Методы изучения мышления
1.«Простые аналогии»
Цель: исследование логичности и гибкости мышления.
Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.
Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.
Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют 8-9 правильных ответов,
о хорошем 6-7 ответов,
о достаточном - 4-5,
о низком - менее чем 5.
Стимульный материал для раздачи
Анкета ученика (цы)___________________________________________ класса ______
Изучите пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии постройте пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие.
1. Бежать – стоять; Кричать –
а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня
2. Паровоз – вагоны; Конь –
а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня
3. Нога – сапог; Глаза –
а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос
4. Коровы – стадо; Деревья –
а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник
5. Малина – ягода; Математика –
а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел
6. Рожь – поле; Яблоня –
а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья
7. Театр – зритель; Библиотека –
а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож
8. Пароход – пристань; Поезд –
а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы
9. Смородина – ягода; Кастрюля –
а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар
10. Болезнь – лечить; Телевизор –
а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер
11. Дом – этажи; Лестница –
а) жители, б) ступеньки, в) каменный,
Методы изучения мышления.
2.«Изучение гибкости мышления»
Методика позволяет определить вариативность подходов, гипотез, исходных данных, точек зрения, операций, вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности. Может применяться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым предъявляется бланк с записанными на нем анаграммами (набор букв). В течение 3 мин они должны составлять из наборов букв слова, не пропуская и добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.
Обработка результатов
Подсчитывается количество верно составленных слов в течение 3 мин. Количество составленных слов: показатель гибкости мышления:
Уровень гибкости | Взрослые | Учащиеся 3-4-х классов | Учащиеся 1-2-х классов |
Высокий | 26 и более | 20 и более | 15 и более |
Средний | 21-25 | 13-19 | 10-14 |
Низкий | 11-20 | 7-12 | 5-9 |
Стимульный материал для раздачи
Анкета ученика (цы)___________________________________________ класса ______
В течение 3 мин составьте из наборов букв слова, не пропуская и добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.
Образец бланка | | | | |
ЙВО | ЯОДЛ | АИЦПТ | УАРДБЖ | ОАЕФМРС |
ЙЛА | РУОТ | УАРГШ | УАККЖР | ОАИККРПС |
АБЛ | ЕНОБ | ООСВЛ | ООАРБД | ОАИДМЫЛ |
АШР | ЛУКТ | ОАЛМС | ААККЗС | ЕЕЬВДДМ |
ОЗВ | ИАПЛ | БРЕОР | УАЬБДС | ЕЕДПМТР |
УКБ | ААПЛ | ОТМШР | АИСЛПК | АААЛТПК |
ИРМ | ОРЩБ | ОЕЛСВ | ЕУЗНКЦ | ОАЁМЛСТ |
ОТМ | ОЕТЛ | ААШЛП | УАПРГП | ААЬБДЕС |
АСД | ОЕРМ | ОЕСМТ | ОООЛТЗ | ОАЬТДРС |
ОБЛ | ОКТС | АИЛДН | ЬОЕЧЛМ | ААОСКБЛ |
№ | слово | № | слово |
1 | | 23 | |
2 | | 24 | |
3 | | 25 | |
4 | | 26 | |
5 | | 27 | |
6 | | 28 | |
7 | | 29 | |
8 | | 30 | |
9 | | 31 | |
10 | | 32 | |
11 | | 33 | |
12 | | 34 | |
13 | | 35 | |
14 | | 36 | |
15 | | 37 | |
16 | | 38 | |
17 | | 39 | |
18 | | 40 | |
19 | | 41 | |
20 | | 42 | |
21 | | 43 | |
22 | | 44 | |
Методы изучения мышления.
3."Сложные аналогии"
Цель Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых. Описание Методика состоит из 20 пар слов - логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача - определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет "шифр" — таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е. Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти "аналог", то есть выбрать в таблице "шифр" пару слов с такой же логической связью, а после этого ответить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, | которая соответствует найденному аналогу из таблицы "шифр". Время выполнения задания ограничено тремя минутами. Анализ результатов Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей. Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей. Наибольшее информативное значение имеет рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий "бережливость — скупость", "прохлада — мороз". |
Стимульный материал для раздачи
Анкета ученика (цы)___________________________________________ класса ______
Инструкция
"На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице "шифр".
Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы "шифр". И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице "шифр" аналогу. Время выполнения задания — 3 минуты".
Материал
Шифр
А. Овца — стадо
Б. Малина — ягода
В. Море — океан
Г. Свет — темнота
Д. Отравление — смерть
Е. Враг — неприятель
1 | Испуг - бегство | А | Б | В | Г | Д | Е |
2 | Физика - наука | А | Б | В | Г | Д | Е |
3 | Правильно - верно | А | Б | В | Г | Д | Е |
4 | Грядка - огород | А | Б | В | Г | Д | Е |
5 | Пара - два | А | Б | В | Г | Д | Е |
6 | Слово - фраза | А | Б | В | Г | Д | Е |
7 | Бодрый - вялый | А | Б | В | Г | Д | Е |
8 | Свобода - воля | А | Б | В | Г | Д | Е |
9 | Страна - город | А | Б | В | Г | Д | Е |
10 | Похвала - брань | А | Б | В | Г | Д | Е |
11 | Месть - поджог | А | Б | В | Г | Д | Е |
12 | Десять - число | А | Б | В | Г | Д | Е |
13 | Плакать - реветь | А | Б | В | Г | Д | Е |
14 | Глава - роман | А | Б | В | Г | Д | Е |
15 | Покой - движение | А | Б | В | Г | Д | Е |
16 | Смелость - геройство | А | Б | В | Г | Д | Е |
17 | Прохлада -мороз | А | Б | В | Г | Д | Е |
18 | Обман - недоверие | А | Б | В | Г | Д | Е |
19 | Пение - искусство | А | Б | В | Г | Д | Е |
20 | Тумбочка - шкаф | А | Б | В | Г | Д | Е |
ВПИСАТЬ ОТВЕТЫ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |