СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тесты по биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Губки и кишечнополостные.»

Губки и кишечнополостные


1.Что лежит в основе систематики губок , деления их на классы ?

А.Форма и вещество игл В.Форма колоний

Б.Форма клеток Г.Особенности питания

2..Каким образом губки не способны защищаться от врагов ?

А.Выделением ядовитых веществ

Б.Выделением отпугивающего запаха

В.Наличием острых минеральных игл

Г.Перемещением в безопасное место

3.Из скольких слоев состоит тело губок?

А. Одного В. Трех

Б. Двух Г.Слоистость не выражена

4.Длина щупалец гигантской медузы- цианеи может превышать :

А.1м. В. 20м.

Б.10м. Г.30м.

5.Какая функция не свойственна кишечной полости полипов и медуз ?

А.Обеспечение организма кислородом

Б.Выведение продуктов обмена

В.Размещение защитных стрекательных клеток

Г.Захват и переваривание пищевых частиц

6.Какие типы клеток отсутствуют в эктодерме у полипов и медуз?

А.Нервные В.Половые

Б.Стрекательные Г.Мускульные

7.Ч то представляет собой регенерация для кишечнополостных ?

А.Разрастание органов

Б.Восстановление поврежденных или утраченных частей тела

В.Форма бесполого размножения

Г.Форма полового размножения

Ответы:1-А. 2-Г. 3-Б. 4-Г (в Книге рекордов Гиннеса отмечена медуза с длиной щупалец в36,5 м ).5-В. 6-Г. 7-Б.


Просмотр содержимого документа
«Зоологическийтренажёр Членистоногие»

Зоологический тренажёр «Членистоногие».

Найдите особенности, характерные для каждого из названных представителей типа. Ответы запишите с помощью цифр.

Класс

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

XIII

XIV

XV

Ракообразные

1

2

1

2

3

1

3

3

1

2

1

3

1

1

3

Паукообразные

2

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

2

2

1

2

Насекомые

3

1

2

3

1

2

2

1

2

3

1

1

3

2

1



I Представители:

1. Речной рак

2 Паук- крестовик

3. Майский жук

II Деление тела на отделы:

1. Тело разделено на голову, грудь и брюшко

2. Тело состоит из головогруди и брюшка

III Наличие усиков на голове:

1Имеют две пары усиков: длинные и короткие

2. Имеют одну пару усиков

3. Усиков не имеют

IV Количество ног:

1. 4 пары ног

2. 10 и более пар

3. 3 пары ног

V Ротовые органы:

1. Верхняя губа, две пары челюстей, нижняя губа

2. Пара крючковидных верхних челюстей, пара ногощупалец

3. Ротовые органы, приспособленные к измельчению пищи: пара верхних челюстей, две пары нижних челюстей, три пары ногочелюстей

VI Питание:

1. Всеядны. Могут поедать падаль, иногда ловят живую добычу

2. Питаются растениями

3. Хищники. Питаются только живой добычей.

VII Особенности пищеварения:

1. Предварительное переваривание пищи происходит вне организма

2. Пища перетирается в желудке, имеющем хитиновые зубцы.

3. Пища перетирается в желудке, состоящем из двух отделов. В более крупном пища перетирается, в меньшем- процеживается через пластинки с волосками.

VIII Органы кровообращения:

1. Кровеносная система незамкнутая, кровь изливается в полость тела. Сердце трубчатое, многокамерное.

2. Кровеносная система незамкнутая, кровеносные сосуды открываются в полость тела. Сердце- однокамерный пятиугольный мешочек.

3. Кровеносная система незамкнутая, кровь изливается в полость тела. Сердце однокамерное, имеет форму ромба.

IX Органы дыхания:

1. Дышат растворённым в воде кислородом при помощи жабер

2. Дышат атмосферным воздухом при помощи трахей.

3. Дышат атмосферным воздухом при помощи лёгочных мешков и двух пучков трахей.


X Органы осязания:

1. Волоски на ногощупальцах

2. Длинные усики

3. Пара щупиков на голове.

XI Органы зрения:

1. Пара сложных фасеточных глаз с мозаичным зрением

2. Несколько пар простых глазков

XII Характер суточной активности:

1. Активны в светлое время суток

2. Активны в вечерние часы

3. Преимущественно ночной образ жизни.

XIII Откладка яиц:

1. Отложенные яйца самка прикрепляет к ножкам брюшка и носит их с собой до вылупления молоди

2. Самка откладывает яйца в кокон среди листвы или под корой деревьев.

3. Самка откладывает яйца в почву.

XIV Тип развития (стр учебника 243) :

1. Развитие прямое, без превращения.

