегать к услугам репетиторов?

    а) нет;

    б) иногда;

    в) систематически.

  13. Оцените требования учителей, предъявляемые Вашему ребенку.

    а) завышенные;

    б) оптимальные;

    в) заниженные.

  14. Общаетесь ли Вы с педагогами в неформальной (внеучебной, внешкольной) обстановке?

    а) да;

    б) иногда;

    в) никогда.

  15. Является ли школа, в которой учится Ваш ребенок авторитетным для Вас образовательным учреждением?

    а) да;

    б) в некоторых случаях;

    в) нет.

  16. Имеете ли вы право голоса при решении вопросов, затрагивающих интересы Вашего ребенка?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  17. Удовлетворяет ли внеурочная работа в школе (кружки, факультативы и т.п.) интересы Вашего ребенка?

    а) да;

    б) не вполне;

    в) нет.

  18. Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ВУЗ?

а) да;

б) не вполне;

в) нет.


Анкета для учителей


  1. Считаете ли Вы, что Ваша учебная нагрузка слишком велика?

    а) да;

    б) иногда;

    в) нет.

  2. Принято ли в педагогическом коллективе Вашей школы делиться не только профессиональными, но и личными проблемами?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  3. Довольны ли Вы тем, что работаете именно в этой школе?

    а) да;

    б) в некоторых случаях;

    в) нет.

  4. Имеете ли Вы возможность участвовать в управлении школой, вносить предложения по улучшению образовательного процесса?

    а) да;

    б) в некоторых случаях;

    в) нет.

  5. Ведется ли в учебном заведении активная методическая работа, направленная на повышение профессионального мастерства педагогов?

    а) да;

    б) хотелось бы больше или не всегда устраивает;

    в) нет.

  6. Оцените уровень, на котором ведется преподавание в Вашей школе.

    а) высокий;

    б) достаточный;

    в) недостаточный.

  7. Достаточно ли у Вас времени, чтобы подготовиться к занятиям, проверить тетради и т.п.?

    а) нет;

    б) бывает, что времени не хватает;

    в) да.

  8. Считаете ли Вы, что взаимоотношения педагогов, учеников и родителей в Вашей школе отличаются искренностью, дружелюбием, взаимным уважением?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  9. Считаете ли Вы, что в данном образовательном учреждении Вы реализовались как профессионал и как личность?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  10. Считаете ли Вы, что в Вашей школе администрация достаточно демократична по отношению к педагогам?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  11. Находит ли поддержку и содействие администрации Ваше стремление к повышению собственной квалификации (аттестация на квалификационную категорию, разработка и внедрение новых технологий, авторских программ и т.п.)?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  12. Прибегают ли учащиеся Вашей школы к помощи репетиторов?

    а) нет, в этом нет необходимости;

    б) редко;

    в) систематически.

  13. Считаете ли Вы, что к объему, содержанию и качеству работы учителей в Вашей школе предъявляются слишком высокие требования?

    а) да;

    б) уровень требований оптимальный;

    в) уровень требований недостаточный.

  14. Встречаются ли педагоги Вашей школы в неформальной обстановке как в «стенах школы», так и за ее пределами (отмечают вместе дни рождения, ходят друг к другу в гости, посещают концерты и т.п.)?

    а) да;

    б) такое иногда бывает;

    в) нет.

  15. Пользуется ли образовательное учреждение, в котором Вы работаете, благодаря Вам и Вашим коллегам авторитетом в городе?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  16. Имеете ли вы право голоса при решении вопросов, затрагивающих интересы Вас и Ваших учеников?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  17. Имеете ли Вы возможность посещать курсы повышения квалификации?

    а) да, в том числе и за пределами области;

    б) да, в пределах области;

    в) нет.

  18. Достаточен ли уровень знаний, которые дает школа, для поступления в ВУЗ?

а) да;

б) не всегда;

в) нет.








Вопрос 5 предполагает отрицательных ответ.

0 Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – М., 2001.

0 Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы. – М., 2004.

0 Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы. – М., 2004.

0 Бадьина Н.П., Афтенко В.Н. Диагностика психологических условий школьной образовательной среды. – Курган, 2004.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!