Литературное чтение 2 класс
Комплексная контрольная работа
Ученика (цы) 2 класса ________________________________
Вариант 1
А1. Прочитайте предложения. Определите, какие явления природы подходят к описанию осени.
Застучала за окошком звонкая капель.
Потеплел воздух, потемнел и осел снег.
На кустах и деревьях пожелтела листва.
Около стволов из – под снега поднимаются робкие стрелы зеленой травы.
А2. Какие из данных утверждений соответствуют осеннему периоду?
Поспела в лесу земляника.
Птицы собираются в стаи и улетают на юг.
На снегу лисьи и волчьи следы.
Трава выросла высокая – высокая.
А3. Прочитайте отрывок из стихотворения, выберите из них тот, который принадлежит С. Есенину.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон на той горой.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят…
А4. Вспомните текст «Осень» С. Аскакова. Определите его жанр.
рассказ | научная статья |
стихотворение | сказка |
В1. Найдите пару слов, которые рифмуются.
холоднее, крика | крика, грустнее |
холоднее, грустнее | грустнее, брусника |
В2. Какой из текстов можно отнести к жанру стихотворение?
В саду уже поселилась осень…Горели темным пурпуром клены…
Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно – покой и простор. Листья поблекнуть еще не успели, желты и свежи лежат, как ковер.
Трава пожелтела и завяла. Птицы тронулись на юг. По небу плывут серые тучи.
Наступило жаркое лето. Дети бегут на речку поплавать в теплой воде. Поспела в лезу земляника.
С1. Прочитайте стихотворение, подберите к нему окончание из приведенных ниже.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года…
Солнечным зовется | Грустненьким зовется |
Пасмурным зовется | Осенью зовется |
Ученика (цы) 2 класса ________________________________
Вариант 2
А1. Прочитайте предложения. Определите, какие явления природы подходят к описанию осени.
Подул теплый свежий ветерок.
По опушкам леса растут грибы.
Птицы стали строить гнезда.
Дни становятся длиннее, а ночи короче.
А2. Какие из данных утверждений соответствуют осеннему периоду?
С огородов и полей убрали последние овощи.
Снег одел деревья в теплые шубки.
Весело распевают птицы.
Трава заблестит от росы.
А3. Прочитайте отрывки из стихотворений, выберите тот, который принадлежит Л. Яхнину.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Ржавый лист кружиться,
Вырезной и плоский,
И рыжая лисица
Оранжевой полоской
Мелькнула за березкой
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят.
А4. Вспомните текст С. Образцова «Стеклянный пруд». Определите его жанр.
рассказ 2) научная статья 3) стихотворение 4) сказка
В1. Найдите пару слов, которые рифмуются.
Золотая, на пруду | На пруду, стая |
Золотая, на звезду | На пруду, на звезду |
В2. Какой из текстов можно отнести к жанру «стихотворение»?
Я не малое лукошко, а корзинку взял с собой. Я заглядывал под кочки, под березовые пни.
В саду уже поселилась осень…Горели темным пурпуром клены…
Трава пожелтела и завяла. Птицы тронулись на юг. По небу плывут серые тучи.
Наступило жаркое лето. Дети бегут на речку поплавать в теплой воде. Поспела в лезу земляника.
С1. Прочитайте загадку. Из слов, приведенных ниже, выберите отгадку.
Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой.
дождь | луч солнца |
ветер | град |
Контрольная работа по разделу: «Мир народной сказки».
Ученика (цы) 2 класса ________________________________
Вариант 1
Продолжи предложение. Сказки это - ___________________________________________
На какие виды делятся сказки:
⃝ - о цветах ⃝ - о животных ⃝ - бытовые ⃝ - добрые ⃝ - волшебные
Кто в России был самым известным собирателем сказок? ____________________________________________________________________________
Напиши название сказки и укажи, какой народ сочинил эту сказку.
- Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани да поеду за рыбой. ____________________________________________________________________________
Сколько времени сидел волк у проруби в сказке «Лисичка сестричка и волк»?
⃝ - целую ночь ⃝ - целый день ⃝ - две ночи подряд
Напиши название сказки и укажи, какой народ сочинил эту сказку.