2. Развитие непрямое, с превращением

XV Роль в природе:

1. Объедая листву, повреждают деревья

2. Ограничивают численность мух, комаров и других насекомых

3. Уничтожают падаль, считаются санитарами природы.

Просмотр содержимого документа
«Итоговый тест по курсу биологии 7 класса»

Итоговый тест

Вариант 1

Часть А

Выберите один правильный ответ.


1. Клетки животных в отличие от клеток растений:

1) безъядерны

2) не имеют клеточной стенки

3) имеют другой генетический код

4) не имеют митохондрий


2. Из большого количества клеток состоит:

1) инфузория-туфелька

2) амеба дизентерийная

3) эвглена зеленая

4) гидра пресноводная


3. Животные в пищевых цепях занимают место:

1) продуцентов

2) редуцентов

3) консументов и редуцентов

4) продуцентов и консументов


4. Общим свойством всех животных считается:

1) многоклеточность

2) способность к автотрофному питанию

3) эукариотическое (ядерное) строение клеток

4) наличие нервной системы


5. Кольчатые черви отличаются от круглых:

1) двусторонней симметрией

2) сквозным кишечником

3) наличием полости тела

4) наличием кровеносной системы


6. Переносчики возбудителей заразных болезней встречаются среди представителей отряда:

1) Перепончатокрылых

2) Жесткокрылых

3) Чешуекрылых

4) Двукрылых


7. Общим свойством пресмыкающихся и остальных классов позвоночных является:

1) живорождение

2) развитие из неоплодотворенного яйца

3) развитие из зиготы

4) развитие с полным метаморфозом


8. Важнейшим приспособлением птиц к полету является:

1) два круга кровообращения

2) наличие ребер и грудины

3) три пальца на передних конечностях

4) наличие полостей в костях


9. Классификационным признаком отряда Хищные звери является:

1) скорость бега

2) умение маскироваться

3) строение зубов


10. Сердце лягушки :

1) двухкамерное

2) трехкамерное

3) трехкамерное с неполной перегородкой

4) четырехкамерное


11. Хищные и паразитические животные в цепи питания являются:

1) продуцентами

2) консументами I порядка

3) редуцентами

4) консументами II порядка



Часть В

Выберите несколько правильных ответов.

В1. Выберите органы пищеварительной системы.

1) сердце

2)пищевод

3) почки

4) желудок

5) головной мозг

6) кишечник

7) глаза


Найти соответствие.

В2. Соотнесите классы животных с типами, к которым они принадлежат.


Типы Классы


А. Простейшие 1. Коралловые полипы

Б. Кишечнополостные 2. Сосальщики

В. Моллюски 3. Брюхоногие

4. Инфузории

5. Пресмыкающиеся

А

Б

В

4

1

3




В3. Соотнесите представителей млекопитающих с отрядами, к которым они принадлежат.


Отряды Представители


А. Рукокрылые 1. еж обыкновенный

Б. Грызуны 2. Рыжая вечерница

В. Хищные 3. Бурундук

4. Крыса черная

5. Кит серый

6. Хорь черный

7. Медведь бурый

А

Б

В

2

3,4

6,7


Часть С.

С1. Дайте развернутый ответ.

В чем заключается почвообразующая деятельность животных?


С1. Элементы правильного ответа.

1) Дождевые черви разрыхляют почву, создавая условия для роста растений

2) Выделения животных удобряют почву.

3) Животные, роющие норы, влияют на рельеф местности.



С2. Назовите рыбу, изображенную на рисунке. Объясните, чем она интересна.




С2. Элементы правильного ответа.

1) Это кистеперая рыба – латимерия, или целокант

2) Ученые предполагают, что от древних кистеперых произошли земноводные

3) На происхождение земноводных от кистеперых рыб указывают такие признаки, как сходство в строении плавников латимерии с пятипалой конечностью земноводных, зачатки легких.


Итоговый тест

Вариант 2

Часть А

Выберите один правильный ответ.


1. К фотосинтезу способна:

1) эвглена зеленая

2) амеба обыкновенная

3) инфузория-туфелька

4) лямблия кишечная


2. Движется с помощью ресничек

1) инфузория-стилонихия

2) фораминифера

3) эвглена зеленая

4) малярийный плазмодий


3. У медузы нет:

1) эктодермы

2) мезодермы

3) энтодермы

4) нервных клеток


4. Главным систематическим признаком типа Членистоногих является:

1) сегментация тела и конечностей

2) развитие с полным превращением

3) трахейное дыхание

4) незамкнутая кровеносная система


5. Жабрами дышит:

1) жук- плавунец

2) паук-тарантул

3) речной рак

4) медуза-обелия


6. Соответствие формы тела некоторых насекомых форме опыляемых ими цветков – это:

