МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович
(1893-1930)
Обзор жизни и творчества
Владимир Маяковский родился в 1893 году на Кавказе в селе Багдади. Отец дворянин, служил лесничим, предки его из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских казаков. Будущий поэт учился в Кутаисской гимназии. Ученик второго класса гимназии Володя Маяковский учувствовал в революционных выступлениях молодёжи, знакомился с социал-демократической литературой. После смерти отца семья переехала в Москву. Маяковский поступает в IV класс 5-й классической гимназии (за неуплату денег за обучение был исключён из V класса в 1908 году). В Москве будущий поэт занимается революционной деятельностью, работал пропагандистом среди рабочих, трижды был арестован. В 1908 году вступил в партию большевиков, получил партийную кличку «товарищ Константин». За участие в подготовке побега политзаключённых 11 месяцев провёл в Бутырской тюрьме. Освобождён как несовершеннолетний. В тюрьме, в одиночной камере, написал тетрадь стихов, которая была отобрана на выходе. С неё поэт исчислял начало своего творчества. Выход Маяковского из тюрьмы был в полном смысле выходом в искусство. В1911 году он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д.Бурлюком, организатором футуристической группы «Гилея», человеком, заставившим Маяковского поверить в то, что он поэт. Маяковский выбрал футуризм как творчество будущего во всех сферах бытия. «Хочу делать социалистическое искусство» - так определил поэт цель своей жизни уже в 1910 году. В феврале 1914 года Маяковский вместе с Бурлюком исключён из училища за публичные выступления. В 1912 году Маяковский дебютирует как поэт в альманахе «Пощечина общественному вкусу», где были напечатаны его стихотворения «Ночь» и «Утро». В нём же опубликован и манифест русских кубофутуристов. В 1913 году выходит первый рукописный сборник стихотворений Маяковского «Я». В этом же году поэт работает над первым крупным произведением, драматургическим вариантом ранней лирики – трагедией «Владимир Маяковский», где он выступал в качестве актёра, режиссёра, декоратора и автора. Б.Пастернак писал: «Заглавие скрывало гениально простое открытие, что поэт не автор, но – предмет лирики, от первого лица обращающийся к миру. Заглавие было не именем сочинителя, а фамилией содержания». Было совершено большое турне футуристов по городам России. Маяковский снялся в нескольких кинофильмах, был актёром и сценаристом («Барышня и хулиган», «Не для денег родившийся» и др.).
Начавшаяся война потрясла поэта. Стихотворения «Война объявлена» и «Мама и убитый немцами вечер» (1914) носят антивоенный характер. Маяковский пробовал добровольцем уйти на фронт, но в следствии неблагонадёжности ему в этом было отказано. Работает чертёжником. В1915-1917 г.г. Маяковский проходит военную службу в Петрограде в автошколе (в 1917 году принимает участие в аресте начальника автошколы генерала Секретова).
Программным произведением дореволюционного периода становится поэма «Облако в штанах». В предреволюционные годы крепнет мастерство Маяковского-сатирика. Он создаёт сатирические гимны («Гимн судье», «Гимн здоровью», «Гимн обеду», «Гимн взятке», «Гимн критику»). В канун революции поэт пишет пронизанные мотивами мира и гуманизма поэмы «Война и мир», «Человек». Бытовое происшествие, описанное в газетной хронике, в это смутное время расценивается как символическое: Горький пишет очерк «В больном городе», Маяковский – стихотворение «Хорошее отношение к лошадям".
Маяковский восторженно приветствовал Октябрьскую революцию: «Моя революция. Пошёл в Смольный. Работал. Всё, что приходилось». В марте 1919 года Маяковский переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать с РОСТА (Российское телеграфное агентство), оформляет как поэт и как художник агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»). Новый строй оказался его символом веры, которому поэт посвятил свою жизнь. Поэт сплавляет стихи и публицистику, его язык сжат, ёмок, афористичен. Сюжеты его произведений часто условны, фантастичны, образы тяготеют к сатирическому или героическому гротеску. Вслед за А.Белым он стал использовать «столбик», «лесенку» - разбивку стиха по интонационным отрезкам.
В 20-е годы поэт много ездит по родной стране, часто бывает за рубежом: бал в Латвии, Франции, Германии, Мексике, Кубе, Испании, Чехословакии. Пишет стихи и очерки о европейских впечатлениях («Моё открытие Америки»). Во многих городах поэт выступал с чтением своих стихов, отвечал на вопросы слушателей. Широко известны его стихотворения, написанные в 1925-1926 годах: «Товарищу Нетте – пароходу и человеку», «Блэк энд уайт», «Стихи о советском паспорте», «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка», «Бродвей» и другие. В 1918 году поэт пишет «Мистерию-буфф», в 1921 – «150 000 000», в 1923-1924 гг. – «IV Интернационал». В Ленине Маяковский увидел воплощение идеальной модели человека, будущего и посвятил ему поэму «Владимир Ильич Ленин» (1824),
В 1927 году к десятилетию Октябрьской революции поэт создал поэму «Хорошо!», которая стала одним из крупнейших завоеваний социалистического реализма. После поэмы «Хорошо!» Маяковский хотел написать поэму «Плохо» (не написал), написал же сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Сатира вызвала нападки со стороны рапповской критики. В его произведениях всё чаще начинают возникать трагические мотивы. Его называли лишь «попутчиком», а не «пролетарским писателем». Равнодушно отнеслись к выставке, посвящённой его творческой деятельности. Отчуждение и общественная травля усугубилась личной драмой.
Он не успел завершить задуманную поэму «Во весь голос» (1930), было написано лишь вступление, так как Маяковский всё-таки поставил «точку пули в своём конце».
Этапы творческого пути Маяковского можно уподобить пятиактной пьесе с прологом и эпилогом. Роль пролога сыграла трагедия «Владимир Маяковский». Первым актом стали поэмы «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник», посвящённые Л.Брик. Вторым актом – поэмы «Война и мир» и «Человек», третьим – пьеса «Мистерия-буфф» и поэма «150 000 000». Четвёртым актом стали поэмы «Люблю», «Про это» «Владимир Ильич Ленин», пятым – поэма «Хорошо!» и пьесы «Клоп» («публицистическая, проблемная, тенденциозная») и «Баня», эпилогом – вступление в поэму «Во весь голос» и предсмертное письмо поэта «Всем».
Как бы ни была трагична личная судьба Маяковского, в истории всемирной литературы трудно указать номер такого удивительного соответствия между эпохой, его характером и личностью поэта, сущностью его таланта, как бы созданного историей того времени, когда он жил и творил.
«Облако в штанах»
В главе автобиографии «Начало 14-го года» Маяковский пишет: «Чувствую мастерство. Могу овладеть темой. Вплотную. Ставлю вопрос о теме. Революционной. Думаю над «Облаком в штанах».
Поэма «Облако в штанах» (1915) состоит из четырёх частей, или, как сам писал Маяковский, «криков»: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!». Первое название поэмы «Тринадцатый апостол» было не принято цензурой. Герой Маяковского выступает в роли богоборца. Его богоборчество начинается с мук неразделённой любви к женщине и только потом приобретает социальный и бытийный смысл. «Облако» несло в себе эмоционально-художественную память о трёх пережитых поэтом любовных драмах: романе с Софьей Шамардиной, неожиданной страстной влюблённости в Марию Денисову, любви к Лиле Брик, которой поэма была посвящена. Мотив дороги, возникающий в прологе и в заключительных строках «Облака», связывает судьбу героя с широким мировым пространством. Маяковский широко использует библейскую образность: «тринадцатым апостолом» назвал он героя произведения, который запросто беседует с Богом. Героиня поэмы носит вполне земное имя Мария, но и именем играет Маяковский (Мария – душа, Богоматерь, Магдалина и т.д.). Иродиада и Иоанн Креститель, ангел, девочки-евочки, дерево изучения добра и зла в поэме уживаются с Заратустрой и тринадцатым апостолом. Само название («Облако в штанах») типично для художественной лирики Маяковского: «Хотите – буду безукоризненно нежный, не мужчина, а облако в штанах».
Уже в этой поэме проявились основные черты поэтического новаторства поэта: специфическая образность, в основе которой сочетание правдолюбия и фантастики; частое и виртуозное использование приёма развёрнутой метафоры; приём реализованной метафоры, определяющий развёртывание стиха: широкое использование неологизмов («декабрый», «испешеходили», «любеночек» и т.д.); деканонизация силлабо-тонического стиха: привлечение внимания к содержанию стиха неожиданной рифмовкой. Стока Маяковского делится не на стопы, а на ритмико-смысловые доли. Каждая доля выделяется интонационно и логически. Особое значение приобретает пауза (отсюда «лесенка» Маяковского).
Тесты с кратким ответом
Поэма «Облако в штанах»
1. В главе автобиографии «Начало 14-го года» В.В. Маяковский пишет: «Чувствую мастерство. Могу овладеть темой. Вплотную. Ставлю вопрос о теме. Революционной». О замысле какого произведения писал поэт?
2. Как определил жанр «Облако в штанах» автор поэмы?
3. Поэма «Облако в штанах» состоит из четырёх частей, или, как писал сам Маяковский, «криков». Назовите первый из «криков».
4. Герой поэмы Маяковского выступает в роли богоборца. Его богоборчество начинается с мук неразделённой любви к женщине и постепенно приобретает социальный и бытийный смысл. Как первоначально называлась поэма?
5. Образ Марии в «Облаке в штанах» - дань памяти четырём любовным драмам: роману с Софией Шамардиной, ухаживанию за Эльзой Коган, страстной влюблённости в Марию Денисову, любовью к Лиле Брик. Кому из них посвящена поэма?
6. Сколько лет было поэту, когда он написал поэму «Облако в штанах»?
7. Маяковский всегда торопил будущее. Он пророчит новую революцию, но ошибается в дате. Какой год он видит «в терновом венке революций»?
8. У кого из философов поэт «заимствует» образ Заратустры?
Слушайте!
Проповедует,
мечась и стеня,
сегодняшнего дня крикогубый Заратустра!
9. С каким классиком немецкой литературы поэт вступает в полемику?
Что мне до Фауста,
феерией ракет
скользящего с Мефистофелем в небесном
паркете!
10. Назовите троп, которым неоднократно мастерски пользуется В.В. Маяковский.
Слышу:
тихо,
как больной с кровати,
спрыгнул нерв.
И вот, -
сначала прошёлся
едва-едва,
потом забегал,
взволнованный,
чёткий.
Теперь и он, и новые два
мечутся отчаянной чечёткой.