Вот плывет лиса, будто в лодке. Лапы как вёсла, воду загребают, хвост как руль, поворачивается – туда – сюда, туда – сюда. __________________________
______________________________________________________________________
Какую ягоду вставила лиса вместо глаза в сказке «Хитрая лиса»?
⃝ - бруснику ⃝ - клюкву ⃝ - рябину
Напиши название сказки и укажи, какой народ сочинил эту сказку.
Хорошо летом в лесу, привольно! Быку и барану травы вволю, кот ловит мышей, петух собирает ягоды, червяков клюёт, свинья под деревьями корешки да жёлуди роет.
______________________________________________________________________
Кого последним повстречали друзья в лесу в сказке «Зимовье»?
⃝ - собаку ⃝ - петуха ⃝ - мышь
Напиши название сказки и укажи, какой народ сочинил эту сказку.
Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород. ____________________________________________________________________________
Вставь подходящее слово. Бабка охает: «Ох! … меня чуть не задавил!»
⃝ - Волчище ⃝ - Медведище ⃝ - Котище
Напиши название сказки и укажи, какой народ сочинил эту сказку.
Захотелось дедушке однажды репки. Вот и пошёл он в огород. Наклонился дедушка к репке, а под кустом кто – то… __________________________________________________________________
2 вариант
Ученика (цы) 2 класса ________________________________
Продолжи предложение. Сказки это_____________________________________________
На какие виды делятся сказки:
⃝ - о цветах ⃝ - о животных ⃝ - бытовые ⃝ - добрые ⃝ - волшебные
А.Н. Афанасьев был самым известным собирателем сказок в России. Кто ещё был собирателем сказок, кроме него? ___________________________________________________________________
Напиши название сказки и укажи, какой народ сочинил эту сказку.
- Вот будет подарок жене! – сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошёл впереди. _____________________________________________________________________
Куда попала лиса головой в сказке «Лисичка сестричка и волк»?
⃝ - в кадку с тестом ⃝ - в кадку с мукой ⃝ - в кадку с молоком
Напиши название сказки и укажи, какой народ сочинил эту сказку.
Подымайтесь – ка все вы, звери, из морской глубины и ложитесь в ряд на воду до самого берега. А я считать вас буду! ___________________________________________________
Какую ягоду вставила лиса вместо глаза в сказке «Хитрая лиса»?
⃝ - голубику ⃝ - чернику ⃝ - иргу
Напиши название сказки и укажи, какой народ сочинил эту сказку.
Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили брёвен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпичей моху натаскали – стали рубить избу.
______________________________________________________________________
Кто бродил зимой по лесу в сказке «Зимовье»?
⃝ - 10 волков ⃝ - 7 медведей ⃝ - 7 волков
Напиши название сказки и укажи, какой народ сочинил эту сказку.
Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблоко хлоп – зайке в лоб! ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Вставь подходящее словосочетание. А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает: «Вот страсти - то! … за мной гнались!»
⃝ - Четыре собаки ⃝ - Четыре охотника ⃝ - Пять охотников
Напиши название сказки и укажи, какой народ сочинил эту сказку.
Потянула Алёнушка репку и вытащила сладкую – пресладкую. Взяла она репку, положила её в передник – и домой! ______________________________________________
Контрольная работа. Повторение пройденного за I полугодие
Ученика (цы) 2 класса ________________________________
Вариант 1
Прочитайте два текста.
Текст 1.
Вся наша планета окутана прозрачным одеялом – воздухом. Мы его не видим, не чувствуем. Но если оно вдруг исчезнет, мгновенно закипит на Земле вода, все другие жидкости, а лучи Солнца сожгут все живое. Без еды человек может обходиться 5 недель, без воды – 5 дней, а без воздуха – самое большое 5 минут.
Воздух нужен и человеку, и животным, и растениям, чтобы дышать, а значит, чтобы жить. А ветер? Ведь это движение воздуха! Без ветра облака всегда стояли бы над морем или рекой. Значит, дождь без ветра мог бы идти только над водой.
Текст 2.
Как-то утром наше окно распахнул веселый ветерок. Он потрепал занавески, лизнул меня в лицо, полистал книжку и хотел задуть лампу – ночник. Разозлился, что не получилось, и разлохматил шерсть у кошки, и стянул скатерть, и раскачал абажур.
Я закрыл окно и почти его поймал, но он ускользнул через щель под дверью.
Я не пропускал ни одного ветра – делал вертушки, пускал бумажных голубей… Но чаще всего запускал змея.
Вопросы и задания.
1. Найдите верное утверждение:
а) Оба текста объясняют, почему дует ветер.
б) В обоих текстах рассказывается о ветре, но по-разному.
в) В обоих текстах описывается ветер.
2. Вставьте в утверждение номер текста так, чтобы оно оказалось верным.
Текст____ научный, а текст____ художественный.
3. Вставьте в утверждение номер текста так, чтобы оно оказалось верным.
В тексте____ можно почувтвовать отношение героя к ветру.
В тексте____автор рассказывает о воздухе.
4. В художественном тексте подчеркните слова, которые рассказывают, что делал ветер – проказник.
Ученика (цы) 2 класса ________________________________
Вариант 2
Прочитайте два текста.
Текст 1.
Вся наша планета окутана прозрачным одеялом – воздухом. Мы его не видим, не чувствуем. Но если оно вдруг исчезнет, мгновенно закипит на Земле вода, все другие жидкости, а лучи Солнца сожгут все живое. Без еды человек может обходиться 5 недель, без воды – 5 дней, а без воздуха – самое большое 5 минут.
Воздух нужен и человеку, и животным, и растениям, чтобы дышать, а значит, чтобы жить. А ветер? Ведь это движение воздуха! Без ветра облака всегда стояли бы над морем или рекой. Значит, дождь без ветра мог бы идти только над водой.
Текст 2.
Как-то утром наше окно распахнул веселый ветерок. Он потрепал занавески, лизнул меня в лицо, полистал книжку и хотел задуть лампу – ночник. Разозлился, что не получилось, и разлохматил шерсть у кошки, и стянул скатерть, и раскачал абажур.
Я закрыл окно и почти его поймал, но он ускользнул через щель под дверью.
Я не пропускал ни одного ветра – делал вертушки, пускал бумажных голубей… Но чаще всего запускал змея.
Вопросы и задания.
1. Найдите верное утверждение:
а) Оба текста объясняют, почему дует ветер. в) В обоих текстах описывается ветер.
б) В обоих текстах рассказывается о ветре, но по-разному.
2. Вставьте в утверждение номер текста так, чтобы оно оказалось верным.
Текст____ научный, а текст____ художественный.
3. Вставьте в утверждение номер текста так, чтобы оно оказалось верным.
В тексте____ можно почувтвовать отношение героя к ветру.
В тексте____автор рассказывает о воздухе.
4. В художественном тексте подчеркните слова, которые рассказывают, что делал ветер – проказник.
Контрольная работа по разделу «Чудеса случаются»
Ученика (цы) 2 класса ________________________________
Вариант 1
Прочитайте текст. Выполните задания.
Слон сильный и умный
Слон большой, слон сильный и умный, это все знают. Домашний слон в Индии носит тяжёлые грузы, таскает воду и даже нянчит маленьких детей.
А вот увидеть стадо диких слонов не каждому удаётся. У слона почти нет врагов. Но если слон почует опасность, он крадётся тихо, как мышка.
Бывает, у слоновой тропы свернётся кольцами гигантская змея питон и набросится на маленького слонёнка, который отстал от стада. Слонёнок затрубит, завизжит. Вмиг кинутся слоны спасать слонёнка. Всё стадо бегает кругом и топчет питона, как будто пляшет на нём. А уж когда спасут слонёнка, попадёт ему от слонихи-матери, чтобы слушал взрослых и не отставал от стада.
Г.Снегирёв
Задания
1. Отметь лишнее утверждение. Слон:
большой 3. умный
сильный 4. слабый
2. Отметь верное утверждение. Если слон почует опасность, он:
убегает
зовёт слонёнка
крадётся тихо, как мышка
крадётся тихо, как кошка
3. Как вы понимаете словосочетание «гигантская змея»?
1) большая
2) очень большая
3) слабая
4) сильная
4. К какому жанру относится этот текст?
Рассказ 3) Загадка
Басня 4) Сказка
5. Какую работу может выполнять домашний слон? Коротко запишите.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Ученика (цы) 2 класса ________________________________
Вариант 2
Прочитайте текст. Выполните задания.
Брат и младшая сестра
Идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.
- Что ж ты, Саня…- говорит бабушка. – Маленькая – то больше набрала!
- Ещё бы, - отвечает Санька. – Она к земле ближе, вот и набрала.
Во второй раз отправляются в лес Санька и Варя. Малину собирать. И я пошёл вместе с ними. И вдруг вижу, Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет.
Идём обратно. У Вари ягод больше. У Саньки – меньше.
Встречается бабушка.
- Что ж ты, - говорит, - Саня? Малина-то высоко растёт!
- Высоко, - соглашается Санька.
- Так тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!
- Ещё бы! – отвечает Санька. – Варя у нас молодец! Варя у нас работница. За ней не угонишься!
Э.Шим
Задания
1. Что Санька и Варя собирали в лесу?
грибы маслята 3) малину
грибы рыжики 4) рябину
2. Подберите синоним к слову тащат.
толкают 3) ползут
несут 4) везут
3. В какое время года происходят события, описанные в тексте?
1) зимой 3) летом
2) весной 4) осенью
4. Что вам помогло определить время года?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
5. Согласны ли вы с таким высказыванием: «Автор восхищается своим героем Санькой»?
1) да 2) нет
Ученика (цы) 2 класса ________________________________
Вариант 3
Прочитайте текст. Выполните задания.
Щенок и Змея
Обиделся Щенок на старых друзей и побежал новых искать. Вылезла из-под гнилого пенька Змея, свернулась кольцом и смотрит Щенку в глаза.
- Вот ты на меня смотришь и молчишь…А дома на меня все ворчат, рычат и гавкают! – сказал Щенок Змее. – Все меня учат, ругают: и Барбос, и Шарик, и даже Шавка. Надоело мне их слушать!..
Пока Щенок жаловался, Змея молчала.
- Пойдёшь ко мне в друзья? – спросил Щенок и спрыгнул с пенька, на котором сидел.
Развернулась Змея и ужалила Щенка. Молча…
С.Михалков
Задания
1. Почему Щенок побежал искать новых друзей?
потому что все его бросили 3) потому что никто с ним не играл
потому что все его учили 4) потому что не было старых
2. Что понравилось Щенку в поведении Змеи?
она молчала 3) она ему сочувствовала
она играла с ним 4) она хотела с ним подружиться
3. Согласны ли вы с таким утверждением: «Автор смеётся над своим героем»?
1) да 2) нет
4. Отметьте названия произведений С.Михалкова.
«Дядя Стёпа» 3) «Музыкант»
«Щенок и Змея» 4) «Ребята и утята»
5. Отметьте предложение, выражающее главную мысль текста.
1) Кого уважают, того и слушают
2) Без хорошего друга человек не знает своих ошибок.
3) Другу сколько можно – помогай.
4) Добрый пример лучше ста слов.
Контрольная работа по разделу «Весна, весна! И все ей радо!
Ученика (цы) 2 класса ________________________________
Разгадайте кроссворд.
1
2
4
3

6
5















По горизонтали: 5. Стеклянный дворец Разбился наконец. Пробежали трещинки – В них вода плещется. 7. Выросли, повыросла, Из бороды повылезла, Солнышко встало – Ничего не стало. | По вертикали: 1.Хрустальные бусы На солнце тают, Текут ручьями, Тепло встречают. 2.Ревнул вол За стол сел, За сто речек. 3.Растопило солнце снег, Радость на душе у всех, Птицы весело запели, Слышен звонкий стук капели, И ручьи бурлят, и птички В гнезде сели на яички. Небо чисто – голубое, Что с природою такое? 4.Желтый кнут Во всю длину По небу прошел, Небо зажег. 6.Посмотрю я в окошко: Идет длинный Антошка, Тонкий, высокий, Упал в осоку, Сам не вышел, Детей вывел. |
Темы стихотворений соедини стрелками с их названиями.
Борьба Зимы с Весной. | «Зима недаром злится…» |
Возвращение птиц на родину. | «Полюбуйся! Весна наступает…» |
В душу уже просится весна. | «Весной» |
Процветание. | «Подснежник» |
Цветение вербы. | «Апрель» |
Кто написал приведенные ниже произведения
«Апрель» -_________________________________________
«Христос воскрес» - _________________________________
«Двенадцать месяцев» - ______________________________
«Зима недаром злится» - _____________________________
Контрольная работа по разделу «Люблю все живое»
Ученика (цы) 2 класса ________________________________
Вариант 1
А1. Кто автор стихотворения « Жеребенок»
Б. Заходер 3) Саша Черный
И. Пивоварова 4) В. Берестов
А2. Уберите лишний персонаж.
родители 3) мыши
ежик 4) мальчики
А3. Узнайте название рассказа по опорным словам: утята, шапки, автор, мать
« Музыкант» 3) « Страшный рассказ»
« Храбрый утенок» 4) « Ребята и утята»
А4. Какая птичка плакала?
синичка 3) соловей
воробей 4) скворец
В1. Кто из перечисленных авторов поэт?
Б. Житков 3) М. Пришвин
В. Бианки 4) В. Берестов
В2. Отметьте имя и отчество Чарушина
Евгений Иванович 3) Михаил Михайлович
Виталий Валентинович 4) Борис Степанович
С1. Кто из писателей считает, что врачебное правило «Не навреди!» годится для всех, кто бывает в лесах и полях?
Б. Житков 3) М. Пришвин
В. Бианки 4) В. Берестов
С2. К какому произведению подходит пословица «Спешите делать добро»?
«Хитрый Лис и умная уточка»
« С фотоаппаратом»
«Страшный рассказ»
«Почему синичка плачет?»
Задание на внимание
-Найдите в этом тексте шесть диких животных. Подсказка: внимательно читайте все слова по слогам.
Братишка
Колька Банников считал себя самым несчастным человеком. В воскресенье родители уехали в гости, а ему подкинули четырехлетнего брата Эдика. Неприятности посыпались, как из худого мешка. Сначала братья разбили сахарницу. Затем опрокинули кружку с молоком. Оно полилось со стола на пол. Эдик полез под стол и принялся размазывать белую лужу салфеткой.
Колька раздраженно заметил:
- Через полчаса можно сойти с ума от твоих проказ. А я целый день должен их терпеть.. Немедленно вылезай!
Спасибо, братец не заставил себя долго ждать. Старший тут же стал поучать его:
- Сиди за столом спокойно, говорят тебе. Но ты все вертишься, будто юла. Вот как всыплю по первое число! Лень только ремешок искать….
Ученика (цы) 2 класса ________________________________
Вариант 2
А1. Кто автор стихотворения « Мой щенок»?
С. Михалков 3) Саша Черный
И. Пивоварова 4) А. Шибаев
А2. Уберите лишний персонаж.
ребята 3) кошка
утка 4) утята
А3. Узнайте название рассказа по опорным словам: один, шуршит, мальчик, ежик
« Сова » 3) « Страшный рассказ»
2)« Храбрый утенок» 4) « Ребята и утята»
А4. Кто напугал детей в « Страшном рассказе»?
кошка 3) собака
ворона 4) ежик
В1. Закончите предложение. Б. Житков, Е. Чарушин, М. Пришвин, В. Бианки писали:
басни 3) рассказы
стихи 4) поэмы
В2. Отметьте имя и отчество Чарушина
Евгений Иванович 3) Михаил Михайлович
Виталий Валентинович 4) Борис Степанович
С1. Кто из писателей –исследователь природы? Природа для него-источник радости, которую дает человеку раскрытие больших и маленьких тайн.
Н. Сладков 3) М. Пришвин
В. Бианки 4) В. Берестов
С2. Н. Сладков считает, что « природу может спасти только…»
1) наша доброта 3) наше внимание
2) наша любовь 4) наше понимание
Задание на внимание
-Найдите в этом тексте шесть диких животных. Подсказка: внимательно читайте все слова по слогам.
Братишка
Колька Банников считал себя самым несчастным человеком. В воскресенье родители уехали в гости, а ему подкинули четырехлетнего брата Эдика. Неприятности посыпались, как из худого мешка. Сначала братья разбили сахарницу. Затем опрокинули кружку с молоком. Оно полилось со стола на пол. Эдик полез под стол и принялся размазывать белую лужу салфеткой.
Колька раздраженно заметил:
- Через полчаса можно сойти с ума от твоих проказ. А я целый день должен их терпеть.. Немедленно вылезай!
Спасибо, братец не заставил себя долго ждать. Старший тут же стал поучать его:
- Сиди за столом спокойно, говорят тебе. Но ты все вертишься, будто юла. Вот как всыплю по первое число! Лень только ремешок искать….
Контрольная работа за II полугодие.
Ученика (цы) 2 класса ________________________________
Вариант 1
— Прочитайте текст, выполните задания к нему.
* * *
Над сырым полем, в том месте, где особенно много весенних луж, весь день с криком летают чибисы.
Они яростно машут широкими крыльями, ныряют в воздухе вправо, влево, кувыркаются. Кажется, что сильный ветер мешает им лететь.
Но нет в поле ветра. Светит солнце, отражается в гладких сверкающих лужах.
У чибиса необыкновенный полет, игривый. Чибис играет, плещется в воздухе, как плещутся ребята в реке.
Когда чибис садится на землю, сразу и не поверишь, что эта самая птица, которая только что кувыркалась над лужами, валяла дурака. Сидящий чибис строг и красив, и совсем неожиданным кажется легкомысленный хохолок у него на голове.
Раз я видел, как чибисы гоняли пустельгу. Пустельга неожиданно приблизилась к их гнезду и попала в переплет. Один чибис все кувыркался перед ее носом и мешал лететь, а второй налетал сверху и лупил по чему придется. Прогнавши хищника, чибисы опустились на землю и пошли пешком по лужам, помахивая своими гордыми хохолками.
Ю. Коваль
Вопросы и задания
1. Где происходит действие? Подчеркните.
а) на реке;
б) в лесу;
в) на заливном поле.
2. Как бы вы озаглавили текст?
3. Определите жанр этого произведения. Подчеркните.
а) повесть; в) сказка;
б) рассказ; г) пьеса.
4. Разделите текст на три части. Озаглавьте их.
5. Какими словами вы бы могли охарактеризовать чибисов? 3апишите.
6. Сформулируй главную мысль текста.
7. Объясните значение выражений.
Яростно машут — ...
Валять дурака — ...
Попасть в переплет — ...
Ученика (цы) 2 класса ________________________________
Вариант 2
— Прочитайте текст, выполните задания к нему.
* * *
Собирал я на болоте клюкву. Набрал полкорзинки, а солнце уже низко: из-за леса выглядывает, вот-вот скроется.
Спина устала немножко, распрямился я, смотрю — пролетела цапля. Наверное, спать. Она на болоте давно живет, я ее всегда вижу, когда она пролетает.
Солнце уже зашло, а светло еще, небо на том месте красное-красное. Тихо вокруг, только кто-то кричит в камышах, не очень громко, а слышно далеко: «Ук!» Подождет немножко, и опять «Ук!».
Кто же это такой? Я этот крик и раньше слышал, только не обращал внимания. А сейчас мне как-то любопытно стало: может, это цапля так кричит?
Стал я ходить около этого места, где крик слышен. Близко совсем кричит, а никого нет.
Темно скоро будет. Пора домой.
Только немного прошел — и вдруг кричать перестало, не слышно больше.
— Ага, — думаю, — значит, здесь! Притаился я, стою тихо-тихо, чтоб не спугнуть. Долго стоял, наконец, на кочке совсем рядом откликнулось: «Ук!» — и опять тишина.
Присел я, чтоб получше разглядеть, смотрю — лягушечка сидит и не шевелится. Маленькая совсем, а кричит так громко.
Поймал я ее, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у нее серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.
Посадил я ее в карман, корзиночку с клюквой взял — и домой.
Г. Снегирев
Вопросы и задания
1. Где происходит действие? Подчеркните.
а) в лесу;
б) в поле;
в) на болоте.
2. Как бы вы озаглавили текст?
3. Определите жанр этого произведения. Подчеркните.
а) повесть; в) сказка;
б) рассказ; г) пьеса.
4. Разделите текст на части. Озаглавьте их.
5. Сформулируйте главную мысль текста.
6. Найдите сравнение в описании лягушки. Запишите.
7. Объясните значение выражений. Притаился — ... Солнце уже зашло —