ТЕТРАДЬ
ВЗАИМОСВЯЗИ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
И ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ С ОНР
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составила учитель-логопед:
Степаненко Е. М.
Алейск, 2021
ВЕДЕНИЕ
Вниманию логопедов и воспитателей логопедических групп предлагается тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя, которая входит в учебно-методический комплект пособий «Комплексный подход к преодолению ОНР у детей».
Материалы, содержащиеся в данной тетради, помогут организовать понедельную работу воспитателя по заданию логопеда в периоде обучения (ссентября по май). Задания подобраны постепенно возрастающей сложности наматериале одной лексическойтемы и направлены на развитие общей,артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания, голоса, произношения и обучения детейграмоте. Успешность и эффективность работы логопеда напрямую зависитоттого,насколько им хорошо организована работа с воспитателем логопедической группы — непосредственным участником коррекционно-развивающего процесса,— насколько тесно они взаимодействуют. Поэтому в задачи логопеда входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателя по закреплению полученных детьми на логопедических занятиях знаний. Логопед также помогает воспитателю организовать предварительную работу по подготовке к занятиям по развитию связной речи. Немаловажное значение отводится и систематической работе по развитию у детей с ОНР неречевых процессов (внимания, памяти, мышления, общей и мелкой артикуляционной моторики, дыхания и голоса). Упражнения такого плана включаются воспитателем в различные режимные моменты и способствуют устранению речевых недостатков.
Работа логопеда и воспитателя предусмотрена работа по развитию фонетико-фонематических, лексико-грамматических и неречевых процессов. Задания разработаны на год с учётом понедельного планирования логопеда. Помогут логопеду организовать работу воспитателя и провести эффективную коррекционную работу с детьми подготовительной и старшей группы.
Список логопедической группы на 2021-2022уч. год
№ п/п | Фамилия и имя ребенка |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. | |
11. | |
12. | |
13. | |
14. | |
15. | |
Расписание занятий
Дни недели | Время |
Понедельник | 9. 00-10.00 Обучения грамоте. Развитие речи. 10.10-12.30 Индивидуальная работа |
Вторник | 16.00-17.00Лексико-грамматической категория речи у детей 15.35-15.50, 17.10-18.00 Индивидуальная работа |
Среда | 9.00-10.00 Связная речь (под.г., сред. г.) 10.10-12.00 Индивидуальная работа |
Четверг | 15.35-18.00 Индивидуальная работа с детьми |
Пятница | 15.35-18.00 Индивидуальная работа с детьми |
Календарно - тематический план в подготовительной,
и старшей и средней логопедической группы
на 2021-2022 учебный год
Месяц | Неделя | Тематический цикл |
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Сентябрь | 1-2 | Исследование индивидуального развития детей учителем-логопедом. Заполнение речевых карт. Мониторинг развития детей воспитателями и педагогом-психологом. Заполнение листов оценки. | Исследование индивидуального развития детей учителем-логопедом, воспитателями и другими специалистами. Заполнение речевых карт учителем-логопедом, диагностических альбомов другими специалистами. | Обследование детей учителем-логопедом. Заполнение речевых карт. Диагностика индивидуального развития детей воспитателями и педагогом-психологом. Заполнение диагностических альбомов. |
3 | Игрушки. | Школа | Школа |
4 | Детский сад | Детский сад | Детский сад |
| 5 | Осень. Названия деревьев. | Осень | Осень. Приметы осени. |
Октябрь | 1 | Огород. Овощи | Огород. Овощи | Овощи. Труд взрослых на полях и огородах. |
2 | Сад. Фрукты | Сад. Фрукты | Фрукты. Труд взрослых в садах. |
3 | Лес. Грибы и лесные ягоды | Лес. Грибы и лесные ягоды | Лес. Грибы и лесные ягоды |
4 | Перелётные птицы. | Перелетные птицы | Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету |
Ноябрь | 1 | Домашние птицы | Домашние птицы и их детёныши | Домашние птицы и их детёныши |
2 | Домашние животные и их детеныши. | Домашние животные и их детёныши | Домашние животные и их детёныши. Содержание домашних животных. |
3 | Дикие животные и их детеныши | Дикие животные и их детёныши | Дикие животные и их детёныши. Подготовка животных к зиме. |
4 | Одежда | Одежда. Обувь. | Осенняя одежда, обувь, головные уборы. |
5 | Зима. Зимующие птицы. | Зима. Зимующие птицы. | Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. |