1). Результат искусственного отбора

2) Результат естественного отбора

3) случайность

4) пример модофикационной изменчивости


7. Пара животных, у которых развитие происходит с полным превращением, - это:

1) озерная лягушка и бабочка-капустница

2) аксолотль и стрекоза

3) червяга и кузнечик

4) гребнистый тритон и саранча


8. К крупнейшим эволюционным приобретениям птиц можно отнести:

1) появление цевки

2) обтекаемость формы тела

3) яйцо, покрытое скорлупой

4) редукцию зубов и возникновение клюва


9. Отличием млекопитающих от других хордовых является:

1) наличие внутреннего скелета

2) развитый мозжечок

3) шерстный покров

4) наличие двух кругов кровообращения и покрова из шерсти


10. Сердце крокодила:

1) двухкамерное

2) трехкамерное

3) трехкамерное с неполной перегородкой

4) четырехкамерное


11. К редуцентам в цепи питания относятся:

1) растения

2) животные

3) грибы, микроорганизмы

4) паразиты


Часть В

Выберите несколько правильных ответов.

В1. Выберите органы кровеносной системы:

1) почки

2) сердце

3) желудок

4) капилляры

5) позвоночник

6) артерии

7) печень


Найдите соответствие.

В2. Соотнесите классы животных с типами, к которым они принадлежат.


Типы Классы


А. Кольчатые черви 1. Ресничные

Б. Членистоногие 2. Малощетинковые

В. Хордовые 3.Радиолярии

4. Земноводные

5. Паукообразные

А

Б

В

2

5

4




В3. Соотнесите представителей насекомых с отрядами, к которым они принадлежат.

Отряды Представители


А. Прямокрылые 1. Таракан черный

Б. Бабочки 2.Кобылка египетская

В. Двукрылые 3. Божья коровка

4. Лимонница

5. Комар малярийный

6. Капустная белянка

7. Слепень бычий


А

Б

В

2

4,6

5,7



Часть С

С1. Найдите ошибки в приведенном тексте.


1.Кишечнополостные – трехслойные, беспозвоночные животные.

2. Среди них встречаются как свободноживущие формы, так и прикрепленные к субстрату.

3. Размножаются только вегетативным способом.

4. включают классы: гидроидные, сцифоидные, жгутиконосцы.

С1. Элементы правильного ответа.

1) Ошибки допущены в предложениях – 1, 3, 4.

2) предложение 1 – неверно указано число слоев клеток

3) предложение3 – неверно указан способ размножения

4) предложение 4 –неверно указан класс


С2. Кто лишний на этом рисунке? Ответ докажите.

муха кузнечик бабочка жук

С2. Элементы правильного ответа

1) Лишний - кузнечик

2) кузнечик относится к насекомым, развивающимся с неполным превращением

3) остальные насекомые, показанные на рисунке, развиваются с полным превращением.

Просмотр содержимого документа
«КИМ Тип Членистоногие.»

Тип Членистоногие

А.1. К какому классу относят членистоногих, имеющих три пары ног?

А) Насекомых

Б) Ракообразных

В) Паукообразных

Г) Клещей

А.2. Нервная система членистоногих по строению сходна с нервной системой

А) моллюсков

Б) кольчатых червей

В) круглых червей

Г) плоских червей

В. 1. Установите, в какой последовательности происходит развитие насекомого с полным превращением.

А) взрослое насекомое

Б) куколка

В) яйцо

Г) личинка






В.2. Установите соответствие между особенностями строения членистоногих и классами, для которых они характерны.

Особенности строения

Классы Членистоногих

1) отделы тела: голова, грудь, брюшко

2) 3 пары ходильных ног

3) наличие паутинных желез

4) 4 пары ходильных ног

5) отделы тела: головогрудь, брюшко

6) наличие усиков

А) паукообразные

Б) насекомые

В.3. Установите соответствие между признаком насекомых и отрядом, для которого он характерен.

Признаки насекомых

1. развитие с неполным превращением

2. развитие с полным превращением

3. две пары крыльев

4. одна пара крыльев

5. ротовой аппарат грызущий

6. ротовой аппарат колюще-сосущий

Отряды

А) Прямокрылые

Б) Двукрылые

В.4. У насекомых с полным превращением

А) три стадии развития

Б) четыре стадии развития

В) личинка непохожа на взрослое насекомое

Г) личинка похожа на взрослое насекомое

Д) за стадией личинки следует стадия куколки

Е) личинка превращается во взрослое насекомое


С.1 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Основные классы типа Членистоногих – Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Тело ракообразных и паукообразных расчленено на голову, грудь и брюшко. 3. Тело насекомых состоит из головогруди и брюшка. 4. У паукообразных усиков нет. 5. У насекомых две пары усиков, а у ракообразных – одна пара.


