Фотоквест «Литературное селфи»
(путешествие по литературной карте Крыма)
КАК ОТКРЫТОЕ ВНЕАУДИТОРНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
(к 6-й годовщине воссоединения Крыма с Россией)
Не секрет, что художественная литература – неотъемлемый помощник в воспитании обучающихся. Книги не только развивают воображение и память, но и учат ребят дружить, любить, сопереживать, приобретать уверенность в себе и своих силах, творчески подходить к решению сложных задач. Любовь к литературе приходит, в том числе с помощью литературной гостиной. Однако не до конца учеными и методистами исследованаорганизация и проведение такого внеаудиторного мероприятия, как литературная гостиная. Этим обстоятельством и обуславливается актуальностьпредлагаемого исследования.
Цель данной работы– обозначить основные положения, необходимые для подготовки и проведения такого внеаудиторного мероприятия по общеобразовательной учебной дисциплине «Литература», как литературная гостиная.
В соответствии с обозначенной целью выдвигаются основные задачи исследования:
– дать определение такому внеаудиторному мероприятию, как литературная гостиная;
– осветить цели и задачи литературной гостиной;
– привести личный пример проведения литературной гостиной.
Объект исследования – это реализация внеаудиторной деятельности по общеобразовательной учебной дисциплине «Литература» в рамках ФГОС.
Предмет исследования – это внеаудиторное мероприятие – литературная гостиная.
Итак, литературная гостиная – это одна из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. На ней происходит прослушивание музыкальных композиций и чтение стихотворений, которые способствуют формированию потребности видеть, чувствовать и самим творить прекрасное.
Литературная гостиная является открытым внеаудиторным мероприятием, направленным на приобщение обучающихся СПО к чтению, книжной культуре, любви к поэзии, развитию интеллекта и творческих способностей.
Цель литературной гостиной:создание оптимальных условий для раскрытия творческого, интеллектуального потенциала обучающихся, формирования личности.
Задачи: популяризация художественного слова у обучающихся;совершенствование техники выразительного чтения, овладевание правильной интонацией, основными элементами которой являются логические ударения, паузы грамматические, психологические и т.д.;развитие интеллекта и творческих способностей у обучающихся через приобщение к поэзии, литературному творчеству;создание условий для самовыражения, самореализации обучающихся;формирование у подрастающего поколения нравственных качеств и гражданских ориентиров.
Опыт проведения литературной гостиной.
Ежегодно мной два-три раза в год проводятся литературные гостиные. Среди последней, отмечу литературную гостиную на тему «Современная поэзия».Форму проведения, которую выбрал для нее – это был литературно-музыкальный час.
Среди подготовительных мероприятий, выделю:
- разработка сценария литературной гостиной;
- приглашение в литературную гостиную современных представителей литературной богемы полуострова (писатели, поэты, барды Республиканской литературной студии им.Н.А.Кобзева).
- подборка для чтения наизусть стихотворений современных авторов;
- подготовка обучающихся к выразительному чтению наизусть стихотворений современных авторов;
- подборка сборников стихотворений современных поэтов для книжной выставки;
- подготовка презентации по сценарию литературной гостиной;
- оформлениеучебного кабинета.
Оформление и оборудование учебного кабинета:заранее были расставлены столы и стулья; мультимедийный экран, ноутбук, проектор; книжная выставка.
Содержание литературной гостиной на тему «Современная поэзия»:
Вступительное слово преподавателя.
Выступления представителей Республиканской литературной студии им. Н.А.Кобзева.
Чтениенаизусть стихотворений «Меж датами рожденья и кончины» Эльдара Рязанова и «Интернет» Вячеслава Барашихина преподавателем русского языка и литературы Кобылкиным Андреем Олеговичем.
Декламация стихотворений современных авторов обучающимися первых курсов: Левкович Регина, АлимджановОйбек, Смольницкая Яна, Шаршова Ирина, Демченко Анастасия, Щеглов Владимир, Ромащенко Алена, Коваленко Руслан, Чайка Андрей.
Заключительное слово преподавателя.
К примеру, в заключительном слове мной было сказано следующее. Приведу концовку сценария литературной гостиной:
«Итак, на этом наша литературная гостиная подходит к концу. Спасибо нашим гостям, спасибо ребятам. В заключение, хочу отметить, что всех нас объединяет любовь к нашему родному, Великому русскому языку. Поэтому закончить наш литературно-музыкальный час хотелось бы стихотворением «Наш русский» современной крымской поэтессы Людмилы Гусельниковой:
Не знаю пристрастья к другим языкам.
О нём мои мысли и речи.
Мой русский язык ни друзьям, ни врагам
Не дам искажать и калечить.
Мой русский, как говор лесного ручья,
Как нежность весеннего сада,
Как натиск грозы, как святая – ничья,
Что чувств усмиряет громады.
Он – звонок, он – чист, несказанно певуч,
Он праведен с другом и братом,
Красив, многогранен, отточен, могуч…
Он может звучать и набатом!
Мой русский! Когда на изломе эпох
Ты мечен лукавого метой,
Будь пламенен, стоек, и дай тебе Бог
Быть вестником мира при этом».
Резюмируя, хочется отметить, что исследованием по организации и проведении такого внеаудиторного мероприятия, как литературная гостиная предстоит еще много заниматься. Но уже сейчас, однозначно можно сказать, что литературная гостиная, на мой взгляд, поможет исправить ситуацию с закомплексованностью современной молодёжи и поспособствует вернуть Россиистатус самой читающей нации.