| | | | | | | |
Декабрь | 1 | Мебель. | Мебель. Части мебели. | Мебель. Название мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель. |
2 | Кухня. Посуда | Посуда | Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда. |
3 | Новогодний праздник | Новый год | Новый год |
4 | Новогодний праздник (повторение) | Новый год (повторение) | Новый год (повторение) |
Январь | 1 | У детей зимние каникулы | У детей зимние каникулы | У детей зимние каникулы |
2 | Транспорт. | Грузовой и пассажирский транспорт. | Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия. |
3 | Профессии на транспорте. | Профессии на транспорте | Профессии взрослых. Трудовые действия. |
4 | Профессии. Продавец. | Профессии на стройке | Профессии на стройке |
Февраль | 1 | Профессия Почтальон. | Ателье. Закройщица. | Ателье. Закройщица. |
2 | Цветущие комнатные растения | Животные жарких стран | Животные жарких стран, повадки, детёныши. |
3 | Профессии | Наша армия. | Моё Отечество-Россия. Защитники Отечества. |
4 | Комнатные растения. | Комнатные растения. | Комнатные растения, размножение, уход. |
Март | 1 | Весна. | Весна. Приметы весны. | Ранняя весна, весенние месяцы. |
2 | Мамин праздник. Профессии мам. | Мамин праздник. | Мамин праздник. |
3 | Первые весенние цветы. | Первые весенние цветы. | Первые весенние цветы. |
4 | Рыбки в аквариуме | Пресноводные и аквариумные рыбы. | Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы. |
| 5 | Дикие животные весной | Наша Родина-Россия. | Наша Родина-Россия. |
Апрель | 1 | Домашние животные весной | Наш город. | Наш родной город. |
2 | Насекомые. | Космос | Космос |
3 | Птицы прилетели | Откуда хлеб пришел? | Откуда хлеб пришел? |
4 | Наш город. Моя улица. | Мы читаем. Знакомство с творчеством К. И. Чуковского | Мы читаем. Знакомство с творчеством К. И. Чуковского |
Май | 1 | Мы читаем. Знакомство с творчеством А. Л. Барто | Мы читаем. Знакомство с творчеством А. С. Пушкина | Мы читаем. Знакомство с творчеством А. С. Пушкина |
2 | Лето. Цветы на лугу. | Мы читаем. Знакомство с творчеством С. В. Михалкова | Мы читаем. Знакомство с творчеством С. В. Михалкова |
| 3-4 | Мониторинг | Исследование индивидуального развития детей учителем-логопедом, воспитателями и другими специалистами. Диагностика индивидуального развития детей воспитателями и педагогом-психологом. Заполнение диагностических альбомов. | Исследование индивидуального развития детей учителем-логопедом, воспитателями и другими специалистами. Диагностика индивидуального развития детей воспитателями и педагогом-психологом. Заполнение диагностических альбомов. |
Календарно-тематический план на 2021-2022 учебный год
по Развитию речи / Обучению грамоте в подготовительной группе
I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ |
СЕНТЯБРЬ | ОКТЯБРЬ | НОЯБРЬ |
1-2 Исследование индивидуального развития детей учителем-логопедом, воспитателями и другими специалистами. 3. Развитие слухового внимания на неречевых звуках. 4. Развитие слухового внимания на речевых звуках. 5. Звук и буква «А» | 1.Звук и буква «У» 2.Звуки «А-У» Дифференциация звуков [ А ] -[ У ] 3.Звук и буква «И» 4.Звук и буква «Т» | 1.Звук и буква «П» 2.Звук и буква «Н» 3.Звук и буква «М» 4.Звук и буква «К» 5. Звук и буква «Б» |
II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ |
ДЕКАБРЬ | ЯНВАРЬ | ФЕВРАЛЬ |
1.Звук и буква «Д» 2. Звук и буква «Г» 3. Звук и буква «Ф» 4. Повторение | 1.Звук и буква «В» 2.Звук и буква «Х» 3.Звук и буква «Ы» 4. Звук и буква «С» | 1. Звук и буква «З» 2. Звук и буква «Ш» 3. Звук и буква «Ж» 4. Звук и буква «Э» |
III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ |
МАРТ | АПРЕЛЬ | МАЙ |
1. Повторение 2.Звук и буква «Й» 3.Звук и буква «Е» «Ё» 4.Звук и буква «Ю» 5.Звук и буква «Ц» | 1.Звук и буква «Ч» 2.Звук и буква «Щ» 3. Звук и буква «Л» «Ль» 4.Звук и буква «Р» «Рь» | 1-2. Повторение 3-4 Диагностическое обследование. |
Календарно-тематический план на 2021-2022 учебный год
по Развитию речи / Обучению грамоте старшей логопедической группы
I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ |
СЕНТЯБРЬ | ОКТЯБРЬ | НОЯБРЬ |
1-2 Исследование индивидуального развития детей учителем-логопедом, воспитателями и другими специалистами. 3.Развитие слухового внимания на неречевых звуках. 4.Развитие слухового внимания на речевых звуках. 5.Звук и буква «У» | 1.Звук и буква «А» 2.Звуки «У-А» Дифференциация звуков [ А ] -[ У ] 3.Звук и буква «И» 4.Звук и буква «О» | 1.Звук и буква «П» 2.Звук и буква «Н» 3.Звук и буква «М» 4.Звук и буква «Т» 5.Звук Ть и буква «Т» |
