СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тесты по теме «Лексикология. Фразеология»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Лексическое значение – это:

А) Толкование, значение слова.     

B) Скрытый смысл слова.         

C) Словарный состав языка.           

D) Принадлежность к стилю.

E) Начальная форма слова.

Просмотр содержимого документа
«Тесты по теме «Лексикология. Фразеология»»

В неотмеченных тестах правильный вариант – А.

Лексикология. Фразеология

1. Лексическое значение – это:

А) Толкование, значение слова.

B) Скрытый смысл слова.

C) Словарный состав языка.

D) Принадлежность к стилю.

E) Начальная форма слова.

2. Что такое лексика?

A) Словарный состав языка.

C) Раздел науки, изучающий части речи.

B) Основная единица языка.

D) Сочетание звуков, которое имеет ударение.

E) Определенная языковая оболочка.

3. Укажите неверный вариант.

А) Свежие слова.

В) Свежие фрукты.

С) Свежие новости.
D) Свежая газета.

Е) Свежая рыба.


Неологизмы и устаревшие слова.

63. Неологизмы – это слова:

A) Новые, возникающие в языке, чтобы называть новые предметы, орудия труда, культуры;

B) Имеющие несколько лексических значений;

C) с противоположным лексическим значением;

D) Вышедшие из повседневного употребления;

E) Нет правильного варианта.

64. Что такое неологизмы?

A) Слова, которые служат для обозначения новых понятий.

B) Вышедшие из активного живого употребления.

C) Имеющие единое целостное значение.

D) Слова, употребляемые в нескольких значениях.

E) Одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

65. Какие слова называются неологизмами?

А) Слова, возникающие в языке для обозначения новых предметов, понятий.

В) Слова, употребляемые жителями той или иной местности.

С) Слова, заимствованные из других языков.

D) Слова, имеющие одно или несколько значений.

Е) Слова, одинаковые по звучанию и написанию.

66. Укажите новое (ранее не употребляемое) слово:

А) Электорат;

В) Обелиск;

С) Огонь;

D) Телефон;

Е) Пчела.

61. Устаревшие слова:

А) Конка, городовой, дворецкий.

В) Мотель, аргумент, синтез.

С) Гипотенуза, катет, синус.

D) Неловкий, неповоротливый, неуклюжий.

Е) Работа, вызов.

62. Укажите, в каком варианте слова устаревшие:

А) Кафтан, ендова, светец.

B) Коксохимия, шихта, шамот.

C) Яруга, кочет, буран.

D) Аквариум, вентилятор, фонтан.

E) Акванавт, луноход, прилуниться.


Исконно русские и заимствованные (иноязычные) слова.

67. Укажите исконно русское слово.

А) Берег

B) Крендель

C) Кукла

D) Пальто

E) Шоколад

68. Укажите предложение с заимствованным словом.

А) Мой отец - рабочий высокой квалификации.

В) Изредка порывы ветра приносили желтые листья и бросали их в пламя.

С) Свинцовое небо простиралось над головой.

D) Человек счастлив, пока у него есть родина.

Е) На меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого.

69. Определите строку, в которой все слова являются заимствованными:

А) Медальон, мольберт, либретто, гитара

В) Аршин, авеню, боярин, аккорд

С) Фельдфебель, комфорт, лекарь, земля

D) Пудинг, квас, одуванчик, хоккей

Е) Ватрушка, жнец, мичман, галстук

70. Укажите предложение с иноязычным словом.

А) Яхту покачивало то влево, то вправо.

B) Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в незнакомую усадьбу.

C) Свет от свечи падал слева.

D) Жить без родины невозможно.

E) Неприветливо синела ночь.

71. Укажите ряд иноязычных слов

А) Обелиск, акваланг, декорация

C) Самовар, балалайка, спутник

B) Шахта, история, подарок

D) Зарево, право, давность

E) Наука, слово, учитель

72. Укажите ряд иноязычных слов:

А) Шофер, трамвай, бухта.

B) Деревня, ветер, холод.

C) Бедствие, могущество, возвращение.

D) Гражданин, государство, человек.

E) Сторож, невежда, кровать.

73. Укажите иноязычное слово:

А) Территория.

B) Беспокойство.

C) Решение.

D) Изображение.

E) Подушка.

5. Укажите ряд иноязычных слов

A) обогащение, впечатление, обелиск

B) трудолюбие, пригород, стихотворение

C) оглавление, здоровье, равнина

D) расстояние, биография, посвящение

E) фабрика, партер, биология

3. Слово, заимствованное из итальянского языка:

A) Бумага.

B) Барабан.

C) Сундук.

D) Ракета.

E) Август.

4. Заимствованные слова:

A) Авеню, барабан, аккорд.

B) Веретено, грамота, девиз.

C) Журавль, зубило, кафтан.

D) Китель, княжич, коробейник.

E) Аршин, ботфорты, боярин.


Диалектизмы, профессионализмы.

74. Укажите, в каком варианте указаны диалектизмы.

А) Кочет, качка, гутарить

В) Засека, ракита

С) Компьютер, космонавт, менеджер.

D) Пила, фуганок, долото.

Е) Скальпель, премьера, эксперт.

75. Профессиональные слова – это…

А) слова, которые употребляют люди определенной профессии;

В) слова, которые употребляют все люди;

С) слова, употребляемые жителями той или иной местности;

D) слова, употребляемые в кругу молодежи;

Е) нет варианта.

76. Укажите, в каком варианте указаны профессионализмы, относящиеся к музыкальному искусству.

А) Увертюра, октава, аккорд, вокал

B) Яхта, парусник, бриг

C) Нотариус, презумпция невиновности, иск

D) Ложа, партер, амфитеатр

E) Вахтер, привратник, швейцар


Прямое и переносное значение.

3. В каких словосочетаниях прилагательные употребляются в прямом значении?

A) Глухой старик, жаркий день, пикантный соус, железная дорога, прямая линия.

B) Глухой старик, жаркий день, пикантная внешность, железная воля, прямая линия.

C) Глухой старик, жаркий день, пикантный соус, железная воля, прямой взгляд.

D) Глухая улица, жаркий день, пикантная ситуация, железная воля, прямая дорога.

E) Глухая деревня, жаркие дебаты, пикантный соус, железная дорога, прямая линия.

4. Прилагательное употребляется в прямом значении в словосочетании:

А) Солнечный луч, волчий след.

B) Золотой характер, чуткий камыш.

C) Вся изба захрапела, кислая улыбка.

D) Уроки прошлого, мутный взгляд.

E) Томный взгляд, улыбчивый мальчик.

3. Какое словосочетание употреблено в прямом значении?

А) Идет человек;

В) Идет дождь;

С) Идут дела;

D) Форма идет к лицу;

Е) Идет фильм.

5. Укажите, в каком варианте слова с переносным значением.

А) Ослепительная красота.

В) Голубое море.

С) Железные гвозди.

D) Копировать чертеж.

Е) Ледяная глыба.

6. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?

А) Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года.

В) Друзья встретились после долгой разлуки.

С) Из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит Петр.

D) Андрей не мог понять, рад ли он встрече.

Е) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.

7. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?

А) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.

B) Желтые листья медленно падали на землю.
С) И редкий солнца луч, и первые морозы.

D) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.
Е) Темная вода и громады утесов на берегу создавали величественную картину.

3. Укажите вариант с прямым значением слова:

A) Корень дерева.

B) Золотая осень.

C) Серебряный голос.

D) Легкий характер.

E) Корень зла.

Однозначные и многозначные слова.

7. Что такое многозначность слова?

A) Способность слова употребляться в нескольких значениях.

B) Совпадение слов по значению.

C) Употребление слова на разных языках.

D) Переносное значение слова.

E) Совпадение слов по смыслу и написанию.

8. Укажите ряд, состоящий из многозначных слов:

А) Дорога, стол.

С) Столица, движимость.
В) Пианино, гитара.

D) Велосипед, мотоцикл.

Е) Снегоход, снегирь.

9. Укажите ряд, состоящий из многозначных слов:

А) Подобрать ключ – телеграфный ключ.

С) Титан науки – титановые руды.
В) Головка лука – стрельба из лука.

D) Заплести косу – точить косу.

Е) Пакет акций – дипломатическая акция.

11. Укажите многозначное слово:

А) Ключ

B) Лингвистика

C) Делегат

D) Интерьер

E) Договор

10. Укажите многозначные слова.

А) Аппарат, кнопка.

B) Структура, молния.

C) Аллюр, алмаз.

D) Перо, странствие.

E) Книга, талон.

9. Укажите многозначное слово.

А) Тушить

B) Невзгоды

C) Жюри

D) Книга

E) Газета

10. Укажите многозначное слово.

А) Тревога.

B) Канонада.

C) Вал.

D) Пенальти.

E) Кактус.

12. Укажите многозначные слова.

А) Аппарат, язык, кнопка.

B) Аппарат, структура, молния.

C) Язык, аллюр, дотация.

D) Кнопка, перо, спутник.

E) Книга, ясли, радар.

13. Укажите многозначное слово:

А) Пурга

B) Гравий

C) Флейта

D) Цикада

E) Колокольчик

14. Укажите ряд, состоящий из многозначных слов:

А) Дорога, лист, стол.

С) Гипотенуза, ом, бином.
В) Автобус, пианино, гитара.

D) Велосипед, мотоцикл, трамвай.

Е) Снегоход, снегирь, снегурочка.

6. Укажите вариант с однозначными словами.

A) Ноготь, айсберг, табуретка.

B) Известь, ветеран, корень.

C) Время, звук, полотно.

D) Ёрш, торговец, заложить.

E) Лента, чистый, тонкий.

E) Небрежный исполнитель, небрежный почерк.

9. Укажите ряд, состоящий из омонимов:

А) Акция, титан.

С) Аппетит, жюри.
В) Лук, невзгоды.

D) Гребень, окончание.

Е) Тираж, радар.

10. Укажите омонимы:

А) Ясли, вал.

B) Молния, якорь.

C) Тревога, дорога.

D) Аппарат, пенальти.

E) Спутник, орех.


Омонимы.

50. Какие слова называются омонимами?

A) Одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

B) Близкие по звучанию и написанию, но разные по значению.

C) Разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.

D) Одинаковые по написанию и значению.

E) Слова, противоположные по значению.

5. Омонимы – слова, которые:

А) Одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

B) Имеют одно значение.

C) Имеют несколько значений.

D) Имеют переносное значение.

Е) Слова с противоположным значением.

2. Укажите группу слов, которые являются омонимами.

А) Капитанская рубка, рубка леса.

B) Письменный стол, обеденный стол.

C) Телеграфный аппарат, государственный аппарат.

D) Канцелярские кнопки, кнопки управления.

E) Говяжий язык, языки пламени.

3. Определите строку с омонимами.

А) Солнечный свет – объехал весь свет.

B) Длинная коса – косить траву.

C) Сражаться мечом – мечи дальше.

D) Пилю дрова – железная пила.

E) Почитать книгу – почет ветеранам.

4. Укажите ряд омонимов.

А) Бьют ключи, открывать ключом.

B) Секретарь собрания, секретарь в школе.

C) Жизненный идеал, идеал друга.

D) Иглы ежа, иглы для шитья.

E) Школьная программа, концертная программа.

5. Укажите ряд омонимов.

А) Шахматный клуб – клубы дыма.

B) Экстренная работа, экстренный вызов.

C) Трасса нефтепровода, сложная трасса.

D) Игровые автоматы, автомат бойца.

E) Приятный спутник, искусственный спутник.

6. Укажите ряд омонимов.

А) Девичья коса, острая коса.

B) Хвост самолета, хвост птицы.

C) Шляпка гриба, соломенная шляпка.

D) Гребень горы, гребень петуха.

E) Канцелярская кнопка, кнопка звонка.

54. Укажите ряд омонимов.

А) Песчаная коса, острая коса

B) Экстренная работа, экстренный вызов

C) Трасса нефтепровода, сложная трасса

D) Телефонный аппарат, автомат бойца

E) Приятный спутник, искусственный спутник

7. Укажите ряд омонимов.

А) Красивый наряд, наряд милиции.

B) Соломенная шляпка, шляпка гвоздя.

C) Хвост самолета, хвост птицы.

D) Малярная кисть, кисть винограда.

E) Стальное полотно, льняное полотно.

8. Укажите ряд омонимов.

А) Иностранный посол, посол огурцов.

B) Чуткая собака, чуткая к прекрасному девушка.

C) Незыблемый утес, незыблемая река.

D) Челнок станка, плывущий по реке челнок.

E) Окончание войны, окончание книги.

9. В предложениях Море тоже принимало участие в образовании этой полосы земли. Каждое человеческое дело успешно идет только тогда, когда руководится умом и знанием; а ум развивается образованием, и знания даются тоже образованием. Подчеркнутые слова:

А) Омонимы.

В) Заимствованные.

С) Синонимы.

D) Антонимы.

Е) В переносном значении.

10. В предложениях Вход в нишу заставили ширмой. Райского окружили сверстники, заставили его играть, играли сами. Подчеркнутые слова:

А) Омонимы.

В) Синонимы.

С) Антонимы.

D) Заимствованные.

Е) Устаревшие.

58. Укажите омонимы:

А) Молния, ясли, спутник.

B) Молния, аппарат, ясли.

C) Перо, спутник, язык.

D) Язык, ясли, аппарат.

E) Язык, спутник, перо.

  1. Укажите омонимы:

А) Молния, ясли, спутник.

B) Молния, аппарат, ясли.

C) Перо, спутник, язык.

D) Язык, ясли, аппарат.

E) Язык, спутник, перо.


Синонимы.

1. Синонимы – это…

А) Слова, обозначающие одно и то же, но отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

B) Слова с противоположным лексическим значением.

C) Слова, сходные по звучанию, но разные по написанию и значению.

D) Слова, употребляющиеся в той или иной местности.

E) Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению.

2. Синоним к слову идентичный:

А) Тождественный.

B) Рентабельный.

C) Ординарный.

D) Ориентировочный.

E) Привилегированный.

3. Синоним к слову редкий:

А) Диковинный.

B) Изящный.

C) Безупречный.

D) Безукоризненный.

E) Сверхъестественный.

4. В предложениях: 1. Хотел просить воды, но высохший язык едва шевелился. 2. Слышно, как в темноте, надрываясь, кричит и молит кто-то о помощи. Подчеркнутые слова:

А) Синонимы.

B) Диалектные.

C) Омонимы.

D) Антонимы.

E) Формы одного слова.

5. Найдите ряд, в котором есть синонимы.

А) Продолжаться – длиться.

B) Лестно – льстиво.

C) Интеллигентный – интеллигентский.

D) Абонент – абонемент.

E) Любить – ненавидеть.

6. Найдите строчку синонимов.

А) Изречение, афоризм.

B) Открытие, известность.

C) Причина, следствие.

D) Издание, поручение.

E) Поиск, неудача.

7. Укажите пару синонимов.

А) Необходимый – нужный;

В) Бледный – румяный;

С) Смелый – трусливый;

D) Зáмок – замόк;

Е) Чёрный – красный.

8. Укажите ряд фразеологизмов-синонимов.

А) Один на один – с глазу на глаз.

B) Заговаривать зубы – иметь зуб против кого-то.

C) Не находить себе места – толочь воду в ступе.

D) Плыть по течению – носиться в воздухе.

E) Ждать у моря погоды – падать духом.

9. Подберите фразеологизм-синоним к словосочетанию: «Говорить без достаточного основания».

А) Высосать из пальца.

B) Играть первую скрипку.

C) Распускать нюни.

D) Заметать следы.

E) Подвести под монастырь.

10. Укажите, какое словосочетание является синонимом фразеологического оборота за тридевять земель.

А) Находиться далеко.

В) Очень много говорить.

С) Быстро возвратиться.

D) Сильно плакать.

Е) Лодырничать.

28. Какие фразеологические единицы являются синонимами к слову «убежать»?

А) Задать стрекача, навострить лыжи, смазать пятки.

В) Родиться в рубашке, собраться с духом.

С) Сжечь свои корабли, перейти Рубикон.
D) Заткнуть за пояс, утереть нос.

Е) Невелика птица, пустое место.

29. Какие фразеологические единицы являются синонимами к слову «близко»?

А) В двух шагах, под боком, рукой подать.

С) На краю света, возносить до небес.
В) Молочные реки, кисельные берега.

D) На всех парах, сломя голову.
Е) У черта на куличках, ни тпру ни ну.

1. Синоним, являющийся нейтральным по стилистическому употреблению:

A) Просить.

B) Взывать.

C) Ходатайствовать.

D) Клянчить.

E) Умолять.

2. В предложениях: 1. Долг наш – защищать крепость до последнего нашего издыхания. 2. Бухар-жырау умел в своих произведениях ясно выражать свои мысли, отстаивать свои взгляды. Подчеркнутые слова:

A) Синонимы.

B) Неологизмы.

C) Устаревшие.

D) Антонимы.

E) Омонимы.

3. В каком ряду представлены синонимы?

A) Безмятежный, спокойный.

B) Убогий, обильный.

C) Могучий, бессильный,

D) Нелепый, сумбурный.

E) Острый, светлый.

4. Укажите предложение, в составе которого есть синонимы.

A) Все происшедшее показалось ему диким бредом, нелепостью, сумбурной чепухой, на которую стоит махнуть рукой.

B) Сядем рядком и поговорим ладком.

C) И ненавидим мы, и любим мы случайно.

D) В толпе друг друга мы узнали, сошлись – и разойдемся вновь.

E) Область рифм моя стихия, и легко пишу стихи я.

5. Синонимы - глаголы:

A) Преодолеть – превозмочь.

B) Смело – храбро.

C) Опасаясь – робея.

D) Спокойный – смирный.

E) Весть – сообщение.


Антонимы

1. Что такое антонимы?

A) Слова, противоположные по значению.

B) Разные по звучанию, но близкие или одинаковые по значению слова.

C) Разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.

D) Слова, употребляемые в нескольких значениях.

E) Переносное значение слова.

31. Антонимы – это…

А) Слова одной части речи с противоположным лексическим значением.

В) Слова, которые одинаково звучат и пишутся.

С) Однокоренные слова, похожие по звучанию, но различные по значению.

D) Слова, имеющие одинаковое значение и принадлежащие к одной и той же части речи.

Е) Устойчивые сочетания слов.

32. Укажите, в каком варианте содержится правильный ответ: Антонимы – это слова …

А) Одной и той же части речи с противоположным значением.

B) Одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения.

C) Одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

D) Которые имеют переносное значение.

E) Имеющие несколько лексических значений.

6. Антонимы – наречия:

A) Кто много говорит, тот мало делает.

B) Сытый голодного не разумеет.

C) Готовь сани летом, а телегу зимой.

D) Дома новы, но предрассудки стары.

E) Ученье – свет, неученье – тьма.

7. В каком ряду представлены антонимы?

А) Проза, поэзия.

В) Значение, смысл.

С) Вера, удача.

D) Успех, триумф.

Е) Добро, милосердие.

2. Определите антоним к словосочетанию бедная растительность:

А) Пышная растительность.

B) Скудная растительность.

C) Убогая растительность.

D) Небогатая растительность.

E) Ничтожная растительность.

3. Укажите ряд, включающий антонимы.

А) Высокий, низкий.

В) Окно, подоконник.

С) Умный, мудрый.

D) Адресат, адресант.

Е) Чистый, свежий.

4. Укажите антонимы.

А) Встречать, провожать;

В) Метель, вьюга;

С) Замечательный, удивительный;

D) Очи, уста;

Е) Кричать, орать.

5. Укажите ряд антонимов.

А) Соединение, разъединение.

B) Истина, правда.

C) Горячий, теплый.

D) Вражда, ненависть.

E) Добро, сочувствие.

6. Укажите ряд антонимов.

А) Праздники, будни.

B) Осторожность, заботливость.

C) Резкость, грубость.

D) Невежливость, невежество.

E)Праздность, пустота.

7. Укажите предложение, в котором есть антонимы.

А) Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

В) Я шел во двор, чувствуя себя чемпионом, рекордсменом, победителем.

С) Все в Москве двигается и спешит.

D) Наш попутчик рассказал грустную поучительную историю.

Е) Солнце светило, сияло изо всех сил.

8. Укажите предложение, в котором есть антонимы.

А) Знание человека возвышает, а невежество унижает.

B) Шумели старые, печальные липы в сквере.

C) Маша улыбнулась, и лицо ее оживилось.

D) Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава, и золотом сверкала река.

E) Со мной случилось невероятное и, можно сказать, фантастическое приключение.

9. В составе предложения имеются антонимы:

А) Сытый голодного не разумеет.

B) И голова постоянно кружится, и сердце болит.

C) Тяжелая, одинокая слеза скатилась по его щеке.

D) Вскоре поэта сослали, а затем он был переведен в деревню.

E) Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжелыми чертами лица.

10. Выделенные слова в данном предложении: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь.

А) Антонимы.

B) Паронимы.

C) Синонимы.

D) Омонимы.

E) Многозначные слова.

44. Укажите фразеологизмы-антонимы.

А) В двух шагах – за тридевять земель.

В) Расхлебывать кашу – воспрянуть духом.

С) Выходить из себя – пасть духом.

D) На худой конец – в первую голову.

Е) Сбросить маски – повернуться лицом.

45. Определите антоним к фразеологизму «души не чаять».

А) Как кошка с собакой.

B) Носить на руках.

C) Душа в душу.

D) Положа руку на сердце.

E) Засучив рукава.

49. Укажите антоним фразеологизму «через пень колоду».

А) В поте лица.

B) Поднять на щит.

C) Проваливаться в тартарары.

D) При царе Горохе.

E) Кануть в Лету.

40. Укажите предложение, в котором есть антонимы.

А) Самое сладкое – язык, самое горькое – язык.

B) Я шел во двор, чувствуя себя чемпионом, рекордсменом, победителем.

C) Рассказывал он свою историю с жаром, увлекательно.

D) Беседа с вежливым молодым человеком была живая и увлекательная.

E) Солнце сияло, светило изо всех сил.


Фразеологизмы.

1. Фразеологизмы – это…

A) Устойчивые сочетания слов.

B) Однокоренные слова, похожие по звучанию, но различные по значению.

C) Слова, имеющие одно и то же значение и принадлежащие к одной и той же части речи.

D) Слова одной части речи с противоположным лексическим значением.

E) Слова, которые одинаково звучат и пишутся.

2. Укажите предложение с фразеологизмом.

А) Дед проснулся ни свет ни заря.

В) Мы знали друг друга очень хорошо.

С) Я просыпаюсь рано.

D) Ученик выполнил работу небрежно.

Е) Письмо написано давно.

3. Укажите предложение с фразеологизмом.

А) Бабушка не любила сидеть сложа руки.

В) Каштанка завиляла хвостом и отошла в сторону.

С) Засучив повыше рукава, мама месила тесто.

D) Девочка сидела, сложив руки на колени.

Е) Отвязав козу, бабка пустила её в огород.

4. Укажите фразеологизм.

А) Бить баклуши.

В) Слона-то я и не приметил.

С) А Васька слушает да ест.

D) Премудрый пескарь.

Е) На деревню дедушке.

5. Найдите сочетание слов, которое не является фразеологизмом.

А) Крепко запомнить;

В) Яблоку негде упасть;

С) На всех парусах;

D) Сломя голову;

Е) Бить баклуши.

6. Укажите выражение, которое не является фразеологизмом.

А) Подписано – так с плеч долой.

B) Голова варит.

C) Попасть под тяжелую руку.

D) Голова садовая.

E) Человек с головой.

7. Укажите фразеологизм, имеющий значение «быть забытым».

А) Кануть в Лету.

B) Искать Жар-птицу.

E) Поднять на щит.

C) Проваливаться в тартарары.

D) При царе Горохе.

8. Лексическое значение фразеологического оборота не терять головы:

А) Быть серьезным, осмотрительным.

B) Купить очень дешево.

C) Быстро возвратиться.

D) Уехать очень далеко.

E) Легко держаться в воде.

9. Фразеологизм имеет значение «запомнить»:

А) Зарубить на носу.

В) Наложить вето.

С) Прикусить язык.

D) Сесть в калошу.

Е) Заткнуть за пояс.

10. Фразеологизм «ахиллесова пята» обозначает:

А) Уязвимое место.

В) Сдерживающая сила.

С) Любимое дело.

D) Двигательная сила.

Е) Постоянная угроза.

77. Найдите фразеологизм.

А) Сабуров с трудом удерживался, чтобы не клевать носом при генерале.

B) Каштанка металась то взад то вперед.

C) И дым отечества нам сладок и приятен.

D) И жить торопится и чувствовать спешит.

E) И скучно и грустно и некому руку пожать.

81. Укажите, в каком варианте имеется фразеологический оборот.

А) Рукопись эта проливает свет на страну.

В) Часовые на посту мокнут одиноко.

С) В ворота въехала красивая рессорная бричка.

D) Город никак не уступал другим губернским городам.

Е) Ледоход всегда составляет событие для детворы.

82. Укажите фразеологизм, имеющий значение «голодать».

А) Положить зубы на полку.

В) Развесить уши.

С) Шевелить мозгами.

D) Умывать руки.

Е) Намылить шею.

86. Фразеологизм «тертый калач» обозначает.

А) бывалый человек

B) рассеянный человек

C) умный человек

D) глупый человек

E) сомнительный человек

88. Фразеологизм «черное золото» обозначает:

А) Нефть.

B) Олово.

C) Руда.

D) Железо.

E) Уголь.

89. Какой из фразеологизмов обозначает грубо принуждать к чему-либо:

А) Хватать за горло.

В) Зондировать почву.

С) Надувать губы.

D) На всю катушку.

Е) Лезть в бутылку.

90. Какой из фразеологизмов обозначает «несправедливо позорить, обвинять кого-либо».

А) Обливать грязью

B) Обводить вокруг пальца

C) Нож в сердце

D) Одним миром мазаны

E) Ни богу свечка ни черту кочерга

92. Укажите выражение, которое не является фразеологизмом:

А) Надеть хомут на шею лошади.

B) Открыть новую страницу в науке.

C) Водой не разольешь.

D) Надеть хомут себе на шею.

E) Удариться в амбицию.

25. Фразеологизм имеет значение «точно»:

A) Комар носа не подточит.

B) Хоть пруд пруди.

C) Заткнуть за пояс.

D) Держать в голове.

E) Вилами по воде писано.

25. Укажите фразеологизм, сходный по значению с выражением «тютелька в тютельку».

А) Комар носа не подточит

B) У разбитого корыта

C) Вилами по воде писано

D) По щучьему велению

E) Рожки да ножки

26. Укажите фразеологизм, сходный по значению с выражением «хоть пруд пруди»:

А) яблоку негде упасть

B) кот наплакал

C) слово в слово

D) попасть в переплет

E) сломя голову

2. Укажите фразеологизм-синоним к словам «угождать, льстить».

A) Рассыпаться мелким бисером.

B) Показать где раки зимуют.

C) Играть в кошки-мышки.

D) Невзирая на лица.

E) Кошки скребут на душе.

3. Фразеологизм имеет значение «медленно»:

A) Черепашьим шагом.

B) На скорую руку.

C) Шевелить мозгами.

D) Сложить руки.

E) Ловить ворон.

4. Укажите, какое из данных словосочетаний не является фразеологизмом.

A) Взять на руки.

B) Брать на арапа.

C) Брать на прицел.

D) Взять на себя.

E) Брать горлом.

6. Укажите выражение, которое не является фразеологизмом.

A) Ах, злые языки страшнее пистолета.

B) С гулькин нос.

C) Лезть в бутылку.

D) Капля в море.

E) Кот наплакал.

7. Укажите, в каком случае источником фразеологизма является античная мифология.

A) Сизифов труд, ящик Пандоры.

B) Казанская сирота, ложный патриотизм.

C) С корабля на бал, рукой подать.

D) Хранить молчание, кричать во всю Ивановскую.

Е) Поэтическая вольность, ищите и обретете.

8. Укажите вариант с употреблением фразеологизма.

A) Умение безошибочно вычислять – альфа и омега в алгебре.

B) Сторож через полчаса вернулся с ёлкой, настоящей таежной красавицей.

C) Когда костер разгорелся, он погрел руки, потом спину.

D) Над полями, над лугами вольный воздух свеж и чист.

E) При перевозке бидон опрокинулся, и потекли молочные реки.

9. Укажите, какое словосочетание является синонимом фразеологического оборота за тридевять земель

A) Находиться далеко.

B) Очень много говорить.

C) Быстро возвратиться.

D) Сильно плакать.

E) Лодырничать.

10. Укажите предложение с фразеологизмом.

А) Сабуров с трудом удерживался, чтобы не клевать носом при генерале.

B) Каштанка металась то взад то вперед.

C) И дым отечества нам сладок и приятен.

D) И жить торопится и чувствовать спешит.

E) И скучно и грустно и некому руку пожать.

Найти фразеологизм:

A) Сломя голову Иван бежал по коридору в столовую

B) Девочка сидела, сложив руки на колени

C) И скучно и грустно и некому руку пожать

D) Засучив повыше рукава, мама месила тесто

E) Каштанка завиляла хвостом и отошла в сторону