ТЕСТЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ
Тест №1
Устное народное творчество
А 1. Найди пословицу о труде.
Близок локоть, да не укусишь.
Всяк паучок знай свой уголок.
Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.
Своя земля и в горсти мила.
А 2. В какой сказке один из персонажей – лиса.
«Гуси-лебеди»
«Колобок»
«У страха глаза велики»
«Каша из топора»
А 3.Найди героя (героев) сказки «Теремок».
гуси-лебеди
Баба-яга
Курочка Ряба
Мышка-норушка
А 4.Кто помог девочке из сказки «Гуси- лебеди»
мышка
кошка
собака
Лягушка
В 1.Определи жанр произведения.
У Сашки в кармашке шишки да шашки.
частушка
скороговорка
загадка
пословица
С 1.Какие из этих сказок являются народными.
-«Два Мороза» «Лиса и журавль» «У страха глаза велики» «Сказка о рыбаке и рыбке»
Тест №2
«Люблю природу русскую»
А 1.Что соответствует описанию осени?
поспела в лесу земляника
птицы собираются в стаи и улетают на юг
на снегу лисьи и волчьи следы
трава выросла высокая-высокая
А 2.Кто автор этих строк
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
А 3.Определи жанр текста «Грибы» (стр. 77 учебника)
рассказ
стихотворение
научная статья
сказка
В 1.Подбери рифму к слову «холоднее».
холодно
грустнее
тёплый
ветер
С 1.Отгадай загадку. Напиши отгадку.
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт
Убаюкивает?
Тест № 3
Русские писатели
А 1.Кто автор «Сказки о рыбаке и рыбке?»
А 2.Узнай героя по его описанию.
Неповоротливый, нерасторопный, идёт назад.
А 3.Что такое басня?
рассказ, в котором герои – животные
стихотворение, в котором герои – животные
сказка, в которой герои – животные
короткий, чаще всего стихотворный рассказ, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи
В 1.К какому произведению подходит пословица?
«Учиться – всегда пригодится».
С 1. Закончи пословицу.
Много захочешь - …
потехе час
много получишь
людей насмешишь
последнее потеряешь
Тест №4
О братьях наших меньших
А 1.Кто автор стихотворения «Кошкин щенок»?
А 2.Убери лишний персонаж.
А 3.Как звали храброго утёнка?
В 1.К какому произведению подходит пословица?
« Ты пожалей и тебя пожалеют».
«Ребята и утята»
«Храбрый утёнок»
«Страшный рассказ»
«Кошкин щенок»
В 2.Узнай название рассказа по опорным словам.
Скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь.
-«Музыкант» «Страшный рассказ» «Храбрый утёнок» «Ребята и утята»
С 1.Какими были ребята из рассказа М. Пришвина «Ребята и утята»?
несмышлёными
злыми
весёлыми
беззаботными
Тест №5
Из детских журналов
А 1.Какой из этих журналов не является детским?
А 2.Как расшифровывается название журнала «Ёж»?
ежедневный журнал
ежемесячный журнал
единственный журнал
единый журнал
А 3.Какое стихотворение Д. Хармс и С. Михалков написали вместе?
«Весёлые чижи»
«Игра»
«Что это было»?
«Весёлый старичок»
А 4. Кто автор стихотворения «Ученый Петя»?
Д.Хармс – А.Введенский
С.Маршак – Ю. Владимиров
В 1.Как звучит настоящее имя Д. Хармса?
С 1.Закончи пословицу «Дерево смотри в плодах, а человека …»
Тест № 6
Люблю природу русскую. Зима
А 1. Стихов какого поэта не было в этом разделе?
А 2. Стихотворение «Поёт зима – аукает…» написал:
А 3. Какое стихотворение написал Ф. Тютчев?
«Чародейкою Зимою»
«Поёт зима – аукает…»
«Зимним холодом…»
«Светло-пушистая…»
А 4.Морозу – Красному носу не удалось задуманное, так как:
крестьянин был тепло одет
купец был очень плохо одет
крестьянин много двигался
купец сидел и не двигался
В 1. Что должно быть в стихах, кроме рифмы?
ничего – красивые слова – описание природы – ритм, мелодия
С 1. Закончи пословицу. «У работающего в руках…»
Тест № 7
Писатели детям
А 1.Кто такой К. Чуковский?
А 2.Какое стихотворение написала не А. Барто?
«Мы не заметили жука»
«Вовка – добрая душа»
«Мой щенок»
«В школу»
А 3. Кто такой прусак?
А 4. Как зовут мальчика, который «просыпался ночью 10 раз»?
В 1. Какое стихотворение учит преодолевать страх?
«Мой щенок
«Мой секрет»
«Сила воли»
«Кот и лодыри»
В 2. К какому произведению подходит пословица «Порядок – душа всякого дела»
«Живая шляпа»
«Федорино Горе»
«Путанница»
«Мой секрет»
С 1.Каким был Вовка из стихотворения А. Барто?
добрым
приветливым
грубым
надоедливым
Тест № 8.
Я и мои друзья.
А 1. Когда герой стихотворения Э. Мошковской «вышел из обиды»?
когда перед ним извинились
когда он помирился со всеми
когда он хорошо поел
когда он съел пирог и проспал два часа
А 2.Какое произведение написал В. Лунин?
«Я и Вовка»
«За игрой»
«Почему»
«Гляжу с высоты»
А 3. Какое слово шепнул старичок мальчику в рассказе В. Осеевой «Волшебное слово»?
В 1. К какому рассказу подходит пословица «Добрый человек добру и учит».
«Почему» «Два пирожных» «Волшебное слово» «Анна, не грусти!»
С 1. Укажи верные утверждения.
Герои стихотворении «Я и Вовка» настоящие друзья.
Аню из рассказа «Анна, не грусти!» можно назвать хорошей подругой.
Рассказ «Волшебное слово» учит вежливости.
Герой рассказа «Почему?» не раскаялся в том, что сказал маме неправду.
Тест № 9
Люблю природу русскую. Весна.
А 1. Какое слово не связано с темой весны?
А 2. Кто автор этих строк?
Я маму мою обидел,
Теперь никогда, никогда
Из дому вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.
А 3. Кто написал стихотворение «Матери»?
В 1. Каким настроением проникнуто стихотворение А. Плещеева «Весна»?
С 1. Отгадай загадку. Напиши отгадку.
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад –
Заглянул к нам месяц …
Тест № 10
И в шутку и в серьёз.
А 1. Кто считает, что «красивей всего – Мотылёк»?
А 2. Как называл свои песенки Винни – Пух?
А 3. Этот забавный зверёк прибыл из густого тропического леса. Кто он?
А 4. Кто автор произведения «Что красивей всего?»?
В 1. Какое произведение учит всегда говорить правду?
С 1. Укажи произведение Э. Успенского.
Тест № 11
Литература зарубежных стран. Детские песенки.
А 1. Укажи название английской народной песенки.
«Перчатки» «Бульдог по кличке Дог» «Сюзон и мотылёк» «Знают мамы, знают дети»
А 2. Без чего не сдвинешь воз?
без коня – без колёс
без труда – без взрослых
А 3. С какого языка Н. Гернет и С. Гиппиус перевели песенку «Сюзон и мотылёк»?
В 1. В какой песенке рассказывается о девочке, которая не хотела учиться?
«Храбрецы»
«Сюзон и мотылёк»
«Знают мамы, знают дети»
«Перчатки»
С 1. Что относится к фольклору?
Тест № 12
Литература зарубежных стран. Сказки.
А 1. Кто написал сказку «Мафин и паук»?
А 2. Кто такой Освальд?
А 3.Кто появился на месте страшного паука?
маленькая принцесса
крохотная принцесса
крохотная фея
прелестная волшебница
В 1. Какая сказка начинается такими строками?
Было у мельника три сына, и оставил он им, умирая, всего мельницу, осла и кота.
С 1. Найди ошибки.
Э. Хогарт «Кот в сапогах»
Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»
Ш. Перро «Мафин и паук»
Ш. Перро «Красная Шапочка»
Контрольная работа № 1.
Повторение пройденного за 1 полугодие.
Внимательно прочитай два текста и выполни задание.
Текст 1
Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом – воздухом. Мы его не видим, не чувствуем. Но если оно вдруг исчезнет. Мгновенно закипят на Земле вода, все другие жидкости, а лучи Солнца сожгут всё живое. Без еды человек может обходиться пять недель, без воды – пять дней, а без воздуха – самое большое пять минут.
Воздух нужен и человеку. И животным, и растениям, чтобы дышать, а значит, чтобы жить. А ветер? Ведь это движение воздуха! Без ветра облака всегда стояли бы над морем или над рекой. Значит, дождь без ветра мог бы идти только над водой.
( Что такое? Кто такой?, т 1)
Текст 2
Как – то утром наше окно распахнул весёлый ветерок. Он потрепал занавески. Лизнул меня в лицо, полистал книжку и хотел задуть лампу- ночник. Разозлился, что не получилось, и разлохматил шерсть у кошки, и стянул скатерть и раскачал абажур.
Я закрыл окно и почти его поймал, но он ускользнул через щель под дверью.
Я не пропускал ни одного ветра – делал вертушки, пускал бумажных голубей… Но чаще всего запускал змея.
(Л. Сергеев)
Задания:
1.Найди верное утверждение.
Оба текста объясняют, почему дует ветер.
В обоих текстах рассказывается о ветре, но по-разному.
В обоих текстах описывается ветер
2. Вставь в утверждения номера текстов так, чтобы утверждения оказались верными.
- В тексте………. можно почувствовать отношение героя к ветру.
- В тексте………. автор рассказывает о воздухе.
- Текст…………. Научный, а текст …………. Художественный.
3. В художественном тексте подчеркни слова, которые рассказывают, что делал ветер-проказник.
Прочитай стихотворение. Ответь на вопрос и выполни задания.
Порванная тропинка.
Моет туча синюю тайгу,
Сбросив с плеч цветное коромысло.
От дождя промокла и раскисла,
Порвалась тропинка на лугу.
В лужицах – разрывах облака,
Светит солнце, и летают птицы,
Золотые усики пшеницы
Тенькают о чашечку цветка…
Тёплый ветер дует – подувает,
Не спеша тропинку зашивает. (Т. Белозёров)
Вопрос и задания:
Какое это стихотворение по настроению?
грустное, печальное
лирическое, душевное
радостное, торжественное
2.Перечитай внимательно стихотворение и попробуй объяснить следующие выражения.
«Тенькают о чашечку цветка» - ………………………………………………………………………………
«Порвалась тропинка на лугу» - ………………………………………………………………………………
В первом четверостишии соедини дугой рифмующиеся слова.
Контрольная работа №2.
Повторение пройденного за 2 полугодие.
Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.
Пустые страхи.
Шёл Мишка по лесу ночью. Кто-то схватил его сзади.
Обмер Мишка. Стоит, не шелохнётся.
Сова закричала.
- Это сова меня держит! – Было дело, сунул лапу в дупло – дом совы сломал.
Думает Мишка, как прощенья просить, - волк завыл.
- Волк меня держит!
Перед волком тоже виноват. На берёзах катался. Упал на волчье логово, чуть волчат не задавил.
-«Что волку-то сказать?» - думает Мишка и чует – по спине что-то бегает, по лапам, по животу.
- Пауки! – ахнул медвежонок. Сколько он паутины-то порвал, бродя по лесу, - вот ужас!
Хотел на помощь звать, да в это самое время мышка из норы выскочила, пятку медвежонку пощекотала.
Мишка – то как подскочит. Как рванётся – и свободен. За сучок шёрсткой зацепился.
(В. Бахревский)
Вопросы и задания:
В какое время суток происходят события, описанные в тексте?
Что мерещилось Мишке в ночном лесу? Запиши.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Как ты думаешь, почему он так боялся совы, волка, пауков?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Кто «спас» медвежонка и помог ему выбраться?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Восстанови последовательность страхов Мишки, расставив цифры.
Объясни значение словосочетания «пустые страхи».
………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
Кто на самом деле держал Мишку?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Отметь предложение, выражающее главную мысль текста.
Коли хочешь себе добра, то ни кому не делай зла.
Лесом шёл, а дров не видел.
Глаза страшат, а руки делают.