II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ |
ДЕКАБРЬ | ЯНВАРЬ | ФЕВРАЛЬ |
1. Звук и буква «К» 2. Звук Кь и буква «К» 3. Звуки К и Кь. Буква «К». 4. Повторение | 1.Каникулы 2.Звук и буква «Б» 3.Звук Бь. Буква «Б» 4. Звук и буква Э. | 1. Звуки Г и Гь Буква «Г» 2. Звук Ль. Буква «Л» 3. Звук Сь. Буква «С» 4.Звук и буква «Ш» |
III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ |
МАРТ | АПРЕЛЬ | МАЙ |
1.Звуки «С-Ш» 2.Звуки Х и Хь. Буква «Х» 3.Звуки В и Вь. Буква «В» 4.Звук и буква «З» 5.Звук Зь. Буква «З» | 1. Звук и буква «Ж» 2. Звуки «З и Ж» 3.Звуки «Ж и З» 4. Звуки Д и Дь. Буква «Д» | 1. Звуки Ф и Фь. Буква «Ф» 2. Повторение. 3-4 Диагностическое обследование. |
Календарно-тематический план на 2021-2022 учебный год
поРазвитию речи в средней группе
I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ |
СЕНТЯБРЬ | ОКТЯБРЬ | НОЯБРЬ |
1-2 Исследование индивидуального развития детей учителем-логопедом, воспитателями и другими специалистами. 3. Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках 4. Развитие слухового внимания на неречевых звуках. 5. Гласные звуки «У, А» | -
Звук «С и С*» *ь -
Что такое «слово» Звук «С» в словах и фразах -
Звук «З» -
Интонации : удивления, радости, вопроса. | -
Продолжить знакомить с термином «слово» -
Звук «Ш» -
Выразительная речь -
Звук «Ж» -
«Слово» «Звук» Слова со звуком «С» |
II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ |
ДЕКАБРЬ | ЯНВАРЬ | ФЕВРАЛЬ |
-
Звук «Ж» в словах и фразах. -
Выделять звуки в слове, Подбирать слова на заданный звук. -
Звук «Ч» -
Повторение | -
Каникулы -
Последовательность звуков. -
Правильно произносить звук «Ч» -
Слова сходные и различные по звучанию. | -
Звук «Щ» -
Произношение звука «Щ» в определенной последовательности -
Выделение звука «Щ» в словах -
Выделять на слух звуки в словах. |
III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ |
МАРТ | АПРЕЛЬ | МАЙ |
1. Звуки «Л и Л*» *ь 2.Звуковой состав слова. Подбирать слова с определенными звуками -[ с и ш] 3. Выделять звуки в речи Звуки «Л и Л*» *ь 4. Подбирать слова сходные и не сходные по звучанию. 5. Звуки «Р и Р*» | 1.Звуки в слове разные. 2.Подбирать слова с этими звуками «Р и Р*» 3. Разные и сходные по звучанию слова. 4.Повторить Звуки «Л и Р» | 1-2. Повторение Что такое «звук»? Что такое «слово»? 3-4 Диагностическое обследование. |
Средняя группа
Сентябрь 3,4 неделя
Лексическая тема «Игрушки» «Детский сад»
1. Развитие общей моторики
Ритмично стучат кулачками по столу.
3. Развитие артикуляционной моторики(логопедическая пятиминутка)
Вид упражнений
Выполняемые движения
Упражнения для челюсти
Спокойное открывание и закрывание рта. Удержиивать рот открытым под счет до пяти.
Упражнения для губ
«Улыбки» — «Трубочки».
Упражнения для языка
«Лопаточка» (удержание языка под счет до десяти). Покусывание языка —расслабление языка (шлепать губами по языку с произнесением: пя-пяпяпя).
4. Развитие фонетико-фонематических процессов
Игра «Узнай по звуку». Бубен, трещотка, бумага и т.д.
5. Развитие лексико-грамматических процессов
1. Игра «Узнай игрушку но описанию».
Воспитатель описывает игрушку, ребенок должен угадать ее. Например: резиновый, круглый, чем больше бьют, тем больше подскакивает вверх.
2. Составить описательный рассказ об игрушке по следующему плану:
Что это?
Какой имеет внешний вид (величина, форма, цвет)?
Из какого материала сделана?
Как с ней можно играть?
(Например: это кукла, она большая, красивая, у нее желтое платье, умеет говорить.С ней можно играть в дочки-матери.)
3. Игра «Подбери слово».Согласование существительных с числительными два, две: два — ... мяча, две — ... куклы и т.д. (по теме «Игрушки).
Подготовка к обучению грамоте
Тема «Знакомство с органами артикуляционного аппарата».
«Сказка о веселом язычке»
УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ
Эти упражнения направлены, главным образом, на развитие физиологического слуха и слухового внимания.
1. «Слушаем тишину»
Предложите детям закрыть глаза и послушать тишину. Конечно, полной тишины вокруг вас не будет, а будут разные звуки: тиканье часов, хлопанье двери, разговоры, сигнал машины с улицы и крики ребятишек на площадке. Когда дети откроют глаза, спросите их, что за звуки они услышал в тишине. Расскажите о тех звуках, которые удалось услышать вам. Можно играть в эту игру в группе, на детской площадке, — каждый раз вы услышите разные звуки.
2. «Узнай по звуку».
Сентябрь. 3 неделя |
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
-
Развитие общей моторики. «Слон учится считать» |
Слон решил считать до ста. | Сжимают-разжимают пальцы на обеих руках одновременно |
Да, задача не проста! | Пожимают плечами, руки опущены вниз,пальцы растопырины. |
Съел сначала, для разминки, Десять яблок из корзинки, | Поочередно загибают пальцы сначала на правой, а затем на левой руке. |
Двадцать бубликов с корицей И баранок с маком тридцать, Сорок вафель шоколадных, Пятьдесят лепешек мятных, Шестьдесят сухих галет, | |
Ровно семьдесят конфет, | Хлопать в ладоши |
После восемьдесят плюшек, Девяносто штук ватрушек, Сто бананов. Кончен счёт. Эх, не лопнул бы живот! | Поглаживают себя по животу |
Под конец слону особо Тяжело далась учёба. | Вздыхая, проводят тыльной стороной ладони правой руки по лбу. Т. Крюкова |
-
Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «В школу осенью пойду» |
В школу осенью пойду | «Шагают» пальчики по столу |
Там друзей себе найду, | Загибают пальчики на обеих руках. |
Научить писать, читать, Быстро, правильно считать. Я таким учёным буду! Но свой садик не забуду. | Грозят указательным пальчиком правой руки. |
3. Развитие артикуляционной моторики |
| | | | | | |
Упражнения для челюсти | Рот открыть (удерживать под счет до 10); попеременное открывание и закрывание рта |
Упражнения для губ | «Трубочка» (губы в улыбке-трубочке) |
Упражнения для языка | «Лопаточка» (удержание под счет до 10) |
4. Развитие мимических мышц |
Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко. | Улыбнулись, обрадовались |
Но вдруг набежала тучка. | Нахмурились, огорчились |
Но ветер унес тучки и вы снова... | Улыбнулись |
5. Развитие фонетико- фонематических процессов
Подготовительная группа
1.Игра «Узнай инструмент» предлагается послушать, как звучат различные инструменты, и угадать, какой музыкальный инструмент звучал. Дети закрывают глаза и слушают и называют инструмент.
2.Игра «Что шуршит, что звенит?» показать различные предметы и предложить послушать звуки, которые они издают, а дети с закрытыми глазами по звуку отгадывают предмет.
3. Игра «Кто голос подаёт?»
6. Развитие лексико-грамматических процессов
Подготовительная группа
-
Загадываем загадки
Чёрный Ивашка- Деревянная рубашка, Где носом ведёт, Там заметку кладет (карандаш) А. Рождественская | Это что тут за зверёк Ходит вдоль и поперёк? В краске выпачканный нос, Деревянный длинный хвост. (Кисточки) В. Данько |
На черном поле Скок- по скок Гуляет зайчик – белячок. (доска и мел) | Зимою в школу он бежит, А летом в комнате лежит. Как только осень настаёт, Меня он за руку берет. (портфель) |
-
Игра «Как?»
Предложить детям закончить предложения, ответив на вопрос «как?»
Мальчик - хороший ученик, он учится (как?)… (хорошо).
Внимательная девочка всегда слушает (как?) …(внимательно).
Старательные ученики всегда делают уроки (как?)….(старательно).
Тот, кто получает отличные отметки, учится (как?)…(отлично).
-
Игра «Что лишнее, почему?»
-
Игра «Один- много»
Старшая группа
-
Отгадай загадки
2.Игра «Один-много»
3. Игра «Собери портфель»
7. Развитие связной речи (предварительная работа)
Подготовительная группа
Старшая группа
1.Чтение стихотворений С. Михалков «Как бы жили мы без книг?
2. Выучить стихотворение по выбору воспитателя.
Сентябрь. 4 неделя |
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
-
Развитие общей моторики. |
Солнце скрылось за домами, | «Солнышко» над головой |
Покидает детский сад. | Шаги на месте. |
Я рассказываю маме Про себя и про ребят. | Показывают на себя потом на воображаемую маму. |
Как мы хором песни пели, Как играли в чехарду, Что мы пили, что мы ели, Что читали в детсаду. | Далее движение по тексту. |
-
Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Наша группа» |
В нашей группе все друзья. | Ритмично стучат кулачками друг о друга |
Самый младший – это я. | Разжимают пальчики, начиная с мизинца |
Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша. | |
3. Развитие артикуляционной моторики |
| | | | | | |
Упражнения для челюсти | Рот открыть: движение нижней челюсти вправо—влево |
Упражнения для губ | Оттянуть нижнюю губу вниз. Удержать под счет до 6—8. Вернуть в исходное состояние. Поднять верхнюю губу. |
Упражнения для языка | «Улыбка-трубочка». «Лопатка», «Накажи непослушный язычок» (удержание под счет до 10) |
4. Развитие мимических мышц |
Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко. | Улыбнулись, обрадовались |
Но вдруг набежала тучка. | Нахмурились, огорчились |
Но ветер унес тучки и вы снова... | Улыбнулись |
5. Развитие фонетико- фонематических процессов
Подготовительная группа
1.Повтори слоговые ряды:
Ка-ко-ку, ку-ка-ко, ко-ку-ка; пу-пы-пи, пи-пы-па, па-по-пу.
2.Игра «Хлопай, не зевай» воспитатель просит детей хлопнуть, если они услышат определённый звук.
3. Игра «Какое слово лишнее?»
Таня, Таня, Маня, Таня…..
4.Игра «Выдели звук» первый звук в слове (Аня, Оля, Ира, арбуз, Уля)
Старшая группа
1.Игра «Узнай инструмент»
2.Игра «Хлопай, не зевай»
3.Игра «Какое слово лишнее?»
6. Развитие лексико-грамматических процессов
Подготовительная группа
-
Игра «Назови профессию»
Занимается с детьми, учит их считать, рисовать, лепить…(воспитатель)
Стирает, сушит, гладит бельё (кто?)-… (прачка)
Готовит, варит, жарит, печёт (кто?)-…(повар)
Учит детей правильно говорить, занимается, играет с детьми (кто?)-…(логопед)
Помогает воспитателю собирать детей на улицу, раздаёт обед, моет посуду, полы окна в группе (кто?)-…(помощник воспитателя)
-
Игра «Один-много»
Комната-комнаты, спальня- спальни, коридор-коридоры, кабинет-кабинеты, зал-залы,игра-игры.
-
Образование глаголов мн.ч.
Играет- играют лепит- лепят
Стоит- стоят считает-считают
Спит- спят рисует - рисуют
-
Согласование существительных с личными местоимениями
Моя- комната, спальня, веранда, столовая, раздевалка, кухня.
Мой- зал, бассейн, кабинет,коридор….
Старшая группа
-
Игра с мячом «Кто что делает?» Я буду называть профессию. Вы будете ловить мяч и перечислять, что делает этот человек.
-
Игра с мячом «Семейка слов» (образование однокоренных слов)
Как называется человек, который воспитывает детей? (Воспитатель).
Какие дети в детском саду? (воспитанные).
Как воспитатели называют детей? (воспитанники).
Что получают дети в детском саду? (воспитание)
7. Развитие связной речи (предварительная работа)
Подготовительная группа
Старшая группа
1.Составление рассказа по картине «Что мы делаем в детском саду?»
(С помощью наводящих вопросов)
Средняя группа
Сентябрь 5 неделя
Лексическая тема «Осень»
1. Развитие общей моторики
Идут по кругу, взявшись за руки.
Промочила в лужах ножки.
Руки на поясе, поднять правую ступню, затем левую ступню.
Льют дожди, и нет просвета,
Поднять руки, делая взмахи кистями.
Затерялось где-то лето!
Смотрят по сторонам в «бинокль
2. Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитатели
Выполняемые движения
Ветер по лесу гулял, ветер листики считал
Плавные, волнообразные движения ладонями
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Ветер бросил на тропинку.
Спокойно укладывают ладони на стол
3. Развитие артикуляционной моторики(логопедическая пятиминутка)
Вид упражнений
Выполняемые движения
Упражнения для челюсти
Рот широко открыть, удержать под счёт до 10.
Упражнения для губ и щек
Губы в форме трубочки, тихо тянуть звук [У].
Упражнения для языка
Шлёпать губами по языку, произнося: «пя – пя – пя…».
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия
В тишине дети должны прислушаться к звукам за окном:
«Скажите, что шумит?» (ветер) «Что шуршит?» (листья) «Кто кричит?» (дети, мальчик) «Что гудит?» (самолет, автомобиль) «Кто разговаривает?» (люди) и т.д.
Затем предлагается послушать, какие звуки слышны в помещении детского сада: в соседней группе, в коридоре, на кухне и т.д
5. Развитие лексико-грамматического строя речи
Осень что делает? (приходит, наступает, начинается…) Птицы что делают? (улетают…)
Дождь? (идёт, капает, стучит…) Тучи? Трава? Ветер?
Солнце осенью какое? (тусклое…) Листья осенью какие? (жёлтые, красные, коричневые)
Трава осенью какая? Небо осенью какое? Дождь осенью какой? Ветер? День? Земля?
-
Подобрать слова, отвечающие на вопросы «что делает?», «что делают?» по теме «Осень».
Например: осень (что делает?) — приходит, наступает, начинается...
птицы — ... тучи — ... животные-... ветер — ...
дождь — ... трава — ... деревья — ... листья — ...
листья — ... небо — ... земля — ... облака — ...
трава — ... дождь — ... день — ... ветер — ...
Подготовка к обучению грамоте
Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках
"Угадай, кто говорит"
Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
"Разговор шепотом"
Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
"Солнце или дождик"
Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
Сентябрь. 5 неделя |
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
-
Развитие общей моторики. Упражнение «Осенью» |
Вдруг закрыли небо тучи, | Поднимаются на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки. |
Начал капать дождь колючий. | Прыгают на носочках, держат руки на поясе. |
Разведет повсюду слякоть. | Приседают, держат руки на поясе. |
Грязь и лужи на дороге, Поднимай повыше ноги. Н. Нищева стр.12 | Идут по кругу высоко поднимая колени. |
-
Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку» |
Вышел дождик на прогулку. | Шагают по столу указательным и средним пальцами рук. |
Он бежит по переулку, Барабанит по окошку, Напугал большую кошку, Вымыл зонтики прохожих Крыши дождик вымыл тоже. | Загибают по одному пальцу на руках на каждую строку. |
Сразу мокрым город стал. Дождик кончился устал. Н. Нищева стр.28 | Встряхивают ладонями так, как будто отряхивают с них воду. Кладут ладони на стол. |
3. Развитие артикуляционной моторики |
| | | | | | |
Упражнения для челюсти | Имитация жевания. |
Упражнения для губ | Покусывание губ верхней затем нижней. |
Упражнения для языка | «Улыбка-трубочка». «Лопатка»(удержание под счет до 10) |
4. Развитие мимических мышц |
| До чего красив венок!- радость. Ромашки, незабудки-веселье. На цепи сидит щенок- грусть. |
5. Развитие фонетико- фонематических процессов
Подготовительная группа
1. Повторить. Что такое звук? Какие звуки бывают?
2. Деление слов на слоги.
3. Работа по развитию дыхания и голоса.
4.Подобрать слова на звук: А
5. Поделить на слоги слова машина, арбуз, морковь, абрикос , Аня, лента. Определить ударный слог. Определить место звука «А» в этих словах.
6. Придумай свои слова со звуком «А». Дать характеристику звуку.
Старшая группа
1. Игра «Выдели звук» Первый звук в словах: Уля, утка, умывальник, …;
Дать ему характеристику: гласный, обозначаем красным цветом.
Закрепить: почему гласный (воздух выходит свободно, не встречает преграды, получается песенка).
2. Игра «Поймай звук»
Произнести ряд звуков, дети должны хлопнуть на звук «У»
3. Определить место звука в словах.
Закрепить ответ: звук находится в начале слова…
6. Развитие лексико-грамматических процессов
Подготовительная группа
1. Вспомнить и назвать осенние месяца.
2. Подобрать слова, отвечающие на вопросы «что делает?», «что делают?» по теме «Осень».
Например: осень (что делает?) — приходит, наступает, начинается...
Птицы-… трава-…
Дождь-… животные-…
Тучи-…. деревья-…
Ветер-… листья-…
3.Игра «Скажи наоборот»
Летом бывает жарко, а осенью…(холодно).
Летом бывает солнечно, а осенью…
Летом чаще бывает сухо, а осенью…
Летом чаще бывает ясно, а осенью…
4.Игра «Что делает?»
Надо называть предмет или объект и бросать мяч. Вы будете ловить мяч, перечислять, что он делает и возвращать мяч назад.
Дождь- идет, льётся, моросит, заливает, стучит по крыше.
Ветер- дует, воет, гудит, срывает.
Листья- краснеют, желтеют, опадают, кружатся, устилают.
Птицы- собираются в стаи, улетают, прилетают, кричат, прощаются.
Пение песенки с муз.руководителем «Про ветер и листья» Н. Нищева
Л. Гаврилова стр.19
Старшая группа
1. Игра «Один-много»
2. Игра «Скажи наоборот»
3. Игра «Подбери признак»
Небо осенью( какое?).....
Солнце, погода, деревья, трава.
7. Развитие связной речи (предварительная работа)
Подготовительная группа
1. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осенние дожди»
2. Игра «Подбери предмет к признакам» (осенний, осенняя, осеннее).
Старшая группа
1.Составление описательного рассказа об осени с использованием схемы.
Средняя группа
Октябрь 1 неделя
Лексическая тема «Овощи»
Рассмотреть с детьми натуральные овощи, обсудить их цвет, форму. Расскажите о том, что овощи растут в огороде, на грядках, время сбора урожая овощей - осенью. Некоторые овощи растут в земле (лук, морковь, свекла, картошка) и их из земли выкапывают или выдергивают, а другие овощи растут на земле, на кустах (огурец, помидор) и их срывают или срезают. Закрепите (выучите) с детьми выделенные слова-действия.
1. Развитие общей моторики
Капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.
загибаем пальцы на руках
Ох.
хлопок в ладоши
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на земле
сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках
Капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла
загибаем пальцы на руках
Ох.
хлопок в ладоши
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
раскрытой ладонью, поставленной на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки
Капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.
загибаем пальцы на руках
Ох.
хлопок в ладоши
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак - в ритм стихотворения меняем руки
Капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла
загибаем пальцы на руках
Ох.
хлопок в ладоши
2. Развитие артикуляционной моторики(логопедическая пятиминутка)
Вид упражнений
Выполняемые движения
Упражнения для челюсти
Спокойное открывание и закрывание рта. Удержиивать рот открытым под счет до пяти.
Упражнения для губ
«Улыбки» — «Трубочки».
Упражнения для языка
«Лопаточка» (удержание языка под счет до десяти). Покусывание языка —расслабление языка (шлепать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя-пя).
3. Развитие фонетико-фонематических процессов
Повтори ритм 00 000, 0 0 000, 00 00
4. Развитие лексико-грамматических процессов
Игра «Зокончи предложение»
Я из земли выдергиваю…(морковку)
Я из земли выкапываю…(картошку)
Я срываю с кустика …(помидоры, огурец)
Я срезаю…(капусту);
Игра «Жадина» употребление названий овощей (помидор, огурец, лук, картошка, капуста, морковь) с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё.
Игра «Назови ласково»
Игры «Чем отличаются?», «Найди такой же»
Учить строить фразу из 2-3 слов с предлогами «В», «НА», «С
Подготовка к обучению грамоте
-
Игра «Слушай внимательно! Произноси старательно!»
Выбирается ведущий (менять). Дети должны произнести звук у столько раз и в таком ритме, сколько раз ведущий постучит в бубен.
-
Закрепить: звук У, А гласный, обозначается красным цветом.
Октябрь. 1 неделя |
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
1. Развитие общей моторики. «Урожай» |
В огород пойдем, урожай соберем. | Шаги на месте. |
Мы моркови натаскаем | «Таскают», |
И картошки накопаем. | «Копают». |
Срежем мы кочан капусты, | «Срезают» |
Круглый, сочный, очень вкусный. (И. Нищева) | Показывают круг руками (3 раза). |
2. Развитие мелкой моторики. |
Вырастала репка желтая и крепкая | Стучим кулачок о кулачок. |
Перед домом свёкла | Поочередно сжимаем руки в кулачки. |
Смотрит прямо в окна | Упр. «Бинокль» соединяем кончики пальцев большими пальцами обеих рук. |
И морковки урожай | Потереть ладонь о ладонь. |
Сладкой, сочной-собирай! | Упр. «Фонарики» |
3. Развитие артикуляционной моторики |
| | | | | | |
Упражнения для челюсти | Сомкнуть зубы, открыть — закрыть рот |
Упражнения для губ | Почмокать губами, пошлепать губами |
Упражнения для языка | Удержать язык у нижних зубов под счет до пяти; покусать язык зубками |
4. Развитие мимических мышц |
Как хорошо, когда ты улыбаешься, Как хорошо, когда ты удивляешься, Но как же нам невесело, Когда ты сердишься и огорчаешься. | Выполнение действий по тексту |
5. Развитие фонетико- фонематических процессов
Подготовительная группа
1. Игра «Лото». Детям раздаются цветные кружки и карточки с изображением 4-5предметов, вназвании которых встречается и не встречается заданный звук У.
Задание:
найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот,кто первым правильно выполнит задание.
2. Игра «Хлопай, не зевай» Хлопать на слово, в котором присутствует звук У.
3. Поделить на слоги слова:утка, утюг, кубик, труба, дача, груша.
Определи ударный слог. Определить место звуков У в этих словах.
Старшая группа
1. Игра «Выдели звук» Первый звук в словах: Арбуз,Автобус, Апельсин …;
Дать ему характеристику: гласный, обозначаем красным цветом.
Закрепить: почему гласный (воздух выходит свободно, не встречает преграды, получается песенка).
2. Игра «Поймай звук»
Произнести ряд звуков, дети должны хлопнуть на звук «А»
3. Определить место звука в словах.
Закрепить ответ: звук находится в начале слова…
6. Развитие лексико-грамматических процессов
Подготовительная группа
-
Игра «Чего не стало?» -употребление сущ. в форме Р.п. и мн.ч.
-
Игра «Весёлый мотылёк» употребление предлогов НА,В,ЗА
3. Составить предложения из слов.
Картошка, расти, огород, в.
Капуста, тарелка, лежать, на.
4. Закончить предложения (составление сложноподчиненных предложений).
Мама почистила картошку, чтобы....
Мама собрала в огороде помидоры, чтобы…..
Мама помыла овощи, чтобы....
Мама купила в магазине морковь, чтобы....
5. Составить как можно больше сложносочиненных предложений по схеме и образцу.
Морковь — овощ, а яблоко — фрукт. Морковь растет в огороде, а яблоко — в саду.
Старшая группа
1. Игра «Большой и маленький»
2. Составь описательный рассказ об овощах по плану:
1. Что это?
2. Где растёт?
3. Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?
4. Какой вкус?
5. Что из него можно приготовить?
7. Развитие связной речи (предварительная работа)
1. Чтение литературных текстов: Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники», русской народной сказки «Репка» «Вершки и корешки».
Ю. Тувим «Овощи»
2. Игры «Кто быстрее соберёт овощи в корзинку», «Отгадай на ощупь», «Овощной магазин».
3. Рассматривание овощей и картины.
4. Аппликация «Корзина с овощами» или лепка по выбору.
5. Игра «Угадай на вкус»
Средняя группа
Октябрь 2 неделя
Лексическая тема «Сад. Фрукты»
Расскажите о том, что фрукты растут во фруктовом саду, на деревьях; когда фрукты созревают, их с деревьев срывают. Желательно дать детям рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус натуральные фрукты, объяснить такие понятия, как кислый – сладкий, гладкий – шершавый; рассказать, что готовят из фруктов: варят варенье, компот, выжимают сок, делают начинку из пирогов и.т.д..
1. Развитие общей моторики
— Яблоня! Яблоня!
Где же твои яблоки?
Дети идут по кругу, взявшись за руки.
В центре стоит один ребенок — «яблоня».
Заморозил их мороз?
Или ветер их унес?
Дети останавливаются, на каждую строку
загибают по одному пальцу на обеих руках
Или молния спалила?
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?
Куда они пропали?
Опускают руки, пожимают плечами.
— Не морозил их мороз, и не ветер их унес,
Дети загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших
Не спалило их огнем, града не было с дождем,
Птицы их не поклевали...
Дети оборвали!
Дети разбегаются, ребенок-«яблоня» пытается их запятнать.
2. Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитатели
Выполняемые движения
Как у нашей Зины
Делают ладони «корзинкой».
Фрукты в корзине:
Яблоки и груши,
Загибают пальцы, начиная с мизинца
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы – До чего красивы!
3. Развитие артикуляционной моторики(логопедическая пятиминутка)
Вид упражнений
Выполняемые движения
Упражнения для челюсти
Игровое упражнение «Жуём твёрдую грушу».
Упражнения для губ и щек
Спрячем сливу за щёку. Надувать попеременно то правую, то левую щёку.
Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперёд узкой трубочкой.
Щёчки-яблочки. Ваши щёчки круглые как яблочки надуть обе щеки.
Упражнения для языка
Язычок пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.
Язычок-листок прикрыл яблочка бочок. Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.
Чашечка. Сделать из языка «чашечку». «В Настину чашечку я налью апельсиновый сок, в Ванину – яблочный, в Димину – сливовый. Какой сок налить тебе, Соня?»
-
Д. игра с мячом «Один – много» Например: яблоко – яблоки – много яблок, груша – груши, много груш (банан, апельсин, слива, персик, абрикос, лимон).
-
Д. игра с мячом «Назови ласково» Например: лимон – лимончик, яблоко - яблочко
-
Д.и. «Скажи какой?» Например: яблоко (какое?) красное, круглое, сладкое, вкусное, сочное.
-
Упражнение «Сосчитай до пяти слова»: яблоко, груша, банан, лимон, апельсин, персик, абрикос, слива
-
Игра «расскажи о фрукте» - составление предложений о двух-трех фруктах.
Ребенок должен сказать, какой фрукт по цвету, форме, вкусу, опираясь на его изображение. (Например: Это яблоко. Оно круглое, красное, сладкое.)
Следить за правильным и четким проговариванием окончаний прилагательных.
Игра «Хлопни» - названия перечисленных фруктов прохлопать, проговаривая по слогам, например: я-бло-ко…
При проведении этой игры слова всегда проговариваются так, как произносятся, а не пишутся!
Игра «Жадина»
Яблоко- мое яблоко….
Подготовка к обучению грамоте
Повторить-звукС - согласный.
Игра «Ловишка»-поймать звукС из ряда звуков
Отобрать картинки, в названии которых есть звукС
Игра «короткие и длинные слова»(сок-варенье, мак — погремушка, кот — велосипед, дом —черепаха).
Октябрь. 2 неделя |
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
1. Развитие общей моторики. |
Как румян осенний сад! | Легкие хлопки по щекам. |
Всюду яблоки висят. | Руки поднять вверх. |
Краснобоки, краснощеки, | Руки на поясе. |
На ветвях своих высоких | Руки поднять вверх. |
Точно солнышки горят | Соединить руки в круг («солнышко»). |
2. Развитие мелкой моторики. «Компот» |
Будем мы варить компот, | Левую ладошку держат «ковшиком». |
Фруктов нужно много. Вот: | Указательным пальцем правой «мешают». Загибают по одному пальцу , начиная с большого. |
Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. | |
Варим, варим мы компот, Угостим честной народ (Н. Нищева) | Опять «варят» и «мешают» |
3. Развитие артикуляционной моторики |
| | | | | | |
Упражнения для челюсти | Покашливание; имитация голубиного воркования |
Упражнения для губ | «Вкусное варенье» |
Упражнения для языка | «Почистим зубки» (верхние зубы изнутри). |
4. Развитие мимических мышц |
Пришли в сад. Какие большие яблоки! | Удивление |
А какие сочные груши! | Восхищение |
А как их много! | Радость |
Откусили кусочек яблока, а там червячок. | Разочарование |
5. Развитие фонетико- фонематических процессов
Подготовительная группа
1. Назвать первые звуки в словах Утка,, Акула, Арбуз, улей, и.т.д.
2. Подобрать слова на звуки: А-У.
3. Игра «Хлопай, топай». На слоги со звуком А — хлопаем, а со звуком У — топаем.
4. Игра «Рыболовы». Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют место звуковА и У.
5. Дать полную характеристику звукам «А и У».
Старшая группа
1. Игра «Поймай звук» Дети хлопают на звук А.
2. Игра «Выдели звук» Выделять начальные звуки в словах: Апельсин, аист, удав, Утро, Улитка, Аня… Давать им характеристику: эти звуки гласные обозначаем их красным цветом.
2. Обозначение места звука в схеме (в начале, в середине или в конце).
6. Развитие лексико-грамматических процессов
Подготовительная группа
1. Игра «Магазин соков» . Образование прилагательных от существительных: сок из яблок ( какой?) — яблочный, из груш, из слив, из абрикосов, из апельсинов и т.д.
2. Игра что изменилось?» развитие зрительного внимания.
3. Игра «Где яблоко?» - употребление предлогов НА, ПОД, В.
4. Игра «Ёжик и яблоки»-развитие речевого слуха, элементарных математических представлений.
5.Учить составлять описательный рассказ по плану:
Что это?
Какой формы?
Какого цвета?
Какой на ощупь?
Какой на вкус? Какие блюда можно приготовить?
6. Игра «1, 3, 5, 7». Груша, яблоко, вишня, черешня, персикии. т.д.
Старшая группа
1. Игра «Назови сок, варенье» Сок из яблока-яблочный, варенье из яблок- яблочное. (Груша, апельсин, виноград, персик, абрикос).
2. Составь описательный рассказ о фруктах по плану:
Что это?
Где растёт?
Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?
Какой вкус?
Что из него готовят?
3. Игра «Один-много» Апельсин- апельсины- апельсинов (груша, яблоко, абрикос, банан)…
7. Развитие связной речи (предварительная работа)
Подготовительная группа
1. Чтение рассказов Б.Житкова «Баштан», «Сад».
2. Игры «Определи на вкус», «Отгадай по описанию».
Старшая группа
1. Чтение художественных текстов: Л. Толстой «Косточка», Я. Тайц «По ягоды», Е. Пермяк «Смородинка», загадки о фруктах. Лепка «Фрукты на блюде» или Аппликация «Ваза с фруктами».