Контрольная работа по теме «Тип Членистоногие»

Вариант 1

  1. Составьте цепи питания, в которые входят представители паукообразных.

  2. Перечислите главные признаки, отличающие насекомых от других членистоногих.

  3. Какие органы чувств развиты у ракообразных?

Вариант 2

  1. Составьте цепи питания, в которые входят представители ракообразных.

  2. Перечислите основные отличия паукообразных от ракообразных.

  3. Приведите примеры насекомых, развитие которых происходит с полным и с неполным превращением.

Вариант 3!

  1. Что связывает рака – отшельника и актинию?

  2. Какие функции выполняют конечности речного рака?

  3. Как образуется жужжащий звук у комаров, слепней, мух?


Контрольная работа по теме «Тип Членистоногие»

Вариант2

  1. Назовите насекомых, которые имеют колюще – сосущий, сосущий, лижущий и грызущий ротовой аппарат.

  2. Как происходит рост насекомых, покрытых хитином?

  3. К насекомым с каким типом развития относят бабочек?

Вариант 2

  1. Где происходит развитие личинки наездника?

  2. Как происходит расселение пчелиных семей?

  3. Перечислите насекомых – вредителей сельского хозяйства.

Вариант 3!

  1. Каковы длительность и стадии развития майского жука?

  2. С чем связано активное расселение колорадского жука по Европе?

  3. Как почвенные насекомые участвуют в процессе почвообразования?



Ответы к Контрольной работе по теме «Тип Членистоногие»

Вариант 1

  1. Цветущее растение – бабочка – паук-крестовик

  2. На голове одна пара усиков, 3 пары ног, тело четко разделено на голову, грудь и брюшко, брюшко и грудь сегментированы.

  3. Осязание, обоняние, слух, равновесие, зрение.

Вариант 2

  1. Циклоп – лещ – щука.

Останки рыбы – речной рак – человек.

  1. Отсутствие усиков, четыре пары ходильных ног, дыхание легкими и трахеями, прямое развитие.

  2. Бабочка, таракан.

Вариант 3!

  1. Взаимовыгодные отношения (симбиоз)

  2. Обонятельную, осязательную, защитную, хватательную, жевательную, дыхательную, ходильную функции.

  3. Одна пара крыльев превращается в жужжальца, они служат для стабилизации полёта и благодаря высокой частоте колебаний воспроизводят жужжащий звук.

Вариант1

  1. Комар, бабочка, муха, жук.

  2. Во время линьки.

  3. К насекомым с полным превращениям: яйцо, личинка, куколка, бабочка.

Вариант 2

  1. В яйце или теле гусеницы насекомого – жертвы.

  2. В улье развивается молодая матка (из оплодотворенного яйца). После её выхода старая матка с частью рабочих особей покидает улей, вылетевший рой ищет новое место для жилья.

  3. Саранча, жук колорадский, жук – щелкун, долгоносики, тли, бабочки: капустница, репница.

Вариант 3!

  1. Жуки вылетают весной, около месяца летают, объедая листву деревьев. Затем жуки откладывают яйца, закапываясь в почву (до 70 яиц в несколько приёмов), из которых через месяц выходят личинки. Они обитают в почве и питаются сначала перегноем, а затем корнями растений, в том числе молодых сосен и других деревьев. Развитие личинок длится 3 – 4 года. После многих линек летом образуется куколка, из которой через месяц выходит взрослое насекомое (имаго), зимующее в почве, а весной вылетающее на поверхность.

  2. На территории Европы отсутствовали естественные враги этого жука.

  3. Почвенные виды насекомых (взрослые или личинки) перерабатывают органические останки, перемешивают почву, вентилируют и удобряют её.












Просмотр содержимого документа
«КИМ. Биоценоз. Отбор.»

А1. При увеличении в биоценозе численности жертв, численность хищников:

1) возрастает

2) снижается

3) сначала возрастает и затем снижается вместе с численностью жертв

4) не изменяется

Задания на соответствие.

В1. Соотнесите результаты искусственного и естественного отбора.

Отбор


Результаты отбора


1) Естественный

2) Искусственный


А) Возникновение породы

Б) Возникновение сорта

В) Возникновение бесплодных гибридов

Г) Возникновение в природе нового вида

Д) Возникновение приспособленности к окружающей среде

Е) Отсев наименее приспособленных членов популяции


Ответ: 1 ГДЕ 2 АБВ

А1. Из названных животных в двух средах жизни обитает

1) акула

2) полевая мышь

3) личинка майского жука

4) дождевой червь


А2, Выберите правильное утверждение.

1) У всех животных есть приспособления к условиям среды, в которой они обитают.

2) Приспособленность животных к условиям среды выражена только во внешних признаках.

3) Все животные обладают лучевой симметрией тела.

4) Все животные — двусторонне-симметричные животные

А1. К разрушителям органических веществ относятся:

1) муравьи

2) почвенные бактерии

3) камыши

4) белки


А2. Какая из цепей питания составлена правильно?

1) лиса — заяц-беляк — мох — полярная сова

2) горох — бабочка — дрозд — почвенные бактерии

3) почвенные бактерии — клевер — мышь-полевка — ястреб

4) клен — волк — заяц — почвенные черви


А3. Основное значение продуцентов в природе заключается в том, что:

1) они превращают органические соединения в неорганические

2) все животные питаются растениями или их соками

3) все растения потребляют органические вещества и поэтому являются пищей для животных

4) они синтезируют органические вещества и выделяют кислород




Задания с выбором нескольких правильных ответов

В1. В пищевой цепи коршун является вторичным потребителем, потому что он:

А) гетеротроф

Б) хищник

В) использует энергию солнца

Г) регулирует численность особей в популяциях травоядных животных

Д) минерализует органические остатки

Е) питается слабыми и больными животными

Задания части С


С1. Какую роль играют животные в круговороте веществ?

Ответ С1. Животные являются потребителями органических веществ. В процессе жизнедеятельности они также потребляют кис­лород и минеральные вещества, а выделяют в окружающую среду углекислый газ, воду, органические остатки. Почвен­ные животные включают химические элементы в круговорот веществ. Останки умерших животных минерализуются реду­центами. Минеральные вещества усваиваются растениями, а растения снова потребляются животными.


А1. Отношения «хищник-жертва» существуют между человеком и:

1) черноморской акулой

2) человеческой аскаридой

3) домовыми тараканами

4) треской


А2. Отношения «хищник-жертва» существуют между человеком и:

1) черноморской акулой

2) человеческой аскаридой

3) домовыми тараканами

4) треской


А3. Квартирантство существует между:

1) острицей и человеком

2) рыбой-прилипалой и акулой

3) соболем и лисой

4) двумя видами дятлов


А4. Отношения, при которых одно животное использует для укрытия жилище другого, не причиняя вреда хозяину, называются:

1) квартирантством

2) паразитизмом

3) конкуренцией

4) захватничеством



Просмотр содержимого документа
«КИМ. Жив. мир и деятельность человека.»

А1. Вымиранию зубров в большей мере способствует:

1) строительство в местах обитания животных

2) наличие волков и других хищников

3) осушение болот

4) увеличение численности мух и оводов


А2. Наиболее эффективным способом сохранения животного мира является:

1) запрещение охоты

2) создание заповедников

3) создание и соблюдение законов об охране животных

4) отказ от пищи животного происхождения.



А3. Численность сайгаков в последние годы восстановилась благодаря

1) увеличению количества пастбищ для них

2) изучению образа жизни этих животных

3) регулированию сроков охоты

4) отсутствию врагов



Просмотр содержимого документа
«КИМ. Кишечнополостные.»

Тип Кишечнополостные.


Бланк ответов на задания части I «Тип Кишечнополостные»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ответ
















А1. Наружный слой клеток тела медузы называется:

1) энтодерма

2) мезоглея

3) эктодерма

4) эпителий


А2. Гидра восстанавливает потерянное в борьбе щупальце за счет деления клеток:

1) стрекательных

2) промежуточных

3) эпителиально-мускульных

4) нервных


АЗ. Пресноводная гидра по способу питания:

1) травоядное животное

2) хищник

3) миксотроф (смешанный тип питания)

4) автотроф


А4. Половые клетки гидры образуются в:

1) эктодерме

2) энтодерме

3) кишечной полости

4) мезоглее


А5. Выберите правильно указанный путь проведения нервного импульса (рефлекторную дугу)

1) передача импульса — возбуждение рецепторов — ответ

2) возбуждение рецепторов — ответ — передача импульса

3) возбуждение рецепторов — передача импульса — ответ

4) возбуждение рецепторов — ответ


А6. Какие из клеток тела гидры не входят в эктодерму:

1) стрекательные

2) кожно-мускульные

3) железистые

4) нервные.


А7. Чередование поколений происходит у

1) медуз

2) гидр

3) кораллов

4) актиний


А8. К гидроидным полипам относится:

1) коралл

2) медуза-аурелия

3)гидра

4) корнерот


А9. Одним из важных доказательств происхождения кишечно-полостных от простейших является:

1) их развитие из одной клетки

2) способность реагировать на раздражение

3) двухслойное строение тела

4) наличие жгутиков у стрекательных клеток


А10. В цикле развития нет стадии медузы у:

1) аурелии

2) корнерота

3) актинии

4) цианеи


А11. Планула — это название:

1) слоя тела медузы

2) колонии животных

3) личинки медузы

4) личинки гидры


А12. Оплодотворение у коралловых полипов происходит в:

1) кишечной полости

2) эктодерме

3) мезоглее

4) в воде, за пределами организма


А13. Наиболее прогрессивным признаком кишечнополостных по сравнению с простейшими является:

1) наличие ложноножек в отдельных клетках

2) возникновение полового процесса

3) двухслойное строение тела

4) раздражимость


А14. Общим для медуз и других кишечнополостных животных является:

1) наличие стрекательных клеток

2) неподвижный образ жизни

3) способность к активному движению

4) развитие с полным превращением


Ответы на задания части I «Тип Кишечнополостные»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ответ

3

2

2

1

3

3

1

3

1

3

3

3

3

1


Задания с выбором нескольких правильных ответов


В1. Выберите клетки, находящиеся в эктодерме гидры:

А) железистые, выделяющие пищеварительный сок

Б) промежуточные, образующие другие виды клеток

В) нервные, передающие нервные импульсы

Г) пищеварительные, переваривающие пищу

Д) стрекательные, защитные

Е) половые, образующиеся из промежуточных клеток


Задания части С

С1. Докажите существование сходства между пищеварительны­ми, эпителиально-мускульными клетками кишечнополостных и клетками простейших.

Ответ С1. Пищеварительные и эпителиально-мускульные клетки кишечнополостных способны образовывать ложноножки, захватывать и переваривать в пищеварительных вакуолях пищевые частицы. Они могут выделять пищеварительный сок. То же самое происходит и в клетках простейших.

С2. Приведите примеры, подтверждающие приспособленность кишечнолостных к условиям среды.

Ответ С2. Прозрачность тела у медуз, средство защиты и нападения — стрекательные клетки, действующие на некотором расстоя­нии, чередование способов размножения в зависимости от условий среды, способность маскироваться (гидры), жить в симбиозе с другими организмами (кораллы).


С3. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номер предложений, в которых сделаны ошибки. Объясните их.

1. Кишечнополостные — это трехслойные животные.

2. У них есть кишечная полость.

3. Наружный слой клеток называется энтодермой, внутренний эктодермой, а третий слой называется мезодермой.

4. У кишечнополостных диффузная нервная система

5. Все кишечнополостные ведут сидячий образ жизни.

6. Медузы дышат жабрами.

Ответ С3. Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5, 6.

Список ошибок:

1) Кишечнополостные — двухслойные животные.

2) Мезодермы у них нет, наружный слой называется экто­дермой, а внутренний — энтодермой.

3) Большинство из них ведут подвижный образ жизни

4) Дышат всем телом.


Просмотр содержимого документа
«КИМ. Класс Земноводные.»

Класс Земноводные

Бланк ответов на задания части А (I).Класс Земноводные.

Задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

Ответ

















Задания

А16

А17

А18

А19

А20

А21

А22









Ответ


















А1. К основным эволюционным «приобретениям» земноводных по сравнению с рыбами относятся:

1) легкие, два круга кровообращения и пятипалые конеч­ности

2) два круга кровообращения, развитие в воде и парные ко­нечности

3) разделение крови на венозную и артериальную, жизнь на суше, холоднокровность

4) легкие, четырехкамерное сердце, теплокровность


А2. Земноводные обитают в:

1) в морях

2) в морях и пресных водах

3) только в пресных водах

4) на суше и в пресных водах


А3. К бесхвостым амфибиям относится:

1) тритон гребенчатый 2) саламандра пятнистая

3) червяга 4) жаба серая


А4. У бесхвостых амфибий в скелете нет:

1) хрящей 2) хвостовой кости

3) шейного отдела 4) ребер


А5. Зимует на суше:

1) травяная лягушка 2) тритон

3) озерная лягушка 4) прудовая лягушка


А6. Кожа земноводных в основном является органом:

1) выделения

2) терморегуляции

3) газообмена и дыхания

4) защиты, газообмена, дыхания


А7. Расчленение позвоночника земноводных на отделы по срав­нению с рыбами связано с:

1) жизнью в воде

2) жизнью на суше

3) развитием новых систем органов

4) особенностями развития


А8. У взрослых лягушек нет органов:

1) обоняния 2) боковой линии

3) слуха 4) зрения


А9. У наземных амфибий количество пар конечностей равно:

1) одной 2) четырем

3) двум 4) трем


А10. Конечный, расширенный отдел кишечника называется:

1) клоака 2) прямая кишка

3) толстая кишка 4) двенадцатиперстная кишка


А11. Большой круг кровообращения у жаб заканчивается в:

1) правом предсердии 2) левом предсердии

3) желудочке 4) легких


А12. Кровь в правом предсердии сердца земноводных:

1) артериальная

2) венозная

3) смешанная

4) по составу аналогична гемолимфе насекомых


А13. Холоднокровность земноводных связана с:

1) жизнью в воде

2) уровнем обмена веществ

3) необходимостью кожного дыхания

4) областью распространения на Земле


А14. Продукты, выделяемые почками, удаляются из организма лягушки через:

1) кишечник 2) клоаку

3) мочевой пузырь 4) легкие


А15. Икринки земноводных лучше развиваются:

1) на суше 2) на глубине до 15 см

3) на глубине 2—3 м 4) на больших глубинах


А16. Земноводные наиболее распространены в:

1) хвойных лесах

2) степях

3) тропиках

4) смешанных лесах умеренного пояса


А17. Лучше всего к жизни в засушливых условиях приспосо­блены:

1) тритоны 2) прудовые лягушки

3) жерлянки 4) жабы


А18. Одинаковыми по смыслу являются слова «гамета» и:

1) клетка 2) яйцеклетка

3) зигота 4) хромосома


А19. Процесс слияния гамет у земноводных называется:

1) размножение 2) развитие

3) деление 4) оплодотворение




А20. Процесс превращения головастика земноводных во взрос­лую форму называется:

1) прогрессом 2) ростом

3) метаморфозом 4) размножением


А 21. Противоположностью понятию «раздельнополый» будет по­нятие:

1) бесполый 2) гермафродит

3) самец 4) самка


А22. Какое из четырех понятий лишнее:

1) предсердие 2) желудочек

3) аорта 4) кровь



Ответы на задания части А (I).Класс Земноводные.

Задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

Ответ

1


4

4

4

2

4

2

2

3

1

2

2

2

2

2

Задания

А16

А17

А18

А19

А20

А21

А22









Ответ

3


4

2

4

3

2

4










Задания с выбором нескольких правильных ответов


В1. Выберите правильные утверждения.

А) Сидящая лягушка не видит неподвижных предметов.

Б) Глаза земноводных защищены веками.

В) Самое крупное животное среди земноводных — слоновая черепаха.

Г) На пальцах задних конечностей у бесхвостых земновод­ных есть плавательные перепонки.

Д) Тритоны — сухопутные земноводные.

Е) У земноводных нет органов слуха.


В2. Выберите особенности строения, относящиеся только к зем­новодным (в отличие от рыб):

А) органы дыхания представлены легкими и кожей

Б) сердце двухкамерное

В) один круг кровообращения

Г) головной мозг разделен на 5 отделов

Д) сердце трехкамерное

Е) два круга кровообращения


Задания части С

С1. Каким образом у лягушек подается сигнал о начале мета­морфоза?

Ответ С1. Сигнал о начале метаморфоза подается гормонами щитовид­ной железы, которые обеспечивают перестройку организма. Это генетически запрограммированное событие. При уда­лении щитовидной железы метаморфоза не происходит и головастик вырастает до очень больших размеров.


Просмотр содержимого документа
«КИМ. Класс Пресмыкающиеся.»

Класс Пресмыкающиеся

А1. У пресмыкающихся в отличие от земноводных оплодотворение:

А) внутреннее, размножение на суше

Б) внутреннее, размножение в воде

В) наружное, размножение на суше

Г) наружное, размножение в воде


А2. Особенности размножения пресмыкающихся, позволяющие им жить в наземной среде обитания:

А) наружное оплодотворение, откладка яиц, бедных питательными веществами

Б) внутреннее оплодотворение, откладка яиц, богатых питательными веществами

В) внутреннее оплодотворение, откладка яиц, бедных питательными веществами

Г) наружное оплодотворение, откладка яиц, богаты питательными веществами


В.1 Установите соответствие между характеристикой кожи животного и классом, для которого она характерна.


Характеристика кожи

1. обеспечивает газообмен

2. образует роговые выросты

3. содержит обилие желез

4. защищает от высыхания

5. обеспечивает всасывание воды

Классы животных

А) Пресмыкающиеся

Б) Земноводные


Просмотр содержимого документа
«КИМ. Класс Птицы»

Класс Птицы

Бланк ответов на задания части А (I) . Класс Птицы.

Задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

Ответ

















Задания

А16

А16

А17

А18

А19

А20

А21

А22

А23







Ответ


















А1. Какой признак сближает птиц с рептилиями в большей ме­ре, чем остальные?

1) строение кровеносной системы

2) перьевой покров

3) строение яйца

4) строение скелета


А2. Из перечисленных ниже птиц к хищным относится:

1) ястреб 2) тетерев

3) рябчик 4) глухарь


А3. Часть пера, погруженная в кожу, называется:

1) ствол 2) опахало

3) очин 4) бородка


А4. В коже у птиц есть железы:

1) потовые 3) копчиковая

2) сальные 4) все типы желёз


А5. Цевка — это часть:

1) верхней конечности 3) клюва

2) грудной клетки 4) нижней конечности


А6. Одним из приспособлений скелета птиц к полету считается:

1) наличие в костях полостей

2) большой объем мозговой части черепа

3) наличие ребер

4) соединение ребер с грудиной


А7. Количество отделов в позвоночнике птиц равно:

1) шести 2) пяти

3) четырем 4) трем


А8. Какая из перечисленных костей НЕ относится к поясу пе­редних конечностей?

1) плечевая 2) лопатка

3) ключица 4) воронья


А9. Вороньи кости или коракоиды укрепляют:

1) хвостовой отдел 2) пояс передних конечностей

3) череп 4) пояс нижних конечностей

А10. Подвижное соединение ребер с грудиной:

1) обеспечивает прочность скелета

2) придает легкость скелету

3) влияет на механизм дыхания

4) влияет на гибкость позвоночника


А11. Исключите лишнее понятие:

1) бедро 2)голень

3) стопа 4) ключица


А12. Наибольшее значение для полета имеют перья:

1) маховые 2) пуховые

3) волосовидные 4) рулевые


А13. Поведение птиц контролируется:

1) мозжечком 2) средним мозгом

3) корой головного мозга 4) продолговатым мозгом


А14. Наука о птицах называется

1) птицеводство 2) орнитология

3) кинология 4) ихтиология


А15. Частичное переваривание пищи начинается:

1) во рту 2) в железистом желудке

3) в мускульном желудке 4) в зобе


А16. Наиболее хорошо мускульный желудок должен быть развит у птиц, питающихся:

1) насекомыми

2) мелкими животными

3) зерном

4) молодыми побегами, хвоей, почками


А17. Питательные вещества у птиц расщепляются под воздей­ствием:

1) ферментов

2) гормонов

3) витаминов

4) нервных импульсов


А18. Быстрое переваривание пищи — это приспособление к:

1) характеру пищи

2) вскармливанию детенышей

3) полету

4) необходимости все время запасать пищу


А19. Приспособлением кровеносной системы птиц к полету в большей степени является:

1) строение сердца

2) увеличение количества крови в организме

3) высокая скорость течения крови

4) невысокая скорость течения крови




А 20. Скорлупа яйца и его белок образованы выделениями желез:

1) яичника 2) семенника

3) яйцевода 4) клоаки

А21. Зародыш от заражения бактериями защищен:

1) белком 2) надскорлуповой оболочкой

3) скорлупой 4) желтком


А22. К выводковым птицам относится

1) жаворонок 2) гусь

3) синица 4) голубь


А23. Кто из перечисленных птиц откладывает наибольшее коли­чество яиц?

1) страус 2) пингвин

3) серая утка 4) гриф


Ответы на задания части А (I) . Класс Птицы.

Задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

Ответ

3

1

3

3

4

1

2

1

2

3

4

1

3

2

2

Задания

А16

А17

А18

А19

А20

А21

А22

А23








Ответ

3

1

3

3

3

2

2

3










Задания с выбором нескольких правильных ответов

В1. Выберите правильные утверждения.

А) У мелких птиц частота дыхания ниже, чем у крупных.

Б) На Земле около 9000 видов птиц.

В) В процессе эволюции у птиц развивался головной мозг, и особенно мозжечок.

Г) У всех птиц пища удерживается зубами.

Д) Все птицы теплокровные животные.

Е) Скорость полета птицы зависит от массы ее тела.


В2. Существенными эволюционными, прогрессивными приоб­ретениями птиц являются:

А) головной мозг из пяти отделов

Б) интенсивный обмен веществ

В) смешанная кровь в сердце

Г) костный череп

Д) клюв без зубов

Е) легкость и прочность скелета


В3. Приспособлениями птиц к полету можно считать:

А) видоизмененные конечности

Б) хорошее обоняние

В) один круг кровообращения и легочное дыхание

Г) полые кости в скелете

Д) наличие двенадцатиперстной и прямой кишок

Е) отсутствие мочевого пузыря



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя